Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №7. 3




Тема: «Физиология дыхания: методы оценки деятельности.

Функциональные пробы»

Студент должен знать:

- Свойства и функции дыхательной системы.

- Физиологическую характеристику процесса дыхания, его этапов.

- Биомеханизмы внешнего дыхания и газообмена в лёгких.

- Показатели деятельности дыхательной системы оценка деятельности

дыхательной системы.

- Механизмы регуляции процесса внешнего дыхания.

Цели занятия:

1. Изучить методики функциональной оценки деятельности дыхательной системы.

2. Научиться осуществлять анализ получаемых данных.

3. Изучить изменения процесса дыхания при различных функциональных состояниях, научиться объяснять механизм данных изменений.

Микролекция:

Внешнее дыхание: - это этап процесса дыхания, характеризующийся газообменом между атмосферным и альвеолярным воздухом лёгких. Осуществляется за счёт актов вдоха и выдоха.

Акты вдоха и выдоха: - осуществляются за счёт работы основных и вспомогательных дыхательных мышц. Типы внешнего дыхания: грудной, брюшной, смешанный.

Основные лёгочные объёмы и показатели деятельности:

  1. Дыхательный объём- это объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый в состоянии полного покоя. В среднем равен 500 – 600мл.
  2. Резервный вдох и резервный выдох – это объём воздуха дополнительно вдыхаемый и выдыхаемый после спокойного вдоха и выдоха. Равен до 1,5 – 2,0 литров.
  3. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – это объём воздуха выдыхаемый человеком при максимальном выдохе после максимального вдоха. Равна 2,5 – 3,5 литров.
  4. Остаточный объём- объём воздуха, который остаётся в лёгких после максимального выдоха. Равен 500мл.
  5. Общий дыхательный объём – Это сумма жизненной ёмкости лёгких и остаточного объёма.
  6. Лёгочная вентиляция – это объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком за единицу времени (1 минута). Частота дыхания х Дыхательный объём.
  7. Воздух мёртвого пространства: объём воздуха дыхательных путей, не участву-ющий в газообмене.
  8. Частота дыхания – количество дыхательных актов за одну минуту. В норме составляет от 16 до 20 актов в минуту. Менее16 актов в минуту – это брадипноэ, а более 20 актов – тахипноэ.

При изменении функционального состояния организма человека: физическая нагрузка, психоэмоциональное напряжение, изменение атмосферных факторов наблюдается изменение активности дыхательной системы. Чаще наблюдается усиление её деятельности. Это чаще всего связано с усилением потребляемости клетками и тканями организма человека кислорода и увеличением образования углекислого газа, который превращается в угольную кислоту. А углекислый газ и угольная кислота являются биохимическими стимуляторами активности дыхательного центра ромбовидной ямки и среднего мозга. За счёт этого изменяется и механизм саморегуляции внешнего дыхания в сторону его усиления. При изменении газового гомеостаза крови формируются специфические функциональные системы, которые ликвидируют отклонения гомеостаза, приводя газовые константы крови к норме. Это позволяет человеку сохранять показатели дыхательного гомеостаза в пределах нормы, независимо от изменения условий существования и функционирования организма человека. Человек для обеспечения фонетических функций и адаптации способен осуществлять процесс произвольной регуляции дыхательных мышц за счёт пирамидной системы.

Задание для самоподготовки:

I. Повторить: - Морфологию дыхательной системы

- Иннервацию органов дыхания

II. С целью теоретической подготовки к занятию ответьте на предлагаемые вопросы в следующей последовательности:

1. Дайте определение внешнего дыхания.

2. Перечислите типы внешнего дыхания.

3 Каково значение плевральной полости в акте дыхания.

4. Назовите основные лёгочные объёмы.

5. Что такое лёгочная вентиляция.

6. Что такое аэро-гематический барьер и его значение.

7. Изменения дыхания при физической нагрузке, объясните их механизм.

Литература:

  1. Георгиева С. А. – «Физиология» стр. 114 – 134
  2. Барышников С.Д –«Практикум по анатомии и физиологии человека» стр.202-220

III. Для закрепления терминологии ответьте на вопросы словарного диктанта:

Объём воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком в состоянии полного покоя

1. Период между выдохом и вдохом

2. Учащённое дыхание

3. Объём воздуха вдыхаемый человеком дополнительно после обычного вдоха

4. Урежённое дыхание:

5. Методика определения дыхательных объёмов

6. Объём воздуха выдыхаемый человеком при максимальном выдохе после максимального вдоха называют:

7. Объём воздуха проходящий через лёгкие за единицу времени

8. Тип дыхания преобладающий у мужчин

9. Объём воздуха дыхательных путей не участвующий в газообмене:

10. Объём воздуха, содержащийся в лёгких после максимального выдоха:

11. Давление кислорода в альвеолярном воздухе называют:

IV. С целью закрепления знания влияния внешних и внутренних факторов заполните тест-таблицу: поставьте знак (+) – положительно; (-) – «отрицательно»

 

Фактор Учащает ритм дыхания Замедляет ритм дыхания
  Симпатическая нервная система    
  Парасимпатическая нервная система    
  Адреналин    
  Избыточное парциальное давление О2 в крови    
  Избыточное парциальное давление СО2 в крови (гиперкапния)    
  Снижение парциального давления О2 в крови (гипоксемия)    

Самостоятельная работа студентов:

I Дыхательная проба с задержкой дыхания.

Цель: - изучение влияния степени насыщения крови кислородом на процессе дыхания. Студенты работают парами используя секундомер или секундную стрелку часов.

1. Проведите задержку дыхания на уровне максимального вдоха, а затем на уровне максимального выдоха. Полученные данные занесите в таблицу №1.

2. - Совершите 5 глубоких вдохов и выдохов с целью создания состояния гипервентиляции. После гипервентиляции проведите задержку дыхания на максимальном вдохе.

- Совершите вновь 5 глубоких вдохов и выдохов и задержите дыхание на максимальном выдохе. Полученные результаты занесите в таблицу.

 

Виды задержки дыхания Время (сек)
  Задержка дыхания на максимальном вдохе  
  Задержка дыхания на максимальном выдохе  
  Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном вдохе  
  Задержка дыхания после гипервентиляции на максимальном выдохе  

Таблица № 1

Проверьте анализ полученных данных, подготовьте вывод. В выводе ответьте на вопросы:а) Разность задержки дыхания на вдохе и выдохе, чем обусловлена эта разность.

б) Разность задержки на вдохе в обычных условиях и после гипервентиляции, а также на выдохе. Чем обусловлена разность этих величин? Объясните с физиологической точки зрения.

II Определение дыхательных объёмов.

1. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) методом спирометрии с использованием крыльчатого спирометра:

а) Обработайте мундштук спирометра дез. раствором

б) Установите стрелку на шкале спирометра на отметку «О» - ноль

в) Совершите глубокий вдох, а затем выдох в мундштук спирометра

г) Посмотрите полученный результат.

2. Используя результаты ЖЁЛ расчётным путём определите резервный вдох, резервный выдох. Результаты занесите в таблицу №2.

 

ЖЁЛ Дыхательный объём Резервный вдох Резервный выдох
       

Дыхательный объём определяется спирометрическим методом:

Испытуемый должен сделать три спокойных выдоха в спирометр после трёх спокойных вдохов. Показания спирометра разделить на число выдохов.

Резервный вдох и выдох определите расчётно исходя из формулы:

ЖЁЛ = ДО + РВДОХ + РВЫДОХ.

Полученные результаты сравните с нормой.

Определите зависимость между дыхательными объёмами и временем задержки дыхания.

III Изменение функционального состояния дыхания. Функциональная система дыхания.

1. Определите частоту дыхания в состоянии покоя.

2. Определите частоту дыхания после физической нагрузки (20 ти приседаний)

3. Определите частоту дыхания через 5 минут. Все данные занесите в таблицу №3.

ЧД в покое ЧД после нагрузки ЧД через 5 минут
     

 

Проанализируйте полученные данные.

В выводе объясните механизм изменения частоты дыхания при различных функциональных состояниях. Составьте функциональную систему поддержания оптимального уровня СО2 И кислорода в крови человека.

 

Семинар: «Физиологическая система дыхания: основы функционирования и регуляции».

Студент должен знать:

  1. Сущность и значение этапов процесса дыхания.
  2. Биомеханизмы внешнего дыхания.
  3. Виды и механизмы регуляции вдоха и выдоха.
  4. Биомеханизм газообмена в лёгких, его значение.
  5. Особенности процесса дыхания при различных функциональных состояниях.

Вопросы семинара:

  1. Физиологическая характеристика процесса дыхания.
  2. Биомеханизм внешнего дыхания.
  3. Регуляция внешнего дыхания.
  4. Биомеханизм газообмена в лёгких, его значение.

5. Особенности дыхания при различных функциональных состояниях.

Литература:

  1. Георгиева С. А. «Физиология» 1986г. Стр 109 - 130

2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» 2002г. Стр179 – 184

  1. Швырёв А.А. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии»

2004г. Стр 242 – 244.

4. Эвелин Пирс «Анатомия и физиология» 1997г стр 262 – 270

Материалы методических рекомендаций.

Микролекция:

1. Физиологическая характеристика процесса дыхания:

Процесс дыхания – это совокупность реакций, направленных на удовлетворение клеточных потребностей организма человека в кислороде. Данный процесс многоэтапный

комплексный. Основная задача заключается в доставке экзогенного кислорода клеткам

и выведении из организма углекислого газа. Основными этапами процесса дыхания являются этапы внешнего и внутреннего дыхания.

1-й этап: - Внешнее дыхание. Сущность данного этапа заключается в газообмене между атмосферным воздухом и альвеолярным воздухом лёгких. Осуществляется за счёт актов вдоха и выдоха. Благодаря внешнего дыхания обеспечивается оптимальный уровень парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе на уровне 100 мм.рт. ст

2-й этап: - Газообмен в лёгких. Осуществляется между альвеолярным воздухом лёгких и венозной кровью малого круга кровообращения, осуществляемое через аэрогематический барьер. В основе газообмена лежит разность парциального давления кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и венозной крови малого круга кровообращения. В результате газообмена происходит переход венозной крови малого круга кровообращения в артериальную кровь.

3-й этап: - Транспорт кислорода кровью. Основано на физиологических свойствах крови и закономерностях гемодинамики. Осуществляется транспорт кислорода в микроци-ркуляторное русло большого круга кровообращения и обеспечивается необходимый уровень парциального давления кислорода в капиллярном русле.

4-й этап:- Газообмен в микроциркуляторном русле или тканевое дыхание. Осуществляется между артериальной кровью большого круга кровообращения тканями и клетками, в результате чего происходит переход артериальной крови в венозную кровь., Осуществляется газообмен через гистогематические барьеры. В основе газообмена в МЦР лежит разность парциального давления кислорода и углекислого газа в артериальной крови, тканевой и цилюлярной жидкости. Происходит газообмен за счёт высокой избирательной проводимости для газов гистогематических барьеров.

5-й:- Утилизация кислорода органеллами клетки. Осуществляется на основе окислительно-восстановительных процессов, происходящих в клетках и тканях. Важную роль в данных процессах играют дыхательные и транспортные ферменты. Происходит удовлетворение клеточных потребностей в кислороде, образование и выведение углекислого газа. Образуемый углекислый газ регулирует поддержание в организме человека кислотно-основного баланса и является важным элементом в регуляции активности дыхательного центра.

2. Биомеханизм процесса внешнего дыхания: заключается в постоянно совершаемых актах вдоха и выдоха. Акт вдоха – это активный акт, осуществляемый за счёт работы дыхательных мышц в несколько этапов:

1. – Сокращение дыхательных мышц и увеличение объёма грудной полости за счёт уплощения диафрагмы и переход рёбер в горизонтальное положение.

2. – В связи с увеличением объёма грудной клетки происходит увеличение в объёме плевральной полости и формирование вокруг лёгких разряжённого пространства.

3. – В связи со снижением давления в плевральной полости относительно давления в лёгких, происходит расширение альвеолярного воздуха и соответственно расширение лёгких.

4.- В результате расширения лёгких происходит снижение давления альвеолярного воздуха лёгких относительно атмосферного. В связи с этим атмосферный воздух поступает из зоны высокого давления в зону низкого, то есть в лёгкие. Объём вдыхаемого воздуха зависит от величины экскурсии грудной клетки и разности атмосферного давления и альвеолярного.

Акт выдоха: пассивный акт, формируемый в результате расслабления дыхательных мышц и возвращения грудной клетки и диафрагмы в исходное положение. Лёгкие подвергаются компрессии, давление альвеолярного воздуха растёт и превышает атмосферное давление. В связи с этим воздух из лёгких выходит наружу. Чем выше степень компрессии лёгких, тем больше объём выдыхаемого воздуха.

3– Виды и механизмы регуляции вдоха и выдоха. Регуляция внешнего дыхания осуществляется за счёт механизмов нейрогуморальной регуляции. Выделяют механизм непроизвольной регуляции или саморегуляции и произвольной регуляции процесса внешнего дыхания. Механизм саморегуляции внешнего дыхания основан на принципе круговой рефлекторной связи с формированием систем прямой и обратной афферентной связи. Центральным звеном рефлекторной саморегуляции является дыхательный центр ромбовидной ямки продолговатого мозга, функционирующий по принципу соотношения. Он состоит из двух антогонистических центров: экспираторного или выдоха и инспираторного или вдоха. Эти два центра никогда не бывают одновременно в состоянии возбуждения. Центр вдоха связан с дыхательными центрами спинного мозга и регулируют их активность. Центр выдоха или экспираторный осуществляет контроль за функциональным состоянием рабочих органов, осуществляющих процесс внешнего дыхания. Пусковым моментом в саморегуляции внешнего дыхания является пороговая концентрация в крови углекислого газа и угольной кислоты. Эти химические вещества и газы являются активаторами инспираторной части дыхательного центра, что приводит к активации дыхательных центров спинного мозга. Активные дыхательные центры спинного мозга иннервируют дыхательные мышцы, этим самым осуществляя акт вдоха. В результате акта вдоха происходит раздражение механорецепторов лёгких, дыхательных мышц с образованиемнервных импульсов.Эти импульсы идут по чуствительным нервам к центру выдоха или экспираторному и переводят его в состояние возбуждения. Возбуждённый экспираторный центр тормозит центр вдоха или инспираторный центр, что приводит к расслаблению дыхательных мышц и осуществлению акта выдоха. Произвольная регуляция внешнего дыхания осуществляется за счёт пирамидной системы регуляции произвольных движений. Высшие корковые центры регуляции внешнего дыхания локализуются в зоне коры прецентральной извилины лобных долей конечного мозга. Произвольная регуляция внешнего дыхания позволяет осознанно изменять её активность и обеспечивать фонетические процессы и адаптационные.

4.- Газообмен в лёгких- этап процесса дыхания, происходящий в ацинусах лёгких на уровне аэрогематических барьеров между альвеолярным воздухом лёгких и венозной кровью малого круга кровообращения. В основе газообмена лежит разность парциального давления кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и венозной крови и движения газов из зоны высокого давления в зону низкого давления. Так как парциальное давление кислорода в артериальной крови равно 100 мм рт ст., а в венозной крови 40 мм рт ст., то кислород поступает из альвеолярного воздуха в венозную кровь пока давление его станет равным 100мм рт ст. Такая кровь называется артериальной. Парциальное давление углекислого газа равно в венозной крови равен 46 мм. рт. ст., а в альвеолярном воздухе – 38 мм рт ст. Так как парциальное давление углекислого газа в венозной крови превышает парциальное давление в альвеолярном воздухе, то углекислый газ поступает из венозной крови в альвеолярный воздух. При этом парциальное давление углекислого газа не должно в норме снижаться ниже 40 мм рт ст.

5.Особенности дыхания при различных состояниях организма человека зависит от следующих факторов:

А). Изменение атмосферного давления: снижение атмосферного давления всегда ведёт к снижению насыщения кислородом крови из-за снижения парциального давления кислорода. А повышение атмосферного давления сопровождается повышением поступления газов в кровь.

Б). Повышение физической нагрузки сопровождается усилением процесса дыхания в следствие повышения потребления кислорода мышцами и образования большого количества углекислоты, которая повышает возбудимость дыхательного центра.

В) При психическом и эмоциональном возбуждении происходит активация процесса дыхания в следствии повышенной функциональной активности симпато-адреналовой системы и высокого тонуса конечного мозга.

Задание для самоподготовки:

1.Подготовить вопросы семинара, ответив на вопросы в предлагаемой последовательности:

1). Дайте определение процесса дыхания.

2). Какие этапы в процессе дыхания выделяют?

3). Определите сущность и значение этапов процесса дыхания:

- внешнего или экзогенного дыхания.

- газообмена в лёгких

- транспорта кислорода кровью

- тканевое дыхание или газообмен в микроциркуляторном русле.

- утилизация кислорода органеллами клеток.

4). Объясните сущность акта вдоха.

5) Перечислите анатомические структуры, участвующие в акте вдоха.

6). Биомеханизм акта вдоха: объясните основные этапы акта вдоха.

7). Объясните, почему акт выдоха является антогонистическим относительно вдоха.

8). Объясните, что представляет собой вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

9). Какие виды регуляции внешнего дыхания существуют?

10).Объясните структуру физиологического дыхательного центра.

11. Каков механизм самопроизвольной регуляции актов вдоха и выдоха?

12). Какие особенности произвольной регуляции внешнего дыхания. Его значение?

13). Влияние уровня О2 и углекислого газа в крови на процесс внешнего дыхания.

14.) Какова роль парциального давления кислорода и СО2 в газообмене в лёгких.

15) Перечислите анатомические структуры, участвующие в газообмене в лёгких.

16) Объясните механизм газообмена в лёгких.

17). Какие факторы влияют на газообмен в лёгких?

18). Какие показатели позволяют оценить функциональное состояние дыхательной системы.

19). Объясните, причины усиления функций дыхательной системы при физических и психо-эмоциональных нагрузках.

20.) Какова роль функциональных систем в деятельности дыхательной системы?

2. Решите предлагаемые задания:

1. Почему в условиях высокогорья у людей наблюдается учащение дыхания (тахипноэ).

2. Чем может быть опасным для человека снижение ниже нормы в крови уровня углекислого газа?

3. Какова взаимосвязь между процессами дыхания, гемодинамики и регуляциив организме человека?

3. Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Структурно-функциональная единица лёгкого.

2. Разделение трахеи на два главных бронха.

3. Отверстие, соединяющие полости носа и глотку.

4. Латинское название гортани.

5. Эпителий, выстилающий голосовые связки

6. Основная функция лёгких.

7. Латинское название лёгких.

8. Защитные рефлексы системы дыхания.

9. Секрет, препятствующий склеиванию альвеол.

10.Место локализации дыхательного центра.

11. Промежуток между вдохом и выдохом.

12. Тип дыхания преобладающий у мужчин.

13. Метод определения лёгочного объёма.

14. Гемоглобин, насыщенный кислородом.

15. Специфический химический регулятор активности дыхательного центра.

16. увеличение частоты дыхания.

17. Первый уровень рефлекторной регуляции дыхания.

18. Латинское название средостения.

19. Снижение частоты дыхания ниже нормы.

20. Дыхательный центр, регулирующий процесс вдоха.

Решите предлагаемые тесты:

1. При вдохе грудная клетка увеличивается в объеме за счет:

А. Увеличения объема лёгких

Б. Уплощения диафрагмы

В.Снижения давления в плевральной полости

Г. Поднятия рёбер

2.Резервный объём воздуха составляет:

А. 1500 – 2000 мл.

Б. 300 – 700 мл.

В. 3000 – 4000 мл.

Г. 6000 – 8000 мл.

3.Обонятельные клетки расположены в слизистой:

А. Среднего носового хода

Б. Нижнего носового хода

В. Верхнего носового хода

Г. Общего носового хода

4. Резервный объём вдоха составляет:

А. 1500 – 2000 мл.

Б. 300 – 700 мл.

В. 3000 – 4000 мл.

Г. 6000 – 8000 мл.

5. Для гортани характерно:

А.самая широкая часть воздухоносных путей

Б. орган звукообразования

В. Хрящи связаны суставами

Г. Хрящи двигаются с помощью гладкомышечной ткани

6. Внешнее дыхание – это:

А. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью

Б. Газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом

В. Утилизация кислорода и выделение углекислого газа клетками

Г. Газообмен между кровью и тканями

7. Кислород транспортируется кровью в виде

А. Оксигемоглобина

Б. Растворённым в плазме

В. Карбгемоглобина

Г. Метгемоглобина

8.Углекислый газ транспортируется кровью в виде:

А. Карбоксигемоглобина

Б. Карбгемоглобина

В. Растворённым в плазме

Г. Солей угольной кислоты

9.Для дыхательных путей не характерна следующая функция:

А. Увлажняющая

Б. Обменная

В. Очистительная

Г. Согревающая

10. Самое высокое парциальное давление кислорода в организме:

А. В крови артериального конца капилляров

Б. Альвеолярном воздухе

В. Тканях

Г. Артериальной крови

11.Содержание азота в выдыхаемом воздухе по сравнению с альвеолярным:

А. Меньше

Б. Одинаково

В. Больше

12.Самое высокое парциальное давление углекислого газа в:

А. Крови венозного конца капилляров

Б. В тканях

В. Альвеолярном воздухе

Г. Артериальной крови

13.Самое низкое парциальное давление кислорода в:

А. Альвеолярном воздухе

Б. Артериальной крови

В. Крови артериального конца капилляров

Г. В тканях

14.В средостении не расположены:

А. Пищевод

Б. Сердце

В.Вилочковая железа

Г. Нижняя полая вена

Д. Аорта

Е. Позвоночник

15 Самая узкая часть верхних дыхательных путей:

А. Трахея

Б. Гортань

В. Носоглотка

Г. Носовые ходы

16.К структурам ацинуса относятся

А. Альвеолы

Б.Альвеолярные мешочки

В. Альвеолярные ходы

Г. Респираторная бронхиола

17.Жизненная емкость лёгких это:

А. Количество выдыхаемого воздуха при максимальном вдохе

Б. Количество воздуха, выдыхаемое человеком в покое

Г. Количество воздуха, находящегося в дыхательных путях

18.Почему дыхательные пути никогда не спадаются:

А. Имеют собственный секрет

Б. Давление воздуха поддерживает это состояние

В. Имеют мощную подслизистую основу

19. Слизистую оболочку бронхов выстилает:

А. Мерцательный эпителий

Б. Реснитчатый эпителий

В.Мезотелий

20. Дыхательный центр расположен в:

А. Среднем мозге

Б. Продолговатом мозге

В. Мезотелии

21.К структурам бронхиального дерева относятся:

А. Долевые бронхи

Б. Дольковые бронхи

В. Конечные бронхи

Г. Сегментарные бронхи

22. Бифуркация трахеи проецируется на позвоночник на уровне:

А. IV-VII шейных позвонков

Б. IV-VI шейных позвонков

В. IV-VII грудных позвонков

Г. IV-V грудных позвонков

23.Тканевое дыхание - это

А. Газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом

Б. Газообмен между кровью и тканями

В. Утилизация кислорода и выделение углекислого газа клетками.

Г. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью

24. Специфическим регулятором активности дыхательного центра является

А. Концентрация кислорода в крови

Б. Оксигемоглобин

В. Концентрация углекислого газа в крови

Г. Продукты распада белков

25. Вструктуру средостения не входит:

А. Дуга аорты

Б. Позвоночный столб

В. Трахея

Г. Пищевод.

Д. Вилочковая железа.

26.Венозное сплетение расположено в слизистой:

А. Верхнего носового хода

Б. Среднего носового хода

В. Общего носового хода

Г. Нижнего носового хода

27. Давление в плевральной полости

А. Равно атмосферному

Б. Меньше атмосферному

В. Больше атмосферного.

28.При дыхательной недостаточности работают вспомогательные дыхательные мышцы:

А. Широчайшие

Б.Передние зубчатые.

В. Грудино-ключично-сосцевидные

Г. Большие грудные.

29.Функциювнешнего дыхания нельзя оценить по:

А. По величине лёгочных объёмов.

Б. Глубине.

В. Частоте.

Г. Ритму.

Д. По уровню карбоксигемоглобина в крови.

30.Дыхательный объём лёгких составляет:

А. 300 – 700 мл.

Б. 3000 – 4000мл

В. 1500 – 2000мл

Г. 6000 – 8000мл

31. В состав корня лёгкого не входит:

А. Лёгочные вены

Б. Главные бронхи

В. Долевые бронхи

Г. Лимфатические сосуды.

Д. Лёгочные артерии.

32. Жизненная ёмкость лёгких составляет:

А. 1500 – 2000 мл.

Б. 3000 - 4000 мл

В. 6000 - 8000 мл

Г. 300 - 700 мл.

33.Спокойный выдох осуществляется за счёт:

А. Эластичности лёгочной ткани.

Б. Тяжести плечевого пояса.

В. Поднятия купола диафрагмы.

Г. Опускание рёбер.

34.Самое низкое парциальное давление углекислого газа в:

А, Альвеолярном воздухе

Б. Артериальной крови

В. В тканях.

Г. Венозной крови.

35.В лёгких хуже всего вентилируется:

А. Верхушки.

Б. Средние доли.

В. Основания.

36.Чихание возникает при раздражении слизистой:

А. Носа.

Б. Трахеи.

В. Гортани.

Г. Бронхов.

37.Обмен кислорода между альвеолярным воздухом и капиллярами малого кругакровообращения происходит за счёт:

А. Обмена углекислым газом из альвеол.

Б. Разности парциального давления.

В. Активной подкачки лёгочным эпителием кислорода.

38.Какой отдел воздухоносных путей может изменять свой просвет:

А.Терминальные бронхиолы.

Б. Голосовые складки.

В. Трахея

Г. Дольковый бронх.

39. Первый вдох новорождённого возникает в результате возбуждения дыхательного центра:

А. Избытком молочной кислоты.

Б. Недостатком углекислого газа.

В. Избытком кислорода.

Г. Избытком СО2 и недостатком кислорода.

40. При перерезке спинного мозга на уровне большого затылочного отверстия дыхание:

А. Учащается.

Б. Урежается.

В. Прекращается.

Г. Не изменяется.

 

Эталоны ответов:

  1. БГ 21. АБВГ
  2. А 22. Г
  3. В 23. Б
  4. А 24. В
  5. БВГ 25. Б
  6. Б 26. Б
  7. А 27. Б
  8. БВГ 28. БГ
  9. Б 29. Д
  10. Б 30. А
  11. Б 31. В
  12. Б 32. Б
  13. Г 33. АВГ
  14. Е 34.А
  15. Б 35. А
  16. АБВГ 36. А
  17. А 37 Б
  18. А 38. АБ
  19. А 39. Г
  20. БВГ 40. В

 

Практическая работа № 8 – 1

Тема: «Морфологические особенности пищеварительной системы;

полость рта, глотка, пищевод: структура, функции».

Цель занятия:

1. Изучить структуру пищеварительного тракта, внешние особенности, строение стенки, её слоёв.

2. Усвоить топографические и структурные характеристики, лимфоидных и железистых образований пищеварительного тракта.

3. Изучить структуру полости рта, морфологические особенности языка, зубов, миндалин, зева.

4. Сформировать четкие представления о топографии, строении глотки и пищевода.

Студент должен знать:

1. Пищеварительный тракт – органы, его формирующие.

2. Принцип строения стенки пищеварительного тракта: особенности строения, связь с внешней средой.

3. Полость рта – преддверие: особенности строения, связь с внешней средой.

4. Полость рта – собственно полость рта: стенки сообщения с глоткой, структура слизистой оболочки; эпителий, её выстилающий.

5. Зев – строение, границы. Небные миндалины и дужки. Миндалины лимфоэпителиального кольца (Пирогова – Вальдейера).

6. Строение языка, его части, вкусовые луковицы.

7. Зубы – строение, виды, зубную формулу, её составление.

8. Глотку – топографию, строение стенки, отделы, отверстия.

9. Пищевод – расположение, строение, стенки, отделы, сужения, кардинальный сфинктер.

Микролекция:

Пищеварительная система – это совокупность органов, осуществляющих процесс пищеварения.

Представлена пищеварительным трактом и пищеварительными железами. Пищеварительный тракт представляет собой не замкнутую, полую, не спадающуюся извитую трубку с расширениями в виде ротовой полости и желудка. В структуре пищеварительного тракта выделяют три этажа пищеварительных органов.

Этаж Наименование органа и образований Латинское название
Верхний этаж Ротовая полость Cavitas oris
Глотка Pharynx
Пищевод Oesophagus
Слюнные железы: Околоушные Поднижнечелюстные Подъязычные Glandula parotidea Glandula submandibularis Glandula sublinqualis
  Средний этаж Желудок Gaster
Двенадцати перстная кишка Duodenum
Тощая кишка Eijunum
Подвздошная кишка Ileum
Печень Hepar
Поджелудочная железа Pankreas
  Нижний этаж Толстая кишка: Colon
А) Слепая Caecum
б) Червеобразный отросток Appendix vermiformis
В)Восходящая ободочная Colon ascendens
Г) Поперечная ободочная Colon transversum
Д) Нисходящая ободочная Colon descendens
Е) Сигмовидная Colon sigmoideum
Прямая кишка Rectum

Стенка пищеварительного тракта состоит из трёх слоёв: 1. Слизистый слой с подслизистой основой.2. Мышечный. 3. Серозно-адвентициальный.

Особенности слизистой оболочки:

1. Наличие складчатости: продольной, циркулярной и косой.

2.Образование на поверхности слизистой оболочки эпителиальной выстилки, образованной многослойным плоским неороговевающим эпителием или однослойным цилиндрическим.

3. Наличие в слизистой оболочке собственных экзокринных железистых образований, вырабатывающих пищеварительные соки и слизь.

4. В слизистой располагаются лимфоидные образования в виде миндалин, лимфатических бляшек и лимфатических фолликулов.

Особенности мышечного слоя:

1. В ротовой полости, глотке и в верхней трети пищевода мышечный слой формируется скелетными мышцами.

2. В остальной части пищеварительного тракта мышечный слой представлен гладкой мышечной тканью, располагающейся слоями: продольными, циркулярными и косыми.

3. Циркулярные мышечные слои утолщаясь формируют клапаны(сфинктеры), регулирующие движение пищи. Различают сфинктеры в зависимости от их местоположения: кардиальный. привратниковый, подвздошно-слепокишечный (илеоцекальный), анальный.

Особенности серозно-адвентициального слоя:

1. В брюшной полости органы покрываемые листками брюшины имеют наружную оболочку, которая называется серозная.

2. Органы, которые не покрываются брюшиной имеют адвентициальную оболочку.

Слизистая собственно ротовой полости выстлана многослойным плоским неороговевающим эпителием.

Глотка: полая мышечная трубка, объеденяющая дыхательную и пищеварительные системы, имеющая связь с барабанной полостью среднего уха. Располагается на передней поверхности шеи. Включает три отдела: носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка. Стенка глотки трёхслойная: слизистый, мышечный, адвентициальный. Отверстия, соединяющие глотку с другими анатомическими образованиями: парные – хоаны, глоточные отверстия слуховых труб; непарные- ротоглоточное отверстие, вход в гортань, пищеводное отверстие. В зоне глотки формируется ротоглоточное лимфоидное кольцо Пирогова – Вальдейера, включающая в себя миндалины: трубные, нёбные, язычные и глоточные.

Пищевод: полая мышечная трубка, соединяющая глотку и желудок. Начинается на уровне 6-го шейного позвонка, а заканчивается на уровне 10-11 грудных позвонков, формируя кардиальный сфинктр желудка. В пищеводе выделяют отделы: глоточный, грудной и брюшной; сужения: шейное, аортальное, диафрагмальное, каудальное(физиологическое). Характерна продольная складчатость, наличие выстилки многослойным плоским неороговевающим эпителием. Мышечный слой верхней трети пи-щевода представлен скелетными мышцами, остальная часть – гладкой мышечной тканью в виде продольного и циркулярного слоёв.

Задания для самоподготовки к практическому занятию:

I. Ответьте на предлагаемые вопросы:

1. Что представляет собой внешне пищеварительный тракт?

2. Какие отверстия осуществляют связь пищеварительного тракта и внешней среды?

3. Чем обусловлено наличие изгибов и петель в пищеварительном тракте?

4. Перечислите структурные элементы I-го этажа пищеварительного тракта.

5. Перечислите структурные элементы II-го этажа пищеварительного тракта.

6. Перечислите пищеварительные железы, протоки которых открываются в пищеварительный тракт.

7. Назовите анатомические структуры, формирующие преддверие полости рта.

8. Назовите слои стенки пищеварительного тракта.

9. Какая складчатость слизистой оболочки характерна для глотки, пищевода?

10. Назовите эпителий, выстилающий слизистые оболочки полости рта и глотки.

11. Что такое десны, их местоположение.

12. Сколько у человека молочных и коренных зубов.

13. Назовите структуру зуба, его слои.

14. Что такое пульпа?

15. Чем сформировано твердое и мягкое неба?

16. Что такое зев, его структура?

17. Опишите внешнее строение языка, его составные части.

18. Перечислите группы мышц языка, их предназначение.

19. Что такое лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова – Вальдейера, миндалины его формирующие.

20. Назовите отделы глотки.

21. Сколько отверстий формируется на стенках глотки, их названия и предназначения.

22. Расскажите скелетотопию пищевода.

23. Назовите латинское название глотки и пищевода.

Морфология ротовой полости: граф-структура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.