Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сведение логических уровней сознания




 

Как и многие другие, эта техника была разработана в рамках НЛП и применяется для обучения стратегиям эффективности. Пред­лагаемый вариант модифицирован в соответствии с концепцией структурной психосоматики и применяется несколько в иных целях.

На практике в самом упрощенном виде это выглядит следующим образом. Пациенту предлагается представить себе ситуацию, в которой он играет роль лидера. Допустим, это его служебное положение. Далее мы при помощи соответствующих когнитивных вопросов постепенно движемся вглубь по логическим уровням сознания, тщательно отсле­живая все реакции, все признаки транса и телесные ощущения. На пер­вом логическом уровне задается вопрос типа: «Представьте себе ваше рабочее место, ваш кабинет. Как все это выглядит?». Сразу же возни­кает вполне определенный зрительный образ, определенные аудиальные и телесные ощущения. Пациент охотно излагает их, иногда, впро­чем, испытывая некоторые затруднения, связанные с тем, что все для него слишком привычно; он не всегда понимает, почему нужно гово­рить о тривиальных вещах. Это хороший повод объяснить ему, что для терапевта особенно ценна не экзотика, а именно тривиальное и обыч­ное, о чем часто умалчивают от непонимания ценности такого рода ин­формации.

То, что для одного из партнеров очевидно, для другого ново. Все предъявленные факты, все невербальные реакции выявляются, отсле­живаются и калибруются. Обычно мы не встречаем здесь никаких неконгруэнтностей, но торопиться не следует - на этом этапе происходит втягивание в работу и терапевта, и пациента, и уточнение первичной калибровки, и установление раппорта и т. д.

На втором логическом уровне задается вопрос: «А что конкретно вы делаете? Как это происходит? Из каких действий складывается ва­ша деловая активность?». Внимание фокусируется на отслеживании самых простых вещей: тембра голоса при разговорах с подчиненными, манеры фиксировать какие-то сведения в памяти, других привычных действий, т. е. акцент на том, что. именно делает пациент. При этом происходят некоторые изменения реакций, но и здесь мы редко встре­чаем несоответствия: поведенческие приемы, связанные со вторым логическим уровнем, относятся к легко воспитуемым качествам. Кро­ме того, вектор внимания обращен вовне и личность остается не во­влеченной в работу. Можно сказать, что дефекты остаются не потре­воженными и никак не проявляют себя. Единственные негативные ре­акции, которые он может испытывать - это скука и недоумение по поводу того, зачем терапевт ведет разговор в таком русле, которое ни­как не связано с его проблемами. Опять-таки не следует торопиться, но определенная динамика, напор необходимы, чтобы пациент не утратил рабочего состояния и не пришлось прикладывать дополнительных усилий для возвращения его к тому состоянию.

На третьем логическом уровне все существенно меняется. Так и должно быть - ведь мы пересекаем первую барьерную мембрану, вступаем в зону собственной личности. Вектор внимания разделяется, появляются первые признаки транса. Их появление маркер правильности направления работы или его отсутст­вие - признак того, что ничего не выходит, что мы столкнулись с заве­сой дигитальной болтовни, погружение на третий логический уровень не совершилось. Впрочем, такое происходит крайне редко, поскольку привычное присутствие центра осознания на третьем логическом уровне присуще подавляющему большинству людей.

Происходит примерно такой диалог: «А какие у вас есть качества для того, чтобы быть лидером в своей области (хорошим специали­стом, классным менеджером, опытным руководителем и т. п.)?». Па­циент начинает описывать свои навыки: умею то, умею это. Дав ему достаточно выговориться и втянув его в подобный разговор, а также получив достаточный материал для калибровки на этом этапе, тера­певт совершает очень важный поворот сюжета - говорит: «Это хоро­шо. А каких качеств вам не хватает? Чем еще вы хотели бы обладать, чтобы быть не просто лидером, а идеальным лидером?». Следует ответ: «Да, я хотел бы уметь это, это и это». - «Представьте себе, что у вас все это есть. Вы проснулись завтра утром - и все это у вас уже есть. Что будет тогда? Что изменится в вашей жизни?». Человек легко входит в ресурсное состояние и отвечает: «Ну, тогда все было бы очень здорово...» - «А какие ощущения в теле?» Здесь все и начинает­ся. Мы получаем комментарии типа: «Я ощущаю приятное расшире­ние в груди, но вот почему-то начало сводить икроножные мышцы...». Или: «Очень хорошее состояние, но почему-то пальцы скрючивает...» и т. п. Речь идет, об одновременной активизации разных стратегий, о разнобое в скорости прохождения ощущений, что может быть в раз­ных терминах интерпретировано как структурный дефект, смешение контекстов и карт на более глубоком четвертом уровне, внутренний конфликт.

Почему, двигаясь, казалось бы, в самой благоприятной контексту­альной зоне, мы оказываемся в области структурного дефекта и стал­киваемся с явными неконгруэнтностями? Дело в том. что те навыки, которые человек хотел бы иметь, но не имеет, по каким-то причинам недоступны ему. Происходит инверсия - благоприятная зона противо­поставляется всем прочим и сопоставляется с ними. Таким образом, мы как бы моментально просвечиваем всю структуру пациента, и в ней неизбежно обнаруживается несущиостная зона, коль скоро таковая существует (рис. 70).

 

Рис 70. Перенесение центра осознании на более глубокие логические уровни.

 

Попытка представить обладание недостающими качествами акти­визирует область дефекта, что проявляется через соответствующие стратегии на периферии как некие неприятные ощущения на общем благоприятном фоне.

Выявив эти первые неконгруэнтности, мы переходим к четвертому логическому уровню и задаем вопрос: «А для чего вы вообще занимае­тесь этой деятельностью? Почему это вам надо?». Обычно следует дигитальный ответ, человек выходит из ресурсного состояния и заяв­ляет что-нибудь вроде: «Ну, как - почему? Потому что это важная работа, престижное дело». Либо выдвигает ряд идеологических причин: «Это важно для общества. Я считаю, что тем самым способствую про­грессу, развитию общества». Мы не слышим только одного: «Мне это интересно. Я получаю от этого удовольствие». (Сказанное не значит, что такое объяснение никогда не возникает. Если человек именно так отвечает на поставленный вопрос, приводя прочие - идеологические -аргументы как дополнительные, значит, он действительно занимается своим делом, и здесь не возникает внутреннего конфликта[90].

Мы можем попробовать повторить работу в другой контекстуаль­ной зоне или использовать другую технику (дело в том, что нас инте­ресуют именно неконгруэнтности, маркеры структурных нарушений, если таковые имеют место).

В нашем случае, т. е. в случае наблюдаемых неконгруэнтностей, фиксируются выраженные телесные феномены, которые могут быть описаны как система глубоких внутренних асимметрий: где-то зажало - в другом месте ощущается расслабление: ноги «как ватные» или, наоборот, «налиты свинцом» - руки очень легкие; голову стягивает «железный обруч» - в груди ощущается расширение и т. д.

Терапевт не комментирует происходящее, он просто тщательно отслеживает его и рассказывает пациенту о наблюдаемом: давайте посмотрим вместе, что происходит с вами, какие вещи наблюдаются. Происходит постепенное обобщение телесных метафор и переход от модальности: «В чем смысл вашей деятельности?» (т. е. почему эта деятельность важна) к модальности: «В чем смысл вашей деятельности лично для вас?» (т. е. почему эта деятельность важна именно для вас), что знаменует переход на пятый логический уровень.

Проникновение на пятый логический уровень часто не требует дальнейшей постановки конкретных когнитивных вопросов: дальней­шее углубление происходит «автоматически» в ходе работы с про­явившимися неконгруэнтностями. Но если дигитальные высказывания продолжаются, следует сказать: «Давайте остановим эту болтовню. Скажите лучше, чего бы вы на самом деле хотели? Чем бы вы хотели заниматься? В чем ваши подлинные желания, заветные мечты?». Та­ким образом, пациента обращают к самоидентификации, шестому ло­гическому уровню. Здесь возникает очень интересное состояние - па­циент говорит: «Ну конечно, если бы я был свободен, если бы я не был должен делать то-то и то-то, я бы занимался совершенно другим де­лом. Я мечтал заниматься им с самого детства...»

Это состояние опирается на воление «Я хочу!», оно сущностное по своей природе и, соответственно, связано с сущностными структура­ми. Таким образом, мы можем дальше развивать это состояние, двига­ясь к ядру личности. Здесь проявляются глубокие трансовые фе­номены. Как правило, человек уже ничего не говорит -а он весь по­гружен в свои ощущения. И терапевт может также абсолютно без слов работать в техниках телесной терапии или использовать иные - суг­гестивные, третьепозиционные и т. д. - техники.

Как результат, через несколько дней или несколько часов с чело­веком происходят глубокие и сильные изменения. Они касаются не только заявленных проблем, не только явных патологий, но и самых различных убежденческих конструкций, поведения, самоидентифика­ции и т. д. Дело в том, что происходит пересоздание дефектной зоны на сущностной основе; при этом затрагиваются глубинные состав­ляющие человеческого существа, которые в содержательном плане могут быть определены как изменение цели. Структурно они принад­лежат очень глубоким уровням - самоидентификации и даже проекции Абсолюта и определяют сущностность космограммы. Мы уже отмеча­ли, что процесс картирования реальности принципиально бесконечен -всегда находятся контексты, которые редки или никогда не встреча­ются в жизни конкретного человека, непроработанные места или це­лые участки реальности, «выпавшие из поля зрения». Также обычны случаи, когда те или иные карты строятся не на базе непосредственно­го опыта отражения-отреагирования соответствующего контекста, а по образу других, подобных карт. Только сущностная космограмма мо­жет при этом обеспечить истинное картирование и дать критерии, при которых та или иная карта признается истинной или ложной. Важно понимать, что, подобно тому как «истинность» карты вовсе не означа­ет ее «правильности», «истинность» космограммы должна рассматри­ваться лишь в структурных, а вовсе не в мировоззренческих категори­ях. С точки зрения Глобального взаимодействия может существовать множество истинных космограмм, т. е. подобных по структуре, но терминологически различных моделей тех аспектов реальности, кото­рые отражаются на уровне парадигмы. Более того, мы знаем примеры людей, в чьем сознании сущностно присутствовали разные космо­граммы, - это те люди, для которых привычным является пребывание центра осознания на шестом логическом уровне сознания и даже на уровне проекции Абсолюта. Таким человеком был Рамакришна, кото­рый, будучи изначально индуистом и жрецом храма Кали, далее есте­ственным образом принял самые различные космограммы - от других вариантов индуизма до буддизма, ислама и христианства. Он вовсе не пытался создать некий конгломерат этих парадигмальных систем или некий их синтез (такой синтез в рамках самого уровня парадигмы воз­можен лишь ценой профанации) подобно тому, как это делали и дела­ют теософы и другие приверженцы идеи «единой религии», - он ут­верждал лишь, что все религии тождественны на некотором, более высоком уровне знания. Действительно, все истинные космограммы (несводимые друг к другу на уровне парадигмы) тождественны на уровне Глобального взаимодействия, а все варианты самоидентифика­ции - на уровне проекции Абсолюта. Обсуждая эти вопросы, мы неиз­бежно приходим к проблемам эффективности. Существует эффектив­ность внешняя и внутренняя. Первая связана исключительно с соци­альным и деловым успехом и не может считаться достаточной. Какой человеку прок, если он оплачивает свою карьеру и внешнее благопо­лучие внутренними конфликтами и, как следствие, множеством тяже­лых психосоматических расстройств? Другое дело - эффективность внутренняя, которая возможна лишь тогда, когда убеждения и цели соответствуют сущности человека, ядру его личности. Такая позиция вовсе не означает асоциальности, просто одному человеку нравится заниматься одним делом, а другому - другим. В тех же случаях, когда социальные условия требуют определенных действий, необходимо уметь вырабатывать к ним «третью позицию» - то, что, скажем, в ин­дуистской традиции называлось недеянием или карма-йогой (действие, необходимое по социальным условиям, и потому дхармическое, но при этом не затрагивающее подлинного Я человека, его Атмана, кото­рый остается не заинтересованным в плодах такой деятельности, и по­тому никак не сказывающееся на карме).

Характерным примером работы в технике сведения логических уровней сознания может служить случай исцеления тяжелой онколо­гической патологии (гистологически подтвержденная опухоль гипофи­за, II стадия, была назначена срочная операция), который наблюдался на семинаре в Москве. Интересно и то, что перед сеансом пациентка Р. не сообщила терапевту о своих телесных проблемах. В процессе рабо­ты выявились сильнейшие неконгруэнтности, которые были тщатель­но проработаны - вплоть до прояснения ложных и истинных целей. Далее работа велась с телесными метафорами, производилась их трансформация. В результат/через месяц Р. сообщила, что повторное обследование показало полное отсутствие патологии)- врачи просто не могли поверить в это. Другой пример - развод с мужем. Р. стало ясно, что ее семья - следствие реализации в поведении имплантиро­ванного социального стереотипа, а не собственных желаний.

Такое подобное поведенческое следствие структурной работы очень типично. Мы уже говорили об этом и объясняли подобное явле­ние обширностью зоны перестроенного дефекта, которая может затра­гивать различные группы карт, в том числе и весьма далеких от пер­воначального направления работы.

В случае Р. особенно важны два момента.

1. Иногда (в частности, это можно сказать о технике сведения структурных уровней) структурная работа не требует знания проблем пациента - оно абсолютно не важно, поскольку терапевт ориентирует­ся только на неконгруэнтности и в подлинном смысле слова играет роль своеобразного зеркала, в котором пациент лучше него самого видит свои несоответствия; терапевтическую роль исполняет собст­венная сущностная триада человека, когда при погружении на глубин­ные логические уровни сознания удается совместить ее с текущей триадой, как бы на какое-то, пусть даже непродолжительное, время снять завесу, отделяющую ядро от периферии; коль скоро это про­изошло, фрактальные законы строения структуры человеческого су­щества вступают в свои права: сущностная триада сама перестраивает дефектную зону, человеческое существо само себя исцеляет.

2. Мотивация играет огромную роль в терапевтической работе: Р. была очень сильно замотивирована на исцеление, и поэтому работа с ней потребовала столь непродолжительного времени; иногда же при­ходится тратить недели и месяцы, прежде всего, на мобилизацию во­левой составляющей человеческого существа и направление его воле­вых усилий в нужное русло; но любое волевое усилие, направленное даже против действий терапевта, все же лучше апатии и безволия - в последнем случае редко что удается сделать.

Один из этапов работы с И. также проводился в технике сведения логических уровней. Был выбран контекст его занятий бодибилдин­гом: здесь И. чувствовал себя уверенно, имел многолетний опыт заня­тий, хорошие результаты и был в течение нескольких лет дейст­вующим тренером по этому виду физической культуры. Сеанс прово­дился в условиях семинара, когда терапевту по результатам индивидуальной и групповой работы были уже ясны многие структур­ные проблемы пациента и их примерная контекстуальная привязка.

Погружение на третий логический уровень произошло быстро и без каких-либо неожиданностей, что и не удивительно, поскольку партнеры уже хорошо знали друг друга. На уровне навыков начали проявляться первые неконгруэнтности, вообще характерные для те­лесного статуса И.: он чувствовал «расширение в груди» и одновре­менно «скованность ног». На четвертом логическом уровне система присущих ему асимметрий дополнилась неприятными ощущениями в области плечевого пояса, начиная от грудинно-ключично-сосцевидных мышц, вплоть до локтевых суставов. Любопытно, что и присущая И. Привычная травма, о которой мы упоминали выше, была связана с этой зоной. Уровень напряжений в выявленных неконгруэнтных зо­нах был настолько большим, что И. испытывал боль, как при растя­жении связок.

В содержательном плане фиксировалась следующая динамика: на вопрос: «Чего вам не хватает, чтобы добиться больших успехов?» - И. заговорил о проблемах рационального питания, о том, что его образ жизни не позволяет придерживаться желательной диеты. Предложение представить себе, что желаемое осуществилось, вызвало ожидаемую ресурсную реакцию, сопровождаемую первыми признаками описан­ных телесных неконгруэнтностей. Дальнейшая работа по схеме: «В чем смысл вашей деятельности?»... - «В чем смысл вашей деятельно­сти лично для вас?»... - «Чего вы на самом деле хотите?» - обратила И. от дигитальных рассуждении о физическом здоровье, о мужественно­сти и образе «настоящего мужчины» к детским воспоминаниям - свое подлинное желание И. сформулировал, казалось бы, неожиданным образом: «На самом деле я никоим образом не хочу походить на сво­его отца».

По опыту предыдущей работы с этим пациентом и по ряду других признаков терапевт предполагал наличие подобной проблематики, но разбор всех связанных с ней дефектов и пробелов в структуре И. по­требовал еще многих усилий и применения других техник. Этот же сеанс - в технике сведения логических уровней - дал свои плоды: дальнейшая работа на уровне самоидентификации позволила снять некоторые телесные проявления, и все же окончательная коррекция не была достигнута. Почему? Может показаться, что техника сведения логических уровней универсальна и, коль скоро удается вовлечь паци­ента в заинтересованный диалог на первых этапах работы[91], то переход к шестому логическому уровню и «прикосновение» здесь к сущност­ной триаде автоматически разрешат все проблемы - следует спонтан­ная перестройка текущей триады во всех несущностных зонах.

Однако это не так. И этому есть две очень существенные причины. Во-первых, топологическое строение структуры человеческого суще­ства на глубинных логических уровнях можно определить как некото­рое гиперпространственное многообразие. Спонтанная перестройка структуры, возникающая, как следствие проникновения на шестой логический уровень в технике сведения логических уровней, действи­тельно затрагивает многочисленные несущностные зоны, но далеко не всегда во всех составляющих этого многообразия. Можно сказать, что сущностное обновление затрагивает только некоторые пространства, доступные из точки перестройки, в то время как остальные оказыва­ются незатронутыми (рис. 71).

Единственной зоной, откуда доступны все структуры человеческо­го существа, является уровень проекции Абсолюта - шестой же уро­вень сам по себе разделен на ряд зон, каждая из которых имеет свою периферию. Теперь становится понятно, почему, работая в данной технике, при постановке вопроса о сущностности деятельности паци­ента в исследуемом контексте можно обнаружить ее полную конгру­энтность, несмотря на то что в структуре в других контекстуальных зонах будут присутствовать обширные дефекты.

Рис 71. Структурная перестройка в выделенной контекстуальной зоне

 

Во-вторых, техника сведения логических уровней не может задей­ствовать неразвернутые зоны генома и, тем более, откорректировать ошибки трансляции - для этого необходимы совершенно иные методы.

Приходится признать, что универсальных техник не существует, да и не может существовать. Именно поэтому мы понимаем структур­ную работу как свободное и творческое сочетание техник на общих концептуальных иметодологических основах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.