Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуаций 2 страница




Обладая данными о сейсмопасности того или другого хозяйст­венно освоенного района, государство имеет возможность заблаго­временно принять меры по подготовке к возможным землетрясени­ям. Примером может служить распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. № 1236-р «О подготовке Камчатской области к

3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций 569

возможным землетрясениям». Распоряжение содержало поруче­ния государственным органам выполнить конкретные меры.

Так, Государственному комитету РФ по государственным ре­зервам поручено выделить в 1995 г. из госрезерва в распоряжение администрации Камчатской области материальные ресурсы на определенную сумму в целях создания резерва материально-тех­нических ресурсов для ликвидации прогнозируемых последствий чрезвычайных ситуаций в этом регионе по номенклатуре и объ­емам согласно приложению; администрации Камчатской облас­ти — обеспечить создание этого резерва материально-техничес­ких ресурсов, их учет, освежение, восполнение, а также организовать хранение этих материальных ресурсов на имею­щихся складских площадях повышенной сейсмостойкости.

МЧС России, Росгидромету, Минфину России совместно с Рос­сийской академией наук дано задание выделить определенную Правительством РФ сумму в 1995 г. на финансирование перво­очередных работ по созданию Камчатского автоматизированного участка Федеральной системы сейсмологических наблюдений и усилению Камчатского территориального управления по гидро­метеорологии и контролю природной среды. А Минобороны Рос­сии поручено завершить в 1995—1997 гг. ликвидацию склада боеприпасов в г. Петропавловске-Камчатском.

В некоторых сейсмоопасных районах страны сейсмостанции были созданы около 50 лет назад, одна из них, к примеру, сейс-мостанция Шикотан (1958-г.) находится в самой сейсмической «точке» России. Однако в последние годы из-за дефицита финан­совых средств эта станция несколько раз закрывалась. Последнее, как нам кажется, не самое мудрое решение об этом было принято в январе 1997 г. Опытные сейсмологи оказались не у дел. В инте­ресах ли общества такое решение?1

Важным направлением работы в обсуждаемой сфере является подготовленность к снежным лавинам. Регулируется соответствую­щая деятельность постановлением Совета Министров РФ от 11 мая 1993 г. «О создании противолавинной службы»2. Для повышения безопасности населения и уменьшения ущерба от схода снежных лавин на территории России решением Правительства РФ в системе Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды создана противолавинная служба. В ее состав

См.: Не трясет, господа? // Губернские ведомости (Сахалин). 1997. 15 марта.

2 СААП РФ. 1993. №20. Ст. 1854.

570 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

входят научно-производственный центр «Антистихия», Рокский и Эльбрусский противолавинные отряды Северо-Кавказской военизи­рованной службы по активному воздействию на гидрометеорологи­ческие процессы и Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Магаданский, Мурманский, Сахалинский и Северо-Кавказский ре­гиональные противолавинные центры.

Основные задачи противолавинной службы:

• оперативное оповещение о возможном сходе лавин органов ис­полнительной власти территорий, подверженных этой опасности;

• разработка и проведение мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства от воздействия снежных лавин путем предупредительного их спуска;

• подготовка экспертного заключения о возможности строи­тельства объектов на территориях, подверженных опасности схода снежных лавин.

С учетом природных явлений, от которых может страдать город, должны приниматься местные правовые меры по снижению послед­ствий таких явлений. На это направлено, в частности, распоряже­ние премьера! Правительства Москвы от 4 ноября 1995 г. «О созда­нии оперативной группы по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов, гололеда и других экстремальных погодных явлений». Специализированная оперативная группа создана в целях незамедлительной ликвидации последствий сильных снего­падов, гололеда и других экстремальных погодных явлений.

На группу возложена задача: а) координировать действия го­родских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов, гололеда и других экстремальных по­годных явлений; б) контролировать исполнение поручений Пра­вительства Москвы по этому вопросу; в) собирать информацию, анализировать обстановку и подготавливать предложения для принятия решений Правительством Москвы.

На предупреждение и борьбу с эпидемиями и эпизоотиями на­правлена деятельность санитарных, ветеринарных и других орга­нов. В этих целях проводятся противоэпидемические и противоэ-пизоотические мероприятия. /

В связи со слабостью правового регулирования отношений по по­воду стихийных бедствий в Федеральном законе «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» актуальной явля­ется задача принятия специального Федерального закона «О сти­хийных бедствиях», который должен всесторонне регулировать от­ношения по предупреждению стихийных бедствий, их ликвидации

4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий 571

и Возмещению причиненного вреда. Проект такого закона был под­готовлен по заказу МЧС России в 2000 г. автором данного учебника совместно с профессором Б.Н. Порфирьевым1. Однако до сих пор он не был представлен в Правительство РФ.

4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

Экологически опасные ситуации существуют на некой ограни­ченной территории. По оценкам Минприроды РФ, на весьма зна­чительной части территории страны, в северных районах страны, хозяйственно мало освоенных, занимающей до 40%, окружаю­щая среда является вполне благоприятной.

Работой по экологической оценке и картографированию тер­ритории России активно занимается Институт географии РАН. С учетом загрязнения атмосферы, истощения и загрязнения вод суши, загрязнения морей, деградации лесов, эрозии и других форм деградации почв, истощения рыбных ресурсов и других эко­логически значимых факторов, характеризующих качественное и количественное состояние природной среды и ее отдельных объ­ектов, исходя из этих критериев, на основе проведенных обследо­ваний территории России Институт составил в начале 90-х гг. экологическую карту.

По степени остроты Институт разделяет экологические ситуа­ции на две категории — острые и очень острые. Очень острые эко­логические ситуации существуют там, где состояние природной среды начинает прямо угрожать условиям жизни населения.

При этом наиболее неблагоприятные экологические ситуации (острые и очень острые) в начале 90-х гг. наблюдались на 15% территории России (площадь в 2,5 млн км2). С учетом деградиро­ванных пастбищ эта величина достигала 18—20%. По состоянию на 1991 г. было выделено 13 регионов с очень острой экологичес­кой ситуацией, включая:

• Кольский полуостров,

• Московский регион (загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, утрата продуктивности земель, загрязне­ние почв, деградация лесных массивов),

• Северный Прикаспий,

1 См.: Бринчук ММ. Правовое регулирование отношений по поводу стихий­ных бедствий // Правовое регулирование проблем безопасности. Сборник статей. М., 2002. С. 7—29.

572 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

• Среднее Поволжье и Прикамье,

• промышленная зона Урала,

• нефтегазопромысловые районы Западной Сибири,

• Кузбасс,

• районы озера Байкал,

• Норильский промышленный район,

• Калмыкия,

• Новая Земля,

• зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС,

• рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей.

По результатам исследований экологической ситуации Евро­пейской части России, включающей 12 административных облас­тей, выполненных этим же Институтом в середине 90-х гг., уста­новлено, что в центре Европейской части России территории с относительно удовлетворительными ситуациями занимают 15% от общей площади региона, с конфликтными и напряженными ситуациями — по 30%, с кризисными ситуациями — 23%, с ка­тастрофической экологической ситуацией — 2%. Констатирует­ся, что в северной части исследуемого региона еще сохранилась здоровая окружающая среда1.

Очевидно, что самое важное для оценки остроты как отдель­ных экологических проблем, связанных, к примеру, с состоянием почв, так и экологических ситуаций, — наличие общепринятых критериев.

Институт географии РАН предлагает определять степень ост­роты экологических проблем и ситуаций исходя из показателей, характеризующих изменения природных компонентов и усло­вий, которые:

• влияют на санитарно-гигиеническую обстановку, т.е. на со­стояние здоровья людей;

• ведут к истощению и утрате природных ресурсов;

• нарушают и видоизменяют естественные ландшафты.

Основываясь на собственных критериях, ученые выделили на­званные выше 13 экологически неблагополучных регионов. Но чтобы придать им официальный статус таковых, необходимы юридические, а не только научные основания. Соответствующие критерии должны устанавливаться в законодательстве.

В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и

См.: Зеленый мир. 1995. № 27. С. 5.

4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

определены критерии их выделения. Статья 5 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера»1 в качестве инструмента реше­ния задач предусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются разновидностью экологически неблагополучных тер­риторий, так как по смыслу Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природ­ной среде, значительные материальные потери и нарушение усло­вий жизнедеятельности людей.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказа­лись нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных си­туаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классифи­кации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., подразделяются на локальные, местные, тер­риториальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 че­ловек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день воз­никновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуа­ции не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо на­рушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной си­туации не выходит за пределы субъекта РФ.

Отношения по созданию экологически неблагополучных тер­риторий регулируются также Законом РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О соци­альной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации

Далее — Закон о защите от чрезвычайных ситуаций.

574 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им установле­ны четыре вида зон:

зона отчуждения;

• зона отселения;

• зона проживания с правом на отселение;

• зона проживания с льготным социально-экономическим ста­тусом.

Закон устанавливает достаточно определенные критерии для выделения той или иной зоны. Эти критерии -- проведение в 1986 г. эвакуации и последующего отселения граждан; начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облуче­ния населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр); начиная с 1991 г. плот­ность радиоактивного загрязнения почвы цезием-13 7 превышает 1 Ки/км2 (ст. 7).

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986—1987 гг. 30-кило­метровой зоной. В соответствии с проектом Закона РСФСР «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предлагалась как заповедная зона) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также части территории РФ, загрязненные радиоактивными ве­ществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из ко­торых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 г. и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено.

Зона отселения -- часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км2, или стронцием-90 свыше

3 Ки/км2, или плутонием-239 — свыше 0,1 Ки/км2.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плот­ностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2. С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие черно­быльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почва­ми, способствующими высокой миграции радионуклидов в расте­ния, законодательством РФ к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями ра­диоактивного загрязнения. Дополнительные критерии по опреде­лению границ зоны проживания с правом на отселение в зависи­мости от степени радиоактивной загрязненности ее территории (кроме цезия-13 7) долгоживущими радионуклидами устанавли­ваются Правительством РФ.

4. Понятие и

виды экологически неблагополучных территорий

Зона проживания с льготным социально-экономическим ста­тусом — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плот­ностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквива­лентная доза облучения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр). До­полнительные критерии по определению границ этой зоны в за­висимости от степени радиоактивной загрязненности ее террито­рии другими (кроме цезия-13 7) долгоживущими радионуклида­ми устанавливаются Правительством РФ.

Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось два вида "экологически неблагополучных терри­торий — зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны эколо­гического бедствия. В соответствии со ст. 58 зонами чрезвычайной экологической ситуации объявлялись участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устой­чивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных эколо­гических систем, генетических фондов растений и животных. Зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результа­те хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие не­обратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59).

Как видим, принципиального различия между зонами чрез­вычайной экологической ситуации и зонами экологического бед-> ствия Закон не установил. В том и другом случае речь шла об участках территории с деградированной окружающей средой. Но применительно к зонам чрезвычайной экологической ситуации говорилось, что это участки, где происходят устойчивые отрица­тельные изменения в окружающей природной среде. А в отноше­нии зоны экологического бедствия сказано, что это участки, где произошли глубокие необратимые изменения природной среды.

На практике же трудно определить характер изменений: явля­ются ли они устойчивыми или глубокими, произошли или про­должают происходить. И потому при всей серьезности экологи­ческой.ситуации во многих регионах страны институт экологи­чески неблагополучных территорий на практике в России не дей­ствовал. Правда, другой причиной этого, очевидно, был дефицит финансовых средств, которые требовались бы на экологическую реабилитацию деградированной территории.

576 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

В сравнении с Законом РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» в новом Законе об охране окружающей среды обо­снованно предусмотрен лишь один вид зон — экологического бед­ствия.

Ранее, в учебнике «Экологическое право (право окружающей среды)» автор ставил под сомнение целесообразность выделения двух видов зон: «Есть ли в этом правовой смысл? Вопрос может быть поставлен и по-другому: нельзя ли решить проблемы реаби­литации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия?»1. Ответ на по­ставленные вопросы был положительным. Главное решение проб­лемы — в программе реабилитации территории.

Новый Закон, однако, не определяет понятие зоны экологи­ческого бедствия. Его определение дается в проекте Федерального закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». Зона эко­логического бедствия — территория, на которой состояние окру­жающей среды и показатели здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия или превышают их.

Таким образом, с правовой точки зрения под экологически не­благополучной территорией понимается участок территории, со­стояние окружающей среды которого соответствует установлен­ным в законодательстве критериям, необходимым для выделе­ния специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

5. Правовой режим экологически неблагополучной территории

Под правовым режимом экологически неблагополучной терри­тории понимается совокупность правил об объявлении, обеспече­нии функционирования таких территорий и снятии их особого ста­туса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окру­жающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.

5. Правовой режим экологически неблагополучной территории

Бринчук ММ. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 1998. С. 607—608.

Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблаго­приятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявле­ния об этом — разный.

Что касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматривае­мых Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, то в отноше­нии таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявле­нии территории зоной чрезвычайной ситуации. Это решение презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об опреде­лении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоак­тивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактив­ному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотнос­ти радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответ­ствующий вид зоны1. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунк­тов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Применительно к правовому режиму экологически неблагопо­лучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружаю­щей среды. Он также решается по-разному.

Сфера действия Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О соци­альных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вслед­ствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128), определяется фактом проживания граждан в 1949—1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу об­лучения более 5 сЗв (бэр). Гарантии социальной защиты установлены также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдаю­щим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.

578 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная' деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Прави­тельством РФ.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км2, а также на терри­ториях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны от­селения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до ус­тановленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о вы­езде на другое место жительства, также имеют право на получе­ние компенсаций и льгот, установленных названным Законом.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обя­зательный медицинский контроль за состоянием здоровья населе­ния и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

В зоне проживания с льготным социально-экономическим ста­тусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающе­го медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологи­ческой защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской ката­строфой н применением контрмер.

Наряду с мерами по физической и социальной защите челове­ка Законсом (ст. 12) установлены меры по экологическому оздо­ровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязне­нию вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других, мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компен­сация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воз-

5. Правовой режим экологически неблагополучной территории

действия на нее экологически опасных факторов, приведение ра-диационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использова­ния и жизнедеятельности населения, возврат радиационно за­грязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.

Организация и обеспечение контроля за экологической обста­новкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязне­нию, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.

На практике ликвидация последствий чернобыльской катас­трофы и защита людей осуществлялась непоследовательно, вяло. Верховный Совет РСФСР в 1990 г.1 констатировал, что:

- принимаемые Правительством и региональными Советами меры недостаточны;

- упущено невосполнимое время, неоправданно затягивается решение многих проблем и, в первую очередь, отселение людей из местностей, где их проживание небезопасно (только в Брян­ской области — 110 тыс. чел.);

- медленно разворачивается строительство жилья для пересе­ленцев;

- жители пострадавших районов не обеспечиваются в полном объеме чистыми продуктами питания, медицинским и бытовым обслуживанием;

- в основу республиканской программы ликвидации послед­ствий чернобыльской катастрофы, переселения жителей населен­ных пунктов, расположенных на территории с плотностью за­грязнения свыше 15 Ки/км2 заложена ложная концепция, Действовавшая с 1986 г. Это сделано с целью задержать в зоне как можно больше людей, для чего засекречивалась информация о Действительных масштабах радиоактивного загрязнения, степе­ни опасности проживания, всячески поддерживался вид благопо­лучия;

~ на загрязненных сельхозугодьях работы ведутся без полно­го учета ситуации, и эта деятельность не регламентируется зако-н°Дательными актами, в результате чего производится радиаци­онно загрязненная продукция, которая потребляется как на месте, так и отправляется в другие регионы.

Ведомости РСФСР. 1990. № 20. Ст. 220.

 

580 XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Единая государственная программа по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992—1995 годы и на период до 2000 года была утверждена Вер­ховным Советом РФ лишь 14 июля 1993 г. Позже постановлени­ем Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1112 утверждена Федеральная целевая программа по защите населения Россий­ской Федерации от воздействия последствий чернобыльской ката­строфы на период до 2000 г.1

В настоящее время реализуется Федеральная целевая про­грамма «Преодоление последствий радиационных аварий на пе­риод до 2010 года», утвержденная постановлением Правительст­ва РФ от 29 августа 2001 г.2 В ее структуре осуществляются подпрограммы «Преодоление последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС», «Преодоление последствий аварий на производствен­ном объединении «Маяк», «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычай­ными ситуациями природного и техногенного характера, регули­руемой Законом о защите от чрезвычайных ситуаций, — ликви­дация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и на­правленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и ма­териальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях ко­торых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательст­вом порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных по­следствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населе­ния к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ор-

5. Правовой режим экологически неблагополучной территории

СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 4300. 2 СЗРФ. 2001. №39. Ст. 3769.

ганизациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов ор­ганизаций, а также сил единой государственной системы предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалифика­ции, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и не­посредственно по месту работы. Порядок такой подготовки опреде­лен постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточнос­ти указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства РФ (ст. 24 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.