Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние правового регулирования экологических прав человека 1 страница




Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Понятие экологических прав человека и значение их признания

V. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности го­сударства законодательное, особенно конституционное закрепле­ние экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение.

Признав экологические права граждан, российское государст­во сделало первый шаг в направлении создания правового госу­дарства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широ­кое регулирование субъективных экологических прав в формиру­емом законодательстве является свидетельством демократизации власти. Признание прав стимулирует рост самосознания граж­дан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способство­вать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимули­рует деятельность государства в данной сфере, так как реализа­ция права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответ­ствующего поведения от других субъектов, прежде всего от госу­дарственных органов. В то же время регулирование экологичес­ких прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

Столкнувшись в конце 60-х гг. с трудностями реализации эко­логического законодательства с помощью традиционных, прину­дительных правовых средств, в США была осознана необходи­мость введения новых механизмов контроля общества и его отдельных членов за соблюдением природоохранительного зако­нодательства. При совершенствовании законодательства об охра­не атмосферного воздуха в начале 70-х гг., в результате продол­жительных дискуссий в Конгрессе США гражданам было

2. Состояние правового регулирования экологических прав человека 117

предоставлено право обращаться в суд с иском о несоблюдении требований Закона о чистом воздухе.

Юридическое значение признания этого рода прав предопреде­лено их содержанием и возможностями гражданина как облада­теля права. Так, обладание правом для соответствующего субъек­та означает: а) свободу поведения индивида в границах, установ­ленных нормой права; б) возможность для индивида пользоваться определенным социальным благом; в) полномочие совершать оп­ределенные действия и требовать совершения соответствующих действий от других лиц; г) возможность обратиться в суд за защи­той нарушенного права.

Признание и правовое регулирование экологических прав че­ловека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное госу­дарство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать по­вышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически зна­чимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей де­ятельности органов исполнительной власти.

Но общество и государство не остаются безразличными также к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан.

Таким образом, при последовательной реализации экологичес­кие права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окру­жающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жиз­недеятельность человека.

Признание и регулирование экологических прав граждан -одна из наиболее существенных новаций развивающегося россий­ского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта раз­новидность прав признана Конституцией России, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение Ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологичес-

V. Эколого-правовой статус человека

2. Состояние правового регулирования экологических прав человека 119

ким правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к данной раз­новидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отве­чающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

В прежней, советской Конституции РСФСР декларировалось лишь право граждан на охрану здоровья, обеспечиваемое, в част­ности, мерами по оздоровлению окружающей среды. Но, как из­вестно, состояние среды со времени принятия той Конституции лишь ухудшалось и сейчас характеризуется как катастрофичес­кое. Соответственно ухудшалось состояние здоровья граждан. Механизм защиты прав граждан оставался в это время чрезвы­чайно слабым.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только закреплял право граждан на охрану здоровья от неблаго­приятного воздействия окружающей природной среды, но и предусматривал ряд важных полномочий граждан, способство­вавших обеспечению его реализации и защиты.

В Законе об охране окружающей среды частично воспроизве­дены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 каждый гражданин имеет право на бла­гоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воз­действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрез­вычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Обратим внимание на то важное обстоятельство, что по Кон­ституции РФ субъектом соответствующих прав является не гражданин, а «каждый», т.е. индивид, человек и гражданин. В отличие от Конституции, признавшей право каждого на возме­щение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением, Закон установил право граждан на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что граждане могут выступать в защиту публичных экологических интересов.

В ст. 11 Закона об охране окружающей среды установлен ряд прав граждан, которые способствуют реализации главного права — на благоприятную окружающую среду, включая права:

• создавать общественные объединения, фонды и иные неком­мерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

• направлять обращения в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органи-

зации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

• принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, ре­ферендумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

• выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в установлен­ном порядке;

• оказывать содействие органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении во­просов охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти РФ и субъек­тов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касаю­щимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Впервые в российском воздухоохранном законодательстве Фе­деральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»1 регулируются права граждан, юридических лиц и об­щественных объединений в области охраны атмосферного возду­ха (ст. 29). В частности, граждане имеют право на:

• информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загряз­нении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

• участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

• обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и вне­сение в них своих предложений об улучшении его качества;

• предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, окружающей природной среде, причиненного загряз­нением атмосферного воздуха.

Далее — Закон об охране атмосферного воздуха.

 

V. Эколого-правовой статус человека

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным за­коном «О радиационной безопасности населения» также установ­лен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, прожи­вающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Граждане и общественные объедине­ния имеют также право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (в пределах выполняемых ею функций) о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Представи­телям общественных объединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (ст. 24). Согласно ст. 26 граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным Федеральным законом основ­ных пределов доз, в соответствии с законодательством РФ. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возме­щение причиненных им убытков в соответствии с законодатель­ством РФ.

Существенную эколого-правовую направленность имеют пра­ва, установленные Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ст. 8 граждане имеют право:

• на благоприятную среду обитания, факторы которой не ока­зывают вредного воздействия на человека;

• получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, орга­нах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологичес­кой службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-техническо­го назначения, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

• осуществлять общественный контроль за выполнением са­нитарных правил;

• вносить в органы государственной власти, органы местно­го самоуправления, органы и учреждения государственной са-

3_. Право на благоприятную окружающую среду

нитарно-эпидемиологической службы РФ предложения об обес­печении санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния;

• на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здо­ровью или имуществу вследствие нарушения другими граждана­ми, индивидуальными предпринимателями и юридическими ли­цами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) меропри­ятий, в порядке, установленном законодательством РФ.

Градостроительный кодекс РФ признал право граждан на бла­гоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7).

В ряде законов установлены права на экологически значимую информацию. Вопросы, касающиеся этой разновидности экологи­ческих прав, рассматриваются в разд. IX учебника.

В системе экологических прав граждан важно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресур­сов для удовлетворения разнообразных потребностей - - эконо­мических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства -Земельным, Водным, Лесным кодексами, Законами о недрах, о животном мире и др. Состояние правового регулирования, виды права природопользования, основания возникновения, измене­ния и прекращения права природопользования рассматриваются в специальном разд. VII учебника.

Состояние правового регулирования экологических прав в России в основном соответствует мировому опыту в данной сфере. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведен­ная в Бразилии в июне 1992 г., провозгласила как принцип 1 Декларации принципов: «В центре внимания непрерывного раз­вития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотвор­ную жизнь в гармонии с природой».

3. Право на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду — одно из основ­ных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное еамой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые в России было закреплено в Конституции 1993 г.

V. Эколого-правовой статус человека

Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окру­жающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием ок­ружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требо­ваний. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, со­стояние здоровья человека до 80% определяется условиями среды его обитания. Как сообщает Госкомстат, средняя продолжитель­ность жизни мужчин в России в 2002 г. составляет 58 лет. Есть ос­нования предположить, что годы жизни укорочены наряду с други­ми причинами из-за деградации окружающей среды.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной при­родной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите эко­логических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обес­печиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду яв­ляются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защи­ты права на благоприятную окружающую среду большое теорети­ческое и практическое значение имеет определение его содер­жания.

Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Законе об охране окружающей среды. В соответствии с За­коном благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование ес­тественных экологических систем, природных и природно-антро-погенных объектов. Полагаем, что данное определение имеет ряд дефектов. Благоприятную окружающую среду целесообразно оп­ределять через характеристику не ее качества, а ее состояния. Последнее понятие — более широкое, оно включает как качест­венные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не со­держит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспече­ния устойчивого функционирования естественных экологичес­ких систем, природных и природно-антропогенных объектов. Ус­тойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов — понятие естественных наук, привнесен­ное в Закон без какого-либо пояснения.

3. Право на благоприятную окружающую среду

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее со­стояние соответствует установленным в экологическом законо­дательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологи­ческой устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

В законодательстве содержатся юридически значимые крите­рии оценки благоприятного состояния окружающей среды и со­ответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего юридическими критериями служат нормативы качества ок­ружающей среды, предусмотренные Законом об охране окружаю­щей среды, иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружаю­щей среды.

Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природ­ных богатств являются нормативные требования по использова­нию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом об охране окружающей среды, актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эсте­тических и иных потребностей человека обеспечивается создани­ем особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреа­ционных зон и иных территорий и установлением в законодатель­стве их правовых режимов.

Право на благоприятную окружающую среду — одно из фун­даментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке от­мены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объек-

V. Эколого-правовой статус человека

4. Права общественных экологических формирований

тов, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприят­ную окружающую среду.

4. Права общественных экологических формирований

Возможности граждан обеспечивать соблюдение своих эколо­гических прав и защищать их возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 12 Закона об охране окружающей среды.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осущест­вляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

• разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в уста­новленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в этой об­ласти, привлекать на добровольной основе граждан к осуществле­нию деятельности в области охраны окружающей среды;

• за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения эколо­гической безопасности;

• оказывать содействие органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении во­просов охраны окружающей среды;

• организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законода­тельством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проек­тов, касающихся охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти РФ и субъек­тов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам с требованиями о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяй­ственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

• участвовать в установленном порядке в принятии хозяйст­венных и иных решений, реализация которых может оказать не­гативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

• обращаться в органы государственной власти РФ и субъек­тов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздейст­вия на окружающую среду, и получать своевременные и обосно­ванные ответы;

• организовывать и проводить в установленном порядке слу­шания по вопросам проектирования, размещения объектов, хо­зяйственная и иная деятельность которых может нанести вред ок­ружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• организовывать и проводить в установленном порядке обще­ственную экологическую экспертизу;

• рекомендовать своих представителей для участия в проведе­нии государственной экологической экспертизы;

• подавать в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и пре­кращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей не­гативное воздействие на окружающую среду;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Закон об охране атмосферного воздуха также содержит от­дельную статью, касающуюся прав граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воз­духа (ст. 29). Эти права были названы выше при рассмотрении прав граждан.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную дея­тельность.

Одним из примеров реализации прав общественных объеди­нений в области охраны окружающей среды может служить оп­ротестование Российским социально-экологическим союзом в

V. Эколого-правовой статус человека

5. Гарантии и защита экологических прав человека

Вологодском областном арбитражном суде решения вологод­ских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск обще­ственной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садовод­ческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные производствен­ным объединением «Союз» с благословения областных властей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, нахо­дящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лист­венницы, посаженные еще в 1738 г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывали на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок»1.

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его предста­вителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа от 25 января 1995 г. № 72 «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края»2, противоречащего рос­сийскому природоохранительному законодательству, разрешаю­щего горно-химическому комбинату принимать из-за границы от­работавшее ядерное топливо АЭС, построенных по зарубежным проектам. Президент разрешил ввоз в Россию такого топлива под предлогом «временной выдержки». Фактически это означало ввоз на хранение зарубежных радиоактивных отходов, что проти­воречило ст. 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природ­ной среды».

Ответчик в судебном заседании признал, что строительство за­вода РТ-2 стоимостью 4 млрд долларов практически невозможно без импорта зарубежного ядерного топлива. Таким образом, Ми­натом РФ планировал зарабатывать на нарушении природо­охранительного законодательства.

См.: Известия. 1996. 19 янв. 2 СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 399; № 17. Ст. 1512; 2000. № 15. Ст. 1576.

5. Гарантии и защита экологических прав человека

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частнос­ти, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, общественных объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической по­мощи;

• право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями (или бездействием) органов государствен­ной власти или их должностными лицами;

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударст­венные средства правовой защиты. Как гарантию права на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды можно рас­сматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответствен­ности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, соз­дающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и граж­данина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе за­щищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалова­ны в суд не только неконституционные, противоречащие эколо­гическим правам граждан решения и действия органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, обществен­ных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих ор­ганов и лиц (ч. 2 ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашен­ные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юри­дические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защи­ту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны ок­ружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выде­лить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институ­тов, или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав

V. Эколого-правовой статус человека

5. Гарантии и защита экологических прав человека

граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии эко­логически значимых решений и контроле за их реализацией.

*

5.1. Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции

Для защиты экологических прав граждан применяются адми­нистративный и судебный способы.

Нормативные основы регулирования защиты установлены в основном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Феде­рального закона от 14 декабря 1995 г.). Закон предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государствен­ных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате чего нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в ко­торый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенно­го экологического права. Он может обратиться либо непосредст­венно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, уч­реждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражда­нину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск — один из новейших ин­струментов российского законодательства в сфере охраны окру­жающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона РСФСР «Об охра­не окружающей природной среды» граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены ре­шений о размещении, проектировании, строительстве, рекон-

струкции, эксплуатации экологически вредных объектов, огра­ничении, приостановлении, прекращении деятельности предпри­ятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Право граж­дан на предъявление исковых требований в суд было предусмот­рено также в ст. 91 этого Закона и касалось прекращения эколо­гически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей при­родной среде. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.