Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды групп




 

Руководитель, возглавивший организацию или ее структурное подразделение, сталкивается не только с проблемами управления торгово-технологическими процессами. Управление социальным взаимодействием – важная составляющая эффективной работы, способствующая либо достижению целей организации, либо препятствующая ее развитию. Знание технологии групповой работы необходимо не только в процессе управления целевыми группами в рамках проектных, матричных, командных и других типов адаптивных структур. Управление традиционными формальными структурами – отделами, секциями, бригадами – также строится на закономерностях социального взаимодействия, оказывающих достаточно сильное влияние на результаты работы подразделения. Использование внутреннего ресурса, основанного на понимании руководителем факторов эффективного управления группой, мотивов и стимулов группового поведения, – одна из важных характеристик квалификации профессионального менеджера.

Трудовая деятельность человека протекает в составе нескольких формальных и неформальных групп. Группа представляет собой социальное образование, состоящее из двух и более человек, взаимодействующих друг с другом по определенным правилам для достижения общегрупповых целей. К наиболее существенным признакам любой группы относят следующие:

1. Внутренняя структура, отражающая характер внут-ригруппового разделения труда.

2. Групповые ценности, приверженность которым является условием вхождения в группу, признания и поддержки со стороны ее членов.

3. Групповые нормы, правила, регламентирующие порядок функционирования и взаимодействия участников группы.

4. Принципы обособления, позволяющие отличить данную группу от других.

5. Общие цели и задачи деятельности.

6. Групповое давление (единомыслие), выражающееся в единстве взглядов, однотипности поведения, восприятия.

7. Системой идентификации группы на основе традиций, символики.

Организационная структура предприятия определяет состав, структуру, иерархию полномочий и ответственности внутри формальной группы. В соответствии с ними участник группы обладает определенным должностным статусом, который закрепляется в действующих регламентах (должностных инструкциях). Назначение и место формальной группы в структуре организации, ее состав, реализуемые функции и задачи, права и ответственность, порядок взаимодействия с другими формальными группами регламентируется соответствующими положениями. В перечне формальных групп организации можно выделить следующие:

– командные группы (группы руководителя), включающие в себя руководителя и менеджеров (специалистов), находящихся у него в непосредственном подчинении и осуществляющих специализированные управленческие и штабные функции;

– комитеты (советы или комиссии) – временные или постоянно действующие группы, создающиеся для решения определенной штабной или функциональной задачи и характеризующиеся групповым принятием решений (группа охраны труда, кружки качества, комиссия по трудовым спорам);

– торгово-технологические группы, включающие в себя линейного руководителя и находящийся у него в подчинении торгово-оперативный персонал, осуществляющий функции, непосредственно связанные с торговой деятельностью (отдел, секция, бригада);

проектные группы – временные группы, работающие над реализацией определенного проекта и возглавляемые его руководителем. Их состав является смешанным. Он включает в себя как специалистов, так и работников, реализующих основные и вспомогательные торговые функции.

Совокупность формальных групп и система взаимосвязи между ними образуют формальную групповую структуру организации, управление которой обеспечивает реализацию потенциала межгруппового взаимодействия. Одновременно в организации наряду с формальной групповой структурой складывается неформальная групповая структура, включающая систему взаимодействующих друг с другом неформальных групп. Неформальные группы образуются спонтанно. Обладая общими признаками группы, они имеют свою специфику. Так, иерархия в неформальной группе является не столь жесткой, как в формальной группе, и определяется социальными ролями участников взаимодействия, которые распределяются на стадии становления группы. Иерархия, цели и задачи, ценности и нормы поведения обеспечиваются системой поощрения и санкций. Объединение работников в неформальные группы обуславливается их осознанным или неосознанным стремлением объединить усилия в борьбе за свои интересы, возможностью через групповое взаимодействие удовлетворить определенные потребности. Эти же факторы учитываются при принятии решения о вхождении в формальную группу.

Потребности, определяющие стремление работников объединиться, можно дифференцировать следующим образом:

1. Прагматические потребности (потребность в обеспечении определенного уровня жизни, приобретения льгот, возможности более быстрого продвижения в рамках формальной структуры).

2. Потребность в помощи, поддержке в трудных ситуациях, защите от внешних угроз, социальных гарантиях сохранения работы, в сохранении здоровья за счет качественного медицинского обслуживания.

3. Потребность в принадлежности к определенной группе, общении, обмене информацией, взаимопонимании.

4. Потребность в совместном творчестве, в реализации своего потенциала через сотрудничество.

Совокупность реализуемых потребностей определяет мотивы формирования и группового взаимодействия. Мотивация группы определяет прочность ее образования. Чем выше уровень мотивации, тем прочнее группа. В литературе чаще всего приводится пятиступенчатая иерархия мотиваций группы, от наиболее слабой (низшая ступень) до наиболее сильной (наивысшая).

1. Мотивы первого уровня формируют группы, обладающие наиболее слабым групповым сцеплением. Люди объединяются под давлением обстоятельств – внешней угрозы, неосознанных комплексов, страхов или в результате случайного совпадения отдельных интересов в силу сложившейся ситуации, например, необходимость взаимодействия (объединения усилий) в экстремальной ситуации. В случае нейтрализации, устранения давления, группа распадается.

2. Мотивы формирования группы второго уровня носят эмоциональный характер, не подкрепленный духовным единством или солидарностью в деятельности. Участники группы объединяются на основе общих эмоциональных оценок (любовь, поклонение чему-либо, кому-либо, ненависть).

3. Мотивы средней силы, обуславливающие кратковременное объединение людей, основываются на солидарности, групповых склонностях, стремлении обеспечить за счет объединения собственную безопасность, защиту, удовлетворение прагматических потребностей, решение общей для всех членов группы проблемы. Чаще всего объединение осуществляется вокруг сильного лидера.

4. Вхождение в группу четвертого уровня обеспечивает удовлетворение потребности в принадлежности к престижному, успешному коллективу. Участников объединяет осознание значимости, высокого имиджа группы во внешней среде. Они испытывают гордость за свой коллектив, стремление способствовать процветанию группы. Взаимодействие строится на сильном групповом эгоизме и мощной групповой сплоченности, основанной на стремлении победить в конкуренции с другими группами.

5. Наивысший уровень сплоченности определяется стремлением ее членов к общей цели, обусловленной высшими ценностями, разделяемыми всеми участниками группы. Людей объединяют общие творческие интересы, возможность взаимообогащения идеями, развития в процессе их реализации.

На практике мотивационная направленность группы может определяться совокупностью мотивов разных уровней. Диагностика мотивационной направленности группы – основа для выработки способов управления ее поведением. Дифференциация групп в соответствии со стратегией их развития, способами проявления солидарности, рациональности установок, возможности контроля поведения группы обуславливается рядом факторов. Наиболее важные из них: уровень образования, квалификации, опыта, трудовая ориентация участников, их социальные и этнические корни. Новой формой группового взаимодействия являются виртуальные группы, функционирование которых осуществляется на основе современных компьютерных технологий и программного обеспечения совместного доступа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.