Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование АЦ следует рассматривать как боевые условия эксплуатации. 19 страница




Проверка времени маневров производится при максимальных скоростях движения полностью нагруженной люльки. Проверяют выдвигание опор, подъем и опускание люльки, ее поворот. Время маневров должно соответствовать нормативным значениям.

О проведении технического освидетельствования производится запись в формуляре.

 

Подписи к рисункам

Глава 11.

 

Рис. 11.1. Общий вид автомобильной лестницы АЛ-30(131)-21Л

1 – базовое шасси; 2 – опорные домкраты; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – комплект колен лестницы.

 

Рис.11.2. Автолестница – исполнение 4

1 – съемная люлька; 2 – комплект колен; 3 – лифт, движущийся по лестнице.

 

Рис.11.3. Опорное основание

1 – балка наружная; 2 – гидроцилиндр выдвигания; 3 – балка внутренняя; 4 – шток; 5 – гидроцилиндр опоры; 6 – шасси.

 

Рис.11.4. Механизм блокировки рессор

1 – кронштейн; 2 – серьга; 3 – стальной канат; 4 – цилиндр.

 

Рис.11.5. Гидравлическая схема гидрозамка

1 – гидрозамок; 2 – поршень гидрозамка; 3 – клапан; 4 – поршневое пространство; 5 – поршень; 6 – штоковое пространство; 7 – шток; 8 – гидроцилиндр.

 

Рис.11.6. Подъемно-поворотное основание

1 – поворотный круг; 2 – поворотная рама; 3 – подъемная рама; 4 – цилиндр подъема; 5 – механизм выдвигания колен.

 

Рис.11.7. Подъемно-поворотное устройство современных АЛ

1 – поворотный круг; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – гидроцилиндр подъема (160х110х800); 5 – гидроцилиндр выдвигания; (160х110х1200); 6 – подъемная рама.

 

Рис.11.8. Схема механизма поворота

1 – червяк; 2 – червячное колесо; 3 – шестерня привода поворота; 4 – плита; 5 – ролик; 6 – осевой коллектор; 7 – зубчатый венец.

 

Рис.11.9. Схема расчета скорости поворота АЛ (см. рис.11.8)

3 – шестерня привода поворота; 7 – зубчатый венец.

 

 

Рис.11.10. Колено лестницы

1 – ролик направляющий; 2 – передний опорный ролик; 3 – блок; 4 – упор; 5 – опорная шайба; 6 – нижний пояс (тетива); 7 – раскос; 8 – средний опорный ролик; 9 – стойка; 10 – ступень; 11 – накладка резиновая; 12 – верхний пояс; 13 – ось качалки натяжного устройства; 14 – упор; 15 – замыкатель; 16 – ось балансирного кронштейна; 17 – задний опорный ролик.

 

Рис.11.11. Схема размещения направляющих опорных роликов (см. рис.11.10)

1 – направляющие ролики; 8 – опорные ролики.

 

Рис.11.12. Схема выдвигания колен АЛ

1 – ролики; 2 – канаты сдвигания колен; 3 – канат сдвигания лестницы.

 

Рис.11.13. Привод выдвигания – сдвигания колен АЛ-30(4310)

1,3,4,6 – обоймы с блоками; 2 – канат выдвигания; 5 – канат сдвигания; 7 – гидроцилиндр.

 

Рис.11.14. Механизм выдвигания лебедкой

1 – гидромотор; 2 – червяк; 3 – червячное колесо; 4 – барабан; 5 – канат.

 

Рис.11.15. Механизм выдвигания штоком длинноходового цилиндра

1 – цилиндр; 2 – поршень; 3 – шток; 4 – последнее колено.

 

Рис.11.16. Люлька (а) и гидроцилиндр выравнивания (в).

I. 1 – каркас люльки; 2 – кронштейн; 3 – выключатель лобового удара; 4 – гидроцилиндр выравнивания.

II. 1 – гидроцилиндр; 2 – шток с поршнем; 3 – кожух штока; 4 – соединительная трубка с вентилем.

 

Рис.11.17. Пневматическая схема

1 – ресивер; 2 – кран управления; 3,4,6 – электромагнитный клапан; 5 – гидрораспределитель с электропневмоуправлением; 7 – пневмоцилиндр управления двигателем; 8 – то же, КОМ; 9 – разделительный клапан; 10 – пневмоцилиндр привода останова двигателя; 11,12 – то же, привода заслонки моторного тормоза.

 

Рис.11.18. Схема гидравлическая принципиальная

1 – сапун; 2 – бак; 3 – указатель уровня масла с термометром; 4 – насос аксиально-поршневой нерегулируемый; 5 – насос ручной; 6 – гидрораспределитель с электропневмоуправлением; 7 – гидрораспределители с дистанционным механическим управлением; 8 – гидроцилиндр опорный с гидрозамком задней опоры; 8' – гидроцилиндр опорный с гидрозамком передней опоры; 9 – гидроцилиндр выдвигания задней опоры; 10 – гидроцилиндр блокировки рессор с гидрозамком; 11 – коллектор; 12 – гидромотор; 13,15 – гидрозамок; 14 – гидроцилиндр подъема; 16 – гидроцилиндр выдвигания; 17 – гидрораспределители с пропорциональным распределением; 18 – фильтр напорный с визуально-электрическим индикатором.

 

Рис.11.19. Условные обозначения на рис.11.19

 

Рис.11.20. Зона обслуживания АЛ-30(4310)

1 – первая зона; 2 – вторая зона.

 

Рис.11.21. Схема привода прибора блокировки

1,4,8,11 – звездочки; 2 – подъемная рама; 3 – кронштейн; 5 – тяга; 6 – поворотная рама; 7,9,13 – цепи; 10 – рычаг; 12 – прибор блокировки.

 

Рис.11.22. Схема бокового выравнивания колен

1 – четвертое колено; 2 – подъемная рама; 3 – гидроцилиндр бокового выравнивания; 4 – задняя дуга; 5 – ось вращения комплекта колен; 6 – передняя дуга.

 

Рис.11.23. Содержание работ по техническому освидетельствованию АЛ.

 

Рис.11.24. Содержание работ по эксплуатационным испытаниям АЛ.

 

Рис.11.25. Пожарные автоподъемники (АПК)

а – с шарнирным соединением колен; б – с телескопическим соединением колен; в – с шарнирно-телескопическим соединением колен.

 

Рис.11.26. Принципиальная кинематическая схема подъема и выдвигания

люльки

1 – гидроцилиндр подъема комплекта стрелы; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – телескопическая стрела; 5 – гидроцилиндр выравнивания люльки; 6 – люлька; 7 – шарнирная стрела; 8 – гидроцилиндр подъема шарнирной стрелы; 9,10 – рычаги.

 

 

Рис.11.27. Схема выдвигания телескопических секций

1 – первая секция; 2,14 – скользун; 3 – натяжник; 4 – вторая секция; 5,9 – ролики; 6 – основание телескопа; 7 – цепь сдвигания; 8, 15,16 – ролики; 10 – тяга; 11 – шток; 12 – гильза; 13 – цепь выдвигания.

 

Рис.11.28. Поле обслуживания АКП-32 (4310).

 

Рис.11.29. Схема статических испытаний.

 

 

Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники

Особенность деятельности инженера пожарной техники и безопасности заключается в том, что для него не свойственна традиционная деятельность инженера – проектирование, разработка и постановка на производства пожарной техники. Для инженера пожарной техники и безопасности характерно выступать или в роли представителя заказчика при разработке новой пожарной техники, или в роли представителя покупателя и потребителя уже разработанной и произведенной пожарной техники. Поэтому для него важно предвидеть - как выбор тактико-технических характеристик продукции повлияет на эксплуатационные, ремонтные и ликвидационные (возможность утилизациии использования после передела)свойства заказанной или закупленной пожарной техники и ее эксплуатационных материалов. Например, предвидеть: насколько сложно обеспечить условия хранения пенообразователя; какой максимальный срок хранения пенообразователя; насколько организационно сложна и дорога утилизация пенообразователя с истекшим сроком хранения.

Важно также предвидеть элиминации ( от лат. elimino — выношу за порог, удаляю, т.е. элиминации - исключение, удаление) факторов расплаты, которыми приходится “платить” за полезную функцию разработки. Предвидеть косвенные потери от использования пожарной техники при тушении пожаров, возможные аварии и опасность последствий от аварии пожарной техники, а также загрязнение окружающей среды при использовании пожарной техники. В последнее время значимость работ по снижению издержек производства и эксплуатации пожарной техники, т.е. значимость работ по допроектному и проектно-производственному снижению факторов расплаты (косвенные потери при тушении пожара в высотных зданиях от излишне пролитой воды, отказы на пожарах, аварии при эксплуатации, дорожно-транспортные происшествия, загрязнение окружающей среды) стала превалировать над значимостью собственно проектирования. Поэтому при заказе пожарной техники или ее выборе (приобретении) инженер пожарной техники и безопасности, как основной представитель потребителя пожарной техники, должен владеть методами правового регулирования взаимодействия с разработчиками, производителями и изготовителями пожарной техники.

12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники

 

Наиболее полно все методы правового регулирования взаимодействия инженера пожарной техники и безопасности (именно он, как правило, выступает в роли представителя заказчика) с разработчиками, производителями и изготовителями пожарной техники проявляются при разработке и постановке на производство основных пожарных автомобилей (ПА), так как именно для основных ПА характерно максимальное совмещение различных выполняемых работ при спасании людей, тушении пожаров и ликвидации их последствий. Поэтому организацию проектирования и изготовления пожарной техники целесообразно рассмотреть на примере разработки и постановки на производство основных ПА.

В соответствии с Р 50-605-80-93 и НПБ 180-99 (см. табл.12.1): заказчик ПА – организация, по договору с которой разрабатывается и выпускается ПА; разработчик ПА – организация, выполняющая конструкторскую разработку ПА; производитель ПА – организация, самостоятельно или с участием организации разработчика и (или) изготовителя разрабатывающая и производящая ПА; изготовитель ПА – предприятие, изготавливающие ПА; потребитель ПА – организация, использующая ПА по назначению. Разработчиком, производителем и изготовителем ПА может быть любая организация (предприятие), имеющая лицензию ГУ ГПС МЧС России на производство ПА. Допускается разработка и изготовление опытных образцов ПА организацией (предприятием) без лицензии. В этом случае решение о выдачи лицензии принимается ГУ ГПС МЧС России по результатам приемки ПА и на основании обследования производства, т.е. выявления его технологических возможностей.

При разработке и постановке на производство ПА необходимо выполнять требования нормативных документов, которые обеспечивают правовое регулирование взаимной деятельности сторон – разработчика (производителя и изготовителя) пожарной техники и ее заказчика (потребителя). По назначению эти нормативные документы можно разделить на предписывающие и описывающие документы.

Предписывающие документы: законы (например, Закон о пожарной безопасности, Патентный закон); стандарты и нормы, имеющие силу закона (ГОСТ, СНиП); отраслевые стандарты (ОСТ); правила безопасности (ПБ); правила по охране труда (ПОТ); рекомендации (Р); руководящие документы (РД); санитарные правила и нормы (СанПиН); санитарные правила (СП); методические указания, имеющие рекомендательную силу (МУ); нормы пожарной безопасности (НПБ); технические задания (ТЗ); технические условия (ТУ); эксплуатационные документы.

Описывающие документы: чертежи, схемы, технические описания (ТО), патенты, программная документация и автоматизированные рабочие места, правила допуска личного состава для работы на пожарной технике.

По отношению к процессу разработки и постановки на производство ПА существуют две группы предписывающих нормативов:

1. Нормативы на результаты разработки и постановки на производство ПА, т.е. документы, которые регламентируют требования к тактико-техническим характеристикам ПА;

2. Нормативы на деятельность по разработке и постановке на производство ПА, т.е. "технологии" взаимодействия заказчика (потребителя) и разработчика (или производителя и изготовителя) пожарной техники.

Распределение по группам наиболее часто используемых предписывающих нормативов для разработки и постановки на производство основных ПА приведено в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Нормативы на тактико-технические характеристики ПА Нормативы на разработку и постановку на производство ПА
1. ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения. 2. ГОСТ 4.332-85 СПКП. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей. 3. ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности 2.ГОСТ 12.4.009-83* ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание. 3.ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. 4.ГОСТ Р 50574-93 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования. 5. НПБ 163-97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний (Дата введения в действие 1 декабря 1997 г. Изменения, утвержденные приказом ГУГПС МВД России от “25” декабря 1999 г. № 101) 6. Приказ МВД России от24.01.96 №34 “Об утвержедении Наставления по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России” 7.Техническое задание (ТЗ) на опытно-конструкторскую работу (ОКР) по разработке и постановке на производство ПА (Должно отвечать требованиям ГОСТ 15.201-2000) 8.Технические условия (ТУ) на ПА (Должны отвечать требованиям ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.): · технические требования; · требования безопасности; · требования охраны окружающей среды; · правила приемки; · методы контроля; · транспортирование и хранение; · указания по эксплуатации; · гарантии изготовителя. 9. Эксплуатационные документы на ПА (Должны отвечать требованиям ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы): · Руководство по эксплуатации; · Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке ПА; · Формуляр ПА; · Паспорт ПА; · Этикетка; · Каталог деталей и сборочных единиц; · Нормы расхода запасных частей; · Нормы расхода материалов; · Ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП); · Учебно-технические плакаты; · Ведомость эксплуатационных документов. 10. Наставление по пожарно-строевой подготовке   1. ГОСТ 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения 2. ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения 3. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. 4. ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ 5. ГОСТ 15.601-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения 6. ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании 7. ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий 8. НПБ 180-99 Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство 9. ГОСТ 24555-81 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения. 10. ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров. 11. Постановление Правительства РФ от 2.09.99 г. № 982 “Об использовании результатов научно-технической деятельности” 12. Р 50-605-80-93 Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения.

 

В табл. 12.1 приведен перечень только наиболее часто используемых нормативных документов, подробный перечень документов приведен в разделе: “Нормативные ссылки” каждого приведенного в табл. 12.1 нормативного документа. Кроме того, существует группа нормативных документов пожарной охраны, которые являются временными ведомственными документами ГПС, но обязательно должны быть учтены при разработке и постановке на производство новой пожарной техники. Для ПА такими документами являются: Концепция развития производства пожарных автомобилей в Российской Федерации; Типаж пожарных автомобилей; Приказ МВД России от 25.05.98 г. № 314 "Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов"; Приказ МВД России от 15.04.99 г. № 283 "Об утверждении годовых норм пробега оперативно-служебных транспортных средств". Эти нормативные документы, как правило, разрабатываются на пять – десять лет.

Разработка и постановка на производство новой техники и пожарной в частности регламентируется системой государственных документов. Основополагающим для этих документов является ГОСТ 15.201-2000. Конкретизация ГОСТ 15.201-2000 для разработки и постановки на производство ПА изложена в НПБ 180-99.

В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 и НПБ 180-99 разработка и постановка на производство ПА может быть осуществлена как по договору с заказчиком, так и по инициативе разработчика. В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 различают три модели организации работ:

1. Создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также по другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее – по госзаказу).

2. Создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур).

3. Инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

При разработке и постановке на производство ПА используются все модели.

При реализации первой модели заказчиком является ГУГПС МЧС России (далее ГУГПС). Госзаказы в этом случае размещают на конкурсной основе с учетом данных о разработчиках и производителях пожарной техники. Решение о размещении госзаказа принимает конкурсная комиссия, созданная при ГУГПС. Как правило, средства на разработку и постановку на производство ПА выделяются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на основании требований к техническому оснащению подразделений пожарной охраны, а также в соответствии с документами "Концепция развития производства пожарных автомобилей в Российской Федерации" и "Типаж пожарных автомобилей". В этом случае основанием для выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) по разработке и постановке на производство ПА является договор (контракт) и ТЗ, согласованное с ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России (далее ВНИИПО) и в соответствии с НПБ 180-99, утвержденное производителем (изготовителем).

При реализации второй модели решение о выборе разработчика, производителя или изготовителя ПА принимает конкретный потребитель ПА. Вторая модель наиболее характерна для объектовых подразделений ГПС, созданных на основе договоров с предприятиями, так как эти подразделения должны содержаться за счет средств предприятий. Также вторая модель реализуется территориальными подразделениями ГПС, созданными на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, так как эти подразделения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с НПБ 180-99 ТЗ на ОКР по разработке и постановке на производство ПА в этом случае должно быть согласовано с заказчиком, органом управления ГПС, а также ВНИИПО. При реализации второй модели возможна и иная схема утверждений и согласований, так как в соответствии с ГОСТ 15.201-2000 ТЗ разрабатывается и утверждается в порядке, установленном заказчиком и разработчиком. И если заказчиком ПА является организация не подчиненная ГУГПС (например, нефтяная компания), то для нее при разработке и постановки на производство ПА обязательным является выполнение только требований ГОСТ.

При реализации первой и второй модели на разработку и производство ПА заключается договор (контракт). Требования к договору приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

При реализации третьей модели основанием для выполнения ОКР является ТЗ (или документ его заменяющий), утвержденное руководством разработчика. В этом случае ТЗ базируется на результатах исследования работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, анализа тактико-технических характеристик (ТТХ) ПА отечественного и зарубежного рынка, патентных исследований по ГОСТ Р 15.011-96, а также мнении экспертов. Разработчик ПА самостоятельно обосновывает ТТХ ПА, изготавливает опытный образец и предъявляет его потенциальным потребителям. Основного потребителя определяет разработчик, которому и предлагает принять участие в приемочных испытаниях ПА.

Принципиальное различие в реализации моделей заключается в следующем.

При реализации первой и второй модели разработчик на основе исходных требований заказчика, изложенных в договоре, разрабатывает ТЗ на ОКР, калькулирует расходы необходимые для разработки и изготовления ПА и согласовывает их с заказчиком. Этапы ОКР, а также порядок приемки этапов обязательно излагаются в ТЗ на ОКР. Такой способ привлекателен тем, что заказчик в самом начале процесса может влиять на принятые разработчиком технические решения и в случае разногласий влиять на ход разработки как материально, так и организационно пользуясь для этого положениями заключенного договора, так как ТЗ на ОКР является обязательной и неотъемлемой частью договора (контракта).

Недостаток первой и второй модели заключен в том, что если заказчик неквалифицированно или халатно отнесся к составлению договора и особенно к разработке ТЗ, то у разработчика будут все основания и возможность передать заказчику ПА, который по своим ТТХ будет полностью соответствовать ТЗ, а выполнить возлагаемые на него ожидания по тушению пожара не сможет. Такая ситуация возникает, как правило, на завершающем этапе – приемке результатов ОКР (на приемо-сдаточных испытаниях ПА). Именно на этой стадии разработки и постановки на производство ПА возникает максимальное количество противоречий между заказчиком и разработчиком. Так как с юридической точки зрения разработчику при сдаче ПА заказчику главное доказать, что все требования договора выполнены, то фактически весь процесс приемки сводится к проверке соответствия ТТХ ПА техническому заданию.

В этом случае риск пострадать материально и морально у заказчика больше, чем у разработчика, так как у разработчика больше опыта в проведение таких работ, да и штат квалифицированных специалистов намного больше. Выход для заказчика существует – обязательно привлекать для составления ТЗ специалистов в области разработки и производства ПА, которые не являются сотрудниками разработчика, т.е. не зависят от разработчика ни административно, ни материально. На завершающей стадии разработки этих же независимых от разработчика специалистов необходимо привлечь для приемки ПА.

При реализации третьей модели все расходы по разработке и изготовлению ПА несет разработчик. В этом случае конкретное содержание ТЗ определяет разработчик. Основной недостаток – часто разработчики ПА имеют смутное представление о требованиях потенциального потребителя, а также о его материальной состоятельности. Поэтому для разработчика ПА появляется проблема сбыта уже разработанного и изготовленного автомобиля.

12.2. Разработка и постановка пожарного автомобиля на производство

Независимо от реализуемой модели отдельные виды работ по разработке и постановке ПА на производство по составу и содержанию должны отвечать требованиям ГОСТ Р 15.000-94. При реализации любой модели разработка и постановка ПА на производство предусматривает следующие этапы:

1. Разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);

2. Проведение ОКР, включающую:

· разработку технической и нормативно-технической документации,

· изготовление опытных образцов,

· испытание опытных образцов,

· приемку результатов ОКР;

3. Постановку на производство, включающую:

· подготовку и освоение производства;

· освоение производства.

Последовательность выполнения отдельных этапов можно изменять, а также совмещать этапы. Например, можно включать проведение предварительных испытаний и на их основании корректировку ТЗ.

Разработка технического задания

ТЗ является основным исходным документом для разработки ПА и поэтому от тщательности его составления зависит совершенство разрабатываемой техники. Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и разработчик. В соответствии с требованиями ГОСТ 15.201-2000 ТЗ минимум должно содержать: технико-экономические требования к продукции; перечень документов, требующих совместного рассмотрения; порядок сдачи и приемки результатов разработки. В соответствии с НПБ 180-99 ТЗ для ПА должно включать приложения: перечень пожарно-технического вооружения, размещаемого на ПА; сводную таблицу основных параметров и размеров ПА; чертеж общего вида ПА, выполненного в соответствии с требованиями ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение.

В ТЗ не допускается включать требования, которые противоречат законам Российской Федерации, требованиям стандартов и нормативных документов органов, осуществляющих надзор за соблюдением требований техники безопасности (стандартами ССБТ) и охраны природы.

Существует практика получения заключения на проект ТЗ экспертов или сторонних (по отношению к заказчику и разработчику) организаций. Решение об утверждении ТЗ принимается совместно заказчиком и разработчиком с учетом этих заключений.

Общие требования к ТТХ ПА изложены в соответствующих НПБ. Например, для основных ПА должны выполнятся требования НПБ 163-97**. НПБ 163-97** распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные ПА (автомобили тушения), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения, и устанавливают общие технические требования и методы испытаний. В НПБ 163-97 устанавливаются основные параметры и общие технические требования к основным ПА общего применения, созданным на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью от 2 до 12 тонн. В НПБ 163-97 также приведен перечень нормативных документов, которые распространяются на требования к основным ПА. Поэтому ссылка на НПБ при составлении ТЗ обязательна.

Часто для составления ТЗ необходимо привлекать нормативные документы, которые не приведены в табл.12.1 и списке нормативных документов соответствующего ГОСТ или НПБ. Например, для правильного выбора габаритных размеров ПА в ТЗ важно задать размеры пожарного депо (если оно старой постройки) или сослаться на НПБ 101-95 “Нормы проектирования объектов пожарной охраны” и ППБ 01-93** “Правила пожарной безопасности в Российской Федерации” раздел 9. “Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения”, а также указать перечень работ, которые могут выполняться на ПА в пожарном депо. Отсутствие у разработчика четких представлений об этих требованиях уже приводило к разработке и производству ПА, у которых при размещении ПА в гараже было невозможно открыть отсеки, так как дверцы кузова ПА при открывании упирались в боковые стены или колонны.

Для правильного выбора базового шасси в ТЗ необходимо указать категории дорог, по которым предполагается эксплуатировать ПА, а также указать данные о мостах и тоннелях которые имеются в районе выезда ПА. Данные о категории дорог, мостах и тоннелях позволяют выбирать базовое шасси не только по максимальной нагрузке на оси ПА, но и обеспечить движение ПА к месту вызова по условиям проходимости и маневренности (см. раздел 6.3 Учебника). Данные для городских дорог и дорог, проходящих по производственным зонам, приведены в соответствующих в СНиП. Также не менее важно указать категорию и природно-климатические условия (ГОСТ 16350-80) эксплуатации ПА, классификация которых для ПА приведена в Наставлении по технической службе.

Для ремонтопригодной продукции, к которой относятся и ПА, в договоре (контракте) и ТЗ на ОКР целесообразно предусматривать разработку ремонтной документации, предназначенной для подготовки производства, ремонта и контроля ПА после ремонта. При этом в ТЗ для пожарных автоцистерн необходимо использовать НПБ 181-99 "Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний".

По ГОСТ 15.201-2000 в процессе разработки, на любом этапе в ТЗ могут быть внесены изменения и дополнения, которые не нарушают условия выполнения обязательных требований. Если изменения ТЗ приводят к дополнительным расходам разработчика, то решается вопрос об увеличении финансирования разработки.

Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов

Разработку КД и ТД, а при необходимости программной документации проводят по правилам, которые установлены стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

Управление проектированием должно отвечать требованиям 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Если реализуется первая модель, то в соответствии с НПБ 180-99 по требованию ГУГПС разработчик (производитель) разрабатывает технический проект (требования к техническому проекту изложены в ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект), который согласовывает с ГУГПС и ВНИИПО. При реализации второй и третьей моделей решение о необходимости разработки технического проекта принимает заказчик или разработчик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.