Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства




 

Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Она является одной из немногих сфер деятельности, сумевших быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. За прошедшие годы отрасль претерпела кардинальные изменения. Безмятежное существование в «экономике дефицита» сменилось ожесточенной борьбой за покупателя. Изменение политического климата, активизация рыночных отношений, наблюдающиеся в России в последние годы, открывают новые перспективы для развития бизнеса в торговле. Экономический подъем последних лет ведет к устойчивому росту потребительского спроса и делает рынок все более привлекательным для новых отечественных и иностранных инвестиций.

Сетевые гиганты, активно внедряющиеся на российский рынок, существенно обостряют конкуренцию и являются катализатором процессов преобразования в торговле.

Меняется и сам российский покупатель. Он становится все более взыскательным, поскольку имеет возможность выбрать предприятие торговли, способное обеспечить реализацию ожидаемого уровня потребительских предпочтений. Образцы современных технологий обслуживания, построенные на принципиально ином отношении к покупателю, новые подходы к организации торгово-технологических процессов обусловили рост потребности в специалистах, обладающих различной квалификацией и, прежде всего, в сфере продвижения товара – мерчендайзинга, рекламной деятельности, ценообразования и т. д.

Новые тенденции в развитии торговли вызвали необходимость кардинальных преобразований и в области менеджмента. В настоящее время торговля испытывает острую нехватку специалистов, обладающих навыками диагностики процессов, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия и владеющих современными методиками принятия управленческих решений в области стратегического планирования, маркетинга, организации процессов и технологий. Новое поколение российских менеджеров находится в более выгодных условиях по сравнению с теми, над кем довлеет груз стереотипов прошлого. Этим объясняется и омоложение российского менеджмента. Средний возраст руководящего состава многих предприятий торговли составляет сегодня 30-35 лет. Привлечение наиболее перспективных работников, формирование и активизация их потенциала становятся мощным источником прибыли, надежным и эффективным средством конкурентной борьбы. В этой связи возникает острая потребность в подготовке специалистов в области менеджмента.

Менеджмент представляет собой комплексную научную дисциплину, опирающуюся на достижения многих направлений научного знания – социологии, психологии, экономического анализа, маркетинга. Изучение основ менеджмента формирует способность комплексного мышления, без которого невозможно принятие грамотных управленческих решений. Отечественный научный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российской и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям. Научный менеджмент в сфере торговли, основывающийся на общей теории менеджмента, призван разработать и предложить практикам инструменты научного управления, учитывающие специфические условия функционирования отрасли. Цель настоящего учебного пособия – познакомить читателя с основами управления современным предприятием торговли.

Учебное пособие «Менеджмент в торговле» содержит описание основ теории менеджмента и изложение последних достижений практики управления с учетом отраслевой специфики. Пособие ориентировано прежде всего на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли».Однако оно может быть использовано и при подготовке специалистов других профессий, нуждающихся в приобретении знаний по основам менеджмента. Учебное пособие призвано оказать помощь в овладении практическими навыками решения задач управления, знакомит с методами и приемами научного менеджмента.

Изложение материала в учебном пособии осуществляется с точки зрения системного и ситуационного подходов к принятию управленческих решений. Его структура предусматривает последовательное знакомство читателя с различными аспектами технологии менеджмента. Пособие содержит четыре раздела. В первом разделе изложены основы менеджмента, его специфика в торговле. Ретроспективный анализ формирования менеджмента как научной дисциплины позволяет лучше понять состояние и определить направления совершенствования менеджмента торговых предприятий в нашей стране. Специфика реализации функций управления – планирования, организационного дизайна, контроля, управления информационными технологиями и технологиями принятия решений – рассмотрена в рамках концепции стратегического менеджмента, что дает возможность проследить взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы управления.

Менеджер играет ключевую роль в обеспечении слаженности действий персонала в направлении наиболее перспективных целей развития торговой организации. От профессионализма руководителя, его личных качеств, используемых приемов и методов управленческого воздействия во многом зависит эффективность функционирования всего коллектива. Поэтому во втором разделе пособия особое внимание уделяется изложению поведенческих аспектов управления, методикам и технологиям взаимодействия руководителя с подчиненным. В данном разделе работы излагаются также основы организации труда руководителя, приобщение к которым позволит менеджеру повысить свою работоспособность, более рационально использовать личные ресурсы – рабочее время и здоровье.

Назначение менеджера – сформировать и обеспечить мобилизацию кадрового потенциала на достижение целей организации. Поэтому третий раздел посвящен рассмотрению вопросов, связанных с построением системы управления персоналом торговой организации, выбору методов и технологий кадрового менеджмента. В учебном пособии дается изложение механизма принятия решений в области наема, адаптации, оценки, обучения и внутренней ротации персонала, формирующих базу для использования потенциала работника. В разделе излагаются также основы управления групповым взаимодействием, конфликтами и стрессами, эффективность которого позволяет мобилизовать внутренние ресурсы организации на достижение конкурентных преимуществ.

Наиболее актуальными для предприятий торговли являются вопросы повышения результативности труда работников. В системе мер, направленных на решение этой сложной задачи, особое место занимает стимулирование труда. Грамотный подбор рычагов стимулирования работы персонала – важнейшая квалификационная характеристика менеджера. В четвертом разделе пособия подробно рассматриваются подходы к построению системы материального и морального стимулирования труда в торговле, механизм реализации стимулирующей функции оплаты труда, приемы и методы социально-психологического стимулирования работы персонала.

Предлагаемое учебное пособие призвано оказать помощь в освоении управленческих знаний всем, кто нацелен на профессиональную карьеру в сфере торговли.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Глава 1. Введение в менеджмент




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.