КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 58 страница
Одни объявления войны бывают условные, другие же - безусловные
VII. 1. Объявление войны бывает или условное, или же безусловное и простое. Оно является условным, когда сочетается с истребованием взыскиваемых вещей. Под истребованием вещей14 право фециалов понимало не только иск в силу права собственности, но и взыскание того, что причитается в гражданском или в уголовном порядке, как правильно поясняет Сервий15. Отсюда следующие слова судебной формулы: "вернуть, удовлетворить, выдать", где, как мы сказали в другом месте, слово "выдать" нужно понимать с оговоркой: если только сторона, к которой обращено взыскание, не предпочтет сама наказать виновного. О том, что такое взыскание вещей носит название "оглашения", свидетельствует Плиний16. Условное объявление войны приведено у Тита Ливия (кн. VIII): "Если совершившие это преступление не дадут возмещения, то те сами произведут взыскание любым способом". И у Тацита сказано: "Если они не выдадут преступников для наказания, то потерпевший прибегнет к общему избиению" (Летопись, кн. I). Древний пример того же приведен в "Молящих" Бврипида, где Тесей дает следующее поручение глашатаю к Креонту Фиванскому:
"Тесей, владыка сопредельных стран17, тебя Умерших просит схоронить; если готов, - Род Эрехтидов будет дружествен тебе". Коль согласится, воротись немедленно; Коль несогласен, речь иную поведи: Пусть ждут немедля войско юношей моих.
Папиний в повествовании о том же событии говорит:
Иль приготовь данаям костры, иль к бою готовься.
Полибий называет это "объявлением о репрессалиях", древние римляне - "предупреждением". Безусловное объявление войны есть особое объявление, или оповещение, в случаях, когда другая сторона или уже начала враждебные действия (и это есть то, что у Исидора называется войной в целях изгнания врагов), или совершила такое преступление, которое заслуживает наказания18. 2. Иногда безусловное объявление войны следует за условным, хотя это и не необходимо и есть излишество. Отсюда следующая формула19: "Я свидетельствую, что народ этот несправедлив и не воздает правосудия". И еще другая формула: "По всем требованиям, спорам, взысканиям, обращенным старшим фециалом римского народа квиритов к старшему фециалу народа древних латинян, по которым следовало выдать, отдать и уплатить, не выдано, не отдано, не уплачено; и я полагаю, что следует принудить к исполнению путем справедливой и законной войны; я соглашаюсь и одобряю". И третья формула: "Так как древние народы латинян действовали и преступили против римского народа квиритов, римский народ квиритов постановил воевать с древними латинянами, и римский сенат квиритов постановил, согласился, признал нужным начать войну с древними латинянами, вследствие чего я и римский народ объявляем и начинаем войну против народа древних латинян". В таком случае, как я сказал, строго говоря, нет надобности в объявлении войны. Оно вытекает из того, что обычно узде имеет место столкновение с ближайшим гарнизоном. Это явствует из ответа фециалоа на запрос по делу Филиппа Македонского и затем Антиоха (Ливии, кн. кн. XXXI и XXXVI). В то же время первое объявление войны должно было быть обращено.к тому, кто является предметом нападения. Объявление войны против Пирра было фактически сделано одному из воинов Пирра, причем в цирке Фламиния, где этому воину Для вида было приказано занять место, как сообщает Сервий в комментарии на девятую.книгу "Энеиды". 3. Излишне посвящать особое исследование тому вопросу, что часто война объявляется взаимно обеими сторонами, как, например, Пелопоннесская война - коркирянами и коринфянами, хотя было бы достаточно, если бы объявление последовало от одной из этих сторон.
О том, что в объявлениях войны относится к внутригосударственному праву, не относясь к праву народов
VIII. Обычаями и установлениями некоторых народов, а Не правом народов введены в употребление такие вещи, как Жезл глашатая у греков20; пучок священной травы и окровавленное копье - сначала у эквиколей. затем по их примеру у римлян; отказ в дружбе и союзе, если таковые существовали; истечение тридцати священных дней со дня истребования удовлетворения, повторное метание копья21 и иные подобного рода обряды, которых не следует смешивать с действиями собственно согласно праву народов. Ибо, по словам Арнобия ("Против язычников", кн. II), еще в его время отказались прибегать к большинству таких действий; даже во времена Варрона некоторые обряды вышли из употребления (Варрон, "О латинском языке", кн. IV). Третья Пуническая война была одновременно объявлена и начата. Меценас у Диона полагает, что некоторые из таких обычаев свойственны народному правлению.
Объявленная кому-нибудь война одновременно объявлена также его подданным и союзникам, поскольку они действуют заодно с ним
IX. Объявление войны носителю верховной власти над народом одновременно считается объявлением ее всем - не только подданным его, но и могущим вступить с ним в союз, как если бы те были его придатком. Это есть то, о чем новейшие юристы говорят: "Разрывая сношения с государем, разрывают их с его сторонниками" (Бальд, на L. 2. С. serv, 70). Дело в том, что объявление войны они называют разрывом сношений. Указанное правило следует распространить на войну, которая ведется против того, кому она объявлена. Так, когда война была объявлена Антиоху, объявлять ее отдельно этолиянам казалось излишним, поскольку они открыто присоединились к Антиоху. Фециалы дали такой ответ: "Отныне этолияне сами объявили себе войну" (Ливии, кн. XXXVI).
Но не постольку, поскольку они рассматриваются сами по себе; что поясняется примерами
X. А если война уже окончена и нужно напасть на другой народ или царя за помощь, оказывающуюся ими противнику, то будет необходимо прибегнуть к новому объявлению войны для достижения последствий согласно праву народов. Ибо здесь уже имеются в виду не привходящие элементы, но нечто основное, самостоятельное. А потому-то и правильно было сказано, что по праву народов не были справедливыми ни война Манлия против галло-греков22, ни война Цезаря против Ариовиста. Нападение на них возникло не в виде дополнения к другой войне, но самостоятельно; а так как для этого по праву народов требовалось объявление войны, то по римскому праву нужно было новое постановление римского народа. Вот что было сказано в предложении о войне против Антиоха: "Не угодно ли соизволить начать войну против царя Антиоха и тех, кто станет на его сторону" (Ливии, кн. XXXVI). Сходная формула была предусмотрена в декрете против царя Персея (Ливии, кн. XLII), и, повидимому, это следует распространить на все время, пока будет длиться война с Антиохом и Персеем, на тех, кто на самом деле вмешается в войну с ними.
Причина того, почему требуется объявление войны для наступления некоторых последствий
XI. Причина того, почему народы требуют наличия объявления войны, которая названа нами справедливой по праву народов, была не та, которую приводят некоторые (Альберико Джентили, кн. I, гл. 2), а именно, будто подобное объявление нужно, чтобы воспрепятствовать действиям тайным и коварным; поскольку это скорее относится к преимуществу храбрости, нежели к праву, как и то, что некоторые народы - о чем можно прочесть - даже договаривались относительно дня и места сражения23. Но преследовалась цель сделать совершенно несомненным, что война ведется не по частному почину, а по воле обоих народов или глав народов. Отсюда возникают особые следствия, не имеющие места ни в войне против разбойников, ни в войне царя против подданных. Оттого-то у Сенеки различаются "войны, объявленные соседям, и войны, которые ведутся с гражданами" ("О гневе", кн. II. гл. 2).
Такого рода последствия не сопровождают прочие войны
XII. Ибо верно некоторые указывают и поясняют примерами (Айала, кн. I, гл. 5), что добыча, захваченная даже в такого рода войнах, становится достоянием захвативших, но только с точки зрения права естественного, а не в силу права народов, обеспечивающего исключительно интересы народов, но не тех, кто вне народа или составляет его часть. Ошибаются также, когда полагают, что война, предпринимаемая ради самообороны или ради защиты имущества, не нуждается в объявлении (Альберико Джентили, кн. II, гл. 2). Ибо и такая война нуждается в объявлении, разумеется, если она рассматривается не сама по себе, но ввиду тех последствий, которые мы начали разъяснять и вскоре разъясним.
Возможно ли начать ведение войны, одновременно с объявлением войны?
XIII. Неверно также и то, что нельзя якобы начинать войну немедленно по ее объявлении, как поступили Кир по отношению к армянам, римляне по отношению к карфагенянам, согласно сказанному нами только что. Объявление войны не требует затем истечения какого-либо срока по праву народов. Может, однако же, случиться, что в силу естественного права потребуется какой-нибудь срок ввиду свойства самого дела, например, когда имущество истребуется обратно или добиваются наказания преступника и отказа не последовало. Тогда в самом деле следует предоставить время для надлежащего исполнения того, что требуется.
Следует ли объявлять войну тому, кто нарушит права посольства?
XIV. Если нарушено даже право посольства, то тем не менее нет основания не прибегать к объявлению войны, дабы наступили упомянутые последствия. Однако тогда достаточно сделать это наиболее безопасным способом, как, например, в письменной форме, или таким способом, как обычно делаются вызовы и иные оповещения в местах небезопасных.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ III
1 Книга I, глава III, IV, настоящего сочинения. 2 Отсюда сюжет "Пунийца" Плавта и "Евнуха" Теренция. Такова же судьба Эвмея в песне XV "Одиссеи". 3 Помпеи объявил свободу пленникам морских разбойников (Аппиан, "Война с Митридатом"; добавь Герреру, т. II). 4 "Толпа людей, не связанная никаким законом, но объединившаяся в преступных целях" (Прокопий, "Война с вандалами". кн. II) 5 Таковы и те племена, о которых упоминает Саксон Грамматик (кн. XIV). Плутарх замечает, что жители острова Скироса со временем ожесточились до крайности: "Хотя издревле они довольствовались разбоем на море, впоследствии они даже не стали воздерживаться от ограбления чужестранцев, которые приплывали к ним для торговли". 6 Цицерон ("Письма", X, I): "Нет ни законов, ни судов, ни какой-либо видимости и намека государства". 7 Примером служат мамертинцы (Диодор Сицилийский, фрагменты). 8 Как, например, герцог лотарингский у Кранца ("О делах Саксонских", XI, 13). Штральзундская городская община объявила войну своим государям - герцогам Монморанси (Кранц, "История вандалов". XIV, 35). 9 Иосиф в "Иудейских древностях" (кн. XV) пишет: "Начинать войну до объявления - незаконно". Смотри примеры этого обычая согласно праву народов у Кранца ("О делах саксонских". XI), у Одерборна (жизнеописание Василида, кн. III). Обратные примеры действий турка Олизастлана и серба Неемона порицает Никита Хониат (кн. III и IV). 10 Он же (кн. III) передает в речи платейцев следующее: "В" силу права, признанного У всех народов, дозволено отражать того, кто совершает враждебное нападение". Фламиний у Диодора Сицилийского ("Пейрезианские извлечения") призывал "всех людей и богов в свидетели того, что войну начал царь". Добавь то, что имеется у Марианы (кн. XIX, гл. 13). По вопросу о войне, которая не была объявлена, смотри у Дексиппа ("Извлечения о посольствах") 11 Смотри у Марианы (кн XXVII, гл. 13) 12 Книга II, глава XXIII, VII, настоящего сочинения 13 Иосиф Флавий ("Иудейские древности", кн. V, гл. 2): "Но их задержал совет старейшин, доказывая, что не следовало начинать войну с соотечественниками прежде представления своих притязаний на беспристрастное рассмотрение, так как закон не разрешал потерпевшим выступать с войском даже против иностранцев, не отправив к ним сначала послов и не испытав путей, которыми можно было бы виновных в нарушении права обратить к более здравым намерениям". 14 Смотри у Паруты ("О войне с Кипром", кн. I), у Бизаррия (кн. XXIII), где речь идет о турках, у Рейнкинга (кн. II, разд III гл. 4). 15 "На "Энеиду" (кн. X) 16 В книге XXII, главе 12: "И когда к неприятелю были отправлены вестники с требованием удовлетворения, то один из них носил название "вербеноносца". И говоря о вербене в книге XXV, в главе 9. тот же автор заявляет: "Мы показали, что следует названное растение послам нести впереди, когда они являются к врагам". Смотри у Сервия "На "Энеиду" (кн. кн. IX и X).. 17 Сходное объявление войны приводится в "Войне мышеи и лягушек", а также в начале "Амфитриона" Плавта. Смотри также у Кромера (кн. XXI) 18 Смотри пример у Бембо (кн. VII). 19 Сопоставь греческую формулу у Дионисия Галикарнасского в "Извлечениях о посольствах" (II). 20 Откуда происходит жезл глашатая, можно узнать у Плиния (кн. XXIX, гл. 3) и у Сервия ("На "Энеиду"", кн. кн. IV и VIII) 21 Смотри у Сервия ("На "Энеиду"", кн. IX), у Аммиана (кн. XIX) и примечания к нему ученейшего Линденброга. 22 Или война спутников Улисса против киконов, некогда оказывавших помощь Приаму, о чем сообщается в "Одиссее" Гомера (I) и у Дидима. 23 Подобно тому как римляне поступили, в отношении Порсены о чем упомянуто Плутархом в жизнеописании Публиколы. Турки за два дня до сражения зажигают множество огней (Халкокондила, кн. VII).
Глава IV О ПРАВЕ УБИЙСТВА ВРАГОВ В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ И О ДРУГОМ НАСИЛИИ НАД ЛИЧНОСТЬЮ
I. Общее изложение последствий торжественной войны. II. Слово "дозволено" употребляется в разных смыслах: в смысле безнаказанности, хотя и не без вины, а также в смысле свободы от вины, хотя действие совершается и не ради какой-либо добродетели; приводятся примеры. III. Последствия торжественной войны, рассматриваемой в ее всеобщности, относятся к тому, что дозволено совершать безнаказанно. IV. Почему введены такого рода последствия. V. Свидетельства таких последствий. VI. Из этого права возникает возможность убивать и оскорблять всех. кто окажется на территории неприятеля. VII. Что если иностранцы приезжают в страну до начала войны? VIII. Подданные неприятеля всюду терпят обиды, если закон чужой страны не препятствует этому. IX. Это право обижать распространяется даже на детей и женщин. X. Даже на пленных и в любое время. XI. Даже на тех, кто готов сдаться, но если их сдачу не принимают. XII. Даже на сдавшихся безусловно. XIII. Неправильно распространять это право на иные случаи, как на случаи возмездия или упорного сопротивления, XIV. Распространение его и на заложников. XV. Правом народов воспрещено умерщвлять кого-либо при помощи яда. XVI. Нельзя отравлять ни оружие, ни воду. XVII. Не запрещено портить воду каким-нибудь иным способом. XVIII. Исследование вопроса о том, противно ли праву народов прибегать к содействию наемных убийц. XIX. Противно ли изнасилование праву народов?
Общее изложение последствий торжественной войны
I. В комментарии на стих Виргилия:
Тут дозволено драться свирепо и грабить достатки,
Сервий Гонорат, проследив развитие права фециалов от Анна Марция и позднее от эквов, говорит так: "Если когда-нибудь у римского народа каким-нибудь племенем были похищены люди или скот, то во главе фециалов, то есть жрецов, первенствующих при заключении договоров, выступал старший фециал; он, став у самой границы, провозглашал громким голосом причину объявления войны и бросал копье в сторону тех, кто отказывался возвратить захваченное имущество или выдать виновников правонарушения. Это было началом сражения, и тогда дозволялось по обычаю войны грабить неприятельское имущество". Предварительно Сервием было сказано: "Древние называли похищение вещей "обидой", хотя бы оно и не составляло никакого преступления; подобным же образом они называли возвращение вещей "удовлетворением". Из процитированных мест мы узнаем о некоторых последствиях, свойственных войне, объявленной между двумя народами и их главами1, последствиях, не вытекающих непосредственно из самой природы войны; что наилучшим образом согласуется с приведенными только что мнениями римских юристов. Слово "дозволено" употребляется в разных смыслах: в смысле безнаказанности, хотя и не без вины, а также в смысле свободы от вины, хотя действие совершается и не ради какой-либо добродетели; приводятся примеры II. 1. Но посмотрим, к чему относится сказанное у Виргилия "дозволено". Иногда ведь под словом "дозволено" разумеется то, что справедливо и во всех отношениях благочестиво, хотя, между прочим, что-нибудь иное может заслуживать большего одобрения. На это указывает, например, изречение апостола Павла (поел. I к коринфянам, VI, 17): "Все (то есть из того, о чем начал речь и намеревался продолжить) дозволено мне, но не все годится делать". Так, дозволено вступать в брак, но еще похвальнее безбрачное девство ради благочестивой цели2, как рассуждает Августин в послании к Полленцию (кн. I, гл. 18), основываясь на словах того же апостола. Дозволено также повторно вступать в брак, но похвальнее довольствоваться одним брачным союзом. как правильно изъясняет этот вопрос Климент Александрийский3. Супругу-христианину дозволено оставить супругу-язычницу, как полагает Августин4 (здесь не место обсуждать, в каких обстоятельствах это верно), но он может и не расходиться с ней ("К Полленцию", кн. I, гл. 15). В связи с этим Августин добавляет: "То и другое равным образом дозволено по справедливости перед господом, и оттого ничего из этого не воспрещает господь, но и то и другое годится не в одинаковой мере". Ульпиан о продавце, которому дозволено вылить вино по истечении предусмотренного заранее срока, говорит: "Если, однако же, он не выльет его, несмотря на то, что он может так поступить, то это заслуживает большего одобрения" (L. I, licet. D. de peric. et corn. rei. vend.). 2. Но в других случаях что-либо считается дозволенным не потому, что можно поступать так, не нарушая правил чести и нравственного долга, но потому, что среди людей подобный образ действий не влечет наказания5. Так, у многих народов не воспрещено общение с блудницами; у лакедемонян и египтян не воспрещалось даже воровать. У Квинтилиана встречается такое место (кн. III, гл. 8): "Некоторые вещи не похвальны по природе, но допускаются правом, как, например, в Законе XII таблиц было дозволено разделить тело должника между кредиторами". Тут, однако, слово "дозволено" применяется в несобственном смысле, как верно замечает Цицерон в "Туокуланских беседах" (кн. V), говоря о Цинне: "Мне же он, напротив, кажется несчастным не только потому, что совершил это, но также и потому, что поступил так, как это дозволено. Хотя никому не дозволено грешить, тем не менее мы совершаем ошибку Речи, называя дозволенным то, что лишь никому не воспрещается". Подобное значение слова "дозволено" все же видно из обращения того же Цицерона к судьям в речи "В защиту Рабирия Постума": "Вы должны соблюдать то, что.приличествует, а не то, что дозволено; ибо ведь если вы руководствуетесь тем что дозволено, то вы имеете возможность удалить из государства кого угодно". Принято также говорить, что царям все дозволено, потому что они "изъяты из человеческих наказаний", как мы указали в другом месте. Но Клавдиан правильно говорит, наставляя царя или императора:
Вовсе не то. что возможно, но то, что достойно, Делать тебе надлежит,
И Музоний порицает "царей, которые имеют привычку говорить: "Это мне дозволено", а не: "Это достойно моего сана" ("Речи", кн. кн. III и V). 3. В этом смысле мы часто бываем свидетелями противоположения того, что лишь "дозволено", и того, как "должно поступать". Такое противоположение неоднократно встречается в "Спорных вопросах" у Сенеки-отца6. Аммиам Марцеллин заявляет (кн. XXX): "Некоторые вещи не следует делать, хотя даже они и не воспрещены". Плиний в "Письмах" (кн. V) пишет: "Должно избегать бесчестных поступков не потому, что они как бы недозволены, но потому, что они как бы постыдны". И опять-таки Цицерон в речи "В защиту Бальба" говорит: "Бывает нечто такое, чего не следует делать, хотя оно и дозволено". Он же в речи "В защиту Милона" утверждает, что правда вытекает из природы, дозволение - из закона. И в речи Квинтилиана-отца сказано, что одно дело - соблюдение писаного права, иное - справедливости ("Речи", CCLI).
Последствия торжественной войны, рассматриваемой в ее всеобщности, относятся к тому, что дозволено совершать безнаказанно
III. С этих позиций дозволяется причинять вред врагам государства как лично, так и их имуществу, то есть не только дозволено причинять вред для того, кто ведет войну по справедливой причине и кто наносит ущерб в тех пределах, которые, как мы сказали в начале настоящей книги, определены природой, но дозволено его причинять для обеих сторон и неограниченно. Так что на этом основании нельзя наказывать захваченного случайно на чужой территории как убийцу или вора; нельзя и третьему лицу начинать против него войну за это. В таком смысле сказано у Саллюстия: "... кому все дозволено в час победы по закону войны".
Почему введены такого рода последствия
IV. Причина, в силу которой так стало угодно народам, заключалась в том, что вмешиваться в спор между двумя народами по вопросу о законности войны было бы небезопасно прочим народам, каковые тем самым вовлекались бы в чужую войну: граждане Массилии в связи со столкновением между Цезарем и Помпеем говорили, что не их суждением и не с их силами можно разрешить вопрос, которая из сторон имеет более справедливое основание для начала войны; сверх того, даже в войне справедливой почти невозможно распознать по внешним признакам, что составляет справедливые границы самозащиты, возвращения своего имущества или же наложения наказания. Поэтому и оказалось предпочтительнее предоставить это усмотрению воюющих сторон, чем взывать к посредничеству третьих лиц. Ахеяне в речи, обращенной к сенату, приведенной у Ливия (кн. XXXIX), восклицали: "Каким же способом можно рассудить то, что произошли в силу права войны?". Кроме такого следствия дозволенности, то есть безнаказанности, есть еще и другое, касающееся собственности, о чем мы побеседуем в дальнейшем.
Свидетельства таких последствий
V. 1. Свобода причинять вред, о которой мы начали толковать, в первую очередь распространяется на лиц, чему имеется много примеров у достойных доверия авторов. В одной трагедии Еврипида7 приведена греческая пословица:
Чиста рука убийцы неприятеля.
По древнему обычаю воспрещалось мыться, пить, тем более совершать священные обряды вместе с совершившим убийство не на войне; с совершившими же убийство на войне делать все это было дозволено. И в разных местах убийство называется "правом войны". Так, Марцелл у Ливия (кн. XXVI) говорит: "Что бы ни совершил я на войне, меня защитит право войны". У него же Алькон обращается к сагунтянам со следующими словами: "Но я полагаю, что лучше терпеть это, чем допустить умерщвлять ваши тела; захватить и волочить на ваших глазах жен и детей в качестве жертв права войны" (кн. XXI). А в другом месте, сообщив об убийстве жителей Астапы, Ливии (кн. XXVIII) добавляет, что это было совершено по праву войны, Цицерон в речи "В защиту Дейотара" говорит: "Почему же он был вашим врагом, если он помнил, что хотя он и мог бы быть убит по праву войны, но был вами возведен на царство вместе со своими сыновьями?". И в речи "В защиту М. Марцелла" сказано: "Хотя мы все по праву победы могли бы быть вами перебиты, тем не менее по решению вашего милосердия мы остались в живых". Цезарь заявляет эдуям, "что им сохранили жизнь по его милости, хотя он и мог по праву войны предать их избиению" (коммент.. кн. VII). Иосиф Флавий в "Иудейской войне" пишет: "Прекрасно пасть на войне, но именно согласно праву войны, когда победитель отнимает жизнь". Папиний говорит:
Мы не жалеем убитых: то право войны8 и превратность Счастья оружия.
2. Под правом войны, о котором говорят цитируемые авторы, следует понимать, как выясняется из других отрывков, право, не освобождающее от всякой вины, но создающее безнаказанность, о каковой сказано выше. Тацит пишет: "В мирное время ценятся дела и заслуги каждого, там же, где разгорается война, невинные и виновные погибают бок о бок" ("Летопись", кн. I). Он же в другом месте замечает: "Им ни человеческое право не дозволяло оправдать такое избиение, ни право войны - покарать" ("История", кн. III). Не иначе следует понимать право войны, когда Тит Ливии сообщает о том, как ахеяне воздержались от убийства Энея и Антенера, так как последние всегда были сторонниками мира. Сенака в трагедии "Троянки" говорит:
Что хочет, может делать - победитель он.
И тот же автор в "Письмах" (XCVI) указывает: "Дела. за тайное совершение которых платят головой, мы превозносим, коль скоро они совершены в военных доспехах"9. Киприан пишет ("Письма", II): "Когда убийство допускают отдельные лица, то это - преступление. Добродетелью зовется то же, когда совершается публичной властью. Преступление становится безнаказанным не в силу невиновности совершившего, но по причине особливой жестокости". И далее: "Законы заодно с преступлением, и стало дозволенным разрешенное государственной властью". Сходным образом Лактанций говорит, что римляне сообщали законность правонарушениям ("Божественные наставления", "н. IV, гл. 9). В том же духе высказывается Лукан: "И преступлению сообщена правомерность" ("Фарсалия", I).
Из этого права возникает возможность убивать и оскорблять всех, кто окажется на территории неприятеля
VI. Кроме того, такое право делать дозволенное открывает широкие возможности, так как распространяется не только на тех, кто на самом деле вооружен и участвует в военных действиях или.кто состоит подданным воюющих, но и на всех, находящихся на неприятельской территории. Это ясно из формулы, приводимой у Тита Ливия: "Да будет он врагом, равно как и все те, кто находится в подвластных ему пределах" (Ливии, кн. XXXVII и многие другие места). Причиной является то, что и с их стороны тоже можно опасаться причинения вреда; этого достаточно во время непрерывной и всеобщей войны для того, чтобы действовало право, о котором мы толкуем. Положение здесь иное, чем при применении репрессалий, которые, как 'мы сказали, введены по примеру повинностей, налагаемых в целях побуждения к уплате государственных долгов. Оттого не следует удивляться тому, что, как замечает Бальд, в войне гораздо более свободы действия, нежели при осуществлении репрессалий (Ad. 1. V D. de lustltia). Оказанное, без сомнения, распространяется также на иностранцев, которые, зная о начавшейся войне, вступают на территорию неприятеля.
Что если иностранцы приезжают в страну до начала войны?
VII. Но те, кто до начала войны оказался там, по праву народов, повидимому, должны считаться врагами по истечении некоторого краткого срока10, в течение которого они могли удалиться. Так, коркиряне, намереваясь осадить войска Эпидама, сначала предоставили чужеземцам возможность выхода, объявив им, что иначе они будут считаться врагами (Фукидид, кн. I).
Подданные неприятеля всюду терпят обиды. если закон чужой страны не препятствует этому
VIII. 1. Действительным же подданным неприятеля, то есть лицам, являющимся таковыми в силу постоянной зависимости, по праву народов дозволяется вредить повсеместно. Ибо когда война объявляется, она объявляется вместе с тем отдельным представителям всего народа, так мы показали выше, приведя формулы объявления войны. Это видно также из предложения для голосования: "Не соизволят ли, не прикажут ли объявить войну царю Филиппу и македонянам, состоящим под его властью?" (Ливии, кн. XXXI). На неприятеля возможно нападать всюду, согласно праву народов. Еврипид пишет:
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |