Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа самооценки и тип профессии 2 страница




• Второй подход предполагает выделение трех групп ролей: межличностных ролей, информа­ционных ролей и ролей, связанных с принятием решений.

• Третий подход исходит из рассмотрения управления как последовательности функций плани­рования, организации, мотивации и контроля.

• В крупных организациях объем управленческой работы, настолько велик, что для дифферен­циации и координации работы в системе управления формируется система вертикального разделение труда по уровням управления.

• Традиционно выделяются три уровня управления. Руководители низового звена, младшие ру­ководители, наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые не управ­ляют, а имеют дело непосредственно с ресурсами и основными операциями. Руководители высшего звена отвечают за организацию в целом или за крупный сегмент организации. Руководители средне­го звена являются буфером между руководителями низового и высшего звеньев. Их работа значи­тельно различается в разных организациях. В небольших организациях руководителей среднего уровня может не быть вообще.

• Успех организации определяется степенью достижения ею своих целей. Основные характери­стики успешной организации - это ее способность выживать, работать результативно и эффективно. Основной источник эффективности организации - производительное использование основных видов ресурсов. Главный критерий результативности и эффективности коммерческих организаций - фирм - долгосрочная высокая прибыль.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 2. Теория управления и ее эволюция.

Упражнение 2.1.

Перечислите основные подходы и школы, которые принято выделять в рамках современной классификации управленческих теорий.

Упражнение 2.2.

В чем принципиальное различие между административной школой и школой научного управ­ления?

Упражнение 2.3.

Попытайтесь соотнести принципы управления Файоля с реальной системой управления в ор­ганизации, работа которой вам хорошо известна.

Упражнение 2.4.

Какие изменения в экономической, технологической среде и характеристиках трудовых ресур­сов с4юрмировали потребность в новом подходе к управлению ко второй четверти XX столетия?

Упражнение 2.5.

По каким направлениям сторонники психологического подхода в управлении критиковали первоначальные школы управления?

Упражнение 2.6.

В чем заключались основные изменения подхода к управлению, связанные со «школой челове­ческих отношений»

Упражнение 2.7.

Какие основные рекомендации менеджерам были сформулированы в рамках школы человеческих отношений»?

Упражнение 2.8.

Какие изменения в рыночной среде вызвали необходимость в формировании системного под­хода в теории управления?

Упражнение 2.9.

Назовите основные характеристические особенности системного подхода в управлении,

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Управление родилось в древности, когда естественным образом возникшее разделение труда сделало необходимым координацию действий работников, занятью специализированным трудом Организационной формой такого разделенного труда стали древние организации и, прежде всего, государства

•Древние организации существенно отличались от современных. Среди крупных организации основную роль играли государства, поэтому на протяжении веков попытки научного обобщения проблематики управления ориентировались исключительно на государственное управление.

•Переломным моментом в истории организаций является период промышленной революции В результате этого в Западной Европе, а затем и в Северной Америке господствующим стал фабрич­ный способ производства Это привело к скачкообразному росту количества организаций и соответ­ствующему росту потребности в людях, готовых управлять ими Современная наука управления на­чала формироваться в ответ на эту потребность

• В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различ­ных подходов, которые составляют сегодня современную теорию менеджмента Первоначальное формирование науки об управлении организациями происходило в рамках четырех школ «школ управления» научного управления, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.

•Школа научного управления сконцентрировалась на проблемах научной организации труда и научной организации обеспечения эффективного труда.

•Административная школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией, рассматривала организацию в целом. Ее основопо­ложники стремились обеспечить высокую эффективность организации в целом.

•Точка зрения школы человеческих отношений (поведенческой школы) опиралась на изучение психологических аспектов поведения индивидов и групп в организациях и заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имеет ключевое значение для достижения их успеха

• Количественная школа управления ориентировалась на использование количественных мето­дов, таких как построение математических моделей и исследование операций, чтобы помочь в приня­тии решений по поводу использования ограниченных ресурсов и за счет этого повысить эффектив­ность функционирования организаций.

• Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, получила развитие в рамках процессного подхода. В нашем курсе в качестве основных рассматриваются функ­ции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений счита­ются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций

• Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из не­скольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабаты­вает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окру­жающей ее

• Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основ­ные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. В соответствии с этим под­ходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, поэтому абстракт­но «лучшего способа» управления не существует.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 3. Внутренняя среда организации.

Упражнение 3.1.

Перечислите и проанализируйте основные факторы внутренней среды известной Вам организации.

Пояснительная записка для выполнения упражнения.

• К основным переменным внутренней среды организации мы относим структуру, цели, задачи, технологию и людей.

• Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хо­тят достигнуть члены организации в процессе совместной деятельности. Формулирование и сообще­ние целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализи­рованными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с общими целями.

• Во всех организациях, за исключением самых маленьких, выделяются специализированные функциональные подразделения и уровни управления. Структура организации является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, построенных из расчета достижения це­лей организации.

• Сфера контроля - это число людей, которые непосредственно подчиняются данному руково­дителю. Если сфера контроля широка, а количество уровней управления относительно невелико, то структуру называют плоской. Многоуровневые структуры, наоборот, имеют относительно много уровней управления и сравнительно узкую сферу контроля.

• Задача - это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом за определенный период. Выделяют задачи, предполагающие работу с людьми, предметами и инфор­мацией. Существуют две противоположные тенденции: с одной стороны со времен промышленной революции задачи дробятся и становятся все более специализированными, а с другой - потребность в активизации человеческого фактора и возможности, связанные с механизацией, автоматизацией, компьютеризацией и информатизацией производства ведут к укрупнению, комплексированию задач.

• Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.

• Согласно классификации Д. Вудворд, мелкосерийная или единичная технология - это произ­водство, ориентированное на одного заказчика. В технологиях массового производства изготавли­ваются большие количества принципиально сходной продукции. Непрерывное производство исполь­зует автоматическое оборудование для изготовления больших количеств совершенно одинаковой продукции.

• Согласно классификации Д. Томпсона, многозвенная технология характеризуется сериями взаимозависимых заданий, которые должны выполняться в определенной последовательности. По­средническая технология действует в рамках процесса, в ходе которого взаимодействуют группы же­лающих вступить в отношения взаимозависимости людей. Интенсивная технология использует кон­кретные навыки, приемы или услуги для внесения конкретных изменений в конкретный продукт.

• Ключевой внутренней переменной любой организации являются люди. На процесс управле­ния непосредственное влияние оказывает поведение людей как отдельных личностей, поведение лю­дей в группах, а также поведение людей, выступающих в качестве лидеров.

• Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они формируют целостный объект - организацию. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Со­вершенствование одной переменной, например технологии, не обязательно ведет к повышению про­изводительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, на людях.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 4. Внешняя среда организации.

Упражнение 4.1.

Постарайтесь проиллюстрировать основные характеристики современной внешней среды на российских примерах.

Пояснительная записка для выполнения упражнения

• Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация тесно связана с внешней средой и зависит от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятель­ности с внешним миром.

• Значение внешних факторов различно для разных организаций и для разных подразделений в одной и той же организации Факторы, оказывающие непосредственное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все остальные - к среде косвенного воздействия.

• Все факторы внешней среды взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Сложность и подвижность внешней среды непрерывно повышается для всех организаций.

• Основными факторами среды прямого воздействия являются потребители, поставщики ресур­сов, законы и органы государственного регулирования и конкуренты.

• Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются экономическая среда, тех­нологическая среда, политико-правовая среда, социокультурная среда, а также локальная среда.

• Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к из­менениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 5. Коммуникации в организациях

Упражнение 5.1.

Рассмотрите фактический процесс коммуникации по нисходящей в известной вам организации и конкретизируйте основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Рассматривая этапы, выделите специфические шумы на каждом из них.

Упражнение 5.2.

Приведите примеры горизонтальных и вертикальных коммуникаций разного типа, которые сыграли значительную роль в деятельности известной вам организации.

Упражнение 5.3.

Приведите примеры организационных препятствий, нарушающих организационные коммуникации в организациях, деятельность которых вам известна.

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Коммуникации - это связующий процесс, необходимый для любого управленческого дейст­вия.

• Коммуникация - это обмен информацией между людьми.

• Выделяют коммуникации между организацией и ее окружением, внутри организаций, между выше и ниже расположенными уровнями системы управления, между разными специализированными подразделениями организации. Выделяют также слухи - неформальные коммуникации.

• Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, ка­нал и получатель.

• Этапы коммуникационного процесса - формулирование идеи, кодирование и выбор канала, передача и декодирование сообщения.

• Важнейшим элементом, обеспечивающим эффективность коммуникации и преодоление шумов, является обратная связь, т.е. реакция получателя, позволяющая оценить правильность восприятия им исходной идеи.

• Шум в информационной системе - это то, что искажает смысл передаваемой информации.

• В организациях источниками шума могут быть межличностные преграды и специфические организационные преграды, в частности преграды, связанные с фильтрацией информации, перегруз­кой получателя и плохой структурой организации.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 6. Принятие решений.

Упражнение 6.1.

Какие факторы и каким образом влияют на принятие менеджерами управленческих решений?

Упражнение 6.2.

Сформулируйте, как можно сопоставить классификацию решений на запрограммированные и незапрограммированные с классификацией решений на интуитивные, основанные на суждениях и рациональные.

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Решение - это выбор одной из альтернатив. Принятие решений - связующий процесс, необ­ходимый для выполнения любой управленческой функции.

• Запрограммированные решения, типичные для повторяющихся ситуаций, принимаются с со­блюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапро­граммированных решений. В этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.

• Решения могут приниматься на основе интуиции, суждений или логики, методом рациональ­ного разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации, но требует затрат времени и ресурсов на подготовку.

• Этапы рационального разрешения проблем - диагноз проблемы, формулирование ограниче­ний, критериев принятия решений и альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не явля­ется завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

• Ценностные ориентации руководителя влияют на его повседневные действия и решения.

• Среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска. Условия определенно­сти существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверно­стью, если для прогнозирования уровня вероятности результатов информации недостаточно, усло­вия принятия решения являются неопределенными.

• Часто успех решений зависит от быстроты их принятия, но иногда менеджерам не следует опережать время.

• Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует приня­тию решений. Руководитель должен решить - оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации.

• Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побоч­ными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 7. Функции планирования

Упражнение 7.1.

Приведите примеры конкретных проблем, связанных с четырьмя направлениями стратегическо­го планирования, которые можно выделить для знакомой вам организации. Укажите на основ­ные:

1) стратегические ресурсы:

2) внешние возможности и угрозы:

3) сильные и слабые стороны:

4) направления организационного развития:

Упражнение 7.2.

Коротко сформулируйте миссию нескольких известных вам коммерческих или некоммерческих организаций, которые оперируют в одной отрасли, либо миссии для отдельных бизнесов много­отраслевой организации.

Упражнение 7.3.

Оцените характер стратегического поведения на рынке знакомой вам компании с точки зрения динамики ее поведения.

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Стратегическое планирование представляет собой процесс выработки системы стратегических целей для организации и определение того, что следует сделать для их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.

• Стратегические планы должны разрабатываться с позиции достижения общего успеха фирмы.

• Существует устойчивая статистическая зависимость между наличием в организации формаль­ного стратегического планирования и ее успехом.

• Ключевыми компонентами стратегического планирования являются миссия организации, це­ли, обеспечивающие реализацию миссии, основные этапы процесса планирования, обеспечивающие увязку миссии и целей с ресурсами организации и ее положением на рынке.

• Формирование миссии организации, как правило, происходит за пределами цикла стратегиче­ского планирования и в рамках этого цикла миссия нуждается лишь в аккуратном формулировании и определенном уточнении. Основным плановым решением является выбор конкретных цепей, обес­печивающих реализацию миссии организации в конкретных условиях планового периода.

• Миссия организации должна быть сформулирована и о ней должны знать сотрудники органи­зации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения.

• Цели, формулируемые в процессе планирования, должны быть достижимыми, конкретными, измеримыми и ориентированными во времени. В зависимости от сроков планируемой реализации цели делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Они должны быть увязаны в систе­му и поддерживать одна другую.

• Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оце­нивает ситуацию во внешней среде, относительную конкурентную позицию фирмы и изучает внеш­ние возможности и опасности, которые могут поддерживать или препятствовать достижению целей организации.

• Анализ внутренней среды или управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации и их сравнительный анализ по сравнению с аналогичны­ми характеристиками конкурирующих фирм. Для того чтобы эффективно осуществлять планирова­ние, необходимо на основе совместного рассмотрения результатов анализа внешней и внутренней среды, определить внутренние сильные и слабые стороны организации.

• Совместный анализ внешней и внутренней среды для выявления сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз внешней среды получил название SWOT-анализа.

• В распоряжении организации имеются три типа стратегических альтернатив с различными динамическими характеристиками. Это стратегии ограниченного роста, активного роста, сокраще­ния и сочетание этих вариантов.

• После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, состыковав с другими функциями управления

• Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров - тактики, политики, процедур и правил.

• Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика - общие ориен­тиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации для принятия решения. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.

• Бюджеты как механизм динамического управления ресурсами обеспечивают возможность планировать и осуществлять действия, согласовывая входные и выходные потоки ресурсов.

• Управление по целям (МВО) представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия не только в процессе реа­лизации планов, но и в их разработке. Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучше­ния связи между целями руководителей, целями подчиненных и целями организации в целом.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 8. Функции организации.

Упражнение 8.1.

Исследуйте структуру организации, деятельность которой вам знакома и постарайтесь выяс­нить, можно ли рассматривать ее как функциональную? Какие функции, на ваш взгляд, реализу­ются в этой организации успешно, а какие плохо?

Упражнение 8.2.

Какие основные проблемы возникают, на ваш взгляд, при попытках использования дивизиональных структур в российских компаниях?

Упражнение 8.3.

Какие главные преимущества и проблемы связаны с применением адаптивных структур? Попробуйте предложить некоторые направления применения элементов адаптивных структур в организациях, деятельность которых вам знакома. Оцените возможные проблемы и ожидаемые результаты.

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам организации и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и дости­жение намеченных целей.

• Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как ее внешнее окружение, так и внутренняя среда.

• Большинство организаций используют сегодня бюрократические структуры управления. Тра­диционной бюрократической структурой является функциональная организация. При этом внутри организации выделяются подразделения, выполняющие специализированные функции.

• Поскольку чисто функциональные структуры оказались не слишком эффективными, крупные организации перешли к использованию бюрократических структур модифицированного типа – дивизиональных. Основными вариантами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориен­тированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на раз­личные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.

• Преимущества бюрократических структур управления состоят в четком разделении труда, ие­рархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, бази­рующемся на компетентности и в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функ­ционирование организации. Потенциальные негативные воздействия, оказываемые бюрократиче­скими структурами на функционирование организации, состоят в жесткой заданности поведения, трудностях внутриорганизационных коммуникаций и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают по мере роста размеров организации и в ситуациях, ко­гда организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или высокотехнологич­ной продукцией.

• Некоторые проблемы бюрократических структур могут быть решены при введении адаптив­ных структур Основные типы адаптивных структур - это проектная организация, матричная орга­низация и конгломераты.

• При использовании проектной и матричной организации происходит наложение специально созданных временных целевых структур или продуктовой структуры на функциональную или иную структуру организации Происходящее при этом наложение полномочий иной раз приводит к борьбе за власть, проблемам при выработке групповых решений и чрезмерным затратам

• Конгломераты представляют собой структуру, которая состоит из головной фирмы и полуав­тономных или автономных стратегических бизнес-единиц, рассматриваемых в качестве отдельных экономических центров. Основная, материнская фирма покупает и продает бизнес-единицы в соот­ветствии с принятой стратегией.

• В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий с тем, что­бы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения. Потенциальные преимущества такой схемы заключаются в улучшении взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней (т. е. по вертикали), повышении эффективности процесса принятия ре­шении, усилении мотивации деятельности руководителей, улучшении подготовки руководителей разных уровней. Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда ок­ружение организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией и при наличии дивер­сифицированной продукции, а также быстро меняющихся технологий. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организаций и их сложности.

• Если изменения в окружающей среде происходят сравнительно медленно, а организация отно­сительно невелика, то для нее может оказаться предпочтительной централизованная структура управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном ис­пользовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут действовать в ущерб ор­ганизации в целом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ 9. Мотивация.

Упражнение 9.1.

Объясните, какова роль мотивационного процесса в целостном процессе управления.

Упражнение 9.2.

Какие общие подходы и принципы лежат в основе изучения мотивационного процесса? Попытайтесь оценить, элементы каких подходов лежат в основе мотивированного поведения некоторых знакомых вам людей.

Упражнение 9.3.

Попробуйте оценить, какие черты теории Х и теории Y в наибольшей степени соответствуют реальному поведению работников в организации, деятельность которой вам знакома.

Пояснительная записка для выполнения упражнений

• Мотивация - это процесс побуждения кого-либо (отдельного человека или группы людей) к дея­тельности, направленной на достижение целей организации Мотивация необходима для того, чтобы работ­ники выполняли порученные им работы и принятые решения

• Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Элтона Мэйо - одного из основателей поведенче­ской школы теории управления

• Содержательные теории мотивации (Маслоу, Алдерфера Мак-Клелланда, Герцберга) делают основ­ной упор на определение перечня и структуры потребностей людей и характера их влияния на их поведение

• Потребность - это осознанная недостаточность чего-либо, вызывающая побуждение к действию Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе социализации индиви­да и обретения им жизненного опыта

• Потребности можно удовлетворять с помощью вознаграждения Вознаграждение — это то, что че­ловек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, про­движение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые за счет самой работы.

• Согласно теории Маслоу, выделяются пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) которые образуют иерархическую структуру, которая как доминанта, определяет поведение человека Потребности высших уровней не мотивируют человека, по­ка не удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.

• Алдерферовская ERG-теория предполагает выделение трех групп потребностей, жизненно необхо­димых, потребностей в принадлежности и потребностей роста, а также четырех ключевых компонентов. последовательности удовлетворения, разочарования (фрустрации), обратной последовательности разочаро­вания и устремления Алдерфер объясняет сложное мотивированное поведение работников через взаимо­действие компонентов человеческого поведения на выделенной системе потребностей.

• Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в виду, что относительная зна­чимость различных потребностей людей может меняться в различных странах, особенно, если они находят­ся на разных уровнях развития.

• Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовле­творенность работников Гигиенические факторы всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенно­сти работой. Для достижения реальной мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих фак­торов (мотиваторов).

• МакКлелланд связал три высших потребности - во власти, успехе и принадлежности с особенностя­ми поведения людей, в том числе и в командной работе, важными для формирования работоспособных ко­манд

• Процессуальные теории мотивации также опираются на мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на дости­жение различных целей и как формируются мотивы его поведения с учетом его субъективных особенностей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.