Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XXIIi. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 1 страница




Под потенциально опасными веществами и материалами по­нимаются химические и иные вещества, а также материалы, со­держащие такие вещества, при обращении с которыми на стади­ях их транспортирования, хранения и использования может оказываться отрицательное воздействие на состояние природы.

Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами и материалами

В настоящее время, по оценкам специалистов, на междуна­родном рынке находится 70—80 тыс. химических веществ. Менее 1% из них имеют изученные токсикологические характеристики. В большинстве случаев не проведена оценка их воздействия на окружающую среду. Каждый год в торговлю поступает примерно 1—2 тыс. новых наименований химикатов1.

На российском рынке находится 20—25 тыс. разнообразных химических и иных веществ. Причем их ассортимент постоянно увеличивается. Такие вещества используются в промышленнос­ти, сельском хозяйстве, энергетике, в других сферах. К ним отно­сятся, к примеру, агрохимические средства (минеральные удоб­рения и ядохимикаты), озоноразрушающие вещества, радиоак­тивные вещества и материалы, химические и иные вещества, ис­пользуемые в военной и иных сферах. На разных стадиях обращения с такими веществами — при производстве, транспор­тировании, хранении, использовании — может оказываться вред­ное воздействие на природу. Такое воздействие может оказывать­ся также материалами, содержащими такие вещества.

К экологическому праву имеют отношение также такие раз­новидности веществ и материалов, как медикаменты, космети­ческие средства, предметы бытовой химии и др. Пришедшие в негодность, они подлежат удалению (обезвреживанию). Именно

Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989. С. 206; Медоуз Донелл X., Медоуз Деннис Л., Рандерс, Йорген. За пределами роста / Пер. с англ. М., 1994. С. 111.

524 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

на этой стадии может происходить вредное воздействие на при­роду.

Общие положения, касающиеся регулирования отношений по обращению с химическими и иными веществами и материалами, установлены Законами об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения. Практика регулирования обращения с химическими и иными веществами и материалами, могущими оказывать вредное воздействие на окру­жающую среду, развивается применительно к отдельным их кате­гориям — агрохимикатам, радиоактивным веществам и материа­лам и др. Этим целям служат Федеральные законы от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми», от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп.), от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (с изм. и доп.) и др.

1.1. Правовые требования и меры по обращению

с потенциально опасными химическими и биологическими

веществами и материалами

Согласно ст. 47 Закона об охране окружающей среды произ­водство и обращение с потенциально опасными химическими ве­ществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, допускаются на территории РФ после прове­дения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологи­ческих исследований этих веществ, установления порядка обра­щения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ. Обезвреживание потенциально опасных химических и биоло­гических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документа­ции в соответствии с законодательством.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими, биологическими веществами и отдельными вида­ми продукции государственную регистрацию (ст. 14). Потенци­ально опасные для человека химические, биологические вещест­ва и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 43 государственной регистрации подле­жат впервые внедряемые в производство и ранее не использовав-

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 525

шиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; от­дельные виды продукции, представляющие потенциальную опас­ность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пи­щевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации (перечень таких видов устанавливается Правительст­вом РФ).

Государственная регистрация веществ и отдельных видов про­дукции проводится на основании:

оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

• установления гигиенических и иных нормативов содержа­ния веществ, отдельных компонентов продукции в среде оби­тания;

• разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по пред­отвращению их вредного воздействия на человека и среду оби­тания.

Государственная регистрация продукции, представляющей по­тенциальную опасность для человека, проводится на стадии, пред­шествующей ее производству на территории Российской Федера­ции, а продукции, впервые ввозимой на территорию РФ и ранее не реализовывавшейся на ней, — до ее ввоза на территорию РФ.

Проведение государственной регистрации возложено на Ми­нистерство здравоохранения РФ, а также уполномоченные им уч­реждения государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы РФ. Эта работа проводится в порядке, установленном Положением о государственной регистрации и ведении государст­венного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Феде­рации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ап­реля 2001 г. № 262.

Продукция, ввозимая на территорию РФ, которая может ока­зывать вредное воздействие на человека и среду обитания, допус­кается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпиде­миологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к ввозимой продукции, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продук­ции являются существенным условием договоров (контрактов) ее поставок.

526 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

---------------------------------.------------------------------------------------------------------------

Ряд специальных требований и мер природоохранного назна­чения предусмотрен Федеральным законом «О безопасном обра­щении с пестицидами и агрохимикатами». Применение пестици­дов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами" получения высоких урожаев. Одновременно исполь­зование этих веществ сопровождается загрязнением окружающей среды.

Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:

• регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов;

• государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

• лицензирование деятельности в области безопасного обраще­ния с пестицидами и агрохимикатами;

• стандартизация и сертификация пестицидов и агрохими­катов;

• государственный надзор и контроль за безопасным обраще­нием с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и аг­рохимикатов — новое и важнейшее правовое требование в рас­сматриваемой сфере. В содержание регистрационных испыта­ний входит:

• оценка опасности негативного воздействия пестицидов и аг­рохимикатов на здоровье людей и разработка гигиенических нор­мативов, санитарных норм и правил1;

• определение эффективности применения пестицидов и агро­химикатов и разработка регламентов их применения;

• экологическая оценка регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов.

Очевидно, что при проведении регистрационных испытаний следует оце­нивать опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов не только на здоровье людей, но и на растительный и животный мир, которые неизбежно страдают при использовании тех и других средств. Это особенно важно в связи с тем, что при регистрационных испытаниях разрабатываются регламенты их при­менения. Экологические факторы должны учитываться на стадии разработки рег­ламентов, а не оцениваться применительно к уже разработанным регламентам, как это предусмотрено в названном Законе. Хотя в Законе обоснованно устанавли­вается, что регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 527

Регистрационные испытания проводят юридические лица, ко­торые имеют необходимое для этого научное и материально-тех­ническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации. Такие юридические лица должны быть допуще­ны специально уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим организацию регистрацион­ных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и аг­рохимикатов, к проведению испытаний.

Экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов включает:

• государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов. Проводится специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области экологичес­кой экспертизы;

• токсиколого-гигиеническую экспертизу. Проводится специ­ально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области Госсанэпиднадзора;

• экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохи­микатов. Организуется Министерством здравоохранения РФ, а также уполномоченными им учреждениями государственной са­нитарно-эпидемиологической службы РФ.

На основании экспертизы результатов регистрационных ис­пытаний пестицидов и агрохимикатов и с учетом ее заключений проводится государственная регистрация пестицидов и агрохи­микатов специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. В случае не­обходимости проведения дополнительных исследований по оцен­ке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимика­тов на здоровье людей и окружающую природную среду требуется новая государственная регистрация через два года.

Зарегистрированный пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разре­шенных к применению на территории Российской Федерации. Ведется каталог специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим организацию ре­гистрационных испытаний и государственную регистрацию пес­тицидов и агрохимикатов.

Деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий), кото­рые выдаются специально уполномоченными федеральными ор-

 

 

528 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

ганами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Пестициды и агрохимикаты подлежат сертификации на соот­ветствие требованиям к безопасному обращению с ними. Серти­фикация проводится в порядке, установленном специально упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Специально уполномоченные федеральные органы исполни­тельной власти осуществляют государственный надзор и кон­троль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимика­тами.

В законодательстве установлен ряд важных общих требова­ний к безопасному обращению с пестицидами и агрохимиката­ми. Они касаются разработки новых пестицидов и агрохимика­тов; информации о безопасном обращении с пестицидами и агро­химикатами; производства, хранения, транспортировки пестици­дов и агрохимикатов; их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.

Так, разработчик новых пестицидов и агрохимикатов обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимика­тов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на ок­ружающую природную среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.

В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юри­дические лица, подавшие заявки на государственную регистра­цию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при госу­дарственной регистрации представление рекомендаций о транс­портировке, применении и хранении пестицидов и агрохимика­тов, тарной этикетки с предупредительной маркировкой. При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или аг-рохимикатом рекомендациями о их применении, транспортиров­ке и хранении и тарной этикеткой.

Пестициды и агрохимикаты должны производиться в соответ­ствии со стандартами и иными нормативными документами, со­гласованными со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обраще­ния с пестицидами и агрохимикатами. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную ре­гистрацию.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 529

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специа­лизированных хранилищах, предназначенных только для их хра­нения. А их транспортировка допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Применяются пестициды и агрохимикаты: на основе разреше­ний; с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической об­становки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв); с соблюдением установленных регла­ментов и правил, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду; только при ис­пользовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования допускается на основа­нии специальных разрешений специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

1.2. Правовые требования и меры по обращению

с озоноразрушающими веществами и содержащей

их продукцией

Потребности в правовом регулировании обращения с этой раз­новидностью веществ и продукции связаны с необходимостью ре­шения актуальной глобальной проблемы охраны озонового слоя атмосферы Земли от разрушения. Разрушение этого слоя, по мне­нию специалистов, происходит вследствие выбросов в атмосферу веществ, приводящих к расщеплению озона.

Согласно ст. 54 Закона об охране окружающей среды охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и ис­пользования веществ. Регулируется обращение с этими вещества­ми на национальном уровне преимущественно во исполнение международных обязательств РФ, вытекающих из Венской кон­венции об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальского прото­кола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.

Правовые требования и меры по обращению с озоноразрушаю­щими веществами и содержащей их продукцией предусмотрены рядом подзаконных актов. Основные из них — постановления Пра­вительства РФ: от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государст­венного регулирования производства и потребления озоноразруша-ющих веществ в Российской Федерации» (с изм.); от 8 мая 1996 г. № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержа-

530 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

щей их продукции» (с изм.); от 9 декабря 1999 г. № 1368 «Об уси­лении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Фе­дерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих ве­ществ и содержащей их продукции»1 и др.

Основные меры по регулированию обращения с озоноразруша-ющими веществами и содержащей их продукцией касаются дея­тельности, осуществляемой внутри страны, и импортно-экспорт­ных операций с ними. Меры, касающиеся деятельности, осуществляемой внутри страны, в частности, включают:

• разработку уполномоченными органами (природоохранными, экономического развития, финансов и др.) комплекса неотложных мер по поэтапному сокращению производства и потребления озоно­разрушающих веществ в Российской Федерации, предусмотрев, в том числе, организацию системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ, производство и потребле­ние которых регулируется в соответствии с Монреальским протоко­лом, а также создание их резервных запасов для обеспечения нахо­дящегося в эксплуатации оборудования;

• установление квот на производство на территории РФ кон­кретных озоноразрушающих веществ исходя из расчетных ста­вок, сроков и других требований Монреальского протокола по ве­ществам, разрушающим озоновый слой. Такие квоты были определены бывшим Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с Министерством экономики РФ. При этом производство озоноразрушающих веществ с определен­ного периода (с 1 августа 1999 г.) осуществляется только в тех случаях, когда эти вещества используются исключительно как сырье для производства других химических веществ, и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом;

• регулирование сроков (с 20 декабря 2000 г.) ограниченного производства озоноразрушающих веществ;

• запрет (с 1 июля 2000 г.) на создание на территории РФ новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ;

• разработку и утверждение уполномоченными органами по­рядка использования средств Глобального экологического фонда и других средств, направляемых на реализацию мероприятий, и в первую очередь на ликвидацию и перепрофилирование мощнос­тей по выпуску озоноразрушающих веществ, а также обеспечение контроля за целевым использованием этих средств.

СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6238.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 531

Меры по регулированию обращения с озоноразрушающими ве­ществами и содержащей их продукцией, касающиеся импортно-экспортных операций с ними, установленные в целях обеспече­ния выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, включают:

• лицензирование ввоза в РФ и вывоза из РФ конкретных озо­норазрушающих веществ и содержащей их продукции, за исклю­чением их транзитных перевозок через РФ. Лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ на осно­вании решения Министерства природных ресурсов РФ (ранее -Госкомэкологии РФ) о возможности осуществления ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их про­дукции, принимаемого на основании заключения государствен­ной экологической экспертизы.

При этом определен перечень озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, запре­щенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ;

• допустимость ввоза в РФ и вывоза из РФ (с 1 марта 2000 г.) конкретных озоноразрушающих веществ только в случаях: ис­пользования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; в особых случаях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом; транзитных перевозок их через Российскую Федера­цию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Мон­реальского протокола;

• разработку перечня продукции с использованием озонораз­рушающих веществ, ввозимой (вывозимой) в РФ;

• контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ лицензируемых озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Кон­троль осуществляет Государственный таможенный комитет РФ и иные специально уполномоченные государственные органы РФ.

1.3. Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами

Широкое использование ядерных веществ в энергетике и дру­гих сферах и риск загрязнения окружающей среды предопреде­ляют потребность в правовом регулировании обращения с радио­активными веществами и материалами. Масштабы риска вреда для природы и человека можно, в частности, оценить по аварии на Чернобыльской АЭС.

532 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

В законодательстве и научной литературе употребляются раз­ные понятия, обозначающие вещества, обладающие радиоактив­ным эффектом, — ядерные вещества, радиоактивные вещества, ядерные материалы, радиоизотопная продукция, расщепляю­щиеся вещества.

Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным мате­риалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Ядер­ные материалы -- материалы, содержащие или способные вос­произвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Общие требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами предусмотрены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 48 Закона юридические и фи­зические лица обязаны соблюдать правила производства, хра­нения, транспортировки, применения, захоронения радиоак­тивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Закон запре­тил ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов из ино­странных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправку в целях захоронения в космичес­кое пространство ядерных материалов, кроме случаев, установ­ленных самим Законом.

Конкретные требования по поводу радиоактивных веществ и материалов установлены Законом об использовании атомной энергии. В частности, этот Закон распространяется на такие виды деятельности по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами, как:

• учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ;

• экспорт и импорт ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ;

• подготовка специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядер­ных материалов и радиоактивных веществ;

• физическая защита ядерных установок, радиационных ис­точников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактив­ных веществ.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 533

В законодательстве предусмотрены также требования к объек­там использования, хранения и иных видов обращения с рассмат­риваемыми веществами и материалами. На современном этапе такие объекты разнообразны. Это — ядерные установки (сооруже­ния и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; со­оружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и др.); радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам комплексы, ус­тановки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излуче­ние); пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов); облученные тепловыделяю­щие сборки ядерного реактора (облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отра­ботавшее ядерное топливо) и др.

Применительно к этим объектам в законодательстве установ­лены требования по их размещению, сооружению, приемке к экс­плуатации и вводу в эксплуатацию и эксплуатации.

Для обеспечения безопасного обращения с радиоактивными веществами и материалами в соответствии с российским законо­дательством все ядерные материалы находятся в федеральной собственности. При этом допускается их передача юридическим лицам при условии наличия у них разрешения (лицензии). Раз­решительные документы выдаются органами государственного регулирования безопасности на право ведения работ в области ис­пользования атомной энергии и на основании договоров, заклю­чаемых специально уполномоченным на то государственным ор­ганом.

Радиоактивные вещества и радиационные источники, не имеющие оборонного назначения и применяемые в медицине, на­учных исследованиях и промышленности, могут находиться в собственности юридических лиц.

На собственников ядерных установок, радиационных источ­ников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ возложена обязанность осуществлять контроль за их со­хранностью и надлежащим использованием.

534 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Государственная политика в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами основана на ком­плексном решении проблем нормирования их получения, образо­вания, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспбртирования и хранения.

Различные виды деятельности по обращению с ядерными ма­териалами и радиоактивными веществами допускаются лишь на основании разрешений (лицензий). К таким видам относятся:

• размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплу­атации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• обращение с ядерными материалами и радиоактивными ве­ществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• проектирование и конструирование ядерных установок, ра­диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядер­ных материалов и радиоактивных веществ.

К важнейшим природоохранным мерам относятся государст­венный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе го­сударственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоак­тивные вещества — на федеральном, региональном и ведомствен­ном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвра­щения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управ­ления использованием атомной энергии и органам государствен­ного регулирования безопасности информации о наличии и пере­мещении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также об их экспорте и импорте.

В законодательстве установлены специальные требования к транспортированию, хранению и переработке ядерных материа­лов и радиоактивных веществ. Так, транспортирование должно

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 535

осуществляться в соответствии со специальными правилами, пра­вилами транспортирования особо опасных грузов. Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь раз­решение (лицензию). При транспортировании ядерных материа­лов, радиоактивных веществ транспортные организации с участи­ем отправителей и получателей указанной продукции, эксплуати­рующих организаций обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий и по лик­видации их последствий, а также мероприятия по охране окру­жающей среды.

При хранении и переработке ядерных материалов и радиоак­тивных веществ должна обеспечиваться надежная защита населе­ния и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нор­мами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения.

Важное значение для охраны окружающей среды имеет обес­печение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоак­тивных веществ. В соответствии с законодательством физическая защита этих" объектов предусматривает единую систему планиро­вания, координации, контроля и реализации комплекса техни­ческих и организационных мер, направленных на:

• предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного до­ступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, пред­отвращение их хищения или порчи;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.