Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние правового регулирования экологических прав человека 2 страница




Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновремен­но это право служит действенной формой контроля за деятель­ностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреб­лениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан. Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд, о чем уже было сказано выше.

Как уже отмечено, граждане вправе обжаловать также бездей­ствие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, го­сударственных служащих, повлекшие перечисленные в Законе последствия. Для сферы охраны окружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органов и иных субъ­ектов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, потенциально является мощным правовым средством по­вышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения дей­ствий (принятия решений) информацию либо то и другое одновре­менно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государствен­ных органов, органов местного самоуправления, учреждений,

V. Эколого-правовой статус человека

5. Гарантии и защита экологических прав человека

предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторст­вом данной информации, если она признается судом как основа­ние для совершения действий (принятия решений).

В соответствии с вышеназванным Законом обжалование до­пускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд дей­ствия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологичес­кие последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездейст­вие) нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благопри­ятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по про­сьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных эко­логически значимых действий или решений государственного ор­гана необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство рос­сийских граждан такими знаниями не обладают. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граж­дан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, ад­вокатские конторы. Однако и эти организации едва ли способны оказать действительно квалифицированную юридическую по­мощь по экологическим вопросам, так как правовая охрана окру­жающей среды — слабо развитая область знаний в России. По­скольку в практической деятельности ей отводится второстепен­ная роль, это не могло не сказаться на уровне правовой экологи­ческой подготовки работников юридических консультаций и адвокатских контор.

Думается, что в этих условиях большую полезную роль в пред­ставительстве в судах экологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридические фирмы. В послед-

ние годы они стали появляться в России. Это — Институт эколо-го-правовых проблем «Экоюрис» (Москва), общественная органи­зация «Экозащита» (Калининград) и др.

Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан, предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа, объ­единения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Закон определяет также сроки обращения в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал в административном порядке реше­ния или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменно­го уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обра­щения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда граж­данину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжало­ванных действиях (решениях) и их последствиях.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объ­единения, общественные объединения, на должностных лиц, го­сударственных служащих, действия (решения) которых обжалу­ются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражда­нин при этом освобождается от обязанности доказывать их неза­конность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и сво­бод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обо­снованна, он признает обжалуемое действие или решение, при­ведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жа­лобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей ини-

V. Эколого-правовой статус человека

5. Гарантии и защита экологических прав человека

циативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого дей­ствия или решения.

Важным является вопрос о том, могут ли суды не только от­клонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и реше­ний и их отмене в случае обоснованности жалобы.

Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нару­шенных экологических прав в Европейский суд по правам чело­века.

5.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граж­дан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закреп­лением в Конституции РФ права каждого на благоприятную ок­ружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспече­ния соответствия российских законов, других нормативных пра­вовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею долж­ны быть приведены все действующие акты.

Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативных правовых актов, конституционность которых проверяет Консти­туционный Суд РФ. Это — федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также за­коны и другие нормативные акты субъектов Российской Федера­ции; договоры между органами государственной власти РФ и ор­ганами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конститу­ционности указанных актов, однако не по собственной инициати­ве, а по запросам. Право на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Го­сударственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и

Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и испол­нительной власти субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 допускает запрос о проверке кон­ституционности законов и иных нормативных актов РФ или до­говора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционнос­ти либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Федерации или их должност­ных лиц об отказе применять их как не соответствующих Консти­туции РФ (ст. 85).

Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению ор­ганов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации. Согласно п. «д» ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирова­ние в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Если в отношении новых нормативных актов и договоров между органами государственной власти соответствие Конститу­ции устанавливается по содержанию норм; по форме акта; по по­рядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конститу­цией разделения» законодательной, исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ), то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установлен­ном порядке положений других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), цризнанном неконституционным.

Конституцией РФ предусмотрена также возможность провер­ки конституционности законов по запросам судов. При рассмот­рении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего приме-

Далее — Закон о Конституционном Суде РФ.

 

V. Эколого-правовой статус человека

нению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С мо­мента вынесения решения суда об обращении в Конституцион­ный Суд и впредь до принятия этим Судом постановления произ­водство по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ приостанав­ливается.

Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом РФ, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса реше­ния аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на на­рушение законом конституционных прав и свобод, о чем речь пойдет ниже.

При обращении в Конституционный Суд РФ должны быть, в частности, указаны конкретные основания для обращения, опре­деленные ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ; позиция за­явителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; требова­ние, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов защита экологических прав граждан в рамках Конституци­онного Суда РФ связана с реализацией права граждан на консти­туционную жалобу. В соответствии с Законом о Конституцион­ном Суде РФ правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение кон­ституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и сво­боды нарушаются законом, примененным или подлежащим при­менению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в феде­ральном законе (ст. 96).

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и сво­бод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого заверше­но или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Наряду с другими документами к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. При этом Закон о Конституционном Суде РФ вменяет в обязанность должностного лица или органа, рассматри­вающего дело, выдать заявителю копию такого документа по его требованию.

5. Гарантии и защита экологических прав человека

Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом кон­ституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уве­домление не влечет, однако, приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или ор­гана.

Закон о Конституционном Суде РФ (ст. 86) устанавливает ши­рокие пределы проверки конституционности оспариваемого зако­на, как и в случае рассмотрения дел о конституционности норма­тивных актов органов государственной власти и договоров между ними.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положе­ний соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Консти­туции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соот­ветствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру в обычном порядке.

Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных актов с точки зре­ния их соответствия экологическим правам. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Россий­ской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граж­дан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражда­нина B.C. Корнилова»1 установлено противоречие данного Закона положению ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благопри­ятную окружающую среду. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке кон­ституционности отдельных положений статьи 1 Федерального за­кона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катас-

СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1550.

V. Эколого-правовой статус человека

трофы на Чернобыльской АЭС»1 ряд положений названного Зако­на признан противоречащим Конституции РФ в части регулиро­вания возмещения в результате причинения экогенного вреда.

5.3. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность в РФ учреждена в соответ­ствии со ст. 103 Конституции в целях обеспечения гарантий госу­дарственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и ува­жения государственными органами, органами местного самоуп­равления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополня­ет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюде­ния и защиты прав граждан2. Он назначается на должность и ос­вобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномочен­ного по правам человека способствует восстановлению нарушен­ных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с обще­признанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав челове­ка, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо администра­тивном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не

5. Гарантии и защита экологических прав человека

СЗ РФ. 1997. N° 50. Ст. 5711.

См.: ХаманРваН.Ю. Контроль обмудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механиз­мов защиты прав человека. М., 1994. С. 141.

рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государствен­ной власти субъектов РФ (ст. 16). Закон оговаривает условия по­дачи жалобы относительно сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Согласно ст. 20 Уполномоченный, получив жалобу, вправе:

• принять жалобу к рассмотрению;

• разъяснить заявителю средства, которые тот может исполь­зовать для защиты своих прав и свобод;

• передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции кото­рых относится разрешение жалобы по существу;

• отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При определенных обстоятельствах Уполномоченный по соб­ственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельст­вам относятся: наличие информации о массовых или грубых на­рушениях прав и свобод граждан, а также случаи, имеющие осо­бое общественное значение или связанные с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использо­вать правовые средства защиты (ст. 21).

Для эффективного выполнения своих функций Уполномочен­ный наделен рядом существенных прав. При проведении провер­ки по жалобе он вправе:

• беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на за­седаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воин­ские части, общественные объединения;

• запрашивать и получать от государственных органов, орга­нов местного самоуправления и у должностных лиц и государст­венных служащих сведения, документы и материалы, необходи­мые для рассмотрения жалобы;

 

V. Эколого-правовой статус человека

6. Обязанности каждого по охране природы

• получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выясне­нию в ходе рассмотрения жалобы;

• проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государст­венными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

• поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключе­ний по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

• знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

• обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нару­шенных решениями или действиями (бездействием) государст­венного органа, органа местного самоуправления или должност­ного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

• обратиться в компетентные государственные органы с хода­тайством о возбуждении дисциплинарного или административно­го производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматри­ваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

• обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, опреде­ления или постановления суда либо постановления судьи;

• изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмот­рении дела в порядке надзора;

• обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нару­шение конституционных прав и свобод граждан законом, приме­ненным или подлежащим применению в конкретном деле.

Юридическое, организационное, научно-аналитическое, ин­формационно-справочное и иное обеспечение деятельности Упол­номоченного осуществляет рабочий аппарат.

5.4. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Обра­зование этого Суда было предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1953 г.). 11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к данной Конвенции, который предоставил индивиду, неправительствен­ным организациям и группам лиц возможность направления пе­тиции непосредственно в Суд. Для рассмотрения дел Суд учреж­дает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб ре­шаются комитетами из трех судей1.

Рассмотрим процедуру обращения в Европейский суд по пра­вам человека.

Заявитель может направить обращение лично либо через адво­ката. В обращении указываются имя заявителя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европей­ской конвенции о защите прав человека и основных свобод, кото­рые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, он дол­жен представить документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими доку­ментами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Вер­ховного Суда РФ и др.

Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для го­сударств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.

6. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам

Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принад­лежащего нам от рождения права на благоприятную окружаю­щую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы «зависают», не будучи обеспечены должными действиями других

См.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С.515.

 

V. Эколого-правовой статус человека

лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы этало­нам, зафиксированным в юридических нормах1.

Если субъективные экологические права — новое явление рос­сийского экологического законодательства, то регламентация обязанностей является традиционным требованием этого законо­дательства. В ст. 58 Конституции России установлена обязан­ность каждого сохранять природу и окружающую среду и береж­но относиться к природным богатствам. Примерно в такой форме эта обязанность была выражена в предыдущей Конституции Рос­сии.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рас­сматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воз­действием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать адресованные им требования законо­дательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии ис­полнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды являются проявлением культуры этого обще­ства и нравственным долгом его членов. Забота о природе — мо­ральный долг каждого и по отношению к экологическим интере­сам последующих поколений.

Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природ­ным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Конституционные обязанности сохранять природу и окружаю­щую среду и бережно относиться к природным богатствам разви­ты в действующем законодательстве РФ. Статья 11 Закона об охране окружающей среды устанавливает обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования за-

6. Обязанности каждого по охране природы

конодательства. Обратим внимание на то, что в Конституции субъектом обязанности является «каждый», а в Законе — граж­дане. Юридическое понятие «каждый» — более широкое.

Наиболее полно обязанности граждан по охране природы и бе­режному использованию природных богатств как природопользо-вателей определены в природоресурсном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земель­ных участков, обязаны: использовать земельные участки в соот­ветствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием спо­собами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять меро­приятия по охране земель, соблюдать порядок пользования леса­ми, водными и другими природными объектами; своевременно приступить к использованию земельных участков в случаях, если сроки их освоения предусмотрены договорами; своевременно про­изводить платежи за землю; соблюдать при использовании зе­мельных участков требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламле­ние, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соот­ветствующих категорий; выполнять иные требования, предусмот­ренные Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Обязанности пользователей других природных ресурсов опре­делены Лесным кодексом РФ (ст. 83, 90, 99), Водным кодексом РФ (ст. 92), Законами о недрах (ст. 22), о животном мире (ст. 40), об охране атмосферного воздуха (ст. 30).

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 28, 37.

1. Природные богатства — общественное достояние




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.