КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика этажей висцеральной брюшины
Задание для самоподготовки к практическому занятию: I. Повторить темы:
II. Ответьте на вопросы в предлагаемой последовательности: 1. Назовите отделы толстой кишки. 2. Опишите внешний вид толстой кишки. 3. Назовите латинское название отделов толстой кишки. 4. Покажите слепую кишку и червеобразный отросток. 5. Назовите морфологические особенности слепой кишки и червеобразного отростка. 6. Расскажите топографию отделов толстой кишки. 7. Расскажите топографию прямой кишки. 8. Объясните особенности структуры и строения ампулярного отдела прямой кишки. 9. Перечислите особенности анального отдела прямой кишки. 10. Назовите листки брюшины, перечислите особенности париетального листка. 11. Дайте характеристику верхних листков висцеральной брюшины. 12. Объясните принцип формирования большого и малого сальников. 13. Назовите средние листки висцеральной брюшины, топографические особенности. 14. Назовите и покажите висцеральные листки нижнего отдела брюшины. 15. Объясните отношение органов брюшной полости к брюшине.
Литература для самоподготовки: 1. Р.П.Самусев: Ю.М.Селин «Анатомия человека» М 1990г. Стр. 228 – 238, 240 – 246. 2. Р.П.Самусев: Ю.М.Селин «Анатомия человека» М 2004г. Стр. 263 – 270, 277 – 283. 3. Р.П.Самусев: В.Я.Липченко «Атлас анатомии человека» М 2003г. Стр. 238 – 251. 4. М.Г.Сапин: Э.В.Шевцов «Анатомия человека» М 2004г. Стр. 156 – 159, 164 – 171. 5. Лекции №8-3
III. С целью закрепления и контроля знаний решите предлагаемые тесты: 1. К органам нижнего этажа пищеварительного тракта относятся: А) Повздошная кишка В) Прямая кишка Б) Слепая кишка Г) Сигмовидная кишка 2. Укажите отдел толстой кишки, имеющий червеобразный отросток: А) Сигмовидный В) Слепой Б) Поперечно – ободочный Г) Нисходящий ободочный 3. Мышечные ленты характерны для: А) Прямой кишки В) Червеобразного отростка Б) Толстой кишки Г) Тонкой кишки 4. Печеночный изгиб сформирован: А) Слепой кишкой В) Поперечной ободочной Б) Восходящей ободочной Г) Нисходящей ободочной 5. В правой подвздошной области проецируется: А) Слепая кишка В) Нисходящая ободочная Б) Сигмовидная кишка Г) Восходящая ободочная 6. В толстой кишке имеются складки: А) Продольные В) Поперечные Б) Косые Г) Полулунные 7. Сфинктером прямой кишки является: А) Пилорический В) Анальный Б) Кардиальный Г) Илеоцекальный 8. Отдел толстой кишки, имеющий собственную брыжейку: А) Слепая В) Нисходящая ободочная Б) Восходящая ободочная Г) Сигмовидная кишка 9. Укажите части прямой кишки: А) Поперечная В) Нисходящая Б) Ампулярная Г) Анальная 10. Укажите листки брюшины: А) Висцеральный В) Поперечный Б) Париетальный Г) Внутренностный 11. Укажите слой прямой кишки, формирующий заднепроходной сфинктер: А) Слизистый В) Мышечный Б) Адвентициальный Г) Эпителиальный 12. В области левого подреберья проецируется: А) Печеночный изгиб В) Селезеночный изгиб Б) Слепая кишка Г) Сигмовидная кишка 13. В анальной части прямой кишки имеется: А) Продольные складки В) Геморроидальные сплетения Б) Поперечные складки Г) Сфинктер 14. Наличие выстилки многослойным плоским неороговевающим эпителием характерно для: А) Слепой кишки В) Сигмовидной кишки Б) Ампулы прямой кишки Г) Анальной части прямой кишки 15. В левой подвздошной ямке проецируется: А) Слепая кишка В) Сигмовидная кишка Б) Прямая кишка Г) Подвздошная кишка
IV. Укажите в дневнике отличительные особенности ампулярной и анальной части прямой кишки в виде таблицы:
V. С целью изучения терминологии ответьте на вопросы словарного диктанта:
10. Сфинктер прямой кишки. 11. Латинское название заднепроходного отверстия. 12. Листок брюшины, покрывающий органы брюшной полости. 13. Внутрибрюшинное расположение органов. Практическое занятие № 8 – 4 Тема: «Анатомия, топография и функции пищеварительных желез: слюнных, печени и поджелудочной железы». Цели занятия: При изучении темы необходимо изучить и знать: 1. Структуру, топографию, проекцию, внешнее строение слюнных желез. 2. Внутреннее строение, места открытия протоков, особенности кровообращения и регуляции слюнных желез. 3. Топографию, проекцию на переднюю брюшную стенку, внешнее строение, отношение к брюшине поджелудочной железы. 4. Панкреатические функции – вырабатываемый сок (панкреатический), его состав, функции 5. Печень: топографию, отношение к брюшине, фиксацию и внешнее строение 6. Внутреннюю структуру печени, строение дольки, особенности кровообращения и регуляции. 7. Функции печени, выработку желчи, состав и свойства желчи. 8. Строение и топографию желчного пузыря. Микролекция: Пищеварительные железы: это железистые паренхиматозные органы, протоки которых открываются в пищеварительный тракт и вырабатывают пищеварительные соки. К данным железам относят: слюнные железы (околоушная, поднижнечелюстная и подъязычная),печень и поджелудочная железа. Слюнные железы вырабатывают слюну: - это слабощелочная жидкость, содержащая слизь, воду с минеральными веществами, антимикробное вещество лизоцим и ферменты расщепляющие углеводы: амилаза и мальтаза слюны. Слюна осуществляет процесс пищеварения в ротовой полости. Все слюнные железы – это экзокринные паренхиматозные альвеолярные или альвеолярно-трубчатые железы, паренхима которых имеет дольчатую структуру. Выводные протоки открываются в ротовую полость.
Особенности слюнных желез.
Морфология печени: На уровне пластинок печени происходят процессы очистки крови, поступление в гепатоциты питательных веществ из крови, образование желчи и биосинтез биологически активных веществ. Образование желчи происходит в желчных капиллярах пластинок долек печени в три фазы: 1.- Фильтрация плазмы крови в желчные капилляры. 2. - Секреция желчных кислот, ферментов, шлаков в желчные капилляры. 3. - Реабсорбция или обратное всасывание из желчных капилляров нужных организму веществ и образование печёночной желчи янтарно-жёлтого цвета. Образовавшаяся желчь поступает в междольковые желчные протоки. Поджелудочная железа (Pancreas): смешанная гипофизозависимая железа, выполняющая эндокринную и экзокринную функции. Топография: располагается в брюшной полости на передней поверхности задней брюшной стенки между двенадцатиперстной кишкой и селезёнкой. Располагается в забрюшинном пространстве косо: справа налево, снизу вверх. Брюшиной покрывается экстраперитонеально. Структура: Является железистым органом, имеет строму и паренхиму. Имеет дольчат-ую структуру. Выделяют три доли: головку, тело, хвост. Доли состоят из долек. Дольки состоят из экзокринного аппарата – ацинусов и эндокринного аппарата – островков Лангерга-нса. Ацинус – это гроздь фолликулов, состоящих из панкреоцитов, вырабатывающих панк-реатический сок. Образующийся панкреатический сок по системе выводных протоков выводится в двенадцатиперстную кишку. Выводные протоки: междольковые, главный и добавочный панкреатические протоки. Панкреатический сок включает три вида пищеварительных ферментов: протеолитические, амилолитические и липолитические, которые находятся в неактивном состоянии и активируются в двенадцатиперстной кишке энтерокиназой двенадцатиперстной кишки. Задание для самоподготовки к занятию: С целью самоподготовки к практическому занятию выполните следующие задания: I. Повторить тему «Ткани», уделив внимание железистому эпителию. II. При изучении темы ответьте на предлагаемые вопросы: 1. Назовите латинское название слюнных желез: околоушной, подъязычной и поднижнечелюстной. 2. Местоположение околоушной, подъязычной и поднижнечелюстной желез, место выхода их протоков в ротовой полости. 3. Принцип строения слюнных желез, кровообращения и регуляция. 4. Функции слюнных желез: слюна – состав, свойства, функции. 5. Печень – определение, латинское название, форма, местоположение в брюшной полости. 6. Фиксирующий аппарат печени, отношение ее к брюшине. 7. Внешнее строение печени: в какой плоскости располагается, поверхности, края, углы. 8. Особенности строения диафральной поверхности печени. 9. Особенности висцеральной поверхности печени. 10. Структура ворот печени. 11. Внутренняя структура печени: долька, сегменты, доли. 12. Долька – строение, функции, значение. 13. Образование желчи, состав и свойства желчи. 14. Кровообращение печени, его особенности. 15. Желчевыводящая система, ее структура. 16. Желчный пузырь – топография, проекция на брюшную стенку, строение. 17. Поджелудочная железа: определение, латинское название, топография, проекция на переднюю брюшную стенку 18. Структура поджелудочной железы: головка, тело, хвост. 19. Дольки – строение, функции. 20. Панкреатический сок: состав, свойства. 21. Система выведения панкреатического сока. Фатеров и малый сосок. 22. Кровообращение и иннервация поджелудочной железы. III. Ответьте на вопросы тестов: 1. Укажите, к какой группе желез относится поджелудочная железа: А) Эндокринная Б) Экзокринная В) Смешная 2. Укажите, проток какой железы открывается в преддверие ротовой полости: А) Подъязычной Б) Поднижнечелюстной В) Околоушной Г) Печени 3. Укажите, структурно-функциональной единицей какой железы является ацинус: А) Печень Б) Поджелудочная железа В) Околоушная слюнная железа Г) Подъязычная слюнная железа 4. Укажите местоположение печени: А) Эпигастрий Б) Левое подреберье В) Правая подвздошная ямка Г) Правое подреберье 5. Укажите протоки поджелудочной железы: А) Общий Б) Главный В) Добавочный Г) Сообщающийся 6. Укажите доли печени диафрагмальной поверхности: А) Правая Б) Квадратная В) Левая Г) Хвостатая 7. Структурно – функциональная единица печени: А) Доля Б) Сегмент В) Долька Г) Ацинус 8. Секрет поджелудочной железы: А) Слюна Б) Желчь В) Слизь Г) Панкреатический 9. Печень покрывается брюшиной: А) Экстраперитонеально Б) Интраперитонеально В) Мезоперитонеально 10. Отделы поджелудочной железы: А) Б) В) 11. Фазы выработки желчи: А) Секреция Б) Экскреция В) Реабсорция Г) Фильтрация 12. Чувствительная иннервация печени осуществляется нервами: А) Большим внутренностным Б) Малым внутренностным В) Блуждающим Г) Языкоглоточным 13. Ворота печени располагаются в борозде печени: А) Поперечной Б) Левой продольной В) Правой продольной 14. В воротах печени отсутствуют: А) Воротная вена Б) Печеночные вены В) Печеночные артерии Г) Общий печеночный проток 15. В 12 перстную кишку не впадает проток: А) Главный панкреатический В) Общий желчный Б) Добавочный панкреатический Г) Общий печеночный 16. Нетипичной функцией печени у взрослого человека является: А) Обменная Б) Барьерная В) Гомеостатическая Г) Кроветворная 17. Фермент трипсиноген активируется: А) Желчью Б) Соляной кислотой В) Энтерокиназой Г) Секретином 18. Суточной количество желчи у взрослого человека в среднем составляет: А) До 0,5 литра Б) 0,5 – 1,0 литра В) 1,5 – 2,0 литра Г) Более 2х литров 19. Суточное количество панкреатического сока у взрослого человека составляет: А) 1 – 1,5 литра Б) 1,5 – 2,0 литра В) 2,0 – 2,5 литра Г) 2,5 – 3,0 литра 20. Перечислите группы ферментов панкреатического сока: А) Б) В) IV. С целью закрепления терминологии ответьте на вопросы словарного диктанта: 1. Латинское название печени. 2. Железа треугольника Пирогова. 3. Вена дольки печени. 4. Латинское название поджелудочной железы. 5. Артерия ворот печени. 6. Glandula Parotis – это ________________ 7. Продукт расщепления гемоглобина в печени. 8. Желчевыводящий проток, впадающий в 12 перстную кишку. 9. Фермент слюны, расщепляющий крахмал. 10. Сосок 12 перстной кишки. 11. Vena Porte – это _____________________ 12. Ферменты панкреатического сока, расщепляющие белки. 13. Действие желчи на жиры. 14. Структурно-функциональная единица дольки поджелудочной железы. 15. Печеночная клетка. 16. Фермент слюны, обладающий антимикробным действием. 17. Нерв, осуществляющий парасимпатическую иннервацию печени и поджелудочной железы. Литература: 1. Р.П.Самусев, Ю.М.Селин «Анатомия и физиология человека» М 2003г. Стр. 247 – 248, 270 – 277. 2. Р.П.Самусев, В.Я.Липченко «Атлас анатомии человека» М 2003г. Стр. 220 – 221, 234 – 237. 3. М.И.Федюкевич «Анатомия и физиология человека» Стр. 144 – 145, 155 – 159. Практическое занятие № 8-5 «Этапы процесса пищеварения». Цели занятия: Студенты должны усвоить- - Этапы процесса пищеварения, их сущность, значение. - Механизмы этапов пищеварения. - Характеристики процессов химической, механической обработки пищи и всасывания на каждом этапе пищеварения. - Процесс усвоения белков, жиров и углеводов на каждом этапе пищеварения. - Методики оценки деятельности системы пищеварения на каждом этапе пищеварения. Микролекция: Процесс пищеварения – сложный физиологический процесс, осуществляемый за счёт химической, механической обработки пищи и всасывания питательных веществ. Процесс многоэтапный: выделяют четыре этапа процесса пищеварения – это пищеварение в ротовой полости, в желудке, в тонкой кишке и в толстой кишке. На каждом этапе пища подвергается механической и химической обработке с последующим всасыванием усваиваемых организмом человека питательных веществ. На всём протяжении пищеварительного тракта пища измельчается и перетирается и разбавляется пищеварительными соками и продвигае-тся за счёт перистальтических движений. За счёт ферментов пищеварительных соков происходит расщепление сложных органических соединений (белков, жиров и сложных углевод-ов) до простых, с последующим их всасыванием эпителиальной выстилкой пищеварительного тракта. На каждом этапе происходит усвоение строго специфичных веществ, что обусловлено специфическими ферментами пищеварительных соков ротовой полости, желудка, тонкой и толстой кишки. Всасывание питательных веществ основано на высокой всасывательной способности эпителия за счёт транспортных ферментов с затратой энергии и пассивного процесса осмоса и диффузии. Характеристика этапов пищеварения:
Задание для самоподготовки: Повторите темы: - «Вегетативная нервная система», «Эндокринная система». - «Пищеварительные железы». Найдите ответы на предлагаемые вопросы: 1. Дайте определение процессу пищеварения. 2. В чём сущность и значение механической обработки пищи? 3. Какова сущность химической обработки пищи? 4. Что такое пищеварительные ферменты, их биологическое значение? 5. Каковы механизмы процесса всасывания питательных веществ? 6. Назовите основные этапы процесса пищеварения. 7. Каковы особенности механической обработки пищи на этапах пищеварения? 8. Найдите отличительные особенности усвоения углеводов из пищи на различных этапах? 9. Какова этапность усвоения экзогенных белков в пищеварительном тракте? 10. Значение амилолитических ферментов и карбогидраз в химической обработке пищи. 11. Объясните принцип усвоения жиров из пищевых продуктов в пищеварительном тракте. 12. Какова роль липолитических ферментов в процессе пищеварения? 13. Каково биологическое значение протеолитических ферментов и аминопептидаз? 14. В чём заключается взаимосвязь и взаимозависимость между этапами пищеварения? 15. В чём заключается физиологический смысл тщательного пережёвывания пищи? 16. Каково значение слюны в процессе пищеварения в ротовой полости? 17. Роль желудочного сока в процессе пищеварения в желудке? 18. Каковы особенности полостного пищеварения, роль пищеварительных соков? 19. В чём заключается сущность пристеночного пищеварения? 20. Объясните роль микрофлоры в процессе пищеварения. С целью изучения и закрепления знаний терминологии выполните словарный диктант: 1. Фермент слюны, расщепляющий крахмал и гликоген. 2. Пищевая кашица, формируемая в желудке из пищевого комка. 3. Антимикробное вещество слюны. 4. Волнообразные движения тонкой кишки. 5. Рефлекс, обеспечивающий эвакуацию пищи из желудка в 12-типерстную кишку. 6. Акт выделения каловых масс. 7. Первая фаза регуляции выработки желудочного сока. 8. Ферменты панкреатического сока, расщепляющие белки. 9. Процесс обработки жиров соляной кислотой. 10. Фермент желудочного сока створаживающий молоко. Решите предлагаемые тесты: 1. Пищеварительный сок ротовой полости: а). Желудочный б). Кишечный в). Слюна. 2. Среда желудочного сока: а) Щелочная б) Нейтральная в) Кислая 3. Ферментом слюны является: а) Липаза б) Пептидаза в) Амилаза г) Пепсин 4. Желатиназа - это фермент: а). Желудочного сока б). Кишечного сока в). Панкреатического сока. г). Слюны. 5. Конечный продукт расщепления белка: а). Альбумозы б). Пептоны. в). Аминокислоты г). Глицерин. 6. Масс - сокращения происходят в: а). Желудке б). Тонкой кишке в). Толстой кишке г). Пищеводе. 7. Алкоголь в основном подвергается всасыванию в: а) 12-типерстной кишке б). Желудке в). Толстой кишке. г). Тонкой кишке. 8. Ферментом панкреатического сока не является: а). Пепсин. б). Трипсин в). Липазы. г). Амилазы. 9. Конечные продукты расщепления жиров: а). Аминокислоты б). Жирные кислоты в). Глицерин. г). Глюкоза. 10. Процессу активного всасывания подвергаются: а). Вода б). Аминокислоты в). Жирные кислоты г). Глицерин. 11. Фермент фосфорилаза А содержится в соке: а) Желудочном б). Панкреатическом в). Кишечном г). Слюне. 12. Протеолитические ферменты панкреатического сока активируются: а). Желчью б). Соляной кислотой в). Энтерокиназой. Литература: 1. Н И Федюкевич «Анатомия и физиология человека» СПО 2006г. стр 202-209 2. А,А, Швырёв «Анатомия и физиология человека с основами патологии» 2004 г стр.213 – 226. 3. Е А Воробьева «Анатомия и физиология человека» М1987г стр154- 156; 162-168 173-179; 181-184. 4.С А Георгиева «Физиология» М.1986 г стр. 134-181
Семинарское занятие: «Физиологические основы процесса пищеварения». Цели занятия: Студент должен закрепить знания о: - Физиологической системе питания, её значении в организме человека. - Общих характеристиках процесса пищеварения. - Этапах процесса пищеварения, их сущности и значении. - Механизмах химической, механической обработки пищи и всасывания питательных веществ на каждом этапе пищеварения. - Механизмы регуляции процесса пищеварения на каждом этапе. - Взаимосвязь и взаимозависимость между этапами пищеварения. Вопросы семинара: 1. Общая характеристика физиологической системы питания и процесса питания: Физиологическая система питания – это комплексная система организма человека, осуществляющая процесс питания. Процесс питания: совокупность физиологических реакций, направленных на удовлетворение клеточных потребностей в питательных веществах. Процесс питания - многоэтапный процесс, включающий в себя этап усвоения экзогенных питательных веществ или пищеварение и этапы внутреннего питания - обмен веще-тв или метаболизм. Процесс пищеварения: или экзогенное питание, осуществляет за счёт механической и химической обработки пищи выделить из продуктов питания питательные вещества в такой форме, которая подлежит всасыванию. Осуществляется специализированной системой пищеварения. Процесс внутреннего (эндогенного) питания: осуществляется на уровне внутренней среды, межклеточного вещества и структур клеток. Включает промежуточный и конечный. Задание: Объясните сущность процессов механической, химической обработки пищи и всасывания в процессе усвоения экзогенных питательных веществ. 2. Этапы процесса пищеварения, их значение. При подготовке к данному вопросу ос- новное внимание уделить вопросам: а) Чем обусловлено выделение этапов в процессе пищеварения? б). В чём заключается поэтапное усвоение питательных веществ? в). Назовите факторы, влияющие на поэтапное усвоение питательных веществ. При объяснении данных вопросов выделите следующие моменты: 1. Выделение этапов в процессе пищеварения связано с выраженными особенностями химической, механической обработки пищи и всасывания питательных веществ на разл-ичных этажах пищеварительного тракта. Объясните на конкретных примерах особе-нности пищеварения на разных его этапах. 2. Поэтапное усвоение питательных веществ заключается в последовательном усвоении их в зависимости от сложности химической структуры. 3. Факторами, обеспечивающими усвоение питательных веществ являются: разнообраз-ие употребляемой пищи, различная сложность усваиваемых питательных веществ, наличие различных пищеварительных соков на различных этапах пищеварения и степень механической обработки. Задание: Сравнивая процессы пищеварения в ротовой полости и в желудке, выделите факторы, отличающие данные процессы друг от друга. Объясните значение данных факторов в процессе пищеварения. 3. Биомеханизмы механической обработки пищи на различных этапах пищеварения: При подготовке ответа на данный вопрос необходимо усвоить сущность механической обработки пищи, как поэтапного процесса, обеспечивающего: - превращение употребляемой пищи в такие формы, из которых происходило усвоение необходимых организму питательных веществ; - продвижение пищи по пищеварительному тракту и выведение не усваиваемых веществ и шлаков в окружающую среду. Для усвоения последовательности процесса механической обработки пищи на этапах пищеварения, опишите основные акты в предлагаемой последовательности:
Все механические процессы в пищеварительном тракте основаны на свойствах и функциях мышечного слоя: гладкомышечного и скелетного. 4. Биомеханизмы химической обработки пищи на этапах процесса пищеварения: При химической обработке пищи, определяющими её этапность являются два фактора: - виды пищеварительных соков, участвующих в процессе пищеварения на данном этапе; - ферментативный состав данного сока, осуществляющий процесс расщепления. Для изучения данной зависимости рассмотрите поэтапное расщепление белков, жиров и углеводов в зависимости от воздействия пищеварительных соков, используя таблицу:
5. Характеристика поэтапного процесса всасывания питательных веществ: Процессы всасывания основаны на особенностях всасывательной способности эпителиальной выстилки пищеварительного тракта и на наличии питательных веществ, подлеж-ащих всасыванию. Всасывательная способность эпителиальной выстилки определяется наличием специфических транспортных ферментов и способности осмоса. Это определ-яет наличие активного ферментативного всасывания и пассивного осмоса и диффузии. Задание: используя знания химической обработки пищи на этапах пищеварения, оп-ределите последовательность всасывания питательных веществ в какой форме. Объясните функциональную связь между химической обработкой и всасыванием пи-тательных веществ. 6. Регуляция процесса пищеварения: Основана на нейрогуморальных механизмах регуляции. Для нервной регуляции характерна фазность, основанная на функциональной связи висцерального анализатора и вегетативной регуляции. Она позволяет объединять процесс пищеварения в единый взаимосвязанный механизм. Существуют следующие фа-зы нейрогуморальной регуляции: - Сложнорефлекторная фаза: обеспечивает регуляцию выработки пищеварительных соков и реализуется за счёт условного и безусловного механизмов. Условный механизм основан на влиянии коры конечного мозга на вегетативную регуляцию выработки пищеварительных соков, как ответная реакция на качественные характеристики пищи (запах, вид, разговор о пище). Безусловный механизм основан на изменении активности вегетат-ивных центров слюноотделительных и блуждающего нерва при раздражении рецепторов ротовой полости. Происходит стимуляция выработки слюны, затравочного желудочного сока, кишечного, панкреатического сока и желчи. -Желудочная фаза: функционирует с момента раздражения рецепторов блуждающего нерва в желудке поступаемой пищей. Стимулируется выработка желудочного сока, жел-чи и панкреатического сока. -Кишечная фаза: начинает функционировать с момента поступления кислого химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку и раздражение им интерорецепторов тонкой кишки и усиления вагусного влияния, что приводит к усилению выработки панкреатического, кишечного сока и желчи. Объясните, какие гуморальные факторы осуществляют регуляцию выработки пищеварительных соков и их состава. Регуляция моторных процессов: осуществляется условно рефлекторной и безусловно рефлекторной соматической регуляцией актов жевания и глотания за счёт пирамидных и экстрапирамидных систем и регуляции моторики желудка, тонкой и толстой кишки за счёт интрамуральной (метасимпатической) и экстрамуральной регуляции. Интрамуральная система: обеспечивает процесс самопроизвольной моторики кишечн-ика за счёт возбуждения интрамуральных сплетений поступающим химусом. Обеспечивается независимая регуляция. Экстрамуральная система: обеспечивает процесс регуляции за счёт центрального веге-тетивного симпатического и парасимпатического влияния и изменение моторики кишеч-ника. Задание: Объясните, каким образом изменится моторика желудочно- кишечного тра-кта при усилении симпатического влияния и парасимпатическогои почему? 6. Взаимосвязь между этапами процесса пищеварения: Изучая данный вопрос необходимо чётко усвоить основное положение: «Предыдущий этап пищеварения обеспечивает и определяет течение процесса пищеварения на последующих этапах.» Задание: Объясните достоверность данного положения на примере влияния процесса пищеварения в ротовой полости на пищеварение в желудке. С целью систематизации знаний о процессе пищеварения ответьте на вопросы: 1. В чём физиологический смысл тщательного пережёвывания пищи? 2. Как вы объясните, почему пища при акте глотания не попадает в полость носа и гортань? 3. Почему при длительном жевании появляется сладкий привкус пищи? 4. Почему при повышенной кислотности желудочного сока снижается скорость эвакуации пищи в двенадцатиперстную кишку? 5. Какую роль в усвоении жиров играет желчь? 6. Какой вид пищеварения в тонкой кишке осуществляет конечное расщепление и всасывание питательных веществ и почему? 7. Какова роль микрофлоры в процессе пищеварения в толстой кишке? Литература: 1. Н И Федюкевич «Анатомия и физиология человека» СПО 2006г. стр 202-209 2. А,А, Швырёв «Анатомия и физиология человека с основами патологии» Феникс 2004 г стр.213 – 226. 3. Е А Воробьева «Анатомия и физиология человека» М1987г стр154- 156; 162-168
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |