Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Способности




Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что любой психический процесс взаимодействия субъекта с объективным миром предполагает наличие соответствующей способности. Способностью в этом смысле является, например, способность к ощущениям и восприятию.

Под способностью в более узком смысле слова обычно понимают комплекс психических свойств, позволяющих человеку осуществлять определенную деятельность.

Развитие любой способности, по мнению Рубинштейна, совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня.

Таким образом, способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Б.М.Теплов выяснил, что способность – функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Он доказал, что наличие высокой мотивации может скомпенсировать недостаток врожденных способностей. Но развитие одних способностей может приводить к изменению или утрате других.

Сформированные таким образом способности построены путем преобразования других природных задатков. В современной науке существует термин «индивидуальный стиль деятельности», который означает неповторимую комбинацию способов выполнения действий, формирующуюся на основе способностей конкретной личности.

Б.М.Теплов настаивал на том, что способность – не результат, а условие, готовность к освоению знаний, умений и навыков. Способности впервые появляются в деятельности, но хоть и обусловлены природными задатками, все-таки не могут быть сведены только к реализации задатков. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Как было отмечено выше, основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей и в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности принято подразделять на специальные и общие.

Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но на самом деле способности могут относиться к любой сфере деятельности человека (физические, например).

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности чаще всего требует наличия общих способностей, общей одаренности. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высокого качества выполнения определенной деятельности.

Поскольку способности проявляются в деятельности, при исследовании этих свойств личности широко применяются количественные методы. Например, тестирование и анкетирование. В настоящее время существуют тесты на определение уровня интеллекта (IQ; Айзенк) и др.

Развитие способностей происходит неравномерно на разных этапах развития человека. Отмечено наличие сенситивных периодов – оптимальных периодов для развития тех или иных способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.