Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 62 страница




 

Сторицей взятое он возвратил

 

5. При разделе добычи иногда учитываются также и отсутствующие, что, например, было постановлено по взятии Анксура Фабием Амбустом (Ливии, кн. IV). Подчас же ввиду какой-либо причины не учитывались даже интересы некоторых присутствующих, как, например, в войсках Минуция в диктаторство Цинцинната (Ливии, кн. III).

6. Право, принадлежавшее полководцам в древней республике, по ее упразднении перешло к командующим ополчением, как видно из Юстинианова кодекса, коим исключались из отчетов о военных действиях раздачи движимых и самодвижущихся вещей. Их из военной добычи командующие предоставляли солдатам, находящимся как в действующей армии, так и в любых местах, лишь бы имелись сведения о том, где они находятся (L. Sl quis in redempt. simili etiam modo. C. de Donat).

7. Но такого рода способ раздела уже в древности нередко вызывал нарекания, поскольку полководцы подобным путем как бы снискивали себе личное расположение воинов. За это подверглись обвинению Сервилий, Кориолан и Камилл, щедро одарявшие своих друзей и клиентов из государственной казны (Дионисий Галикарнасский, кн. кн. VI и VII; Тит Ливии, кн. V). Напротив, сами они оправдывались, ссылаясь на интересы государства, "тем, что лица, которые имели заслуги перед государством, получив вознаграждение за свои труды, обнаруживали еще большую готовность к новым походам". Слова эти приведены у Дионисия Галикарнасского (кн. VII).

 

Или разрешают их расхищение

 

XVIII. 1. Я обращаюсь к грабежам. Они дозволялись воинам как при разорении края, так и после сражения и взятия штурмом города; так что они должны были ожидать сигнала для рассеяния. Хотя это в древности и случалось довольно редко, тем не менее нет недостатка в примерах. Так. Тарквиний отдал город Суэссу на разграбление солдатам (Дионисий Галикарнасский, кн. IV), диктатор Сервилий - лагерь эквов, Камилл - город Вейи, консул Сервилий - лагерь вольсков (Ливии, кн. IV; Дионисий Галикарнасский, кн. кн. IV и VI). И Л. Валерий разрешил разграбление в земле эквов. Кв. Фабий разрешил это, разбив вольсков и взяв г. Эцетру (Дионисий Галикарнасский, кн. кн. IX и X).

Так же поступали впоследствии многие другие. Победив Персея, консул Павел дозволил пехотинцам разграбить на месте сражения лагерь разбитого войска, а коннице предоставил всю добычу в соседних окружных полях (Ливии, кн. XLVI). Он же согласно сенатскому решению отдал войскам на разграбление города Эпира28. Победив Тиграна, Лукулл долгое время удерживал солдат от грабежа добычи29 и, лишь убедившись в решительной победе, допустил возможность грабить врага (Аппиан, "Война с Митридатом"). Цицерон в трактате "Об изобретении" в числе способов приобретения собственности называет захват у неприятелей чего-либо, что не поступило в продажу с молотка30.

2. Те, кто порицает такой обычай, утверждают, что алчные руки "лишают награды храбрых воинов, причем получается так, что самый трусливый занимается грабежом добычи"31, тогда как самые доблестные "несут главное бремя труда и опасностей", употребляя выражения Аппия, приведенные у Тита Ливия (кн. VI). Это сильно напоминает следующее изречение Кира у Ксенофонта: "Как я уверен, наихудшие при грабеже получают лучшую часть добычи".

Однако на это возражают, что приемлемее и приятнее каждому уносить домой взятое у врага собственноручно, нежели получить больше по соизволению другого (Ливии, кн. V).

3. Иногда также приходится разрешить расхищение, потому что нет возможности ему воспрепятствовать. При взятии этрусского города Кортуозы, по рассказу Тита Ливия (кн. VI), "трибуны предпочли, чтобы добыча поступила в казну, но их приказ запоздал по сравнению с решением; добыча уже оказалась в руках воинов и отнять ее не было возможности, не возбудив у них досады". Так, мы читаем, что лагерь галло-греков был разграблен отрядом К. Гельвия вопреки воле вождя (Ливии, кн. XXXVIII).

 

Или предоставляют их третьим лицам

 

XIX. Как мною сказано, подчас разрешалось и другим, кроме воинов, брать добычу или деньги, вырученные от ее продажи, что обычно делалось для того, чтобы вознаградить тех. кто внес свои вклад на ведение войны. Следует заметить, что иногда на средства, полученные от добычи, устраивались общественные игры.

 

Или, разделив на части, распоряжаются ими так или иначе: каким именно образом

 

XX. 1. Не только в разных войнах поступали по-разному, но даже в течение одной и той же войны одна и та же добыча употреблялась на различные цели, будучи разделенной на известные части и виды вещей.

Так, Камилл десятую часть добычи посвятил Аполлону Пифийскому32, по примеру греков, что, однако же, впервые исходило от евреев (Ливии, кн. V). В те времена не только движимые вещи, но и города и поля входили в десятую часть добычи, посвящаемой богам, и присуждались по постановлению верховных жрецов. Камиллом же наибольшая часть добычи, взятой после победы у фалисков, была передана квестору; поэтому-то воинам досталось немного. Сходным образом Л. Маний "добычу частью продал в пользу казны, частью разделил между воинами, по возможности - поровну", - как указывает Тит Ливии (кн. XXXVIII).

2. Виды, на которые можно разделить добычу, следующие: пленные, стада крупного и мелкого скота, называемые у греков в собственном смысле "разграбляемым имуществом", деньги, прочие движимые вещи, драгоценные и малоценные. Кв. Фабий, покорив вольсков, приказал скот и оружие продать через посредство квестора; деньги же внес сам в казну (Дионисий Галикарнасский, кн. VIII). Он же, победив вольсков и эквов, пленных, за исключением тускуланцев, роздал воинам, разрешив им на территории Эцетры захватывать людей и скот (Дионисий Галикарнасский, кн. X). Л. Корнелий после взятия Анциума внес в казну золото, серебро и медь, пленных же и прочую добычу продал через посредство квестора, а воинам предоставил продовольствие и одежду (там же). Сходно поступил Цинциннат, который по взятии Корбиона, города эквов. наиболее ценную добычу отправил в Рим, прочую же разделил между центуриями (Ливии, кн. X).

Камилл, взяв город Вейи, ничего не передал в казну, кроме денег, вырученных от продажи пленников (Ливии, кн. V); после победы над этрусками и продажи пленных, он из вырученных денег возместил матронам золото, внесенное ими в качестве контрибуции, и поставил на Капитолии три золотые урны (Ливии, кн. VI). При диктаторе Косее вся добыча, кроме свободных людей, была предоставлена воинам.

3. Фабриций, победив жителей Луканни, Бруттиума и сам-нитян, одарил воинов, возвратил гражданам внесенную ими дань, передал в государственную казну четыреста талантов33 (Дионисий, "Фрагменты"). Кв. Фульвнй и Аппий Клавдий после захвата лагеря Ганнона продали добычу и разделили ее, наделив тех, кто отличился исключительными заслугами (Ливии, кн. XXV). Сципион по взятии Карфагена все, что находилось в городе, отдал на разграбление воинам, за исключением золота, серебра и приношений богам (Аппиан, "Пунические войны"). Ацилий, захватив Ламию, частью разделил, частью же продал добычу (Ливии, кн. XXXVII). Кн. Маялий, победив галло-греков и предав сожжению неприятельское оружие согласно римскому суеверию, прочую добычу повелел всем собрать в одно место и распродал то. что следовало обратить в казну, а другую часть с той заботливостью, которая свидетельствует о наибольшей справедливости, поделил между воинами (Ливии, кн. XXXVIII).

 

О том, что похищение казенного имущества может распространяться на военную добычу

 

XXI. 1. Из, всего сказанного ясно, что у римлян, не менее чем у других народов, большая часть военной добычи принадлежала самому римскому народу и что свобода распределения ее отчасти была предоставлена полководцам, однако же, таким образом, что, как мы сказали раньше, они были обязаны отчетом в своих действиях народу. Об этом среди прочего свидетельствует пример Л. Сципиона, который был осужден судом как виновный в расхищении государственного имущества, по словам Валерия Максима (кн. V, гл. 3), за то, что получил на четыреста восемьдесят фунтов серебра более, чем передал в казну (Ливии, кн. XLV); а также об этом свидетельствуют примеры и других, о которых было сообщено ранее.

2. М. Катон в речи по вопросу о военной добыче, по сообщению Авла Геллия (кн. II, гл. XVIII), в сильных и замечательных выражениях клеймил безнаказанность и распущенность казнокрадства. Из этой речи сохранился следующий отрывок: "Похитители частных имуществ проводят свой век в узах и оковах. Расхитители же государственного имущества ходят в золоте и пурпуре". Он же в другом месте сказал:

"Я удивляюсь тем, кто отваживается украсить свои дома взятыми на войне статуями" (Присциан, кн. VII). В глазах Цицерона позорность казнокрадства Верреса усиливается тем обстоятельством, что тот похитил статую, захваченную у неприятеля в качестве добычи ("Против Верреса", кн. IV).

3. И не только полководцы, но и простые воины отвечали за расхищение государственного имущества, если они не сдавали добычи в государственную казну; ибо все они обязывались под присягой, как говорит Полибий, "ничего не присваивать из добычи, но хранить обещанную верность из благоговения к присяге". Сюда, может быть, относится и формула присяги, встречающаяся у Авла Геллия (кн. XVI, гл. 4), в коей воину предписывается не уносить из лагеря и района в десять тысяч футов в окружности предметов стоимостью свыше серебряной сестерции; если воин раздобудет такую вещь, то должен отнести ее консулу или объявить о том не позднее трех дней. Отсюда можно понять смысл слов юриста Модестина: "Тот, кто похитит добычу, взятую у врага, несет ответственность за казнокрадство" (L. penult, ad 1. lul. pecul). Этого положения должно быть достаточно для того, чтобы поколебать уверенность толкователей права в том, будто частные лица могут присваивать что-либо из добычи, взятой у неприятеля, так как' казнокрадство, несомненно, может касаться только государственного, храмового или иного богослужебного имущества (L. 1 eod. tit.).

Все это свидетельствует о том, как мы сказали выше, что безотносительно к внутригосударственному закону имущество. захваченное во время военных действий, прежде всего становится собственностью народа и его государя, ведущего войну.

 

Законом или иным актом воли в это общее право может быть внесено то или иное изменение

 

XXII. 1. Мы добавили: "безотносительно к внутригосударственному закону", а также: "прежде всего", то есть непосредственно. Первое добавление мы сделали потому, что о вещах, еще не приобретенных в действительности, закон может постановить иначе в государственных интересах, будь то закон, издаваемый народом, как у римлян, или же закон, издаваемый царем, как у евреев и в других местах. Под именем закона мы склонны понимать также обычай, укоренившийся надлежащим образом. Второе добавление сделано для того, чтобы нам было известно, что добыча, как и прочие вещи, может быть народом уступлена другим, и не только после, но даже до приобретения, так что в силу последующего овладения присоединится право иска, осуществляемое непосредственно путем "короткой руки", как говорят юристы. Подобного рода уступка может производиться не только определенным лицам, но и известным категориям лиц. как, например, во времена маккавеев часть добычи раздавалась вдовам, старикам и нуждающимся подопечным (II кн. Маккавейская, VIII, 28, 30), или даже случайным лицам, сходно с предметами, которые бросали в толпу и которые римские консулы оставляли захватившим.

2. Однако такого рода передача права, происходящая в силу закона или уступки, не всегда есть просто дарение, но иногда - договор, а подчас - или уплата долга, или же возмещение понесенных убытков и затрат, произведенных на военные надобности путем как денежного взноса, так и выполнения каких-нибудь услуг, когда, например, союзники или подданные сражаются безвозмездно или же не за такое вознаграждение, которое соразмерно их услуге. Ибо мы видим, что обыкновенно добыча целиком или отчасти раздается по указанным основаниям.

 

Так, военная добыча может быть уступлена союзникам

 

ХХIII. Наши юристы указывали на то, что в силу молчаливого соглашения почти повсюду сложился обычай, согласно которому добыча, захваченная союзниками или подданными. ведущими войну без вознаграждения, на свой счет и риск34, становится их собственностью (Кальдерини, "Заключения", 85; Хуан Лопец, "О войне", si bene advertas; Ясон, на L. quod apud hoetes, de Leatis; Франциск а Рипа, на L. I. de acq.poss. 5; Коваррувиас, на С. peccatum, p. 2, II; Бонфини, кн. IV, дек. 5). Основание такого способа вознаграждения союзников очевидно35, потому что союзник, естественно, обязан к возмещению убытков, понесенных другим союзником вследствие участия в общем или публичном предприятии.

Добавь к тому же, что едва ли существует обыкновение оказывать услуги безвозмездно. "Так, - по словам Сенеки, - врачам уплачивается следуемая ям плата за оказанные ими услуги, поскольку они, будучи отвлечены от своих дел, посвящают свое время нам" ("О благодеяниях", кн. VI, гл. 15). То же самое считает справедливым Квинтилиан в отношении ораторов, потому что, оказывая услуги и посвящая все время чужим делам, они лишены возможности зарабатывать средства иным путем. Об этом сказано Тацитом: "... отложить семейные попечения, чтобы посвятить себя чужим делам" ("Летопись", кн. IX). Поэтому при отсутствии другой причины, то есть мотивов чистой благотворительности или предшествующего договора, вероятным основанием является надежда на возмещение убытков и на вознаграждение услуг за счет добычи, полученной от неприятеля36.

 

Нередко также - подданным; что может быть пояснено различными примерами из сухопутной и морской войны

 

XXIV. 1. В отношении подданных право на добычу не вытекает с такой очевидностью, потому что они обязаны оказывать услуги государству. Но выдвигается возражение, что когда воинская повинность распространяется не на всех, а на некоторых лиц, то последним причитается вознаграждение от государства за услуги или издержки, произведенные в большем объеме, чем прочими гражданами; они имеют право на преимущественное возмещение убытков. Место такого легко определяемого возмещения может занять надежда на добычу в целом или в некоторой ее части. Так, поэт пишет:

 

Те получают добычу, чьи преобладают заслуги

(Проперций).

 

2. Примером вознаграждения союзников37 может служить договор римлян с латинянами, в силу коего последним обеспечивалась равная часть добычи в тех войнах, которые велись под руководством римского народа (Тит Ливии, кн. кн. IV и XXIV; Дионисий Галикарнасский, кн. VI). В войне, которую вели этолияне с помощью римлян, этолиянам достались города и земли, римлянам же - пленные и движимые имущества (Ливии, кн. XXXIII; Полибий, кн. XI). После победы над царем Птоломеем Димитрий отдал афинянам часть добычи (Плутарх, жизнеописание Димитрия). Амвросий, излагая историю Авраама, так свидетельствует о справедливости его нрава: "В самом деле, своим спутникам, постоянно помогавшим ему союзом, он предназначил участие в выгодах в виде вознаграждения за труды" ("На Авраама", кн. I, гл. 3).

3. Пример вознаграждения подданных дает еврейский народ, у которого половина добычи поступала к тем, кто участвовал в походе38 (кн. Чисел, XXII, 27, 47; I Самуил, XXX, 22 и далее; II кн. Маккавейская, VIII, 28, 30). И воин Александра присваивал добычу, взятую у частных лиц, кроме крупных драгоценностей, которые он имел обыкновение относить царю. Отсюда мы видим, как были подвергнуты обвинению те, кто в сражении при Арбелах, как говорят, составил заговор, для того чтобы потребовать себе всю добычу и ничего не вносить в казну (Плутарх, "Изречения").

4. А то, что представляло собой публичное достояние врагов или собственность их царя, было изъято из подобного права. Так, мы читаем о македонянах, что когда они ворвались в лагерь Дария у реки Пирам, они разграбили громадный запас золота и серебра и ничего не оставили в неприкосновенности, кроме шатра царя39, "чтобы согласно древнему обычаю, - по словам Кв. Курция, - встретить победителя в шатре побежденного царя". От этого не отличался обычай евреев, возлагавших венец побежденного царя на царя-победителя (II Самуил, XII, 30); и ему же предназначали (что можно прочитать в разделе о царе в Своде Талмуда) царский обоз, захваченный на войне.

Сходное мы находим в деяниях Карла Великого; когда он победил венгров, то частное имущество поступило воинству, царское же достояние - в его казну. А у греков "добыча" поступала в казну, как мы показали ранее, а "захваченное во время битвы" шло частным лицам. Греки различали "захваченное во время битвы" и "добычу", взятую после победы. Такое различие проводилось и некоторыми другими народами (Ариас, "О войне", 162; Беллини, ч. II, разд. XVIII, 3;

Дояелл, "Комментарии", кн. IV, гл. 21; Сильвестр, на слово "война", I; пр. из Розеллиса; Вейзенбек, на item ex Inst. cle rer. divis.).

5. Из сказанного достаточно ясно, что у римлян, во всяком случае в период древней республики, не было предоставлено столь широкое право воинам. Они стали получать большие поблажки во время гражданской войны. Так, можно прочесть о том, как город Эквуланум был разграблен воинами Суллы (Аппиан, "Гражданская война", кн. I); и Цезарь после фарсальской битвы отдал лагерь Помпея на разграбление воинству. при этом, как сказано у Лукана (кн. VII), он заявил:

 

Вот награда за кровь пролитую.

Должен ее я отдать, но "отдать" неуместное слово

Для того, что каждый добыл для себя

 

Лагерь Брута и Кассия разграбили воины Октавиана и Антония (Аппиан, "Гражданская война", кн. IV). Во время другой гражданской войны сторонники Флавиев, дойдя до Кремоны, хотя и наступила ночь, поспешили захватить штурмом эту богатую колонию, опасаясь, чтобы сокровища кремонцев не попали в руки к префектам и их заместителям. Ибо из практики было известно, по словам Тацита, "что добыча города, взятого штурмом, поступает к воинам, а города, сдавшегося на милость победителя, - начальникам" ("История", кн. III).

6. И чем более ослаблена дисциплина, тем охотнее предоставляется воинству добыча, чтобы пред лицом угрожающей опасности, в виду неприятеля руки воинов не были связаны грабежом добычи, что неоднократно мешало одержать победу.

Когда Корбулон взял штурмом Воланд, крепость в Армении, "неспособное к войне население", по словам Тацита, "было продано в рабство, остальная добыча досталась воинам-победителям" (Тацит, "Летопись", кн. XIII). По свидетельству того же Тацита, в Бретани Светоний убеждал своих воинов продолжать беспощадное избиение до конца без помыслов о добыче, добавляя, что после победы все достанется им ("Летопись", кн. XIV).

То же мы встречаем в других случаях. Добавь сюда то, что несколько раньше мы привели из Прокопия40.

7. Бывают, однако, такие малоценные вещи, которые даже не стоит продавать с публичного торга. Такие вещи повсеместно обычно предоставляются захватчику с согласия народа К ним в древнеримской республике относились копья, дротики, топливо, фураж, кожаные мешки, кожаные кошельки, факелы и деньги на сумму менее серебряной сестерции. У Геллия мы читаем, что подобные изъятия добавлялись к воинской присяге (кн. XVI, гл. 4).

С этим сходно то, что выдается в виде вознаграждения - морякам, даже когда они за свою службу получают плату. Французы называют это расхищением или грабежом, включая сюда одежду, золото, а также серебро стоимостью меньше десяти экю ("Постановления Франции", кн. XX. разд. XIII, ст. ст. 30 и 16). В других местах воинам отдается определенная доля добычи, как, например, в Испании, где то пятая часть41, то третья, то, наконец, половина остается у короля, а седьмая, иногда десятая, часть - у командующего войсками, остальное же достается в собственность захватившим добычу, за исключением военных кораблей42, которые целиком поступают королю ("Законы Испании", кн. IV, разд. XXVI, ч. 2).

8. В некоторых странах раздел добычи производится в соответствии с продолжительностью службы, перенесенными опасностями и произведенными затратами, так, в частности, у итальянцев третья часть стоимости задержанного корабля поступает собственнику корабля-победителя, столько же получают собственники товаров, находящихся на корабле, и равную долю - те, кто участвовал в сражении (Consolato del Mare, гл. CCLXXXV).

Но бывает опять-таки, что те, кто несет боевую службу на свой риск и счет, не захватывают всей добычи, а должны отдать часть в казну или лицу, облеченному публичной властью. Так, если в Испании во время войны снаряжаются корабли на средства частных лиц, то часть их добычи достается королю, другая часть - морскому начальнику ("Законы Испании", кн. XIX, разд. XXVI, ч 2, зак. 14). По обычаям Франции морской начальник получает десятую часть добычи ("Постановления Франции", кн. XX, разд. XIV, ст. 1); так же обстоит дело у голландцев, но здесь с них пятая часть добычи изъемлется государством (Instructiones Rei Maritimae, гл. XXII).

В сухопутной войне ныне всюду установлено, что при разграблении городов и в сражениях каждый присваивает себе то, что ему удается захватить; но при набегах захваченное общее имущество становится достоянием принимавших участие в экспедиции и подлежит разделу между ними сообразно их заслугам.

 

Применение вышеизложенного

 

XXV. В связи с изложенным необходимо знать, что если в пределах юрисдикции народа, не участвующего в войне, окажется спор о вещи, захваченной во время военных действий, то вещь должна быть присуждена тому, кому благоволят законы или обычаи народа, со стороны которого вещь была захвачена; если же ничего здесь нельзя доказать, то в силу общего права народов вещь должна быть присуждена самому народу, если только она захвачена во время военных действий.

Из сказанного нами ранее достаточно ясно, что отнюдь не всегда верно то, что приводит Квинтилиан в пользу фивян, будто в делах, которые могут быть внесены на судебное рассмотрение, не имеет никакой силы право войны и будто имущество, захваченное на войне, может быть удержано не иначе, как оружием же (кн. V, гл. 4).

 

Распространяется ли приобретение по праву войны на вещи, захваченные за пределами территории обеих воюющих сторон?

 

XXVI. 1 Вещи, не принадлежащие неприятелю, но найденные у неприятеля43, не становятся собственностью захватившего, как мы уже сказали, ибо это не соответствует ни естественному праву, ни праву народов (настоящая глава, V). Римляне так говорили Прусию: "Если бы та земля не составляла части владений Антиоха, то она никак не могла бы стать достоянием римского народа"44 (Ливии, кн. LV). Когда же, однако, неприятель имеет на такие вещи какое-нибудь право, связанное с владением, как, например, право залога, право удержания, право сервитута, тогда ничто не препятствует им стать собственностью захватившего их.

2. Обычно возникает также вопрос, становятся ли собственностью захватившего вещи, добытые вне пределов территории обеих воюющих сторон, здесь ведется спор как в отношении вещей, так и в отношении лиц.

Если принять во внимание одно только право народов, то я полагаю, что тут место не имеет значения, подобно тому как мы сказали, что и врага можно законно убить где угодно Но тот, кому принадлежит верховная власть в той местности' может своим законом воспретить подобное убийство- а если закон будет нарушен, то он может требовать удовлетворения как за совершение преступления. Сходным образом говорится что животные, пойманные на чужой земле, становятся собственностью поймавшего, но собственник земли может воспретить доступ туда (L. quod enim. D. de acq. re. -dom. L. Divus Pius D. de servit. praed rust.).

 

В какой мере означенное право свойственно торжественной войне?

 

XXVII. Однако это внешнее право приобретения вещей захваченных во время военных действий, настолько свойственно торжественной войне в силу права народов, что не имеет места в других войнах. Ибо в других войнах с иноземцами вещи не приобретаются вследствие войны, но приобретаются лишь при возмещении долга, уплату которого нельзя получить иначе (Сильвестр, на слово "война", ч. I, 3 и 11, ст. 8).

В войнах гражданских независимо от их больших или меньших размеров не может произойти никакого перехода собственности иначе, кроме как в силу судебного решения

 

Примечания к главе VI

 

1 Книга II, глава VII, II, настоящего труда.

2 Книга II, глава XX.

3 Он дал пропитание рабам и часть добычи - союзникам. Смотри у Иосифа Флавия сообщение об этой истории и то, что следует далее, в главе XVI, III.

4 Халдейский толкователь объясняет это как исполненное через молитвы, обращенные к богу, который в силу особого благоволения сохранил Сихем Иакову и его потомству.

5 Там же читаем: "Победители приобретают также имущество, принадлежащее неприятелю".

6 Диодор Сицилийский ("Пейрезианские извлечения", 467) пишет: "То. что добыто оружием и приобретено по праву войны, не должно быть утрачено". Готы у Агафия (кн. II) о короле Теодорихе, после его победы над Одоакром, говорят: "Все принадлежащее Одоакру достояние он приобрел по праву войны".

7 О том, что то же самое соблюдается в сухопутной войне, можно получить сведения у Де Ту (кн. CXIII, под годом 1595). Это правило заимствовано из древних германских законов по образцу разумного постановления о раненой дичи, содержащегося, например, в "Законах лонгобардов" (кн. I, разд. XXII, 6). То же самое, по словам Альберико Джентили ("Защита Испании", кн. I, гл. 3), соблюдалось в Англии и королевстве Кастилии.

8 Однако корабли дружественных наций становятся законным призом по причине находящихся в них неприятельских грузов только тогда, когда такие грузы взяты на борт с согласия собственника корабля (L. Cotem. D. de Publicanis; Родриго Суарес, "О морских обычаях", закл. II, 6).

Так же, я полагаю, следует толковать французские законы, согласно которым подвергаются захвату ради груза корабль и ради корабля грузы. Таковы ордонансы Франциска I, изданные в 1543 году (гл. 42), ордонансы Генриха III, изданные в марте 1584 года (гл. 69), и португальский закон (кн. I, разд. XVIII).

В других местах подлежат захвату только грузы (Мере, "История Дании", кн. II). Так, во время войны венецианцев с генуэзцами греческие корабли подвергались- обыску и из них извлекались скрытые там грузы противника (Никифор Григора, кн. IX). Смотри также Кранца ("О делах саксонских", кн. II" и Альберико Джентили ("Защита Испании", кн. I, гл. 20).

9 Так, Резин, царь Сирии, город Элот, принадлежавший иду-меям, передал не идумеям, но сирийцам для заселения, следуя примеру массоритян (II кн. Царств, XVI, 6).

10 Плутарх то же самое сообщает о городе Вейи в жизнеописании Ромула: "Жители Вейи в начале войны обратились с требованием о возвращении им Фиден как города, принадлежавшего им; однако это их притязание было не только незаконно, но и забавно, поскольку они не оказали никакой помощи Фиденам в постигшей их опасности во время войны и допустили даже гибель людей, а теперь в споре с римлянами оспаривали дома и земли у последних, овладевших ими по праву войны".

11 Аппиан высказывается так: "Несправедливо было Селевкидам, низложенным Тиграном, оспаривать Сирию у римлян - победителей Тиграна". И в другом месте он пишет: "Он полагал, что по изгнании из страны победителя Антиоха он завоевал ее для римлян". Сам Антиох, у Полибия ("Извлечения о посольствах", 72), "считал завоевание прочнейшим и достойнейшим видом завладения".

12 И франки земли в Италии, взятые ими у готов, не возвратили римлянам (Прокопий, "Готский поход", IV). Смотри у Де Ту сказанное шведским королем (кн. LXXVI. под годом 1582).

13 Прокопий, "Война с вандалами", кн. II; смотри там же дальнейшее. Даже Север отдавал пограничным начальникам и воинам земли, захваченные им у неприятеля, как отмечает Лампридий. В союзном договоре швейцарских кантонов предусмотрено поступление захваченных городов и крепостей во власть всего союза о чем сообщается у Симлера во многих местах.

14 У тех же евреев из земель, занятых по праву войны, царь получал столько же. как и каждое отдельное колено; это сообщается в Своде Талмуда, в разделе о царе.

15 To и другое противопоставляет Сервий, указывая на слова гонимых судьбой" в комментарии на I книгу "Энеиды": "Виргинии старается все приписать судьбе, ничего - ошибкам троянцев".

16 Когда Агеснлай действовал в Азии, Спитридат, захватив лагерь Фарнабаза, скрыл добычу; но когда было начато следствие лакедемонянином Эриспидом, он скрылся.

17 Это встречается у Григория Турского (кн. II, гл. 27), Аймона (кн I, гл. 12) и в "Сокращении", изданном Фрехером (гл. IX). Тот же древний обычай встречается и у других народов. Сервий в комментарии на следующее место из "Энеиды" (кн. III): "Она не испытала счастья жребием", пишет: "... потому что военнопленные и добыча были жребием распределены между победителями. Как говорится: тянуть жребий на добычу".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.