Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности и темы. В богословском содержании книг Паралипоменон можно выделить три основополагающие темы




В богословском содержании книг Паралипоменон можно выделить три основополагающие темы.

1. Народ Божий. В своем историческом повествован летописец определяет, кому же надлежит войти в число наследников обетовании завета Божиего. О принципиальной важности этой задачи свидетельствует, в частности, многократное употребление им выражения "весь Израиль" (см. ком. к 11,1; ком. к 2 Пар. 10,1 и 29,24). Он излагает свои представления о том, что есть народ Божий. С одной стороны, это все те, кто был отпущен и возвратился из вавилонского плена. В качестве таковых следует рассматривать возвратившихся в землю обетованную представителей колен Иудина, Вениаминова, Ефремова и Манассиина (см. ком. к 9,3). Они - избранный народ, сыгравший ключевую роль в восстановлении царства Израильского. С другой стороны, народ Божий отождествляется со всем коленами Израиля (см. ком. к 2,3 - 9,1). До тех пор, пока некоторые из колен оставались за пределами обетованной земли - отделенными от царского рода Давида и от храма в Иерусалиме, восстановление Израиля не могло считаться законченным. Поэтому автор включает в составленное им родословие представителей колен и севера, и юга (2,3 - 9,1), что соответствует идеалу объединенного царства, осуществившемуся при Давиде и Соломоне (см. ком. к 11,1), и описывает деяния Езекии по объединению Божиего народа Северного и Южного царств (см. ком. к 2 Пар. 29,1 - 36,23). Возвратившиеся из плена представлял собой остаток народа Божиего.

2. Царь и храм. Согласно точке зрения летописца, Бог сплотил Свой народ вокруг двух основополагающих установлений: трона Давида и его потомков и Иерусалимского храма. Эти установления - политическое и религиозное - легли в основу существования Израиля. Поэтому в приводимом им родословии летописец особое внимание уделил линии Давида (2,10-17; 3,1-30), а также генеалогии священников и левитов (6,1-24). Он подчеркивает, что Давид и его потомки были избраны Богом вовеки царствовать над народом (гл. 17; 2 Пар. 13,5; 21,7; 23,3). Утверждение трона Давидова явилось выражением Божиих любви благоволения к Израилю (14,2; 2 Пар. 2,11). Храм же для летописца - это прежде всего место пребывания имен Божиего (2 Пар. 7,12.16; 33,7). На протяжении всего повествования он неоднократно говорит о важности для богослужения возвышенной и величественной музыки (см. ком. к 6,31-47; 9,15.16; 13,8; 15,16-24; 16,4-6; 23,5; 25,1-31; 2 Пар. 5,12.13; 7,6; 23,13; 29,25-30; 34,12). О тесной взаимосвязи царского правления и храма летописец пишет и в других местах, облекая эту идею в иные формы (см., напр., 2 Пар. 13,4-12; 22,10 - 24,27). Уделяя столь значительное место теме царской власти и храма, он учит читателей, членов восстановленной после плена общины, в должной мере печься об этих институтах, ибо без царя из рода Давидова или без храма полное восстановление царства невозможно. Бог говорил Давиду: "Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки" (17,11.12).

3. Благословение и суд Божий. Одной из целей летописца было указать своим читателям пути стяжания Божиего благословения. Он настоятельно отмечает, что благословение дается за послушание, в то время как непослушание навлекает суд (28,9; 2 Пар. 6,14; 7,11-22; 15,2; 16,7-9; 21,14.15; 24,20; 25,15.16; 28,9; 34,24-28). Сами по себе царь и храм отнюдь не обеспечивают Израилю Божиего благословения. Пребудет оно с народом или нет, зависит от соблюдения им Закона Моисеева (22,12.13; 28,7; 29,19; 2 Пар. 6,16; 7,17.18; 12,1.2) от послушания поучениям пророков и священников (2 Пар. 11,4; 12,5-8; 20,20; 21,12-19). Благословение сопутствует тем, кто в чистоте блюдет порядок храмового богослужения (2 Пар. 15,1-19; 17,1-6; 24,1-16; 29,1 - 31,21; 34,1 - 35,19) и смиренно полагается на Бога, а не на человеческие силы (5,20; 2 Пар. 13,18; 14,7; 16,7.8; 32,20). Стоит народу Божиему и его царям впасть в беззаконие, как на них немедленно обрушивается кара в виде болезней или военного поражения (10,1-14; 2 Пар. 13,1-16; 16,12; 18,33.34). Но даже испытав на себе Божий суд, народ еще может вернуть себе Его благословение, если смиренно выйдет навстречу Богу с молитвой и покаянием (2 Пар. 7,13-15; 12,1-12; 33,10-13). Говоря обо всем этом, летописец показывает своим читателям, вернувшимся из вавилонского плена, путь, на котором он будут иметь Божий благословения. Чтение книг Паралипоменон должно привести их к твердому убеждению, что полное восстановление народа Божиего может свершиться лишь при условии соблюдения ими верности Господу. Суть вышесказанного была кратко сформулирована Асой: "Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас" (2 Пар. 15,2).

Сосредоточивая внимание на рассмотренных здесь проблемах - народа Божиего, царя и храма, благословения и суда Божиих, - летописец имеет в виду и укрепление упования Израиля на грядущего Мессию. Непосредственный его интерес заключался в восстановлении общины после возвращения из плена. Но в свете Нового Завета очевидно, что рисуемый им идеал восстановленного царства полное свое воплощение получил во Христе - обетованном Сыне Давидовом.

Во Христе осуществились надежды, которые летописец питал в отношении народа Божиего. Подобно возвратившимся из пленения, те, кто последовал за Ним, являются наследниками обетовании, данных Израилю (Гал. 3,14.29; 4,28; Еф. 2,11-22). Церковь Его распространилась за пределы Израиля, вобрав в себя и язычников (Лк. 2,32; Деян. 9,15; 11,1.18). В день Его второго пришествия все избранные Богом объединятся под властью Христа (Еф. 2,11-22).

Восстановление и утверждение трона Давидова, столь важное для летописца, также воплотилось во Христе. По плоти Он был потомком Давида и наследником заключенного с ним завета (Лк. 1,32; Рим. 1,3; Откр. 22,16). Положенное потомкам Давида служение Он понес в полной мере (Рим. 5,19; Флп. 2,8; Евр. 5,7-10).

Во Христе в высшей степени воплотилось и все то, что летописец говорил о храме. Ибо, предавшись на крестную муку, Он явил Собой совершенное искупление за грех человеческие (1 Пет. 3,18; 1 Ин. 2,2; Евр. 9,11-28). Он ходатайствует о нас в небесном чертоге Бога (Евр. 3,1; 4,14-16; 6,20; 7,26; 8,1). Вторым пришествием Он откроет всему Своему народу благословенное присутствие Божие (Ин. 14,1-4; 1 Фес. 4,16.17).

Предощущением свершенного Христом явилась и разработка летописцем темы Божиих благословения и суда. Христос предупреждал Свою Церковь о необходимости хранить верность Божественным заповедям (Мф. 5,17-20). Страдание и смерть на кресте Он принял, дабы избавить нас от Божиего суда (Рим. 3,21-26). Он дарует нам новую жизнь, и потому мы можем быть уверены в том, что наградою за послушание станет благословение в вечности (Ин. 3,16; 2 Пет. 3,13; 1 Ин. 2,25).

Летописец стремился воодушевить своих читателей на восстановление царства после возвращения из плена. Но созданное им историческое повествование служит также указанием на Царство, начало которому было положено первым пришествием в мир Христа, а славным исполнением станет Его второе пришествие.

Богословские положения, содержащиеся в книгах Паралипоменон, не облекаются летописцем в какую бы то ни было форму. Та или иная богословская тема возникает исключительно в связи с рассказом о каком-то историческом событии. Несколько основополагающих мотивов красной нитью проходят через все повествование, но при этом, однако, легко заметить, что в разных его частях один из мотивов непременно оказывается доминирующим. Все повествование может быть разделено на четыре большие части: "Родословие народа Божиего" (1,1 - 9,34), "Объединенное царство" (1 Пар. 9,35 - 2 Пар. 9,31), "Разделенное царство" (2 Пар. 10,1 - 28,26) и "Воссоединенное царство" (2 Пар. 29,1 - 36,23).

В древности на Ближнем Востоке бытовало несколько форм родословий в зависимости от цели, с которой он составлялись. В первых девяти главах летописец прибегает к целому ряду таких форм. Некоторые места представляют собой так называемые линейные родословия, прослеживающие историю одного рода на протяжен многих поколений (см., напр., 2,34-41); другие родословия фрагментарны и повествуют сразу о нескольких семейных линиях (см., напр., 6,1-3). Иногда летописец опускает целые поколения, останавливаясь только на тех личностях и событиях, которые имеют непосредственное отношение к его замыслу (см., напр., 6,4-15). Кроме того, следуя древнему обычаю, летописец вставляет в родословия краткие повествования о наиболее важных событиях (4,9.10; 5,18-22).

Древние родословия служили выявлению не только родственных связей, но также политических, географических и межплеменных отношений. Летописец приводит родовые перечни (см., напр., 3,17-24), указывающие также на преемственность политической власти (см., напр., 2,24.42.45.49-52) и профессиональных занятий (см., напр., 4,14.21-23).

Столь обширные родословия летописец вводит для того, чтобы достоверно показать, что его читатели являются законными наследниками народа Божиего. Через родословия он говорит об избрании Израиля из всего человечества (1,2 - 2,2), об устройстве колен израилевых (2,3 - 9,1) и о представителях этих колен, возвратившихся из Вавилона (9,16-34).

Определив своих читателей в качестве продолжателей избранного рода, летописец указывает на открытые перед ними возможности и, одновременно, на лежащую на них ответственность. Как народу Божиему им даровано благо Божиего благословения в земле обетованной. Их надеждам на полное восстановление царства дано прочное основание. Но в то же время на них возложена серьезная ответственность. В приводимом летописцем родословии народа Божиего, свидетельствующем о строгом порядке и многолюдности колен израилевых, подчеркивается особая значимость царского рода Давида и левитских семей (см. ком. к 2,3 - 9,1). Чтобы получить Божие благословение, те, кому было адресовано произведение летописца, должны был тщательно сохранять это Богом данное устроение.

Летописец рассматривает царствования Давида и Соломона как период славы Израиля. Сосредоточивая внимание на положительных качествах этих царей, он умалчивает об их недостатках и ничего не говорит об обрушивавшихся на них напастях, о которых рассказывают книг царств (см. ком. к 11,1 - 29,30; 2 Пар. 1,1 - 9,31). Как известно, Давид и Соломон царствовали над всеми землями и коленами Израиля (см. ком. к 11,1). Своим мудрым правлением (14,2; 2 Пар. 2,11; 9,8) и попечением о храме (22,1; 2 Пар. 7,11-22) они способствовали процветанию Израиля.

Этот период объединенного царства служил основой для надежд, которые питала восстановленная после плена община. Род Давидов и Иерусалимский храм были избраны Богом в качестве орудия благословения Его народа во всех его поколениях.

Но благословение это можно получить только при соблюдении определенных условий. В качестве образца для подражания летописец представил фигуры Давида и Соломона. По примеру этих царей восстановленная община должна была следовать идеалам объединенного царства. Основными условиями получения Божиего благословения являлись смиренное и полное упование на Господа, сохранение царской линии рода Давидова и попечение о храме.

Содержание

I. Родословие народа Божиего (1,1 - 9,34)

А. От Адама до Израиля (1,1 - 2,2)

Б. Колена Израилевы (2,3 - 9,1)

1. Иуда (2,3 - 4,23)

2. Симеон, Рувим, Гад и полуколено Манассиино (4,24 - 5,26)

3. Левий (гл. 6)

4. Иссахар, Вениамин, Неффалим, Манассия, Ефрем, Ассир (гл. 7)

5. Вениамин (гл. 8)

6. Итоги (9,1)

В. Возвратившиеся из вавилонского плена (9,1-34)

II. Объединенное царство (1 Пар. 9,35 - 2 Пар. 9,31)

А. Саул (9,35 - 10,14)

1. Родословие (9,35-44)

2. Кончина (10,1-14)

Б. Давид (11,1 - 29,30)

1. Давиду оказывается всеобщая поддержка (11,1 - 12,40)

2. Приготовления к возведению храма (13,1 - 29,30)

а) централизация богослужения (13,1 - 16,43)

б) Давид получает повеление начать приготовления к строительству храма (гл. 17)

в) войны Давида (18,1 - 20,8)

г) избрание места для будущего храма (21,1 - 22,1)

д) назначение строителей (22,2-19)

е) распределение служащих при храме (23,1 - 27,34)

ж) всенародное празднование и завещание Соломону построить храм (28,1 - 29,30)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.