Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 40 страница




2. Примеры имеются всюду12. Так, Геркулес предал погребению тела своих врагов, Александр - побежденных при Иссе. Ганнибал предпринял поиски тел для погребения убитых римлян: К. Фламиния, П. Эмилия, Тиберия Гракха, Марцелла13 (Элиан, "Разные истории", кн. XII). "Можно подумать, - говорит Силий Италик, - что убит военачальник карфагенян". То же было сделано римлянами в отношении Ганнона, Помпеем - в отношении Митридата, Дмитрием - в отношении многих, Антонием - в отношении царя Архелая (Диодор Сицилийский, кн. XVII). В клятве греков, сражавшихся против персов, имелись следующие слова: "Всех союзников буду погребать, как победитель, даже варваров".

И всюду в книгах по истории мы читаем, как добиваются "возможности погребать мертвых"14. У Павсания в "Аттике" имеется пример: "Афиняне уверяют, что ими погребены мидяне, потому что надлежит предавать земле каких бы то ни было мертвых".

3. Поэтому, по толкованию древних евреев, первосвященнику, которому было воспрещено вмешиваться в какие-либо похоронные дела, было повелено, однако же, в случае обнаружения непогребенного человека предавать его также погребению15. Христиане же чтили погребения столь высоко, что считали дозволенным расплавлять или продавать освященную церковную утварь для этой цели, как и на пропитание бедных или на выкуп пленных (Амвросий, "Об обязанностях", кн. II, гл.28). 4. Имеются примеры также и противоположного, но они осуждены всеобщим мнением. У Виргилия сказано:

 

Я молю, отврати это неистовство16.

 

А у Клавдиана:

 

Человека забрызганный кровью

Образ совлек и лишил горсти песка убиенных.

 

Диодор Сицилийский говорит: "Является зверским обычаем вести войну с мертвыми той же породы".

 

Обязательно ли погребение лиц, отличившихся злодеяниями?

 

IV 1. Я полагаю, что имеются причины для сомнений относительно совершивших великие злодеяния. Закон божий, данный евреям как наставление в добродетели и человечности, повелевает погребать в тот же день повешенных на виселице (что у них считалось крайне позорным) (кн. Чисел, XXV, 4; Второзаконие, XXI, 23; II Самуил, XXI, 26). Оттого Иосиф Флавий говорит, что у иудеев столь велика забота о погребении, что даже тела приговоренных ко всенародной казни они снимают и предают земле до заката солнца; а другие еврейские толкователи добавляют, что здесь оказывается уважение образу божию, по которому создан человек.

Гомер упоминает в третьей песне "Одиссеи" об Эгисте, который прелюбодеяние увенчал цареубийством, но сыном убитого царя Орестом был предан земле. И у римлян, как утверждает Ульпиан, близким родственникам не отказывали в выдаче тел осужденных на смертную казнь (L. I. de cad. punit.). А юрист Павел полагал, что они подлежат выдаче кому угодно, кто попросит (L. Ill, Ibidem). Императоры Диоклетиан и Максиминиан дали такой ответ: "Присужденных за преступления ч заслуженным наказаниям мы не воспрещаем предавать погребению"17 (L. II. С. de rellg.).

2. В истории же мы знакомимся с примерами, когда тела людей выбрасывают18, не предавая их погребению, что случалось чаще во времена гражданских, нежели внешних войн. И ныне мы видим, как тела некоторых осужденных подолгу остаются на виду у всех. По вопросу о том, заслуживает ли одобрения такой обычай, спорят не только политики, но и богословы (Рох, "Об обычаях", 12; Аббас, на С. ex parte de sepult.; Сильвестр, на слово "погребение", вопр. 13).

3. Напротив, известно, что восхвалялись люди, которые приказывали погребать тела тех, кто сам не дозволял этого другим. Так, Павсаний, царь лакедемонян, побуждаемый эги-нянами отомстить персам тем же самым, что те причинили Леониду, отверг такой совет как недостойный имени греков.

У Папиния Тесей обращается к Креонту со следующими словами:

 

Ступай причинять же

Черные муки, отнюдь не мешай погребенью.

 

Фарисеи предали погребению царя Александра Ианнейского, который причинил немало поношений умершим из их народа (Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIII, гл. 13, и Горион). Если бог иногда наказывал определенных лиц лишением погребения, то он поступал так по своему усмотрению сверх установленных законов. А что Давид сохранил голову Голиафа, дабы выставить ее напоказ, то так было поступлено с иноземцем, оказавшим неуважение богу, согласно закону, распространявшему имя ближнего только на евреев.

 

Также и самоубийц?

 

V. 1. Одно только заслуживает замечания, а именно - то, что из правила о погребении мертвых у самих евреев существо дало изъятие для покончивших жизнь самоубийством, как сообщает Иосиф Флавий ("Иудейская война", кн. III. гл. 25, Хегезипп, кн. III, гл. 17). И это не удивительно, так как другого наказания не заслуживает тот, кто не считает смерть наказанием. Так, милетские девушки отвращались от добровольной смерти страхом (Авл Геллий, кн. XV, гл. 10, Плутарх, "О добродетели женщин"), а также некогда римская чернь19, хотя это и вызвало неодобрение Плиния (Плиний, кн. XXXVI, гл. 15). Так, и тело Клеомена, покончившего жизнь самоубийством. Птоломей повелел повесить. И, по словам Аристотеля ("Этика Никомаха", V, 15), повсеместно принято20, чтобы покончившим жизнь самоубийством оказывалось то или иное бесчестие: оттого Андроник Родосский, излагая ("Речи", LXIV) это место, говорит, что тела самоубийц лишены погребения. Предписание подобного рода Дион Хризостом восхваляет среди других мудрых постановлений кипрской царицы Демонассы (см. Стобей. разд. 126). Этому обычаю не противоречат утверждения Гомера, Эсхила, Софокла ("Аякс"), Мосхиона и прочих о том, что мертвые бесчувственны и потому не испытывают ни ущерба, ни стыда. Достаточно того, чтобы участь мертвых внушала страх живым, потому что таким образом они воздерживаются от греха.

2. Отлично ведь против стоиков и тех, кто оправдывает добровольную смерть во избежание рабства и болезни, а также в надежде на славу, возражают платоники, а именно - что необходимо хранить жизнь, оберегая тела. и что не надлежит лишаться жизни вопреки тому. кем она нам дана; многое по этому предмету можно найти у Плотина, Олимпиодора, а также у Макробия в толковании "На сон Сципиона".

Следуя этому мнению, Врут, хотя и повторил впоследствии поступок Катона, но первое время его осудил21, "полагая, что не бесчестно и не недостойно подчиняться судьбе и не уклоняться от угрожающих бедствий, которые должно мужественно переносить". А Мегасфен сообщает, что индийские мудрецы осуждали поступок Калана и своими суждениями не одобряли подобного исхода жизни нетерпеливых людей (Страбон, кн. XV)22. Не иного взгляда, как кажется, придерживаются персы, чей царь Дарий у Квинта Курция (кн. V) сказал: "Предпочитаю умереть от чужой преступной руки, чем от своей".

3. В связи с этим евреи называли смерть "освобождением", то есть "отпущением", как видно не только из евангелия от Луки (II, 29), но и из греческого текста в книгах Бытия (XV, 2) и Чисел (XX, в конце).

Такая форма выражений характерна также для греков. Фемистий в своем труде "О душе" пишет: "Умерших называют отошедшими, и смерть называют отходом". У Плутарха в "Утешении" читаем в том же смысле: "... пока сам бог не отпустит нас".

4. Тем не менее некоторые из евреев23 делают одно изъятие из закона о воспрещении самоубийства, считая его "похвальной смертью" в том случае, если кто предвидит дальнейшее существование как поношение самому богу. Так как они предоставляют право на нашу жизнь не нам, но богу (как правильно поучает своих соотечественников Иосиф Флавий), то и считают, что только предполагаемая воля бога отпускает преднамеренное самоубийство. Здесь они приводят пример Самсона, который видел осмеяние истинной религии в его лице, а также пример Саула, который бросается на меч, чтобы не стать посмешищем врагов бога и своих (I Самуил, XXXI, 4). Ибо они полагают, что Саул пришел к соответствующему решению после того, как тень Самуила предсказала ему смерть; и несмотря на заведомо грозящую ему в сражении гибель, он не уклонился от битвы в защиту родины и закона божия, заслужив тем вечную славу, по свидетельству псалмопевца Давида; вследствие чего и те, кто предал Саула погребению с почестями, заслужили похвалу как поступившие правильно. Третий пример Рацы, сановника иерусалимского, приводится в истории маккавеев (кн. II. XIV, 37). Но и в священной новозаветной истории мы находим подобные же примеры тех, кто причинил себе смерть, чтобы вследствие мучений не отречься от веры христовой24; и примеры девиц, которые бросались в реку, чтобы не лишиться невинности25. и были церковью приобщены к лику мучениц. Однако заслуживает внимание то, что полагает Августин26 о таких случаях ("О граде божием", кн. I, гл. 26; "Послания", LXI, "К Дульцицию" и "Против Гауденция", II, 23).

5. Другое изъятие из права погребения мы, повидимому, находим у греков; его привели локрийцы фокейцам: "Общий обычай у всех греков - лишать святотатцев погребения" (Диодор Сицилийский, кн. XVI). И Дион Прусийокий в "Родосской речи" говорит, что "нечестивцы" лишаются погребения. То же было установлено у афинян для изменников27, по рассказу Плутарха в жизнеописании Антифонта.

Но если обратиться к установлению древних, то, по общему согласному мнению, за отказ в погребении считали справедливым начинать войну, что явствует из истории Тесея, которую трактуют Еврипид в уже упомянутой трагедии "Молящие", а также Исократ в приведенном выше месте.

 

Прочие обязанности, проистекающие из права народов

 

VI. Есть и иные права, налагающие обязанности по праву народов, установленному человеческой волей, как, например, приобретение собственности путем продолжительного владения, наследование без завещания, а также права, вытекающие из каких бы то ни было договоров. Ибо хотя все это и имеет источником право естественное, тем не менее, приобретает некоторую незыблемость в силу человеческого закона как против произвольных толкований, так и против каких-либо возражений, которые, по-видимому, возбуждает естественный разум, что было показано нами выше, в разделе о лицах, действующих согласно естественному праву.

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ XIX

 

1 Евсевий говорит ("История", VIII, 19) о "законах природы".

2 Софокл, "Аякс". Он же говорит в "Антигоне" о "законах божеских"

3 По мнению Плутарха в жизнеописании Тесея, право погребения было получено от фивян по договору, а не завоевано в бою. Напротив, Павсаний считает, что оно завоевано ("Аттика").

4 У него также имеется следующее (кн. VI, гл. 12): "Последний и высший долг благочестия - погребение чужеземцев и бедняков"

5 Он же в "Илиаде" (XXIV) говорит, что Зевс и боги разгневались на Ахилла за надругательство над телом Гектора.

6 В "Естественной истории" (VII, 54), где также имеется следующее место: "Под погребением понимается любой способ похорон: предание земле, покрытие землей"

7 Иов (X, 9). Филон ("Против Флакка"): "Природа предназначила людям землю в качестве наиболее свойственного им места не только для живых, но и для мертвых, чтобы земля, принимавшая новорожденных, принимала бы и окончивших эту жизнь".

Тем не менее подобно тому как нет такого похвального человеческого деяния, следа которого бог не обнаружил бы в иноя какой-нибудь породе животных, так - ив этом деле. О муравьях Плиний (кн. IX, 30) сообщает: "Они - единственные живые существа. кроме людей, которые погребают взаимно друг друга в земле". И он же говорит о дельфинах (кн. IX, 8)- "Наблюдали, как они уносят умерших, чтобы их не растерзали дикие звери". А о пчелах Виргилий пишет: Тогда тела лишенных света выносят вон из улья и совершают печальный обряд погребения. Сервий поясняет: "то есть с похоронной торжественностью".

8 Смотри пророчество о потомстве Иеровоама и наказании за его грехи (I кн. Царств, XIV, 11); также у Тертуллиана, "О воскресении". Об Эгисте Гомер ("Одиссея", III) пишет. Пусть же не будет ему легка земля в погребеньи, Чтобы кости его терзали собаки и птицы.

Об Эгисте передают, что его, как прелюбодея и узурпатора, аргосцы бросили непогребенным; останки его, однако же, предал земле более человечный Орест, как вскоре будет сказано. Менелай в "Аяксе" Софокла говорит: А он, простертый на песке желтеющем, Желанной пищей для морских послужит птиц.

Но этому также препятствует Улисс, образец благоразумия Софокл в "Антигоне" говорит в похвалу самой Антигоне: Она же брата, кровью обагренного, Без погребенья в пищу не оставила Ни диким птицам, ни собакам злым.

Аппиан в "Гражданской войне" (I) об умерщвленных по повелению Мария пишет: "Никому не было позволено погребать кого-либо из умерщвленных; мужей столь отличных терзали птицы и собаки". Аммиан Мирцеллин в начале книги XVII говорит о Юлиане: "Озабоченный тем, чтобы дикие птицы не пожрали тела родственников, повелел предать земле всех без различия".

9 Агафий сообщает о существовании подобного же обычая прикрывать стыд разрешения от бремени Таким образом обнаруживается ничтожество нашей природы в рождении и смерти. В связи с этим еврейские мудрецы воспретили пеленать различным способом новорожденных и умерших из простонародия и самых богатых.

10 Сервий "На "Энеиду" (XI): "Благодеяние погребения принадлежит всем вообще".

11 Филон. "Против Флакка": "Даже павших на поле брани люди имеют обыкновение предавать погребению, именно те, доброта и человечность которых превышает сожаление о понесенных расходах; другие же. которые простирают ненависть и на умерших, выдают тела не иначе, как по договорам, дабы они не были лишены предписанных обычаем последних почестей".

12 Иосиф сообщает о законах: "Погребению предаются также и неприятели". Агамемнон предал погребению троянцев ("Илиада", песнь VII). Антигон предал погребению Пирра, по свидетельству Плутарха. Смотри у него же Аизнеописание Тесея.

13 Плутарх, жизнеописание Марцелла

14 Смотри ниже. книгу III, главу XX, XLV.

15 То же в силу римского понтификального права, как замечает Сервий.

16 Толкование Сервия: "Пылающего гневом против неприятелей ~и готового неистовствовать даже после их кончины".

17 Об этом римском обычае имеется упоминание у Филона ("Против Флакка").

18 "Непогребением издеваться над мертвым", - сказано у Иосифа Флавия о смерти иудейского царя Александра. Добавь Квинтилиана. "Речи" (кн. IV).

19 Сервий, "На "Энеиду" (XII): "Достаточно известно то, что "предусмотрено в понтификальных книгах, - чтобы тот, кто кончит жизнь в петле, должен быть выброшен без погребения. Оттого справедливо говорить о безобразной Лете, как бы позорнейшей из смертей. А так как нет ничего безобразнее такой смерти, то мы объясним слова поэта желанием соблюсти достоинство царицы. Кассий Гемина сообщает, что Тарквиний Гордый заставил народ проводить клоаки, и так как вследствие этой обиды многие причинили себе смерть повешением, то он повелел тела их распять на кресте. Так впервые самоубийство было предано позору".

20 В Афинах во времена Эсхина у того, кто налагал на себя руки, руку его предавали погребению отдельно от тела (Эсхин, "Против Ктесифона": добавь Хегезиппа, кн. III, гл. 17).

21 И немалое число философов, кроме стоиков. Сенека (поел. LXX): "Ты встретишь также наставников мудрости, которые отвергают причинение себе смерти и считают грехом самоубийство. Они полагают, что следует ожидать исхода, положенного природой". Прокопий ("Готский поход", кн. IV): "Насильственное причинение себе смерти - вещь бесполезная, глупая и необдуманная; и отвага, ведущая к смерти, как опрометчивая по суждению благоразумных людей, напрасно присваивает себе название храбрости. К тому же следует подумать и о том. не есть ли это проявление неблагодарности по отношению к богам".

22 Такого же взгляда держались арабы, не меньше чем индусы и персы, как можно узнать от Иова (III. 21)

23 Мнения евреев по этому вопросу менялись, как можно убедиться у Иосифа Флавия в том месте, где речь идет о смерти Фазаэля и решении Ирода. Иудеи в обращении к Петронию, в передаче Филона, заявляли: "Мы смешаем нашу кровь, приняв добровольно смерть; тогда твои приказы могут быть обращены к мертвым. Да помилует нас бог ввиду нашего двоякого намерения, ибо мы готовы и почитать императора, и соблюдать священные законы. Только так следует поступить, если мы уйдем отсюда, презрев жизнь, которая невыносима".

24 Смотри у Евсевия.

25 Цицерон в речи "О консульских провинциях" рассказывает о том, как благороднейшие девицы бросались в колодцы и добровольной смертью отвращали от себя позор бесчестья. То же самое о милетских девушках сообщает Иероним в слове "Против Иовиниана"; и древняя эпиграмма в "Антологии" (кн. III, разд. "О юношах") начинается словами: "Мы оставляем тебя, о милетка!". Иудеи также рассказывают о женщине, которой на корабле угрожало насилие; так как на вопрос ее, воскреснут ли тела, потонувшие в море, муж ей ответил утвердительно, то она бросилась в море. Мы имеем, несомненно, несколько примеров также среди христианских женщин, а именно - антиохийских женщин при Диоклетиане, женщин Софронии при Максенции. о которых сообщается в мартирологах. У Зонары Секста Аврелия. О других антиохийках при Хосрое добавляет Прокопий в "Персидском походе" (II). Амвросий прославляет девиц, сохранивших невинность смертью. Иероним в комментариях на окончание главы первой книги Ионы говорит: "Оттого и во время преследований мне не дозволено погибнуть от собственной руки, кроме случая, когда опасность угрожает невинности".

26 Сюда следует добавить толкование Златоуста "На послание ап. Павла к галатам" (I. 4), а также правила Орлеанского собора (Ш). "Приношения умерших, скончавшихся от какого-нибудь преступления мы полагаем, могут быть приняты, если только доказано, что они не сами причинили себе смерть собственной рукой". И однако же сам Августин ("О граде божием", кн. I, гл. 16) пишет: "А если кто из-за этого наложит на себя руки, чтобы не подвергнуться чему-нибудь подобному, то кто не согласится простить ему этого из сострадания".

В "Китуляриях" Франции (кн. VI, 70) сказано: "О том, кто сам себя убьет или повесится с помощью петли, предусмотрено, что если кто из сочувствия пожелает раздать милостыню или совершить моления с песнопениями, то пусть поступит так; но права приношений и службы обедней они лишаются: ибо неисповедимо правосудие божие и глубина решений его непостижима ни для кого" (см. там же, VII, 4431).

27 У Никиты Хониата в книге третьей жизнеописания византийского императора Алексея, брата Исаака, в повествовании о Смерти Иоанна Комнина Красса, возмущавшего империю восстанием, говорится так: "Затем его тело было выброшено на съедение собакам и птицам, что показалось всем противным человечности и почти зверским поступком".

 

Глава XX

О наказаниях

 

I. Определение и происхождение наказания.

II. О том, что наказание преследует цель исполнительной справедливости, и о том, каким образом это происходит.

III. Наказание по природе не причитается определенному лицу, но возможно добиваться наказания, в пределах естественного права, тому, кто не совершил соответствующего преступления.

IV. О том, что добиваться наказания у людей следует иначе, чем у бога, и по какой причине.

V. В каком смысле отмщение по природе не дозволено?

VI. Троякая польза наказания.

VII. Польза наказания для совершившего преступление по природе; его может требовать каждый, но с соблюдением определенных условий.

VIII. Польза наказания для того, против кого направлено преступление; тут же о мщении, дозволенном по праву народов.

IX. Польза наказания для всех.

X. Что постановлено по этому предмету евангельским законом?

XI. Ответ на довод, почерпнутый из милосердия божия, возвещенного в евангелии.

XII. А также из точного определения покаяния.

XIII. Опровержение несовершенного деления наказаний.

XIV. Частным лицам христианского исповедания не годится требовать наказания, даже если это и дозволено по праву народов.

XV. Не годится по произволу добиваться обвинения.

XVI. И добиваться должности уголовного судьи.

XVII. Человеческие законы, которые дозволяют умерщвление в наказание, или дают на то право, или только сообщают безнаказанность; что изъясняется путем соблюдения различий.

XVIII. Не наказываются людьми внутренние акты.

XIX. И чисто внешние акты, неизбежные вследствие немощи человеческой.

XX. Также такого рода акты, от которых человеческое общество не терпит ущерба, ни прямо, ни косвенно; чему приводятся основания.

XXI. Опровержение мнения, согласно которому никогда не следует прощать проступки.

XXII. Доказывается, что это было дозволено до введения уголовных законов.

ХХIII. Однако же не всегда.

XXIV. Также и по введении уголовных законов.

XXV. Какие вероятные внутренние причины возможны для приостановления действия законов?

XXVI. Какие внешние причины?

XXVII. Опровержение мнения, согласно которому нет справедливой причины для освобождения от наказания, кроме молчаливо подразумеваемого в самом законе изъятия из него.

XXVIII. Определение меры наказания по заслуге.

XXIX. Здесь принимаются во внимание побудительные причины, их взаимное сравнение.

XXX. Также о причинах, которые должны отвлекать от правонарушения; где идет речь о степенях предписаний десяти заповедей, касающихся ближних, и о некоторых прочих вещах.

XXXI. Также о наклонности преступника к тому и другому, что принимается во внимание в различных отношениях.

XXXII. Мера наказания может соразмеряться с большим вредом, нежели причинен преступником; по какой причине.

XXXIII. Опровержение мнения о гармонической пропорции в наказаниях.

XXXIV. Смягчение наказания из человеколюбия, если этому не препятствует большая степень человеколюбия.

XXXV. Каким образом легкость совершения преступления усиливает меру наказания;

и равным образом о том, как привычка к преступлению усиливает наказание или же смягчает его.

XXXVI. Действие милосердия на уменьшение наказания.

XXXVII. К вышеприведенному относится то, что евреи и римляне склонны принимать во внимание при наложении наказания.

XXXVIII. О войне в виде наказания за правонарушение.

XXXIX. Справедлива ли война за покушение на преступление?

XL. Разъяснение того, справедливо ли государю или народу начинать войну за нарушения естественного права, не направленные против них самих или их подданных; опровержения мнения, согласно которому по природе для применения наказания требуется юрисдикция.

XLI. Следует отличать естественное право от внутригосударственных обычаев в широком смысле.

XLII. И от права божественного, которое не усваивается всеми сознательно.

XLIII. В естественном праве следует различать очевидное от неочевидного.

XLIV. Возможно ли предпринимать войну вследствие совершения преступления против бога.

XLV. Наиболее общие понятия о боге, каковы они и каким образом они предписываются первыми из десяти заповедей.

XLVI. Как можно наказывать тех, кто впервые их нарушил?

XLVII. Но нельзя нам наказать других, что доказывается доводами еврейского закона.

XLVIII. Несправедливо начинать войну против тех, кто не соглашается принимать христианскую веру.

XLIX. Справедливо выступать войной против тех, кто жестоко поступает с христианами из-за их веры.

L. Но не против тех, кто обманывается относительно толкования закона божьего;

что подтверждается ссылкой на авторитеты и примерами.

LI. Справедливо начинать войну против нечистивых в отношении богов, в которых они верят.

 

Определение и происхождение наказания

 

I. 1 Вначале, когда мы рассматривали причины возникновения войн, мы сказали, что деяния можно рассматривать двояко: как допускающие или возмещение, или наказание. Первый вопрос мы уже исследовали. Остается неисследованным второй вопрос; этот предмет нам необходимо исследовать тщательно, так как происхождение и природа его, будучи менее выяснены, дали повод ко многим заблуждениям.

Наказание в общем значении слова есть перенесение зла, причиняемого за совершение злодеяния. Ибо хотя в качестве наказания имеют обыкновение подвергать работам, тем не менее такого рода работы рассматриваются только как принудительные и оттого их следует относить к страданиям. Те же стеснения, которые испытывают некоторые по причине заразной болезни, телесного увечья или иной немощи, в большом количестве указанных в еврейском законе, и от удаления вследствие этого от общения и должностей, не являются собственно наказаниями, хотя в силу некоторого сходства и при злоупотреблении словами называются этим именем.

2. Однако между деяниями, которые сама природа объявляет дозволенными и не противоречащими справедливости, есть и такое, что если кто совершит злодеяние, то должен терпеть страдание, что философы называют древнейшим или Радаманитовым законом, как мы уже сказали в другом месте. То же имеет в виду изречение Плутарха в книге "Об изгнании": "Справедливость есть спутница бога, отмстительница тем, кто преступает божественный закон; чем мы, все люди, пользуемся по природе против людей как граждан". А Платон сказал: "Никто из богов и людей не утверждал, чтобы творящий несправедливость не смывал ее наказанием"1. И Гиеракс определял справедливость как нечто возвышеннейшее: "Наказание есть взыскание с тех, кто сначала причинил вред". Гиерокл говорит: "Зло есть лекарство от зла". Лактанцию принадлежит следующее высказывание: "В немалое заблуждение впадают те, кто человеческое или божественное порицание оскверняет именем злобы и суровости, полагая, что название злодея приличествует тем, кто поражает наказанием причиняющих вред" ("О гневе господнем" гл. 17)2.

3. Сказанное нами о наказании в собственном смысле слова, а именно - что оно есть воздаяние за преступление, отмечено также Августином в словах: "Всякое наказание, поскольку оно справедливо, есть возмездие за преступление". Это относится также к наказаниям, ниспосылаемым богом, хотя вследствие человеческого невежества нередко, по словам того же автора, "не явна вина там, где явно наказание".

 

О том, что наказание преследует цель исполнительной справедливости, и о том, каким образом это происходит

 

II. 1. Но по вопросу о том, относится ли наказание к распределительной или к исполнительной справедливости, существуют разногласия. Одни на том основании, что совершившие более тяжкие преступления несут и более тяжкое наказание, а совершившие менее тяжкое преступление несут более легкое наказание и что наказание налагается как бы целым на его часть, относят наказания к распределительной справедливости.

Но прежде всего неправильно их утверждение, будто распределительная справедливость имеет место всякий раз, когда между величинами свыше двух устанавливается равенство. Это мы показали в начале настоящего труда. Затем то обстоятельство, что более тяжкие преступники и наказываются тяжелее, а менее тяжкие преступники - легче, происходит только лишь как следствие, а не потому, что это имеется в виду сначала и само по себе. Ибо изначала и само по себе преследуется равенство между виной и наказанием, о чем высказывается Гораций ("Сатиры", I, З):

 

Почему же

Разум не применяет весов и иных своих мерок

И за дело не мстит преступленью мучительной карой?

 

И в другом месте:

 

Правило есть назначать наказание за равное равным,

И кто достоин кнута, не наказывать страшною плетью.

 

Ту же цель преследует закон божий во Второзаконии (XXV) и новелла императора Льва (гл. V).

2. Не вернее и другое соображение, согласно которому все наказания исходят от целого к части; это обнаруживается из того, что следует далее. Ведь нами выше доказано, что смысл истинной распределительной справедливости состоит собственно не в подобном равенстве, как и не в переходе от целого к части, а в соблюдении меры того достоинства, которое еще не содержит в себе права в строго формальном смысле, но дает повод к его возникновению. Хотя тот, кого наказывают, способен и достоин подвергнуться наказанию, тем не менее это не означает, что ему воздается что-либо в согласии с требованиями распределительной справедливости.

Но и те, кто полагает, что в наказании осуществляется исполнительная справедливость, которая иначе называется коммутативной, дают не лучшее объяснение. Ибо они этот предмет осматривают таким образом, будто преступнику что-то отдается, как это обычно водится при заключении договоров. Их вводит в заблуждение простонародный способ выражения, когда мы говорим, что наказание следует тому, кто совершил преступление. Говорим это, конечно, мы не в собственном смысле. Ибо кому собственно следует что-нибудь, тот имеет право против другого. Но когда мы говорим, что кому-нибудь причитается наказание, мы не имеем в виду ничего иного, кроме как того, что наказание справедливо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.