Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дистанции (зоны) общения




В зависимости от расстояния между партнерами устанавливается определенная психологическая дистанция и наоборот, эмоциональная близость или отчужденность заставляют людей уменьшать или увеличивать дистанцию в процессе общения.

Наиболее стандартным является такое распределение зон общения[51]:

1) суперинтимная (0-15 см), предназначенная для самых близких, вызывающих доверие партнеров, с которыми можно легко перейти к телесному контакту (коснуться, обнять);

2) интимная (до 45-50 см) – для партнеров, вызывающих положительные эмоции, особое доверие;

3) личная (до 1,5 м) – для партнеров, включенных в круг ближайшего общени. Данная зона удобна и для обсуждения деловых вопросов и является самой распространенной в общении;

4) социальная (до 2,5м) – для общения с малознакомыми, партнерами и теми, к кому интерес отсутствует. Эта дистанция удобна также для общения с малой группой партнеров (до 7- 12 человек);

5) публичная (более 2,5 м) для общения с большой аудиторией.

Организация пространства. Наиболее эффективной считается расположение партнеров под небольшим углом друг к другу, так как при этом противостояние между ними минимально, а возможность видеть друг друга не снижается по сравнению с положением друг напротив друга.

Территориальные и временные средства информируют о степени значимости данного контакта для партнера, о его статусе, возможностях, настрое на дальнейшее общение и т.п.

Физиологические средства позволяют уловить состояние здоровья партнера, его возраст и ряд других особенностей.

Имидж свидетельствует о социальной принадлежности, уровне культуры, заинтересованности партнера в общении и т.п.

Чтобы избежать проблем в общении, необходимо уметь создать собеседнику максимально комфортные условия для общения. Это так называемый принцип «двойной победы», который заключается в том, что наиболее эффективным является такое взаимодействие, при котором оба партнера выигрывают.

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» - восприятие)предполагает, что в процессе наших контактов мы испытываем эмоции в связи с тем, что сообщает наш партнер, и какое впечатление он на нас производит.

Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный характер, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.

Продуктивность процесса общения обеспечивается за счет способности партнеров к сопереживанию (эмпатия) и умению анализировать впечатление, производимое на окружающих (рефлексия) (рис. 21).

Рис. 21. Механизмы процесса общения

 

В процессе общения благодаря свойствам восприятия и возможности прогнозировать ситуацию проявляется феномен стереотипа ожидания, который оказывает влияние на первое впечатление от общения.

Стереотип ожидания может реализовываться в соответствии с различными схемами:

1) эффект превосходства;

2) эффект внешней привлекательности;

3) эффект отношения к наблюдателю.

Первая схема восприятия заключается в том, что человек склонен переоценивать личность партнера, если тот превосходит его хотя бы по одному значимому для него параметру - уму, росту, материальному положению и т.д.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным параметрам (ум, доброта).

Ошибка восприятия по третьей схеме состоит в том, что люди, проявляющие положительное отношение к партнерам, оцениваются ими выше и по остальным показателям.

Важным аспектом перцептивной стороны общения является то, что она обеспечивает влияние людей друг на друга, в результате чего меняются их взгляды, оценки, намерения и пр.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в организации делового взаимодействия любого рода: не только заключение сделок, обмен благами, но и собственно физическую и речевую и другую активность.

Интерактивный аспект коммуникаций тесно связан с социальными ролями и «сценариями поведения», принятыми в обществе. Каждый из структурных элементов общения не только дополняет остальные, но и является необходимым условием, обеспечивающим их осуществление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 6777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.