КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа. Анализ правильности алгоритмов
Анализ правильности алгоритмов Задачи Вопросы 1. Что такое постановка задачи? 2. Что включается в постановку задач? 3. Что такое способ решения? 4. Что такое метод решения? 5. Каков порядок решения новых задач? 6. Что такое систематическая разработка алгоритмов и программ?
1. Приведите постановку задачи, сценарий, алгоритм и программу подсчета сумм: а) нечетных чисел; б) квадратов целых чисел; в) кубов целых чисел. 2. Приведите постановку задачи, сценарий, алгоритм и программу подсчета сумм: а) членов арифметической прогрессии; б) членов геометрической прогрессии. 3. Для последовательности чисел х1, х2..., хN приведите постановку задачи, составьте сценарий, алгоритм решения и программу: а) подсчета суммы всех чисел; б) вычисления среднего арифметического чисел; в) определения наибольшего из чисел; г) определения наименьшего из чисел. 4. Для данных об учениках, содержащих сведения об их росте и весе, приведите постановку задачи, составьте сценарий, алгоритм и программу определения: а) самого высокого ученика; г) самого легкого ученика; б) самого низкого ученика; д) средний рост учеников; в) самого тяжелого ученика; е) средний вес учеников. 5. Для данных о днях рождения своих друзей и родных приведите постановку задачи, составьте сценарий, алгоритм решения и программу: а) определения ровесников; б) определения людей, родившихся в один день; в) самого молодого из своих друзей и родных; г) самого старшего из своих родных и друзей.
На практике часто приходится встречаться с программами, содержащими ошибки. Например, в сети Интернет можно указать много зарубежных и отечественных сайтов, которые время от времени дают сбои. Программа содержит ошибки, если ее выполнение на ЭВМ приводит к получению сбоев, отказов или неправильных результатов. Программу в таком состоянии нельзя использовать для решения практических задач. Проявления ошибок: ¯ данные ® ЭВМ ® { отказ | сбой | ошибка }
Отказ - это ситуация, когда выполнение программы прекращается вообще. Программы, содержащие такого рода ошибки считаются неработоспособными, и от их использования следует отказываться. Сбой - это потеря части данных либо получение непредусмотренных данных. Такого рода ошибки говорят о их частичной неработоспособности программ либо об их недостаточной надежности. Результат неправильный, если он не соответствует требованиям, предъявляемым к работе программ. Программы, содержащие такие ошибки, считаются работоспособными, но их применение может приводить к получению ошибочных результатов, сбоев или отказов. Оценка программ: Задача исходное требуемое данные ® программа ® результаты
О правильности программ нельзя утверждать ничего если неизвестны предъявляемые к ним требования. Только при наличии строгих, четких спецификаций можно судить о правильности работы программ. В качестве примера рассмотрим решение квадратного уравнения:
х2 + 3×х + 2 = 0.
Исходные данные - коэффициенты а = 1, b = 3, с = 2. Требуемые результаты - пара чисел х1 и x2, являющихся корнями уравнения. Посмотрим, будут ли корнями уравнения пары чисел:
а) х1 = 2, x2 = 3;б) x1 = -2, x2 = -3.
Решением уравнений являются числа, подстановка которых превращает уравнение в тождество. В первом случае подстановка чисел х1 = 2, х2 = 3 в уравнение дает:
22 + 3×2 + 2 = 12 ¹ 0 - неправильно, 32 +3×3+2 = 20 ¹ 0 - неправильно.
Следовательно, числа х1 = 2, х2 = 3 не являются правильными результатами. Подстановка в уравнение чисел х1 = -2, х2 = -3:
(-2)2 + 3×(-2) +2 = 0- правильно; (-3)2 + 3×(-3) +2 = 0- правильно.
Следовательно, числа х1 = -2, х2 = -3 являются правильными результатами. Приведем формальную постановку задачи решения квадратных уравнений. Постановка задачи Решение квадратного уравнения
а×х2 + b×x + с = 0. Дано: a, b, с - коэффициенты. Треб.: х1, х2 - корни. Где: а×х12 + b×х1 + с = 0. а×х22 + b×х2 + с = 0. При: а ¹ 0. Наличие точной постановки задач позволяет говорить о правильности не только конечных результатов, но и различных способов и методов их решения. Способ правильный, если он дает правильные результаты. Способ неправильный, если он дает неправильные результаты или не дает результатов вообще. Метод неправильный, если существуют допустимые данные, для которых он дает неправильные результаты либо не дает результатов вообще. Метод правильный, если он дает правильные результаты для любой задачи данного класса. Использование правильных методов служит основой для составления алгоритмов и программ, не содержащих ошибок. В рассматриваемом примере решения квадратных уравнений общим методом является вычисление корней с помощью дискриминанта. Метод решения x1 = (-b + )/(2×а) x2 = (-b - )/(2×a) где { D = b2 - 4×а×с.
Правильность общих методов проверяется подстановкой расчетных формул в исходное уравнение. Получение тождеств в результате подстановок говорит о правильности выбранных расчетных формул. Для первого корня х1 = (-b + )/(2×a) подстановка и тождественные преобразования формул дадут:
а×х12 + b×х1 + с = = а×[(-b + )/(2×а)]2 + b× (-b + )/(2×a) + с = = (-b + )2/(4×а) + b× (-b + )/(2×a) + с = (b + ) × (-b + )/(4×а) + с = = (-b2 + D)/(4×a) + с = (-b2 + b2 - 4×а×с)/(4×а) + с = -4×а×с/(4×а) + с = 0.
Аналогичные результаты получаются и при подстановке формулы второго корня х2 = (-b - )/(2×a). После выполнения аналогичных преобразований будет получено такое же тождество. И на основании этих проверок можно сделать заключение, что рассмотренный метод дает правильные результаты для любык допустимых данных. Однако саму постановку задачи необходимо дополнить условием: b2 - 4×а×с ³ 0. При нарушении этого условия не только уравнение не имеет решений, но и метод решения также не дает результатов из-за необходимости вычисления корней от отрицательного дискриминанта: D < 0. В силу выбранного метода решения и принятой постановки алгоритм решения квадратных уравнений приобретает следующий вид:
алг «квадратное уравнение» Результаты вычислений
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |