Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. В дневнике для практических работ начертите граф-структуру головного мозга




V. Решите задачи

1. У пациента наблюдаются повреждения в области латеральных углов ромб- овидной ямки. Ядра каких черепно-мозговых нервов пострадают.

2. Какие отделы и образования ствола головного мозга будут осуществлять

процесс непроизвольной регуляции движения, их механизм.

3. Какие образования головного мозга пострадают при повреждении в области

гипофизарной ямки турецкого седла основания черепа?

4. Какие структуры головного мозга будут обеспечивать непроизвольные дви-

жения на слуховые и зрительные раздражители, почему и каков механизм?

 


Практическое занятие №4-4

Тема: «Большой мозг, мозжечок-структура, топография, функции».

Студент должен знать:

Мозжечок – местоположение, внешнее и внутреннее строение, функции, ядра, центры.

Конечный (большой) мозг. Внешнее строение, внутренняя структура. Базальные ядра-виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные зоны коры. Полость конечного мозга. Лимбическая система-структура и функции. Оболочка мозга твердая – расположение, листки, синусы. Паутинная – расположение, строение. Сосудистая – расположение, строение, сплетения. Межоболочные пространства – эпидуральные, субдуральные, субарахноидальные – расположение, их содержимое.

Полости головного мозга – расположение, стенки, сообщение друг с другом, спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством. Ликвор – образование, движение и функции.

 

Цель занятия:

1. Изучить местоположение, внешнее и внутреннее строение мозжечка, связь его со стволом мозга, функции.

2. Усвоить строение, топографию большого мозга, его долей, базальных ядер.

3. Закрепить знания по цитоархитектонике большого мозга.

4. Изучить оболочки головного мозга, полости, Межоболочные пространства, их значение.

5. Представлять структуру ликвора, знать его значение.

Задание для самоподготовки студентов к практическому занятию:

Повторить тему: «Череп – строение и топография».

Изучая данную тему, ответьте на предлагаемые вопросы в указанной последовательности:

1. Покажите на препарате или таблице, в атласе мозжечок и его части, назовите их, укажите латинское название мозжечка.

2. Объясните местоположение мозжечка, с какими образованиями головного мозга граничит.

3. Покажите ножки мозжечка: верхние, средние и нижние; укажите, с какими отделами головного мозга они связывают мозжечок.

4. Покажите дольки и лепестки, объясните, чем они образованы.

5. Чем представлено белое и серое вещество мозжечка.

6. Покажите «древо жизни», объясните его структуру.

7. Покажите и назовите собственные ядра мозжечка.

8. Покажите и назовите проводящие пути мозжечка, объясните их функции.

9. Расскажите о функциях мозжечка.

10. Покажите четвертый желудочек, назовите структуры, формирующие его.

11. Покажите конечный мозг, охарактеризуйте его местоположение, назовите полушария.

12. Покажите и назовите доли полушарий конечного мозга, их границы.

13. Назовите и покажите борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушария.

14. Назовите и покажите борозды и извилины медиальной и нижней поверхности полушария.

15. Расскажите о сером и белом веществе большого мозга, их местоположение. Дайте понятие о цитоархитектонике коры.

16. Используя таблицу или атлас, укажите локализацию корковых центров: двигательного, кожной чувствительности, зрительного, слухового, обонятельного анализаторов.

17. Укажите локализацию корковых двигательных центров артикуляции речи, двигательные центры письменной речи, зрительный центр письменной речи.

18. Назовите и покажите базальные ядра, их функции.

19. Назовите и покажите составные части лимбической системы, какие функции выполняет.

20. Покажите и назовите структурные элементы стрио-паллидарной системы, их функции.

21. Покажите боковые желудочки, объясните их строение, связь с другими желудочками и межоболочными пространствами.

22. Покажите и назовите оболочки головного мозга и межоболочные пространства.

23. Покажите и назовите серпы: объясните, чем они образованы, их значение.

24. Дайте классификацию проводящих путей большого мозга.

25. Расскажите о связях большого мозга с нижележащими отделами центральной нервной системы.

Литература для подготовки:

1. Р.П.Самусев: «Анатомия человека». Стр. 388-401

383-385

2. Р.П.Самусев: «Атлас нормальной анатомии человека». Стр. 272,276-283

3. Материал лекции № 4-2.

 

С целью закрепления знаний выполните следующие задания:

I. Выполните предлагаемые тесты:

1. Относится ли мозжечок к стволу мозга:

а)да б) нет

2. Находятся ли в мозжечке ядра черепно-мозговых нервов:

а)да б) нет

3. Укажите, образует ли мозжечок крышу 4-го желудочка:

а)да б) нет

4. Укажите, является ли мозолистое тело парным образованием:

а)да б) нет

5. Укажите, какая борозда отделяет лобную долю от теменной:

а)латеральная г) шпорная

б) центральная д) теменно-затылочная

в) поясная

6. К структурам конечного мозга относятся:

а) четверохолмие в) базальные ядра

б) мозжечок г) таламус

7. Укажите, в коре какой доли располагается центр слухового анализатора:

а) лобной г) затылочной

б) теменной д) островковой

в) височной

8. Укажите извилины лобной доли:

а) прецентральная в) язычковая

б) постцентральная г) нижняя лобная

9. Укажите базальные ядра конечного мозга:

а) полосатое тело г) медиальное ядро

б) добавочное ядро д) ограда

в) миндалевидное тело

10. Укажите структуры лимбической системы:

а) поясная извилина г) парагиппокампальная извилина

б) ядро шатра д) мозолистое тело

в) гиппокамп

11. Укажите область кожной чувствительности в коре большого мозга:

а) прецентральная извилина

б) постцентральная извилина

в) поясная извилина

г) верхняя височная извилина

12. Перечислите собственные ядра мозжечка:

а) г)

б) д)

13. Укажите,с какими отделами стволовой части головного мозга связан мозжечок ножками:

1. нижние ножки а) мост

2. средние ножки б) продолговатый мозг

3. верхние ножки в) средний мозг

14. Укажите расположение зон в коре большого мозга:

1. затылочная доля а) зона кожной чувствительности

2. теменная доля б) зрительная зона

3. лобная доля в) слуховая зона

4. височная доля г) обонятельная зона

д) двигательная зона

е) зона механической речи

15. Перечислите оболочки большого мозга:

а) в)

б)

16. К межоболочным пространствам головного мозга относятся:

а) эпидуральное в) субарахноидальное

б) паутинное г) субдуральное

17. Полостями конечного мозга являются:

а) 4-й желудочек в) водопровод

б) 3-й желудочек г) боковые желудочки

18. Укажите, сколько слоев клеток имеет кора большого мозга:

а) 5 б) 6 в) 7 г) 8

19. Перечислите проводниковые тракты мозжечка, соединяющие его со спинным мозгом и средним мозгом:

а) б) в)

20. Укажите, какие оболочки головного мозга формируют серпы:

а) твердая оболочка в) паутинная оболочка

б) мягкая оболочка г) все оболочки

II. Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Латинское название мозжечка

2. Образование, соединяющее полушария мозжечка

3. Жидкость, заполняющая полости головного мозга

4. Желудочек, формируемый мозжечком

5. Количество долей полушария конечного мозга

6. Щель, отделяющая конечный мозг и мозжечок

7. Борозда, отделяющая лобную и теменную доли

8. Полости конечного мозга

9. Образование, соединяющее полушария конечного мозга

10. Оболочка, формирующая надкостницу черепа

11. Латинское название конечного мозга

12. Борозда, отделяющая лобную и височную доли.

13. Ножки, соединяющие мост и мозжечок

14. Тракт, соединяющий мозжечок и средний мост

15. Вещество, формирующее кору

16. Доли, занимающие переднюю мозговую ямку черепа

17. Место локализации центра зрительной речи

18. Волокна, соединяющие полушария конечного мозга

19. В какую систему входит поясная извилина

20. Система, формируемая базальными ядрами.

III. Заполните предлагаемую таблицу:

Доля Извилины, дольки Функциональные зоны Значение
Лобная Прецентральные из- вилины Зона регуляции произвольных движений. Регуляция произво- льных движений

Решите предлагаемые задачи и задания:

1. В результате дорожно - транспортной аварии у пострадавшего наблюдается нарушение

произвольных соматических движений в левой половине тела человека. Где будет локализо-

ваться очаг поражения и почему?

2. Какая система конечного мозга формируем психо-эмоциональную сферу человека, её структура?

3. Какие морфологические признаки мозжечка и конечного мозга объединяют их и какие

отличают?

4. Какие нарушения могут возникать при повреждении коры верхней и средней височной из-

вилин конечного мозга?

 

 

Практическая работа № 4-5

Тема: «Черепно – мозговые нервы. Особенность, топография, зоны иннерваци».

Студент должен знать:

Количество черепно-мозговых нервов, их название, функциональные виды:

- обонятельный нерв – образование, выход из полости носа в полость черепа, место контакта с обонятельным мозгом, функция.

- зрительный нерв – образование, выход из полости глазницы, ход в полости черепа, функция.

- глазодвигательный, блоковый, отводящий – вход в полость глазницы, центры, зона иннервации.

- тройничный нерв – ветви, места выхода из черепа, области иннервации чувствительных и двигательных ветвей.

- лицевой нерв – расположение в височной кости, место выхода из черепа, области иннервации чувствительных, двигательных соматических и вегетативных парасимпатических ветвей.

- преддверно-улитковый – образование, функции.

- языкоглоточный нерв – виды волокон, ядра, их локализация, место выхода из черепа, области иннервации.

- блуждающий нерв – виды волокон, ядра, их локализация, место их выхода из черепа, топография, области иннервации двигательных, чувствительных волокон.

- добавочный и подъязычный нервы – ядра, места выхода из черепа, зоны иннервации.

Цель практического занятия:

  1. Изучить классификацию черепно-мозговых нервов.
  2. Усвоить особенности топографии, локализации центров, зон иннервации черепно-мозговых нервов.
  3. Научиться определять места выходов нервов из черепа.

Задания для самоподготовки студентов к практическому занятию:

I. Повторите:

  1. Топографию основания мозгового черепа и лицевого черепа.
  2. Строение и топографию ствола мозга, местоположение центров черепно-мозговых нервов.

II. При изучении черепно- мозговых нервов найдите ответы на предлагаемые вопросы в указанной последовательности:

1. Перечислите номер и название каждого черепно-мозгового нерва.

2. Назовите виды черепно-мозговых нервов.

3. Перечислите чувствительные черепно-мозговые нервы.

4. Перечислите двигательные черепно-мозговые нервы.

5. Перечислите смешанные черепно-мозговые нервы.

6. Покажите на таблице, в атласе,1-ю, 2-ю, 8-ю пары черепно-мозговых нервов. Укажите и назовите начало нервов, вход в полость черепа, проводниковый путь, подкорковые и кор-ковые центры.

7. Назовите общие признаки, характеризующие 1-ю, 2-ю, 8-ю пары черепно-мозговых нер-вов.

8. Покажите на таблице и в атласе 3-ю, 4-ю, 6-ю пары черепно-мозговых нервов, назовите общие признаки, характеризующие их.

9. Укажите места выхода данных нервов из черепа, подкорковые центры, зоны иннервации, перечислите функции.

10. Покажите на таблице 5-ю пару черепно-мозговых нервов, их центры ганглиев.

11. Покажите ветви 5-й пары: глазную, верхнечелюстную, нижнечелюстную, места их выхода из мозга и черепа, зоны иннервации. Перечислите функции.

12. Покажите на таблице и в атласе 7-ю пару черепно-мозговых нервов, назовите его, укажите ядра, места выхода из мозга и черепа.

13. Покажите и назовите основные ветви 7-й пары черепно-мозговых нервов, зоны иннервации и функции.

14. Покажите 9-ю и 11-ю пары черепно-мозговых нервов, назовите их, укажите и назовите ядра.

15. Перечислите и покажите основные ветви, место выхода из мозга и черепа 9-й и 1-й пар, зоны иннервации, особенности.

16. Покажите 10-ю пару черепно-мозговых нервов, их ядра, местоположение, места выхода из мозга и черепа.

17. Покажите блуждающий нерв в области шеи, объясните понятие: нервно-сосудистый пу- чок.

18. Покажите и назовите крупные ветви блуждающего нерва в области шеи и головы, объяс-ните виды и зоны иннервации.

19. Покажите блуждающий нерв и его ветви в грудной и брюшной полости, назовите зоны иннервации и выполняемые функции.

20. Покажите 12-ю пару черепно-мозговых нервов (подъязычный нерв), расскажите его топо-графию, функции, зоны иннервации.

III.С целью систематизации знаний составьте таблицу по предлагаемой схеме.

 

№ ЧМН Название нерва Вид нерва Место выхода из черепа Центры ЧМН в головном мозге Основные ветви Топография и зона иннервации
             
             

Литература для подготовки:

  1. Р.П.Самусев «Анатомия человека» стр.: 403-416.
  2. Р.П.Самусев «Атлас нормальной анатомии человека» стр.:283-291
  3. Эвелин Пирс «Анатомия и физиология» стр.: 344-346

Теоретическая справка: черепно-мозговые нервы- это отдел периферической нервной системы, осуществляющий связь головного мозга с рабочими органами и рецепторами анализаторов. Основная функция- проводниковая. Количество - двенадцать пар. Обозна-чаются латинскими цифрами. Ядра локализуются в стволовой части головного мозга.

Классификация: В зависимости от вида иннервации выделяют черепно-мозговые нервы чувствительные, двигательные и смешанные.

Чувствительные: Обонятельный(1-я пара), Зрительный(2-я пара), Преддверно-улитковый (8-я пара), формируются вне центральной нервной системы, входят в структуру соответству-

ющих анализаторов, идут от периферии в ЦНС. Их нейроны формируют ганглии или рассея-

ны в слизистой оболочке верхнего носового хода и сетчатке глазного яблока.

Двигательные; Глазодвигательный(3-я пара), Блоковый (4-я пара), Отводящий(6-я пара)

Добавочный (11-я пара), Подъязычный(12-я пара). Ядра локализуются в ромбовидной ямке

и среднем мозге. Стволы нервов идут от головного мозга на периферию к рабочим органам.

Осуществляют двигательную соматическую и вегетативную иннервацию.

Смешанные; Тройничный(5-я пара), Лицевой(7-я пара), Языкоглоточный(9-я пара)

Блуждающий(10-я пара)- состоят из двигательных и чувствительных волокон, Имеют двига-

тельные и чувствительные центры, локализующиеся в ромбовидной ямке проекции моста и продолговатого мозга. Формируют чувствительные и вегетативные ганглии. Осуществляют двигательную соматическую и вегетативную иннервацию, а также чувствительную общую и

вкусовую, формируя соответствующие анализаторы.

 

С целью контроля полученных знаний и их закрепления выполните следующие задания:

I. Решите предлагаемые тесты:

  1. Укажите, является ли добавочный нерв чувствительным

a) да б) нет

  1. Локализуются ли в ромбовидной ямке ядра зрительного нерва?

a) да б) нет

  1. Выходит ли зрительный нерв из глазницы через верхнюю глазничную щель?

a) да б) нет

  1. Является ли лицевой нерв смешанным по функции?

a) да б) нет

  1. Укажите – сколько ядер имеет тройничный нерв?

a) I б) II

в) III г) IV

  1. Укажите, в каком отделе головного мозга нет ядер черепно-мозговых нервов:

a) продолговатый мозг б) задний мозг

в) средний мозг г) промежуточный мозг

д) конечный мозг

  1. Укажите чувствительные черепно-мозговые нервы:

а) обонятельный б) тройничный

в) зрительный г) блоковый

  1. Перечислите смешанные черепно-мозговые нервы:

а) б) в) г)

  1. Укажите ветви тройничного нерва:

a) глазничная б) нижнечелюстная

в) верхнечелюстная г) промежуточная

  1. Укажите нервы, проходящие через яремное отверстие:

a) Блуждающий б) подъязычный

в) добавочный г) отводящий

д) языкоглоточный

  1. Укажите, какая пара ЧМН осуществляет иннервацию органов грудной и брюшной полости:

a) V в) X

б) VII г) XII

  1. Укажите, их каких отделов ствола мозга выходят ЧМН и какие:

1. продолговатый мозг а) глазничный нерв

2. мост б) блоковый нерв

3. средний мозг в) тройничный нерв

г) отводящий нерв

д) лицевой нерв

е) языкоглоточный нерв

ж) преддверно-улитковый нерв

з) блуждающий нерв

и) добавочный нерв

к) подъязычный нерв

  1. Укажите, какой из ЧМН не проходит через верхнюю глазничную щель

a) II б) III

в) IV г) VI

  1. Укажите, какой нерв проходит через круглое отверстие:

a) глазничный б) нижнечелюстной

в) верхнечелюстной г) подглазничный

  1. Перечислите двигательные черепно-мозговые нервы:

а) б) в) г) д)

  1. Укажите, через какие отверстия в черепе проходят черепно-мозговые пары:

1. I пара а) верхняя глазничная щель

2. II пара б) канал зрительного нерва

3. III пара в) яремное отверстие

4. IV пара г) круглое отверстие

5. V пара д) продырявленная пластинка

решетчатой кости 6. VI пара е) внутренний слуховой проход

7. VII пара ж) шилососцевидное отверстие

8. VIII пара з) овальное отверстие

9. IX пара и) канал подъязычного нерва

10. X пара

11. XI пара

12. XII пара

  1. Чувствительные волокна тройничного нерва образованы дендритами нейронов:

a) Гипоталамуса б) зрительного бугра

в) ромбовидной ямки г) узла тройничного нерва

  1. Гладкие мышцы сосудов и внутренних органов иннервируют:

a) языкоглоточный нерв б) блуждающий нерв

в) лицевой нерв г) тройничный нерв

  1. Укажите, ветвью, какой пары ЧМН является барабанная струна:

a) V пары б) VII пары

в) IV пары г) X пары

  1. Укажите, какая пара ЧМН имеет ядра в головном и спинном мозге

a) VIII пара б) IX пара

в) X пара г) XI пара

д) XII пара

 

II. Решите предлагаемые задачи:

  1. Какие ЧМН пострадают при локализации опухоли в области верхней глазничной щели.
  2. Какие ЧМН пострадают при разрушении в области яремного отверстия.
  3. Отсутствует чувствительность у пациента в области нижней губы, подбородка, десен и зубов нижней челюсти справа. Опускание нижней челюсти не нарушено. Какой нерв поврежден?
  4. Больной не может высунуть язык. Какие нервы пострадали?
  5. Какие чувствительные ЧМН не имеют ганглиев и почему?
  6. Какие нервы пострадают при повреждении внутреннего слухового прохода?

 

 

Практическая работа № 4-6

Тема: «Вегетативная нервная система: морфо-функциональные особенности».

Студент должен знать:

Классификацию вегетативной нервной системы. функции, зоны иннервации. Симпатическая нервная система: центральный отдел – структура, местоположение; периферический отдел – чем представлен, расположение ганглиев. Сравнительную характеристику пре и постганглионарных волокон. Симпатические сплетения – наименования и местоположения, зоны иннервации.

Парасимпатическая нервная система: центральный отдел – чем представлен, расположение парасимпатических ганглиев, сравнительная характеристика пре и постганглионарных волокон. Нервы, содержащие парасимпатические волокна (3-я, 7-я, 9-я, 10-я пара ЧМН). Симпатические и парасимпатические рефлекторные дуги, медиаторы.

Цель практического занятия:

1. Изучить структурные и функциональные особенности вегетативной нервной системы.

2. Усвоить морфологические особенности симпатической нервной системы, зоны иннервации.

3. Уяснить морфологические особенности парасимпатической нервной системы.

4. Изучить основы функционального антагонизма симпатической и парасимпатической нервной системы.

Задания для самоподготовки к практическому занятию

I. Повторить темы: «ствол мозга»; «черепно-мозговые нервы»; «спинной мозг»; вопросы, связанные с вегетативными центрами; 3, 7, 9, 10-й пары ЧМН.

II. Используя учебник «Анатомия человека» и «Атлас нормальной анатомии человека» ответьте на предлагаемые вопросы в указанной последовательности.

 

1. Дайте определение вегетативной нервной системы, ее классификацию.

2. Перечислите отличительные особенности вегетативной нервной системы от соматической.

3. Назовите и начертите звенья вегетативной рефлекторной дуги, укажите их особенности.

4. Укажите и назовите парасимпатические ядра головного мозга, места их локализацию

5. Покажите и назовите ЧМН, их ветви, в составе которых идут преганглионарные парасимпатические волокна.

6. Объясните, с какими парасимпатическими ядрами головного мозга связаны ЧМН 3-й, 7-й, 9-й и 10-й пар конкретно.

7. Покажите и назовите зоны парасимпатической иннервации нервными ядрами головного мозга и ЧМН.

8. Покажите парасимпатические ядра в спинном мозге, назовите зону их локализации.

9. Покажите и назовите парасимпатические ветви спинномозговых нервов, укажите зону парасимпатической иннервации.

10. Укажите и назовите парасимпатические ветви блуждающего нерва грудной и брюшной полостей, зоны их иннервации.

11. Расскажите об особенностях расположения парасимпатических ганглиев.

12. Покажите и назовите места локализации симпатических центров в спинном мозге.

13. Покажите и назовите околопозвоночные ганглии: шейные, грудные, поясничные и крестцовые.

14. Покажите постганглионарные шейные симпатические нервы, расскажите о зонах их иннервации.

15. Покажите большой и малый внутренностные нервы, объясните механизм их формирования.

16. Покажите солнечное (чревное), сплетение, объясните, чем оно образовано.

17. Покажите предпозвоночные ганглии чревного сплетения, объясните их структуру, значение.

18. Назовите те зоны иннервации, чревного сплетения, основные группы ветвей.

19. Покажите верхнее и нижнее брыжеечное сплетения, назовите зоны их иннервации.

20. Покажите симпатические сплетения и нервы глаза, зоны их иннервации.

21. Перечислите отличительные особенности симпатической и парасимпатической нервной системы.

22. Объясните, на чем основывается функциональный антагонизм симпатической и парасимпатической нервных систем.

23. Дайте определение метасимпатической нервной системы, объясните ее морфо-функциональную сущность.

24. Объясните роль метасимпатической нервной системы в деятельности сердца, пищеварительного тракта.

III. В дневнике для практических занятий составить таблицу «Особенности симпатической и парасимпатической нервной системы» по предлагаемой схеме:

Отделы вегетативнойнервной системы Центры вегетат. нервной системы Особенности преганглионарных волокон Ганглии: место-положение, структура Особенности постганглионарных волокон
Симпатический  
Парасимпатический

Литература:

  1. Р.П. Самусев «Анатомия человека» М 2006г. стр 518-525.
  2. С.А. Георгиева «Физиология»
  3. Р.П. Самусев «Атлас нормальной анатомии человека» М 2003 стр 480 - 485

Теоретическая справка:

Вегетативная нервная система- это центральные и периферические отделы нервной си-стемы, осуществляющие регуляцию деятельности внутренних органов и сосудов.

В основе функционирования ВНС лежит принцип рефлекторности, реализуемый за счёт фо-

рмирования и реализации безусловных рефлексов, структурную основу которых составляет

вегетативная рефлекторная дуга.

 
 
Структура рефлекторной дуги


           
   
Симпатическая нервная система
 
 
 
   


С целью закрепления и систематизации знаний темы выполните следующие задания:

I. Решите предлагаемые тесты:

  1. Иннервирует ли вегетативная нервная система поперечно-полосатые скелетные мышцы?

а) да б) нет

  1. Участвует ли блуждающий нерв в парасимпатичной иннервации желудка?

а) да б) нет

  1. Находится ли симпатический ствол в спинномозговом канале позвоночного столба?

а) да б) нет

  1. Располагаются ли парасимпатические центры в шейных сегментах спинного мозга?

а) да б) нет

  1. Входит ли в структуру задних корешков спинного мозга вегетативные волокна?

а) да б) нет

  1. Укажите, где находятся центры парасимпатической нервной системы:

а) ядра ствола мозга б) грудные сегменты спинного мозга

в) базальные ядра г) мозговом конусе спинного мозга

  1. Укажите место локализации центров симпатической нервной системы:

а) ромбовидная ямка б) ножки мозга

в) грудные сегменты спинного мозга

г)крестцовые сегменты спинного мозга

  1. Укажите парасимпатическое ядро ромбовидной ямки:

а) ядро Якубовича б) верхнее слюноотделительное ядро

в) вестибулярное ядро г) ядро тройничного нерва

  1. Укажите, какая нервная система иннервирует следующие органы:

1) скелетная мышца а) скелетная мышца

2) желудок б) желудок

  1. Укажите, в составе, каких черепно-мозговых нервов будут идти парасимпатические волокна от нижеуказанных ядер:

1) ядро Якубовича а) X пара ЧМН

2)верхнее слюноотделительное ядро б) IX пара ЧМН

3) нижнее слюноотделительное ядро в) VII пара ЧМН

4) медиальное ядро блуждающего нерва г) III пара ЧМН

  1. Симпатическая нервная система:

а) замедляет сердечный ритм б) ускоряет сердечный ритм

в) усиливает сокращение миокарда г) снижает сокращение миокарда

  1. Медиатором парасимпатической нервной системы является:

а) ацетил-холин б) норадреналин

в) ацетил-холин и норадреналин г) не верны оба медиатора

  1. Укажите количество шейных симпатических ганглиев:

а) 2 б) 3 в) 12 г)5

  1. Для парасимпатической нервной системы характерно:

а) Наличие коротких преганглионарных волокон

б) Наличие длинных преганглионарных волокон

в) Ганглии располагаются вблизи органов

г) Ганглии располагаются вдоль позвоночного столба

  1. Укажите, какие структурные образования участвуют в парасимпатической иннервации околоушной слюнной железы:

а) верхнее слюноотделительное ядро б) нижнее слюноотделительное ядро

в) лицевой нерв г) языкоглоточный нерв

д) малый каменистый нерв

  1. К периферическому отделу вегетативной нервной системы не относят:

а) вегетативные ядра б) преганглионарные волокна

в) вегетативные волокна г) ганглии

  1. Укажите место локализации тела 2-го нейрона вегетативной нервной системы:

а) вегетативные ядра б) ганглии

в) сплетения

  1. Укажите местоположение солнечного сплетения:

а) чревной ствол б) большой сальник

в) малый сальник г) передняя брюшная стенка

  1. Укажите вегетативные сплетения таза

а) почечные сплетения б) нижние подчревные сплетения

в) прямокишечные сплетения г) нижние брыжеечные сплетения

  1. Укажите, в каких сегментах спинного мозга располагаются симпатические центры:

а) С5-Th 1 б) C8-L2 в) C8-Th 12 г) Th 10-S4

 

II. Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Нервная система, осуществляющая иннервацию внутренних органов.

2. Подкорковые зоны высшей вегетативной регуляции.

3. Место локализации тела периферического нейрона.

4. Медиатор парасимпатической нервной системы.

5. Белые вегетативные волокна – это …

6. Медиатор постганглионарного волокна симпатической нервной системы.

7. Нерв, осуществляющий чувствительную и парасимпатическую иннервацию сердца.

8. Ядро, осуществляющее парасимпатическую иннервацию поднижнечелюстной слюнной железы.

9. Вегетативные волокна, лишенные миелиновой оболочки.

10. Сегменты спинного мозга, содержащие парасимпатические ядра.

11. Вид вегетативной иннервации, осуществляемый большим внутренностным нервом.

12. Вегетативные ядра, расположенные в сегментах С8-L2.

13. Название нижнего шейного симпатического узла.

14. Ветви, соединяющие узлы симпатического ствола.

15. Количество грудных симпатических узлов.

16. Длинные преганглионарные волокна характерны для

Нервной системы

17. Сплетение, в котором заканчивается большой внутренностный нерв.

18. Парасимпатический узел глазодвигательного нерва.

19. Влияние блуждающего нерва на деятельность сердца.

20. Основная функция вегетативной нервной системы.

 

Методические рекомендации для самоподготовкии и проведения семинара № 3

Тема: «Физиология нервной системы. Основы механизма нервной регуляции».

Цель семинара:

Изучить и усвоить, принципы и механизмы комплексной нервной регуляции уделив, внимание:

- принципам и основам нервной регуляции

- функциональной характеристике отделов ЦНС и их взаимосвязи

- взаимосвязям вегетативной и соматической иннервации

- сущность взаимосвязи ЦНС с рабочими органами и рецепторными образования.

Вопросы семинара:

  1. Процесс нервной регуляции: сущность, принципы, общие закономерности.
  2. Функциональные характеристики отделов ЦНС: а) рефлекторные

б) проводниковые

  1. Биомеханизмы взаимосвязи отделов ЦНС.
  2. Сущность и биомеханизмы взаимосвязи ЦНС с рабочими органами и рецепторным аппаратом.
  3. Сущность и биомеханизмы вегетативной и соматической иннервации.
  4. Понятия о принципах комплексной нервной регуляции физиологических процессов.

Теоретическая справка:

Процесс нервной регуляции: это совокупность реакций, происходящих в нервной системе и

направленных на связь человека с внешней средой, поддержание гомеостаза и формирование

человека как личность.

Принцип нервной регуляции: принцип рефлекторности, основанный на способности нервн-ой системы формировать в ответ на воздействие раздражителей разноуровневые рефлексы.

Биомеханизм процесса нервной регуляции: функционирование рефлекторной дуги, предст-

авленную соединёнными в определённой последовательности за счёт синапсов нейронов: аф-

ферентного, ассоциативного и эфферентного. Центральным звеном рефлекторной дуги явля-ется нервный центр, представляющий объединение нейронов единых по морфологическим и функциональным признакам, расположенных на определённом уровнеЦНС.

Свойства нервных центров: 1). Одностороннее проведение информации через НЦ.

2). Суммация- способность нервных центров объединять поступающую информацию и вы-

давать один ответ.

3) Трансформация- это свойство нервных центров перестраивать информацию, усиливая

слабые импульсы и ослабливая сильные.

4) Иррадиация: - свойство нервных центров создавать вокруг центров зону возбуждения,

активируя рядом расположенные центры.

Принципы функционирования нервных центров:

1) Доминирование: при возбуждении нескольких центров, наиболее активный подчиняет

себе остальные центры, притягивая их энергию и обеспечивая целенапровленную деятель-ность.

2) Конвергенция: нервные центры воспринимают большой объём информации, трансформи-руют информацию и выдаёт один ответ.

3) Рефлекторность: нервные центры, являясь центральным звеном рефлекса, осуществляют

его функционирование.

4) Рецепрокность: принцип функционирования нервных центров выполняющих противоположные функции (дыхательный центр вдоха и выдоха). При возбуждении центра выполняющего конкретную функцию, другой центр, выполняющий противоположную функцию находится в состоянии торможения.

 

Пирамидная система произвольной регуляции соматических движений:

Экстрапирамидная система непроизвольной регуляции соматических движений:

Рабочие органы- скелетные мышцы.

 

 

Комплексная вегетативная регуляция:

Литература для самоподготовки:

1. Федюкевич Н И «Анатомия и физиология человека» - стр 426 – 432

2. Смирнов В М «Физиология человека» М 2002 год стр 94- 110, 115- 140.

3. Лекции.

Сцелью самоподготовки к семинарскому занятию выполите следующие задания:

I. Повторите темы:

1) Ткани: морфологию и физиологию нервной ткани.

2) Структуру и морфологию ЦНС и периферической нервной системы.

II. Рассмотрите вопросы семинара:

  1. При рассмотрении вопроса «Процесс нервной регуляции: сущность, принципы, общие закономерности» необходимо знать:

а. определение физиологической системы управления и регуляции, ее структуру, сущность функционирования.

б. определение нервной системы, ее классификацию.

в. рефлекторный принцип – как основу функционирования нервной системы.

г. биомеханизм процесса нервной регуляции.

д. характеристику звеньев рефлекторной дуги: афферентного, ассоциативного, эфферентного.

е. принцип круговой рефлекторной регуляции, ее значение.

ж. определение нервных центров, их виды, свойства, принципы функциониро-вания.

  1. При изучении функциональных характеристик отделов ЦНС необходимо усвоить:

а. сущность рефлекторной регуляции.

б. принципы уровневого расположения нервных центров в ЦНС, их подчиненость (принцип иерархичности)

в. сущность проводниковой функции ЦНС

г. виды связи нервных центров, их особенности (проводниковые, ассоциативные и комиссуральные)

д. функциональные характеристики отделов ЦНС (спинного мозга и отделов голо-вного мозга)

  1. При изучении биомеханизма взаимосвязи отделов ЦНС необходимо знать:

а. значение проводниковых трактов в связи отделов ЦНС: восходящие и нисходящие

б. основные восходящие и нисходящие тракты, обеспечивающие биомеханизм взаимосвязи спинного и головного мозга

в. ассоциативные системы головного мозга, их значение во взаимосвязи центров головного мозга между собой

г. комиссуральная система головного мозга, ее предназначение

д. принцип многоуровневой регуляции физиологических процессов в организме человека

  1. Для усвоения биомеханизма связи ЦНС с рабочими органами и рецепторным аппаратом, необходимо знать:

а. структурные и топографические особенности передних ветвей спинномозговых нервов, их сплетений.

б. зоны иннервации конкретных спинномозговых нервов

в. структурно – топографические особенности ЧМН, зоны их иннервации

г. особенности проведения информации

  1. Для формирования стройных представлений о биомеханизмах вегетативной и соматической иннервации, необходимо знать:

а. отличительные особенности вегетативной и соматической рефлекторных дуг.

б. зоны иннервации соматической нервной системы.

в. отличительные особенности симпатической нервной системы.

г. отличительные особенности парасимпатической иннервации.

д. адаптационно-трофическую функцию вегетативной нервной системы.

е. значение гипоталамуса в вегетативной регуляции

ж. структурно-функциональное значение пирамидной и экстрапирамидной систем соматической регуляции.

  1. При усвоении понятия о комплексной нервной регуляции физиологических процессов, необходимо знать:

а. лимбическую систему, ее морфо-функциональные характеристики

б. функциональную характеристику гипоталамуса

в. биомеханизм функционирования пирамидной и экстрапирамидной систем

г. сущность взаимосвязи пирамидной и экстрапирамидной систем в процессе регуляции процесса движения

д. механизм взаимосвязи процессов вегетативной регуляции и соматической

е. роль ретикулярной формации в процессах комплексной регуляции физиологических процессов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.