Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 64 страница




 

Приобретается и господская власть над народом, который тогда прекращает быть государством

 

II. 1. Может произойти также нечто большее, а именно - прекращение существования государства. При этом бывшее государство или присоединяется к другому государству, подобно римским провинциям, или же не присоединяется ни к какому государству, например, если государь ведет войну за свой счет и подчиняет себе народ таким образом, что пожелает им править в интересах не народа, но преимущественно самого правителя; последнее свойственно господской, а не гражданской власти.

Аристотель в книге седьмой своей "Политики" пишет: "Одна форма власти преследует пользу правителя, другая - пользу управляемых, последняя имеет место среди свободных, первая - между господами и рабами". Если народ подчинен такого рода власти, то в дальнейшем он прекращает существовать как государство и превращается в большое скопище рабов. Хорошо сказано у Анаксандрида:

 

Муж отличный, рабов государство нигде невозможно.

 

2. И Тацит так противополагает два вида власти: "Он мыслил о себе не как о патроне среди клиентов, но как о правителе среди граждан" ("Летопись", кн. XII). Об Агесилае Ксенофонт пишет: "Какие бы города он ни покорял своей власти, освобождая их от того, что повинны исполнять рабы своим господам, он требовал только такого повиновения, которое оказывают свободные люди правителям".

 

Иногда эти виды власти сочетаются

 

III. Из сказанного можно заключить, в чем состоит смешанный характер власти, представляющей сочетание, как я сказал, власти гражданской и господской, то есть сочетание рабства с некоторой личной свободой. Так, мы читаем, что у некоторых народов отнято оружие и им поведено не носить иного железа, кроме земледельческих орудий, и что некоторые народы вынуждены изменить свой язык и образ жизни.

 

Приобретаются также владения народа, даже нетелесные вещи; здесь же излагается вопрос о письменном обязательстве фессалийцев

 

IV. 1. Подобно тому, как вещи, принадлежавшие частным лицам, составляют приобретение тех, кто ими завладел, так и имущества совокупности лиц становятся собственностью тех, кто подчиняет себе эту совокупность, коль скоро они того пожелают. Ливии сказал о сдавшихся: "Когда все подчинено тому, кто имеет преимущество на войне3, то присвоение чего-либо из имущества и наложение взысканий по усмотрению за-. висит от произвола победителя". Это положение относится и к побежденным в торжественной войне. Фактически добровольная сдача составляет то же, что иначе исторгается силой.

Скаптий говорит у Ливия: "Земля, о границах которой был спор, принадлежала кориольцам, а после завоевания Кориол по праву войны стала государственной землей римлян". (кн. III). Ганнибал в речи к воинам у того же Ливия заявляет: "Все, чем римляне владеют, приобретенное завоеванием после стольких триумфов, - все будет наше вместе с самими господами" (кн. XXI). Антиох у указанного автора отмечает: "Так как все, что было его достоянием, после победы над ним в силу права войны стало достоянием Селевка. то, надо полагать, находится в его владении" (кн. XLIII). Сходным образом Помпеи сделал достоянием римского народа все, что Митридат присоединил к своему царству путем завоевания (Страбон, кн XII).

2. Следовательно, и нематериальные права, принадлежавшие всей совокупности, становятся собственностью победителя, если он пожелает. Так. после взятия Альбы римляне присвоили себе права, принадлежавшие альбанцам (Дионисий Галикарнас-ский, кн. III).

Отсюда следует, что фессалийцы были освобождены от обязательства в размере ста талантов, хотя они были должны эту сумму фивянам, так как Александр Великий, став повелителем Фив по праву победителя, отпустил фессалийцам соответствующий долг. Поэтому неверно то, что у Квинтилиана приводится в пользу фивян, а именно - что победителю принадлежат лишь вещи, которые находятся у него, и что нематериальное право нельзя схватить рукой, в одном положении, дескать, находится наследник, в ином - победитель, потому что к первому переходит право, к последнему - имущество. Фактически же тот, "то является господином над лицами, является и собственником вещей и всех прав, причитающихся лицу. Тот, кто находится в чьем-либо владении, сам не располагает собой; а кто сам не имеет власти над собой, тот не располагает ничем (L. Qui In servitute est de reg. lur. L. Sic eveniet. D. ad 1 lul. de adult.).

3. И если даже кто-нибудь оставит побежденному народу возможность существовать в качестве государства, то тот все же может присвоить себе определенные права, принадлежавшие государству. От свободного усмотрения победителя зависит мера его благоволения. Цезарь подражал образу действий Александра, отпустив жителям Диррахиума долг, который они были обязаны уплатить какому-то из своих противников (Цицерон, "Письма к Бруту", VI). Но тут можно возразить, что война, которую вел Цезарь, была не такого рода, чтобы к ней относилось это право, установленное народами4.

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ VIII

 

1 Александра после битвы при Гавгамелах приветствовали как царя Азии. Римляне объявили владения Сифакса своим достоянием "по закону войны" (Аппиан. "Извлечения о посольствах", X. 28). Послы готов у Агафия (кн. I) говорят о Теодорихе: "Победив Одоакра, пришельца из Скира. он получил его достояние по праву войны". Но когда гунны утверждали, что гепиды им подвластны, поскольку они взяли в плен их царя, то римляне отрицали это, потому что гепиды имели государя большего, чем' царь, и не находились в вотчине последнего: об этом упоминает Менандр Протектор.

2 Персы у того же Менандра о территории города Дар говорят: "Так как самый город завоеван нами, то понятно, что и подвластная городу местность принадлежит победителю". Победив вандалов Велисарий передал во власть Рима Лилибей в Сицилии, сданный вандалам готами. Однако же готы отрицали такую сдачу (Про" копий, "Война с вандалами", кн. II). Генрих, сын Фридриха Барбароссы, завоевав Сицилию, простер свои притязания на Эпидамн. Фессалоники и прочие владения сицилийцев (Никита Хониат, жизнеописание Алексея, брата Исаака, кн. I). Байан, каган аваров, писал императору о Сирмии: "Мне принадлежит этот город, потому что он был владением гепидов, а сами гепиды были завоеваны аварами". Петр, посол Юстиниана, в речи, обращенной к Хосрою, заявлял: "Как же собственник главной вещи не будет собственником принадлежности? Но ведь ни сванеты, ни лазы не возбуждали никогда спора о том, что Сванетия издревле не принадлежала лазам. Оба отрывка заимствованы у Менандра Протектора Добавь также из настоящей главы IV.

3 Смотри выше. книгу I, главу IV [III], VIII, книгу II, главу V, XXXI, а также в настоящей книге главу V. II, и ниже. главу XX. XLIX- добавь следующее место из Полибия в "Извлечениях о посольствах" (142): "Те, кто подчинился власти римлян, прежде всего уступили область, принадлежащую им, а также города, расположенные в этой области, все мужское и женское население как области, так и городов: сверх того, все реки, гавани, святилища, все, относящееся к религии; а так как господами всего являются римляне, то подвластные им сами не владеют ничем". Смотри сказанное только что в главе VII, IV. Юстин (кн. XXXV), говоря об иудеях, отмечает:

"Впоследствии вместе с персами они подчинились власти Александра Великого".

4 Антоний повелел тирянам отдать то, что они получили от иудеев без разрешения сената и чем владели до похода Кассия; об этом упоминает Иосиф Флавий. Смотри также у Бизаррия в "Истории генуэзцев" (кн. X).

 

 

Глава IX

О ПОСТЛИМИНИИ

 

I. Происхождение слова "постлиминий".

II Где имеет место постлиминий?

III. О том, что в силу постлиминия некоторые вещи возвращаются, другие же восстанавливаются собственнику.

IV Право постлиминия возможно в состоянии как мира, так и войны Какое решение следует принять, если о нем нет речи в состоянии мира?

V. Когда свободный человек в течение войны возвращается в силу постлиминия?

VI. Какие права у него восстанавливаются, какие нет?

VII. Восстанавливаются права на него самого

VIII Почему те, кто сдался, не имеют права постлиминия?

IX. В каких случаях народ имеет право постлиминия?

X. Какие последствия по внутригосударственному праву распространяются на тех, кто возвращается в силу постлиминия?

XI Каким образом в силу постлиминия принимаются обратно рабы, даже перебежчики;

каким образом принимаются те, кто выкуплен?

XII Принимаются ли обратно подданные в силу постлиминия?

XIII Восстановление земельных владений в силу постлиминия.

XIV. Какие различия соблюдались ранее относительно движимых вещей?

XV. Какое право соблюдается ныне в отношении движимых вещей?

XVI Какие вещи восстанавливаются помимо постлиминия?

XVII Изменения, вносимые внутригосударственными законами по этому вопросу по отношению к своим подданным.

XVIII. Как соблюдается постлиминий между теми. кто не является противниками?

XIX При каких условиях постлиминий и ныне может иметь место?

 

Происхождение слова "постлиминий"

 

I. 1. Авторы, занимавшиеся изучением права в последнем столетии, не высказали почти ничего здравого ни по вопросу о добыче, захваченной у неприятеля, ни о праве постлиминия. Старательно этот предмет рассмотрен древними римлянами, но зачастую слишком путанно, так что читатель нередко не в состоянии разобраться в том, что они намерены отнести к праву народов, а что - к внутригосударственному римскому праву.

2. Что касается слова "постлиминий", то неприемлемо мнение Сервия, который считает, что конец его представляет бессмысленное отглагольное образование, наоборот, необходимо следовать Сцеволе, который учил, что это слово представляет сочетание предлога post, означающего "возврат"1, и limen [предел] (Цицерон, "Топика"; Боэций, на это). Ибо limen u limes [граница] различаются лишь окончанием и флексией, тогда как в остальном они имеют общее происхождение - от слова limo2, означающего transversum [поперечный], и по первоначальному смыслу однозначены, как materia и materies, pavus и pavo, contagio и contages3, cucumis и cucumer; хотя в позднейшем словоупотреблении limen относится преимущественно к частным, limes - к публичным отношениям. Так, древние словом eliminare обозначали "удаление из страны" и изгнание называли eliminium4.

 

Где имеет место постлиминий?

 

II. 1. Постлиминий есть право, возникающее вследствие возвращения "в пределы"5, то есть в государственные границы. Так, юрист Помпоний называет возвратившимся по постлиминию того, кто окажется внутри укрепленных границ, а юрист Павел - того, кто переступил наши границы (L. Postlimimum. I. D. de capt. L. Postllminlum. postlimii).

На том же основании согласное мнение народов установило. что постлиминий имеет место также тогда, когда лицо или такое имущество, на которое распространяется постлиминий, попадет к нашим друзьям, как сказано в указанном месте у Помпония, или к царю союзников или друзей, как изъясняет Павел в виде примера. Здесь под друзьями и союзниками следует разуметь не просто тех, с кем заключен мир6, но тех, кто берет нашу сторону в войне. Лица, которые к ним придут, по словам Павла, поступают под покровительство государства. И безразлично, окажутся у них человек и имущество или у своего народа.

2. У связанных же узами дружбы, но не принадлежащих ни к одной из воюющих сторон военнопленные восстанавливаются в своем положении не иначе, как в силу особого соглашения. Так, во втором договоре между римлянами и карфагенянами было предусмотрено, что пленники, взятые карфагенянами среди народов, дружественных римлянам, и прибывшие в порты, подвластные римлянам, могут получить свободу и что равные права имеют друзья карфагенян (Полибий. кн. III). Оттого те пленные римляне, которые во вторую Пуническую войну попали в Грецию вследствие продажи, не имели там права постлиминия7, потому что греки в эту войну соблюдали нейтралитет; в связи с чем пленные могли получить свободу только в результате их выкупа (Плутарх, жизнеописание Фламиния). Поэтому-то и у Гомера в нескольких местах мы видим, как военнопленные продаются в местах замиренных, как Ликаон ("Илиада", XXI) и Эвримедуза ("Одиссея", VII).

 

О том, что в силу постлиминия некоторые вещи возвращаются, другие же восстанавливаются собственнику

 

III. Согласно древнеримскому обороту речи, даже свободные лица восстанавливались в прежнем состоянии в силу постлиминия. "Восстановленным в силу постлиминия (так следует читать это место) Галл Элий в первой книге "Объяснения юридических терминов" называет того, кто, будучи свободным, перейдет из одного государства в другое и возвратится в прежнее государство в соответствии с тем правом, которое установлено относительно постлиминия. Равным образом, если раб от нас попадает во власть неприятеля и затем вернется к нам, то он возвращается под власть того, кому принадлежал ранее, в силу того же права постлиминия. Лошади, мулы и корабли подпадают под условия права постлиминия (последние слова считал подлежащими исключению муж несравненный в изучении римского права - Яков Куяций; я же полагаю, что их можно сохранить при условии незначительного изменения), как и рабы; вещи такого рода, возвращаемые к нам от неприятеля в силу постлиминия, могут возвращаться и от нас к неприятелю" (Фест Помпеи).

Позднейшие римские юристы значительно осторожнее установили два вида постлиминия: один - возвращение к себе, другой - восстановление чего-нибудь нами (L. Cum duae. D. cte capt. et poetllm. rev.).

 

Право постлиминия возможно в состоянии как мира, так и войны. Какое решение следует принять, если о нем нет речи в состоянии мира?

 

IV. 1. Необходимо также сохранить мнение Трифонина, который полагает, что право постлиминия распространяется на войну и мир, в несколько ином смысле, чем сказано о том же у Помлония (L. in bello. D. eodem tit. de postlimin.).

Постлиминий в мирное время, при отсутствии иного договорного соглашения, распространяется не на тех, кто взят в плен с оружием в руках, но на тех, кто подвергся несчастной случайности8, как, например, те, кого застигнет у неприятеля внезапно разразившаяся война. На прочих же пленных в мирное время постлиминий не распространяется, если это не предусмотрено соглашениями9, как отлично исправляет это место у Трифонина ученейший Петр Фабер, чего не отвергает и Куяций ("Семестры", кн. I, гл. 7); ибо добавляемое основание и противополагаемый пункт ясно подтверждают это.

"Он заключил мир, отпустив пленных, как было договорено", - замечает Зонара (т. III). Помпоний говорит: "Если пленный, возвращение которого предусмотрено в мирном договоре, останется у неприятеля по собственной воле, то впоследствии для него нет постлиминия" (L. si capt. D. de capt.). Павел утверждает: "Когда военнопленный бежит домой по заключении мира, он по постлиминию возвращается тому, кем был взят в плен в последнюю войну, если только в мирном договоре не будет предусмотрено освобождение пленных" (L. si quid bello d. tit.).

2. Основанием, в силу которого принято такое решение относительно взятых в плен с оружием в руках, по словам Трифонина вслед за Сервием, служило то, "что римляне хотели, чтобы надежду на возвращение граждане основывали преимущественно на своих военных доблестях, а не на ожидании мира". Это фактически согласуется со словами Тита Ливия о том, что издревле государство не проявляло никакой снисходительности к пленным. Однако подобное соображение, свойственное римлянам, не могло обосновать права народов; оно могло быть лишь одной из причин, почему римляне сами усвоили соответствующее право, введенное другими народами.

Вернее другое основание, а именно - что цари и народы. предпринимающие войны, хотят внушить убеждение в наличии у них справедливых причин для ведения войны и. наоборот, в совершении правонарушения со стороны тех, кто поднимает оружие против них; а поскольку каждая сторона хочет внушить такое убеждение и для стремящихся сохранить мир небезопасно вмешиваться здесь в спор, то народы мирные не могли найти лучшего выхода из положения, кроме как признать правом совершившийся факт10, и тем самым они признали попавших в плен с оружием в руках плененными справедливо.

3. Однако нельзя сказать того же о тех, кто задержан [на вражеской территории] в самом начале войны, потому что в них нельзя предположить никакого преступного намерения. Тем не менее не представляется незаконным задержать их на время войны в целях ослабления сил противника. По окончании же войны нельзя ничего возразить против их возвращения. Поэтому существует соглашение об отпуске таковых на свободу после заключения мира как ни в чем не повинных, по признанию обеих сторон. Относительно же прочих каждый пусть поступит так, как он считает наиболее согласным с правом, если только до тех пор не будут приняты определенные предложения в порядке соглашений.

По той же причине ни рабы, ни имущество, захваченные на войне11, не возвращаются по заключении мира, если это прямо не предусмотрено договорными соглашениями. Ибо победитель желает внушить уверенность, что он имен право на приобретение того или другого. Отрицание подобного порядка вело бы к развязыванию новых войн после окончания одних.

В связи с этим представляется остроумным, но противоречащим истине заявление Квинтилиана от лица фивян о том, что пленные по возвращении на родину становятся свободными, потому что добытое на войне можно сохранить только с помощью той же силы.

Нами сказано достаточно о состоянии мира.

4. На войне же в силу постлиминия возвращаются люди, бывшие свободными до взятия в плен12; но подлежат восстановлению рабы и некоторые иные вещи.

 

Когда свободный человек в течение войны возвращается в силу постлиминия?

 

V. Человек свободный возвращается по постлиминию только тогда, когда он приходит к своим с намерением разделить их участь, как разъяснено Трифонином (D. L. in bello. manumlttendo et L. postllminli. captivus. D. de capt.). Основанием здесь служит то, что для получения рабом свободы ему необходимо, так сказать, приобрести себя самого, что возможно не иначе, как добровольно. Но при этом не. имеет никакого значения, по замечанию Флорентина, идет ли речь об отнятии человека у неприятеля военной силой13 или же о его вероломном бегстве (L. nihil. D. de capt. 1. cum non redemptum). To же последует, если он добровольно отпущен неприятелем (С. de postl.).

Что случится, если человек, будучи продан неприятелем, как это обычно делается, вернется к своим?14. Соответствующий спорный вопрос обсуждается у Сенеки15 по поводу олинфийца, купленного Парразием. Поскольку афинянами было издано постановление, согласно которому олинфийцы объявлялись свободными, Сёнека спрашивает, предусмотрено ли тут, что они будут сделаны свободными или будут считаться свободными; последнее наиболее верно.

 

Какие права у него восстанавливаются, какие нет?

 

VI. 1. Если свободный человек возвращается к своим, то он сразу же не только приобретает себя самого, но еще вступает в обладание и всем имуществом, включая как телесные, так и нетелесные вещи, которыми он владел у невоюющих народов. Невоюющие народы основываются на фактах как на показателях права в отношении к взятым в плен и к освободившимся из плена, проявляя равенство к обеим воюющим сторонам. Поэтому право собственности на имущество, принадлежавшее тому, кто овладел пленным по праву войны, было не вполне свободно от некоторых условий, так как оно могло прекратиться вопреки воле владельца по возвращении пленного к своим. Владелец, следовательно, утрачивает имущество, так же как и пленника, которому оно принадлежало.

2. А что если владелец подвергнет отчуждению имущество, принадлежавшее пленному? Будет ли третье лицо, получившее свое право от того, кто в то время был собственником по праву войны, ограждено правом народов? Или же имущество тоже будет возвращено? Я говорю о вещах, которые находились у народа, не принимавшего участия в войне.

Следует, невидимому, проводить различие между вещами такого рода, которые возвращаются собственнику в силу постлиминия, и теми, которые не относятся к подобного рода вещам. Это различие мы вскоре разъясним, поскольку нужно отметить, что одни вещи, очевидно, отчуждаются как таковые и под условием, другие же - безусловно. Под отчуждаемыми вещами я разумею также предметы, подаренные или признанные принятыми.

 

Восстанавливаются права на него самого

 

VII. Но подобно тому как к вернувшемуся по постлиминию возвращаются его права, так же точно восстанавливаются права третьих лиц против него; такие права сохраняют силу, по словам Трифонина, как если бы он никогда не был во власти неприятеля (L. in bello. caetera, 1. mulier. D. de capt.).

 

Почему те, кто сдался, не имеют права постлиминия?

 

VIII. Из этого правила юрист Павел совершенно верно делает следующее изъятие: "Прав постлиминия лишены те, кто, будучи побежден силой оружия, сдался противнику" (L. postli-minio d. tit.). Дело, очевидно, в том, что соглашения, заключенные с противником, действительны по праву народов, как мы скажем в другом месте, и что против таких соглашений постлиминий не имеет силы.

Оттого-то римляне, взятые в плен пунийцами, заявляют у Геллия: "На нас не распространяется постлиминий, так как мы связаны клятвой". В связи с этим и во время перемирия, по правильному замечанию юриста Павла, постлиминий не имеет места (L. postliminium. induciae. D. de capt.). Те же, кто сдается неприятелю без какого-либо предварительного соглашения, по мнению Модестина, возвращаются по постлиминию (L. eos qui, d. tit.).

 

В каких случаях народ имеет право постлиминия?

 

IX. I. Сказанное нами об отдельных лицах, я полагаю. распространяется также на целые народы, так что бывшим свободным возвращается их свобода, если только силы их союзников освободят их из-под власти неприятеля. Если же население, образующее государство, рассеется, то, я думаю, правильнее не считать такое население народом; и по постлиминию его прежнее имущество не восстановится согласно самому праву народов. Ибо народ, как и корабль, прекращает существование с разложением на свои составные части, поскольку природа его состоит в неразрывном единстве.

Таким образом, то была уже не прежняя гражданская община Сагунта, когда этот населенный пункт восемь лет спустя был восстановлен бывшими жителями. Не теми же самыми остались Фивы. когда фивяне были проданы в рабство Александром. Отсюда явствует, что долг фессалийцев фивянам не подлежал возвращению в силу постлиминия; не подлежал он возвращению по двум причинам: как потому, что это был новый народ, так и потому, что Александр во время своего владычества мог подвергнуть отчуждению соответствующее право. которое и было подвергнуто отчуждению. Да и вообще долг не оказался в числе вещей, которые возвращаются по постлиминию.

2. От сказанного о государстве немногим отличается имевшееся в древнем римском праве, дозволявшем расторжение брака, положение о том, что брак не восстанавливается в силу постлиминия16, а должен возобновляться новым соглашением (L. non u't I. cum duae. I. D. de capt.).

 

Какие последствия по внутригосударственному праву распространяются на тех, кто возвращается в силу постлиминия?

 

X. 1. Из изложенного можно заключить, что представляет собой в соответствии с правом народов постлиминий по отношению к свободным людям. Впрочем, внутригосударственным, законом это самое право, поскольку оно относится ко взаимоотношениям внутри государства, может быть ограничено некоторыми изъятиями и условиями и может быть расширено добавлением некоторых преимуществ. Так, по римскому внутригосударственному праву из числа возвращающихся в силу постлиминия были изъяты перебежчики, даже сыновья в тех семействах, в которых власть над ними, казалось бы, должна всецело принадлежать отцу, как это было свойственно квиритам (D. L. postliminium, transfugae, et fllius quoque). Это, по словам Павла, устанавливалось потому, что лагерная дисциплина римскими родителями расценивалась дороже, чем любовь к детям. С таким утверждением согласуется сказанное Цицероном о Манлии, а именно - что тот своим страданием освятил дисциплину военной власти, дабы тем способствовать благополучию граждан, которое, как ему было известно, включает и его собственное благополучие; превыше самой природы и сыновней любви он вознес право верховной власти (Цицерон, "О границах добра и зла", кн. I).

2. Известное ограничение на право постлиминия накладывают постановления законов Аттики - затем законов римских - о том, что выкупленный из неприятельского плена должен служить своему избавителю, пока не возместит затраченную на него сумму17 (Демосфен, "Против Никострата"). Однако даже это, невидимому, было введено в интересах свободы, чтобы с утратой надежды на уплату выкупа многие не оставались бы во власти неприятеля.

Такого рода рабство теми же римскими законами смягчалось различным образом, а позднейшим законом Юстиниана было ограничено пятилетним сроком работ (С. de postl. I. ult.). Со смертью же выкупленного прекращается право требовать обратно выкупную сумму (L. si patre. D. de capt.); равным образом долг считается погашенным путем заключения брачного договора между выкупившим и выкупленным лицами (L. si ie qui se, С. de postl.); терялось соответствующее право и при принуждении выкупленной женщины заниматься проституцией (L. foedissimae, eod. tit.). Многое иное было установлено римским правом в пользу выкупленных, а также в наказание близким родственникам, не выкупившим своих.

3. Право постлиминия, с другой стороны, было расширено внутригосударственным законом, согласно которому не только объекты, подлежащие постлиминию по праву народов, но все вещи и все права сохраняются так, как если бы возвратившийся яз плена никогда не находился во власти врагов. Это соблюдалось также в силу аттического права. Ибо, как читаем у Диона Прусийского в речи пятнадцатой, некий сын Каллия, взятый в плен в битве при Аканте и находившийся в рабстве во Фракии, по возвращении в Афины после окончания войны потребовал наследство Каллия у владельцев, и на суде ему был поставлен только один вопрос, в самом ли деле он - сын Каллия. Тот иве Дион передает, что мессеняне после продолжительного рабства в конце концов вернули себе свободу и свою страну.

Даже то, что кажется изъятым из имущества путем захвата или выделения, а также утраченным вследствие неиспользования, может быть восстановлено с помощью иска о недействительности; ибо эдикт о восстановлении в правах предков распространяется также на находящихся во власти неприятеля (L. ab hostibus. С. de postllminlo. L. I, I. D. quibus ex caus. maiores). Это во всяком случае вытекает из древнего римского права.

4. А закон Корнелия обеспечивает даже наследников лиц, скончавшихся в плену у неприятеля, охраняя их имущества, как если бы те, кто не вернулся из плена, скончались уже во время своего пленения. Если устранить эти внутригосударственные законы, то, вне всякого сомнения, как только кто-нибудь будет взят в плен неприятелем, имущество его тотчас станет собственностью первого захватчика18, ибо попавший в плен к неприятелю считается несуществующим. Если же попавший в плен возвратится, то не получит обратно ничего, кроме того, что ему причитается по праву народов в силу постлиминия. Однако то, что имущества пленных поступают к казну при отсутствии наследников, составляет особенность римского права (L. Divus. D. de lure fisci, 1. bona apparet. D. de capt.).

Мы ознакомились с положением тех, кто возвращается; посмотрим, что собой представляют восстанавливаемые вещи.

 

Каким образом в силу постлиминия принимаются обратно рабы, даже перебежчики; каким образом принимаются те, кто выкуплен?

 

XI. 1. В числе таких вещей первое место занимают рабы и рабыни, даже нередко отчужденные19 или отпущенные на волю неприятелем20. Дело в том, что отпуск на свободу в соответствии с неприятельским правом не может лишить нашего гражданина собственности на раба, как верно замечает Трифонин (L. in bello. manumittendo). Но для возвращения раба к господину необходимо, чтобы раб фактически поступил во власть к прежнему господину и чтобы это могло произойти беспрепятственно. Поэтому если достаточно для других вещей факта нахождения в пределах наших границ, то для права постлиминия на раба этого не будет достаточно, пока его местопребывание остается неизвестным. Когда раб находится в Риме, но местопребывание его не известно, его, по мнению юриста Павла, нельзя считать возвращенным (L. ult. D. de capt.).

И подобно тому как раб отличается отчасти от неодушевленных вещей, так, в свою очередь, он отличается от свободного человека тем, что для обратного приема его по постлиминию не требуется, чтобы он явился с намерением разделить нашу участь. Последнее ведь требуется от того, кто сам намерен возвратиться, а не от того, кто должен быть возвращен другим; Сабин писал: "Каждый располагает полной свободой избирать себе государство для местопребывания, но нет свободы в выборе себе господина" (D. L. In bello. manumittendo).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.