КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Психология общения
Теоретический материал по теме В психологии понятие «общение» подразумевает не только передачу информации, но и некоторые другие не менее важные события, происходящие между партнерами, структурно и функционально связанные между собой. Данная структура представляет собой не механическую сумму, а систему трех взаимосвязанных элементов. В процесс общения включены все психические процессы, а значит и три сферы человеческой деятельности,называемые в социальной психологии сторонами общения (рис. 17): 1) коммуникативная (обмен информацией, задействованы познавательные процессы); 2) перцептивная (общение как эмоциональное восприятие); 3) интерактивная (общение как взаимодействие, которое обеспечивает волевая сфера).
Рис. 17. Структура общения
Рассмотрим особенности каждой из сторон общения. Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально). К вербальным средствам общенияотносится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов. Среди исследователей бытует мнение, человек осознает только около 10% информации, которой владеет его мозг, а значит, расшифровка и анализ информации происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Соответственно, реакция на полученное сообщение нами часто не осознается. В процессе общения содержание слов составляет лишь 7% воспринимаемой партнером информации, вокальные особенности речи - 35%, а 65% информации передается с помощью визуальных невербальных средств. Корректность при трактовке поведения требует учета всех вербальных и невербальных элементов в комплексе и в динамике. К невербальным средствам общения относятся все остальные средства передачи информации: 1) почерк; 2) вокальные: · экстралингвистические (интонации, громкость, темп, ритм речи), · паралингвистические (звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.), · просодические (тембр голоса, дикция);
3) кинесические (мимика, жесты, пантомимика), такесические (прикосновения к партнеру и пр.); 4) проксемические: дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами) и организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга); 5) территориальные (территория, на которой происходит общение); 6) временные (не только время суток, но и момент состояния партнера); 7) физиологические (запах парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне и пр.); 8) имиджевые: одежда, прическа, аксессуары и пр.
Рассмотрим подробнее некоторые невербальные средства общения. 1. Изучением почерка занимается наука графология. Специалисты в этой области давно пришли к выводу, что характер человека, его настроение, самочувствие и многие другие причины заметно влияют на особенности почерка. 2. Средства, связанные с речью, способствуют передаче эмоциональной окраски информации с помощью междометий, дополняющих звуков, а также выделению ключевых слов с помощью пауз. 3. Кинесическиесредства включают в себя всевозможные жесты и позы человека, которые классифицируют по-разному.
Интеграция классификаций различных авторов дает возможность выделить 4 основных категории оценки значения кинесических средств. 1. Открытые и закрытые. Закрытыми называются действия, создающие физический и психологический барьер между партнерами. Причины создания барьера могут быть разнообразными: один из собеседников заскучал, торопится или не согласен с другим; неприязнь к партнеру, недоверие к нему; страх; неуверенность в себе, физиологические причины дискомфорта, а также желание «уйти в себя». 2. Включающие и исключающие. Включающими являются кинесические средства, которые несут одну и ту же информацию. Исключающими – те, что противоречат всем остальным (жестам, позе, мимике, речи). 3. Авторитарные и демократические.Это жесты, связанные с установлением статуса партнеров. Авторитарные направлены на понижение статуса партнера (это разнообразные движения сверху вниз), а демократические подчеркивают равенство (в основном, по горизонтали), причем авторитарными могут быть не только жесты и взгляд, но и поза в целом. Авторитарным рукопожатием является такое, при котором один партнер накрывает ладонью ладонь другого. Демократическое – когда ладони партнера в равном положении.
4. Гармоничные и дисгармоничные. Жесты, мимика и позы партнеров могут совпадать или не совпадать между собой. В случае совпадения (гармоничные жесты, мимика или позы) можно уверенно говорить, что партнеры стремятся понять друг друга и, вероятнее всего, это им удается. Если же движения не совпадают и даже противоположны (один улыбается, другой серьезен, один использует открытые жесты, другой – закрытые), то это свидетельствует о наличие препятствий на пути к взаимопониманию.
Данный принцип является основой так называемого закона «отзеркаливания», в соответствии с которым партнеры автоматически, бессознательно повторяют движения и мимику друг друга, будучи эмоционально включенными в общение. Закон «отзеркаливания» позволяет применить технологию «подстройки» под партнера. Не зря восточная мудрость гласит: «Человек человеку является зеркалом». Помимо перечисленных групп жестов и поз, необходимо указать еще такие разновидности движений, как жесты беспокойства и лжи (часто повторяющиеся мелкие жесты, не имеющие практической направленности), а также охорашивающие жесты, которые люди часто применяют, чтобы привлечь внимание к себе и выглядеть привлекательнее в глазах партнера (чаще всего, противоположного пола). Например, поправление прически, растрепавшейся от ветра – это охорашивающий жест, а часто повторяющееся прикосновение к волосам, когда в этом нет необходимости, - это жест беспокойства. Существенное влияние на характер общения оказывают и взгляды. Известный в мире специалист по «языку тела» Алан Пиз, выделяет следующие типы взглядов[50]: · официальный (рис. 18), который фокусируется в области между линией глаз и центром лба; · деловой (рис. 19) - между линией глаз и кончиком носа; · дружеский (рис. 20), охватывающий все лицо собеседника и шею (если она не скрыта под одеждой); · интимный, охватывающий большую часть фигуры партнера: от линии глаз до низа туловища; · нежный, одновременно и на фигуре собеседника, и на части фона за ним, что делает взгляд смягченным и эмоционально теплым.
Рис. 18. Официальный тип взгляда
Рис. 19. Деловой тип взгляда
Рис. 20. Дружеский тип взгляда
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |