Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Психология взаимодействия




Вопросы темы:

1. Психология общения.

2. Виды и уровни межличностного общения.

3. Психология малых групп.

4. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Цели и задачи изученияданной темы: овладеть знаниями о психологических аспектах общения и освоить приемы эффективного взаимодействия.

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

· о структурных элементах общения;

· о специфических особенностях различных видов и уровней общения, обусловленных различными целями и моделями коммуникаций;

· о средствах общения и их применении на практике;

· о психологических особенностях и закономерностях отношений в малых группах;

· о моделях социального взаимодействия;

и приобретете следующие профессиональные компетенции:

· умение диагностировать психологические особенности и состояние партнера в процессе общения;

· способность распознавать цели партнера и выстраивать с ним конструктивный диалог;

· навыки эффективного общения

· знание закономерностей взаимодействия в малой группе и руководства группой;

· умение учитывать в работе особенности межгрупповых отношений.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Стороны общения – это включение в процесс общения коммуникативных, перцептивных и интерактивных сфер человеческой деятельности.

Коммуникативная сторона общения – это общение как обмен информацией между партнерами

Интерактивная сторона общения - общение как взаимодействие между партнерами (обмен действиями)

Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

Прямое общение – общение «лицом к лицу», при котором партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица».

Косвенное общение – это общение, которое осуществляется путем воздействия не непосредственно на партнеров, а на предметы окружающей среды или других людей.

Непосредственное общение - понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальныхи невербальныхсредств.

Опосредованное общение - это «неполное» взаимодействие, осуществляемое с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Вербальные средства общения - это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем.

Невербальные средства общения – это неречевая форма общения,включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и др., передающие эмоциональное состояние партнеров и образное содержание информации.

Императивное общение - это директивный уровень общения, направленный на принуждение партнера к определенным действиям или решениям.

Манипулятивное общение - это уровень общения, при котором влияние на партнера направленное на достижения своих намерений осуществляется в скрыто.

Игровое общение – уровень общения, при котором партнеры взаимодействуют в рамках игровых ролей ради снятия психического напряжения.

Гуманистическое общение - это уровень общения, предполагающий безоценочное принятие партнера и уважение к его личности.

Деловое общение - это уровень общения, достаточный для совместного выполнения деятельности.

Духовное общение - субъектное взаимодействие во внутреннем мире, в сознании, в противоположность взаимодействию внешнему, материально-практическому.

Большая группа – это значительное по числу участников и изменяющееся человеческое сообщество, члены которого не находятся в прямом контакте и могут вообще не знать о существовании друг друга.

Малая группа – это группа людей относительно небольшой численности, объединенных – в том числе формально – общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения.

Коллектив (команда) – относительно устойчивая группа людей, объединенных совместной целенаправленной деятельностью в рамках какой-либо организации или проекта.

Ассоциация – группа людей, объединенных исключительно личными интересами и эмоционально-окрашенными взаимодействиями.

Кооперация (корпорация) – группа людей, объединенных стремлением к достижению совместной деловой цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Диффузная группа - общность, в которой отсутствует сплоченность, нет общих ценностей и совместной деятельности, способной объединить деятельность участников.

Для изучения темы:

Прочитайте:

1. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. – М.: Генезис, 2002.

2. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003.

Обратите внимание на:

· неразрывность и взаимообусловленность сторон общения;

· высокую информативность невербальных сигналов, оцениваемых в комплексе и в динамике;

· на то, что эффект первого впечатления бывает чрезвычайно устойчив и влияет на дальнейшее общение;

· на закономерности взаимодействия в группе и между группами;

Ответьте на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что возможно вводить в заблуждение партнера, демонстрируя ему невербальные сигналы, не соответствующие Вашему истинному состоянию?

2. На что в процессе общения необходимо обращать внимание прежде всего: на содержание слов партнера или на его невербальные проявления? Почему?

3. Всегда ли в организации необходимо добиваться формирования команды?

4. Какие закономерности групповых отношений положительно влияют на деятельность членов группы? Какие закономерности нельзя оценить однозначно и почему?

5. Каковы закономерности возникновения конфронтации между группами?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.