Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассоциации и союзы




Фонды

В соответствии с п.1 ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Правовое положение фонда регламентируется ГК (ст.118-119) и Федеральным законом от 12 января 1996 года №87-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", и месте его нахождения, а также сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п.4 ст.118 ГК РФ).

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для достижения этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Для исключения возможных злоупотреблений фонд обязан к публичному ведению своих имущественных дел. Он должен ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности (п.2 ст.118 ГК РФ).

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям, создавая для ее осуществления хозяйственные общества или участвуя в них (п.2 ст.118 ГК РФ)[40].

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования (последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, ибо в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом). Учредителями фонда не могут быть лица, которые организуют и затем руководят его деятельностью. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо также иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет. Попечительский совет фонда является высшим органом управления фондом. Он осуществляет свою деятельность на общественных началах.

К исключительной компетенции попечительского совета относится:

ñ определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;

ñ образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

ñ утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фонда;

ñ принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и/или об участии в них фонда;

ñ принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда;

ñ изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

ñ одобрение совершаемых фондом крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции попечительского совета фонда может быть отнесено решение иных вопросов.

Попечительский совет фонда избирает единоличного руководителя фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный орган (правление) фонда.

К компетенции единоличного и коллегиального органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию попечительского совета фонда.

Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена такая возможность.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в него принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда (ст.119 ГК РФ). При невозможности использования имущества фонда для целей, указанных в уставе, оно обращается в доход государства (п.1 ст.20 Закона о некоммерческих организациях).

Реорганизация фонда законом не предусмотрена[41].

Учреждения

В соответствии с п.1 ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Правовое положение учреждения регламентируется ГК (ст.120), Федеральным законом от 12 января 1996 года №87-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением, или приобретенное учреждением, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

При создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении может быть создан коллегиальный орган (совет), подотчетный учредителю. Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений определяются законом и уставом учреждения (ст.120 ГК РФ).

В уставе определяются задачи и цели деятельности учреждения, его структура, порядок управления, права и обязанности должностных лиц, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета и отчетности, ликвидации и реорганизации и др. вопросы.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (это должно быть отражено в уставе или положении). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (кроме казенного учреждения).

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Государственные и муниципальные учреждения

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Они не могут быть реорганизованы в юридические лица другой организационно-правовой формы.

Казенное учреждение полностью финансируется собственником его имущества по соответствующей смете. Все операции с денежными средствами осуществляются через казначейство. Доходы, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей прибыль, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение частично финансируется собственником его имущества в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации[42].

Субсидии предоставляются для выполнения заданий, которые формирует и утверждает государственный (муниципальный) орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения задания осуществляется только при соответствующем изменении задания.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) казначейством.

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств выделенных собственником имущества, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. По обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение финансируется собственником его имущества в форме бюджетных субвенций[43] и субсидий[44]. В части выполнения заданий государственного (муниципального) органа, открытия счетов, ответственности по долгам правовое положение автономного учреждения в целом такое же, как и бюджетного учреждения.

К отличиям автономного учреждения от бюджетного учреждения относятся следующие:

1. Оно может расплачиваться по долгам недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за средства, полученные от деятельности, приносящей прибыль.

2. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

3. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых является бюджет, осуществляются ими без представления документов, подтверждающих возникновение соответствующих денежных обязательств.

4. Ежегодно автономное учреждение обязано публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в средствах массовой информации, определенных собственником имущества.

5. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет[45], руководитель учреждения, а также иные органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и другие).

6. Решение о назначении членов наблюдательного совета принимает учредитель автономного учреждения.

Полномочия наблюдательного совета определяются ст.9 Закона об автономных учреждениях[46].

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения

Частное учреждение

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Имущество, закрепленное за частным учреждением, принадлежит ему на праве оперативного управления.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в фонд.

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.

Правовое положение ассоциации (союза) регламентируется ГК (ст.121-123) и Федеральным законом от 12 января 1996 года №87-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении отдельных видов ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами и иными правовыми актами (ст.121 ГК РФ).

Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному количеству учредителей таких ассоциаций (союзов).

Устав ассоциации (союза) должен определять ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, содержать условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза) (ст.121.1.ГК РФ).

К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности ассоциации (союза), принципов образования и использования ее имущества;

2) изменение устава ассоциации (союза);

3) образование других органов ассоциации (союза) и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

4) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ассоциации (союза), если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов ассоциации (союза);

5) принятие решений о создании ассоциацией (союзом) других юридических лиц;

6) принятие решений об участии ассоциации (союза) в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств ассоциации (союза);

7) принятие решений о реорганизации или ликвидации ассоциации (союза), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

8) избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) ассоциации (союза);

9) принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;

10) принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза).

В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие), а также могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и тому подобное).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органов ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (ст.121.2.ГКРФ).

 

Член ассоциации (союза) вправе:

1) в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;

4) в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;

5) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;

6) по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).

Член ассоциации (союза) обязан:

1) участвовать в образовании имущества ассоциации (союза) в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации (союза) в соответствии с настоящим Кодексом или иным законом;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены уставом ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (ст.123 ГК РФ).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.