Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 1 страница. 1 - 9,34 родословие народа Божиего




Глава 1

1 - 9,34 Родословие народа Божиего. История избрания народа Божиего и его племенной организации предстает в многолюдных родословиях и всевозможных перечнях. Весь материал может быть разделен на три основных части: от Адама до Израиля и его сыновей (1,1 - 2,2), двенадцать колен Израилевых (2,3 - 9,1), возвратившиеся из вавилонского плена (9,1-34). В них описывается избрание Богом Израиля из числа всех населявших землю народов, устройство, назначенное Богом Своему народу, и продолжение избранного народа в лице возвратившихся из плена.

1 - 2,2 Опираясь на книгу Бытие, летописец прослеживает историю избрания Богом Израиля из числа прочих народов. Его рассказ идет от Адама к Ною (1,1-3), далее, к потомкам Ноя (1,4-27) и потомкам Авраама (1,28 - 2,2).

1-3 Летописец кратко излагает историю человечества до потопа, упоминая лишь наиболее выдающихся представителей избранной линии.

4-27 Рассказом о сыновьях Ноя летописец показывает, как одни народы были выделены Богом среди прочих. О каждом из сыновей - Иафете, Хаме, Симе - и его потомстве говорится в отдельности. Летописец в последнюю очередь рассказывает об избранной линии. Из потомков Ноя только представители линии Сима (семиты) вступили в заветные отношения с Богом.

5-7 Сыновья Иафета. Называя всех семерых (1,5), летописец только о двух его сыновьях - Гомере и Иаване - рассказывает подробнее (1,6.7).

5 Сыновья. Слово "сыновья" в данном случае указывает прежде всего на культурно-территориальные связи (см. Введение: Характерные особенности и темы).

8-16 Сыновья Хама. Потомкам Хама летописец уделяет большее внимание, нежели потомкам Иафета, поскольку с первыми Израилю приходилось иметь дело значительно чаще, чем со вторыми. Назвав четверых сыновей Хама, он затем сообщает сведения о потомках троих из них: Хуша (1,9.10), Мицраима (1,11.12) и Ханаана (12,13-16).

17-27 Сыновья Сима. Летописец прослеживает, как сужается область Божественного избранничества - от всех потомков Сима до одного рода Авраамова.

24 Арфаксад... Сала. См. ком. к Быт. 11,10.

28 - 2,2 Сыновья Авраама. И из потомков Авраама одни были избраны Богом, другие нет. Как и прежде, летописец сначала говорит о неизбранных (1,29-33) и только затем о избранной линии Исаака (1,34 - 2,2).

29-31 Измаилов. См. ком. к Быт. 25,12-16. Следуя книге Бытие, летописец не включает потомков Измаила в число народа завета. Измаил был благословлен Богом (Быт. 16,11.12), но не стал наследником завета благодати, который Бог заключил с Авраамом (Быт. 17,18-21).

32,33 Сыновья Хеттуры. Потомки Авраама от его наложницы Хеттуры, в отличие от Исаака и его потомков, не наследовали обетования.

34 - 2,2 Сыновья Исаака: Исав и Израиль. Избранная линия Исаака разделяется на две: Исава (1,35-54) и Израиля (Иакова; 2,1.2). Исав продал право первородства младшему брату Иакову, и тот таким образом стал наследником обетования (Быт. 25,27-34; 27,1-40).

35-54 Сыновья Исава. Летописец сообщает о потомках Исава (1,35-37), сыновьях Сеира (1,38-42) и правителях Едома (1,43-54). См. Быт. 36,10-43.

Глава 2

1.2 Этот перечень почти в точности повторяет Быт. 35,23-26, за тем исключением, что там Дан назван после Вениамина. Двенадцать колен Израилевых летописец представляет как результат Божественного избрания в допотопный период и во времена патриархов.

3 - 9,1 Все внимание автор уделяет многочисленности народа Божиего и его племенной организации, называя видных представителей всех колен, за исключением Данова и Завулонова. За пространным рассказом о колене Иудином (2,3 - 4,23) следуют более краткие о коленах Симеона (4,24-43), Рувима (5,1-10), Гада (5,11-22) и полуколене Манассиином (5,23-26); далее идет сравнительно длинное перечисление потомков Левия (6,1-81), а затем краткие, Иссахара (7,1-5), Вениамина (7,6-12), Неффалима (7,13), Манассии (7,14-19), Ефрема и Манассии (7,20-29) и Асира (7,30-40); этот отрывок завершается вторым, достаточно пространным перечислением потомков Вениамина (8,1-40). Все перечисления говорят не только о представителях того или иного колена, но и о том, какие земли каждое из колен населяло.

3 - 4,23 Летописец нарушает тот порядок, в котором он только что перечислил колена Израилевы (2,1.2), и ставит на первое место Иуду. Рассказ об этом колене ведется по схеме: семейства Иуды (2,3-9), потомки Арама (2,10-17), потомки Халева (2,18-24), потомки Иерахмеила (2,25-33), дополнительные сведения о потомках Халева (2,42-55), дополнительные сведения о потомках Арама, живших после Давида (3,1-24), дополнительные сведения о семействах Иуды (4,1-23).

3-9 Сыновья Иуды. У Иуды было пять сыновей: Ир, Онан, Силом - от жены-хананеянки (Быт. 38,2), Фарес и Зара - от его невестки Фамари (Быт. 38,11-30). Летописца в первую очередь интересуют Фарес и его сын Есром, поскольку им предстояло стать предками Давида. Рассказ о линии Фареса (2,5.9) на время прерывается перечислением потомков Зары (2,6-8).

6 Ефан, Еман, Халкол и Дара. С мудростью этих людей в 3 Цар. 4,31 сравнивается мудрость Соломона. Ефана и Емана, вероятно, не следует отождествлять с одноименными музыкантами Давида (15,19; Пс. 87-88).

7 Харми. Сын Зимри, упомянутого в 2,6 (Нав. 7,1).

10-17 Арам. Летописец отступает от того порядка, в каком он прежде перечислил сыновей Иуды (2,9) с тем, чтобы выдвинуть на первое место рассказ о линии Давида (см. ком. к 2,3 - 4,23). Генеалогические сведения он в данном случае черпает из Руфь 4,18-22.

15 седьмого - Давида. Согласно 1 Цар. 17,12-14, Давид был не седьмым, а восьмым сыном Иессея. Летописец не называет здесь Елиава, упомянутого им в 27,18, вероятно потому, что Елиав не оставил после себя потомства.

18-24 Летописец переходит к рассказу о линии Халева, которого не следует путать с другим Халевом, сыном Иефоннии (Чис. 13,7), упоминаемом в 4,15.

20 Веселиила. Из потомков Арама вышел царь Давид, а из потомков Халева - Веселиил, руководитель строительства скинии во времена Моисея (Исх. 31,1-5; 35,30 - 36,7). То обстоятельство, что о происхождении Веселиила говорится почти сразу же после рассказа о царском роде (2,10-17), свидетельствует о взаимосвязи престола Давидова и храмового богослужения в период после возвращения из плена (см. ком. к 6,1-53).

25-33 Сыновья Иерахмеила. Во всей Библии только летописец сообщает сведения о потомках Иерахмеила. Они населяли юг Иудеи (1 Цар. 27,10; 30,27-29).

34-41 Шешана. Эти дополнительные сведения о роде Иерахмеила (см. ком. к 2,3 - 4,23) отделены от предыдущей части фразой "Это сыновья Иерахмеила" (2,33). Здесь летописец прослеживает линию от Шешана (2,31) до Елишамы (2,41). Последний мог быть современником Давида (принадлежа к двадцать третьему поколению сыновей Иуды), но в то же время есть основания отождествлять его с одноименным писцом царя Иоакима (Иер. 36,12.20; в русском переводе писец назван Елисам). Во времена летописца родословие Елишамы привлекало пристальное внимание, вероятно, потому, что статус его потомков вызывал сомнение у некоторых из членов восстановленной общины.

42-55 Сыновья Халева... Хур. Дополнительные сведения о потомках Халева (см. ком. к 2,3 - 4,23) посвящены сыновьям самого Халева (2,42-50) и потомству его сына Хура (2,50-55). В данном отрывке встречается множество географических названий: Зиф, Мареша, Хеврон и др. Здесь и в других подобных случаях слово "отец" означает "основатель" или "глава" (см. ком. к 1,5). Говоря о поселениях, лежащих за пределами занимаемых восстановленной общиной территорий, летописец укрепляет надежду своих читателей на объединение всех земель, когда-либо заселявшихся народом Божиим (см. ком. к 2,3 - 9,1).

42 Сыновья Халева. См. ком. к 2,18-24.

55 Кинеяне. Одна из представительниц этого иноземного народа была женой Моисея, благодаря чему он был принят в Иудее (Суд. 1,16; 4,11). Летописец рассматривает кинеян в качестве законных членов народа Божиего (см. ком. к 2 Пар. 8,11).

Глава 3

1-24 Сыновья Давида. Летописец излагает дополнительные сведения о роде Драма, сообщая о потомках Давида (см. ком. к 2,3 - 4,23). О предках Давида им уже было сказано ранее (2,10-17). Весь рассказ делится на три части: сыновья Давида, родившиеся в Хевроне и Иерусалиме (3,1-9), потомки Соломона (3,10-16), потомки Иехонии (3,17-24). Он подтверждает законную принадлежность Зоровавеля (3,19), правителя восстановленной после возвращения из плена общины, к царскому роду Давида.

1-9 в Хевроне... в Иерусалиме. Перечень сыновей Давида, родившихся в Хевроне (3,1-4) и Иерусалиме (3,4-9), основывается на 2 Цар. 3,2-5; 5,13-16; 13,1.

10-16 Соломона. Из всех сыновей Давида летописца интересует в первую очередь его избранный потомок Соломон. В его изложении, Соломон взошел на переданный ему отцом престол, не испытав никакого сопротивления (см. ком. к 23,1). Фигурирующий здесь Азария (3,12) впоследствии называется царем Озией (см. ком. к 2 Пар. 26,1).

15 Сыновья Иосии. Первенец Иосии Иоанан (в русском переводе Иоахаз), о котором ничего более не известно, не унаследовал престола отца. После Иосии царем стал Селлум (Иоахаз; 2 Пар. 36,1.2; 4 Цар. 23,30.31). Фараон Нехао отрешил Селлума от власти и поставил на его место брата Селлума Елиакима (Иоакима; 2 Пар. 36,3.4; 4 Цар. 23,32-34). Иоакиму наследовал его сын Иехония (2 Пар. 36,9.10; 4 Цар. 24,8-16), но Навуходоносор заместил его третьим сыном Иосии Седекией (2 Пар. 36,10-14; 4 Цар. 24,18-20).

17-24 Сыновья Иехонии. Летописец прослеживает продолжение царского рода через Иехонию. Пророк Иеремия, чья жизнь и речения были известны летописцу (2 Пар. 35,25; 36,12.21.22), объявил об отрешении Богом Иехонии и его потомства от престола Давидова. Но по милости Своей Бог снял это проклятие и поставил потомков Иехонии опорой монархических чаяний Израиля. Сам Иехония был выпущен из заключения в Вавилоне (4 Цар. 25,27-30). Его сын Шешбацар (в 3,18 - Шенацар) перенес обратно в Иудею храмовые сокровища (Езд. 1,11; 5,14-16), а внук Зоровавель (3,19) стал правителем общины после ее возвращения из вавилонского плена и строителем храма (Езд. 3,1-13). Зоровавеля Бог назвал "печатью" Своею (букв.: "перстнем с печатью"), отменив таким образом обращенное на Иехонию проклятие (Иер. 22,24). Царем Зоровавель никогда не был, но на него и его потомков были обращены монархические чаяния восстановленной общины. И Матфей (Мф. 1,12.13), и Лука (Лк. 3,27) именно к его линии причисляют Иисуса Христа, последнего из царей рода Давидова.

Глава 4

43 до сего дня. Данное выражение в Паралипоменоне может относиться и к тому, что было современностью для летописца (см., напр., 5,26; 2 Пар. 20,26; 35,25), и к тому, что являлось таковой для составителей использованных им источников. Иногда оно может даже обозначать время, когда были созданы тексты, послужившие источниками для летописца (13,11; 2 Пар. 5,9; 8,8; 10,19; 21,10). Можно также понимать это выражение и в значении "с той поры и поныне" или "навечно".

Глава 5

1-26 Летописец повествует здесь о заиорданских коленах. Его рассказ распадается на четыре части: колено Рувимово (5,1-10), колено Гадово (5,11-17), краткое повествование об исторических событиях (5,18-22), полуколено Манассиино (5,23-26). Включение этих колен в число народа Божиего свидетельствует о надежде летописца на объединение после возвращения из плена всех колен и населявшихся ими земель (см. ком. к 2,42-55).

1-10 Сыновья Рувима. Летописец повествует здесь как о представителях рода Рувимова (5,1-8), так и о занимаемых ими землях (5,8-10).

1 он первенец; но. Летописец объясняет, почему колену Рувима, первенца Израиля, было отведено столь незначительное место в ряду прочих колен. Как известно, Рувим осквернил постель отца своего (Быт. 35,22; 49,4) и потерял право первенца на двойную долю наследства (Втор. 21,15-17). Вместо него двойную долю получил Иосиф, поскольку его сыновья Ефрем и Манассия стали главами отдельных колен (Быт. 48,1-22).

2 вождь от него. Имеется в виду Давид, но подразумевается и Зоровавель, его же потомок, живший в эпоху после возвращения из вавилонского плена (11,2; 17,7; 2 Цар. 5,2; 6,21; ком. к 3,1-24).

6 Феглафелласар. Феглафелласар, царь ассирийский (745-727 гг. до Р.Х.), носил тронное имя Фул (5,26). Он напал на Израиль (4 Цар. 15,29) и потребовал от Ахаза уплаты дани (см. ком. к 2 Пар. 28,21). См. также Введения в книги Амоса, Исайи, Осии и Михея.

8 в Ароере... Ваал-Меона. Географические сведения почерпнуты в данном случае из Чис. 32,38 и Нав. 13,15-23.

11-17 Сыновья Гада. Этот перечень потомков Гада не имеет параллелей в Библии. Значительное внимание в нем уделено местам их жительства (5,11.16).

18-22 У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина. Летописец приводит здесь краткую историческую справку о событиях, затронувших все заиорданские племена (ср. 4,9.10). Он подчеркивает важность молитвы и упования на Бога для достижения военной победы. Ср. 5,23-26.

сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят... сто тысяч душ. Летописец показывает, что заиорданские племена победили противника, значительно превосходившего их по численности.

22 до переселения. Летописец имеет в виду насильственное переселение заиорданских племен ассирийцами в 734 г. до Р.Х. (5,6.26).

23-26 Причиной переселения заиорданских племен явилось Божественное воздаяние за отступничество полуколена Манассиина. Этот эпизод контрастирует с приведенным ранее рассказом о дарованном по молитве благословении (4,9.10).

26 до сего дня. См. ком. к 4,43.

Глава 6

1-81 Сыновья Левия. Летописец обосновывает организацию семей служителей храма в восстановленной общине. В его представлении храмовое богослужение тесно связано с монархическими чаяниями. Данный рассказ может быть разделен на две части: организация левитских семейств (6,1-53) и отведенные этим семействам земли (6,54-81). Такая двусоставность рассказа объясняется стремлением летописца точно определить состав народа Божиего, а также те земли, которые должны быть объединены вновь восстановленной общиной (см. ком. к 1,5 и 2,42-55).

1-53 Семействам левитов летописец уделяет значительно больше места в своем повествовании, чем каким-либо другим коленам. Это говорит о том, сколь важное значение в его глазах имели храм и священство. Стремясь получить Божественное благословение, переселенцы должны были заботиться о том, чтобы не только представители царского рода (Иудина), но и храмовые служители в полной мере выполняли свои функции (см. ком. к 29,22). Рассказ о семействах левитов состоит из четырех частей: священники-потомки Аарона (6,1-15), обзор всех трех кланов левитов (6,16-30), храмовые певцы, назначенные Давидом (6,31-47), и, наконец, последняя часть, в которой описываются обязанности потомков Аарона, отличные от тех, что были возложены на представителей прочих семейств (6,48-53). Летописец указывает, как должно было быть организовано колено Левия в эпоху после возвращения из вавилонского плена (см. ком. к 15,1 - 16,43; 23,2-32; 2 Пар. 13,4-12; 22,10-24,27).

1-15 Летописец сосредоточивает внимание на линии первосвященников. От Левия и его сыновей он переходит к Аарону и его потомству, выделяя из него Елеазара (6,1-4). Далее перечисляются потомки Елеазара до времени вавилонского пленения (6,4-15). См. ком. к 6,48-53 и 23,28.32.

4-15 Сходный перечень поколений первосвященников приведен в Езд. 7,1-5.

8 Садок. См. ком. к 15,11.

10 родил Азарию. Стремление летописца к тому, чтобы организация храмового богослужения при Соломоне стала образцом для восстановленной общины, объясняет сделанное им краткое отступление в связи с Азарией (см. 3 Цар. 4,2 и Введение: Характерные особенности и темы).

14.15 Иоседек. Летописец прослеживает родословие первосвященников до Иоседека, отца Иисуса (Иешуи), который был первосвященником в первые годы после возвращения из Вавилона (Езд. 3,2; 5,2; 10,18; Агг. 1,1; 2,2; Зах. 3,1; 6,11).

16-30 Гирсон, Кааф и Мерари. Летописец называет представителей первого поколения потомков всех трех сыновей Левия (6,16-19), перечисляя затем потомков Гирсона (6,20.21), Каафа (6,22-28) и Мерари (6,29.30).

16-19 Данный материал заимствован из Исх. 6,16-19 и Чис. 3,17-20; 26,57-61.

22.23 Асир... Елкана... Евиасаф. Все трое - сыновья Корея (Исх. 6,24).

22 Аминадав. Возможно, Аминадав - второе имя Ицгара (см. 6,2.37.38; Исх. 6,18.21).

27 Елкана. В 1 Цар. 1,1 Елкана причислен к семейству Ефрема, что, вероятно, объясняется местонахождением его жилища, а не племенной принадлежностью.

31-47 Давид поставил начальниками над певцами. Певцами Давид назначил представителей из всех трех линий потомков Левия (15,16-26; 2 Пар. 35,3): из рода Каафа начальником над ними стал Еман (6,33-38), из рода Гирсона - Асаф (6,39-43), а из рода Мерари - Ефан (6,44-47).

48-53 Садок. В завершение перечня левитских семейств летописец останавливается на исключительном праве потомков Садока свершать жертвоприношения.

49 как заповедал... Моисей. См. ком. к 16,40.

54-81 жилища их... в пределах их. Летописец рассказывает о том, какие земли были отведены для жительства каждому из левитских семейств, отмечая, что левиты имели законные права на весьма обширные владения. Большинство их находилось за пределами территории, занимаемой восстановленной после плена общиной; тем самым он выражает мысль о необходимости расширения ее границ (см. ком. к 2,42-55). Перечень земель строится по следующей схеме: А Б В А' Б' В', т.е. потомки Каафа (из которых особое место за сыновьями Аарона, 6,54-61), потомки Гирсона (6,62) и Мерари (6,63); затем снова Каафа (6,66-70), Гирсона (6,71-76), Мерари (6,77-81).

Глава 7

1-40 Здесь летописец кратко рассказывает о потомках Иссахара (7,1-5), Вениамина (7,6-12), Неффалима (7,13), Манассии (7,14-19), Ефрема и Манассии (7,20-29) и Асира (7,30-40). См. ком. к 2,3-9,1.

1-5 Сыновья Иссахара. Сведения о потомках Иссахара почерпнуты летописцем из Быт. 46,13; Чис. 1,28; 26,23-25. В данном случае часть материала взята также из военных переписей (7,2.4.5). О числе воинов см. ком. к 12,23-37.

6-12 У Вениамина. Летописец еще раз возвращается к колену Вениаминову (8,1-40), чтобы проследить линию Саула. Он вновь опирается на военные переписи (7,7.9.11). О числе воинов см. ком. к 12,23-37.

13 сыновья Неффалима. Сведения о сыновьях Неффалима почерпнуты летописцем из Быт. 46,24 и Чис. 26,48-50.

14-19 Сыновья Манассии. Летописец возвращается к рассказу о потомках Манассии (см. ком. к 5,23-26). Сведения о них в значительной мере почерпнуты из Чис. 26,29-34 и Нав. 17,1-18. Внимание, уделяемое здесь женщинам, объясняется, по-видимому, той ролью, которая принадлежала дочерям Салпаада (Чис. 26,33).

20-29 Сыновья Ефрема. И вновь мы видим, какой интерес проявляет летописец не только к родословной той или иной семьи, но и к тому, какие земли населяли ее представители (см. ком. к 2,42-55). Проследив родословную Ефрема до Иисуса, сына Нона (7,20-27), сведения для которой он почерпнул из Чис. 26,35, летописец дает выборочный перечень занимаемых коленом Ефремовым земель (7,28.29), основанный на Нав., гл. 16; 17.

30-40 Сыновья Асира. В рассказе летописца о потомках Асира очевидна его зависимость от Быт. 46,17 и Чис. 26,44-46. О числе воинов см. ком. к 12,23-37.

Глава 8

1-40 Вениамин. Летописец заканчивает свой обзор колен Израилевых вторым, более подробным, рассказом о потомках Вениамина (ср. 7,6-12). Место, уделенное на этот раз родословию Вениамина, сравнимо с теми, что отводились Иуде (2,3 - 4,23) и Левию (6,1-81). Это обстоятельство можно объяснить близостью потомков Вениамина колену Иудину как до пленения (3 Цар. 12,20.21), так и после него (9,4-9). Кроме того, как известно, первым царем Израиля был Саул (9,35-44; 1 Цар. 9,1-10,27). Принцип подачи материала в этой части - географический: Гева (8,1-7; и особенно 8,6), земля Моавитская (8,8-13; особенно 8,8), Иерусалим (8,14-28; особенно 8,28), Гаваон (8,29-40; особенно 8,29).

1-7 Ср. отличные отданного перечни в 7,6-12; Быт. 46,21.22; Чис. 26,38-41.

8-13 в земле Моавитской. О живших в ней израильтянах см. Руфь 1,1.2 и 1 Цар. 22,3-5.

29-40 В этом перечне, который, в основном, повторяется в 9,35-44, потомки Вениамина, жившие в Гаваоне, прослежены до Саула (8,33) и на много поколений после него.

33 родил... Ешбаала. Ешбаал ("человек Ваала") - очевидно, первоначальное имя человека, который фигурирует и под другими именами: Иессуи ("человек Господа"; 1 Цар. 14,49) и Иевосфей ("человек позора"; 2 Цар. 2,8).

34 Мериббаал. Это - первоначальное имя Мемфивосфея ("из уст стыда"). Сначала оно, возможно, писалось как Мерибаал (см. ком. к 9,40; "герой Ваала" или "возлюбленный Ваалом"), но позже было изменено на Мериббаал, означающее, предположительно, "противник Ваала" (см. 2 Цар. 4,4).

Глава 9

1 все Израильтяне. Летописец подводит итог обзору колен Израилевых, рассматривая всех их представителей в качестве единого народа (см. ком. к 11,1; 2 Пар. 10,1; 29,24).

2-34 Первые жители... во владениях своих. В данном перечне названы представители народа Израильского, первыми переселившиеся из Вавилона на родину. Ср. Неем. 11. Этот отрывок делится на пять частей: введение (9,2.3), перечни потомков Иуды (9,4-6) и Вениамина (9,7-9), священников (9,10-13) и левитов (9,14-34).

1.2 переселены... жили во владениях своих. Летописец упоминает вавилонский плен и возвращение из него.

2 во владениях своих, по городам Израильским. Т.е. переселенцы поселились во владениях, по праву им принадлежащих.

Израильтяне, священники, левиты и нефинеи. Следующий далее перечень (9,4-34) включает в себя названные здесь категории, за исключением нефинеев (служителей при храме). Они, по всей видимости, были иноземцами, в свое время слившимися с левитами (см. Нав. 9,23; Езд. 8,20).

3.4 Летописец перечисляет некоторых видных представителей колен Иудина и Вениаминова, вошедших в число переселенцев.

3 из сынов Иудиных... Вениаминовых... Ефремовых... Манассииных. Летописец перечисляет возвратившихся из плена потомков Иуды (9,4-6) и Вениамина (9,7-9) и ничего далее не уточняет о Ефреме и Манассии. Объясняется это тем, что Езекия осуществил объединение северного и южного царств (см. ком. к 2 Пар. 29,1 - 36,23). До того были уведены в плен и затем отпущены представители всех колен Израилевых, населявших оба царства. Поэтому летописец и посчитал необходимым упомянуть в числе обратных переселенцев потомков Ефрема и Манассии. Но поскольку Иуда и Вениамин представляли собой южное царство, откуда происходил род Давида и где находился храм, им, как и прежде, уделено большее внимание (9,4-9; ком. к 2,3-9,1).

4-6 Происхождение переселенцев из числа потомков Иуды прослежено до его сыновей (см. ком. к 2,3-9): Фареса (9,4), Силома (9,5), если предположить, что "Шилон - искаженное написание имени "Силом", ср. 2,3; 4,21-23 и Чис. 26,20) и Зары (9,6).

7-9 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,7-9.

10-13 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,10-14.

11 начальствующий в доме Божием. Родословие первосвященников ранее уже было прослежено летописцем (ср. 6,12-15).

14-16 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,15-18.

15.16 сын Асафа... сын Идифуна. Названные левиты были начальствующими над певцами (6,39; 16,41).

16 в селениях Нетофафских. Нетофаф - город поблизости от Вифлеема (Неем. 7,26; 12,28).

17-21 Неем. 11,19. См. также перечень привратников в 26,1-19. Здесь же названы поколения привратников вплоть до времен Давида (ср. 26,2-14).

22-27 были на страже у ворот. Летописец рассказывает о распределении обязанностей между привратниками. Для скинии Давида требовалось по двадцать четыре привратника в каждую из трех, дежуривших в течение суток, смен. Дежурство между привратниками распределялось по жребию (26,12-18).

28-34 На левитов был возложен целый ряд обязанностей по обеспечению храмового богослужения. Освобождены от них были только музыканты-певцы (см. ком. к 15,16-24).

• 1 Пар. 9,35 - 2 Пар. 9,31. Объединенное царство. Определив посредством родословных перечней, кого следует считать представителями народа Божиего, а также описав его племенное устройство и то, какие земли он населял, летописец переходит к повествованию об объединенном царстве. Рассказав о Сауле (9,35 -10,14), он сосредоточивается на царствованиях Давида (11,1 - 29,30) и Соломона (2 Пар. 1,1-9,31).

35 - 10,14 В отличие от книг Царств, подробно повествующих о возвышении и падении Саула, летописец ограничивается пересказом его родословия (9,35-44) и сообщением о том, как власть от Саула перешла к Давиду (10,1-14).

35-44 См. ком. к 8,29-40.

40 Мериббаал. Мериб-Баал. Древнееврейский (масоретский) текст содержит иное написание этого имени - Мерибаал (Мериб-Баал, см. ком. к 8,34).

Глава 10

1-14 В описании самоубийства Саула (10,1-7), надруганий над его телом (10,8-10) и погребения (10,11.12) летописец следует 1 Цар. 31,1-13, добавляя лишь причину постигшей Саула трагедии.

1 падали пораженные. Гибель воинов (10,1), самого Саула (10,4.6-8.12-14), его сыновей (10,2.6-8.12) и оруженосца (10,5) свидетельствует о том, что его постигло суровое наказание от Бога (10,13).

6 весь дом его. В битве погибли трое сыновей Саула (10,2), но род его не пресекся, поскольку один из сыновей, Иевосфей, остался в живых (8,33; 9,39; 2 Цар. 2,8). Род Саула был отрешен от власти, и на смену ему пришел Давид и основанная им династия, которую Бог поставил царствовать над Израилем вовеки (см. ком. к 17,1-15).

9 сняли с него голову. Так же Давид поступил с поверженным им Голиафом (1 Цар. 17,51). Надругание над телом Саула подчеркивает бесчестие его поражения и гибели.

13 за свое беззаконие... не соблюл... обратился к волшебнице. Летописец указывает на причины, которые вызвали события, описанные в 10,1-12. Смерть Саула и отрешение от царства его рода было Божией карой за беззаконие, выразившееся в том, что он не внял словам Господним и не взыскал Его. Летописец представляет Саула отступником: верхом творимого им беззакония стало обращение к волшебнице в Аэндоре (1 Цар. 28), строго запрещаемое во Втор. 18,9-14.

14 не взыскал Господа. См. ком. к 2 Пар. 7,14.

Глава 11

1 - 29,30 Царствование Давида - настоящего руководителя и вождя - центральная тема в историческом повествовании летописца. Говоря об отдельных его ошибках и неудачах (13,7-11; 4,3; 21,1-6), он, тем не менее, умалчивает о тягчайших из них, известных нам из книг Царств (2 Цар. 11,1 - 12,14). Особое внимание уделено оказанной Давиду повсеместной поддержке народа (11,1 - 12,40) и совершаемым им приготовлениям к строительству храма (13,1 - 29,30).

1 - 12,40 Представители всех колен воодушевленно последовали за Давидом, в результате чего он объединил под своей властью всю территорию Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Летописец располагает этот материал в виде расширенного киязма: А Б В Г В' Б' А', т.е.: помазание Давида в Хевроне и последующее его утверждение в Иерусалиме (11,1-9); военная помощь, пришедшая к Давиду в Хевроне (11,10-47), в Секелаге (12,1-7), в пустыне (12,8-19), в Секелаге (12,20-22) и в Хевроне (12,23-37); помазание Давида в Хевроне (12,38-40).

1-9 Описание помазания Давида (11,1-3) и выбор им Иерусалима в качестве столицы (11,4-9). Летописец о помазании сообщает в самом начале, опуская рассказ о борьбе, предшествовавшей его воцарению (см. 2 Цар. 5,1-10). Царем Давида признали "все Израильтяне" (11,1) и "все старейшины Израилевы" (11,3).

1 все Израильтяне. Этим и сходными с ним выражениями в тех местах повествования, где говорится об объединенном царстве, обозначается народ, объединившийся при Давиде и Соломоне (11,10; 12,38; 14,8; 15,3.28; 18,14; 19,17; 21,5; 28,4.8; 2 Пар. 1,2; 7,8; 9,30). Летописец надеется на будущее объединение всех племен и земель Израиля под властью нового царя из рода Давидова (см. ком. к 2 Пар. 10,1; 29,24; а также Введение: Характерные особенности и темы).

2 Бог твой, сказал тебе. Летописец подчеркивает, что оказанная Давиду всеобщая поддержка явилась выражением всевышней Божественной воли (11,3.9.10; 12,18.23). Согласно Втор. 17,14.15, царь Израиля может считаться законным только в том случае, если он избран на царствие Богом, а не одним лишь народным волеизъявлением. Очевидно, что в отношении Давида это условие было соблюдено (см. также 2 Пар. 6,6).

4-9 Утверждение Давида в избранном им столицей Иерусалиме и возведение городских укреплений представлено летописцем как свидетельство сопутствовавшего ему успеха. Завершение строительных работ всегда означало, что предпринявшему их царю ниспослано Божие благословение (см. ком. к 2 Пар. 14,6.7; 17,12; 26,9; 27,3.4; 32,27-29).

4 Давид и весь Израиль. В 2 Цар. 5,6 сказано: "царь и люди его". Поддержка, оказанная Давиду всеми коленами Израилевыми, положила начало воссоединению царства (см. ком. к 11,1).

10 - 12,37 Летописец повествует о мощной военной поддержке, полученной Давидом.

10-47 В Хевроне Давиду была оказана существенная военная поддержка (см. 12,23-37). Кроме вступительной части (11,10) и нескольких последних стихов (11,41-47) перечень вождей и храбрых воинов, а также их деяний заимствован летописцем из 2 Цар. 23,8-39. Значение этого перечня в контексте общего замысла летописца раскрыто им в ст. 11,10: вожди и воины "со всем Израилем" поддержали воцарение Давида "по слову Господню, над Израилем" (букв.: "над всеми землями").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.