Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы методико-практических занятий для дополнительного изучения




Темы для дополнительного изучения

1. Психопрофилактика стрессов.

2. Аутогенная тренировка.

3. Психофизическая тренировка (по К. Динейка).

4. Психогимнастика М.И.Чистяковой.

5. Методы саморегуляции психоэмоциональных состояний.

6. Психогигиена человека.

7. Культура межличностных отношений и здоровье человека.

8. Коммуникативная толерантность.

9. Самомассаж.

10. Питание и здоровье человека.

11. Вегетарианство.

12. Оздоровительный бег.

13. Производственная гимнастика.

14. Методы оценки и коррекции осанки.

15. Методы оценки и коррекции телосложения (мужчины).

16. Методы оценки и коррекции телосложения (женщины).

17. Физическая культура в летнем лагере.

18. Традиционные и нетрадиционные формы закаливания.

19. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

20. Наркомания как социальное зло.

21. Культура интимных отношений.

22. Китайская система оздоровления цигун.

23. Индийская система оздоровления хатха-йога.

24. Авторская система оздоровления П.К. Иванова.

25. Авторская система оздоровления П. Брегга.

26. Авторская система оздоровления К. Купера.

27. Авторская система оздоровления Н.А. Амосова.

28. Авторская система оздоровления Г.Л. Малахова.

29. Авторская система оздоровления Г.С. Шаталовой.

30. Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

31. Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко.

32. Система семейного воспитания детей Никитиных.

33. Профилактика остеохондроза.

34. Авторская система оздоровления (студента).

35. Авторская система физического самосовершенствования (студента).

1. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.

2. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

5. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.

6. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.

7. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).

8. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.

9. Ведение личного дневника самоконтроля.

10. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума – регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых для студентов, занимающихся различными элективными курсами, по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки бакалавров.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий – позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

Ниже приводятся нормативы для определения уровня технической подготовленности студентов 1-2 курса специализации баскетбол.

Контрольные нормативы по технической подготовленности

(элективный курс «Баскетбол»)

№ п/п Тесты Курс Баллы
         
м ж м ж м ж м ж м ж
1. Челночный бег 3х10 м с ведением мяча (сек.)   8,0 8,4 8,3 8,6 8,6 8,9 8,9 9,2 9,2 9,5
  7,8 8,2 8,1 8,4 8,5 8,8 8,7   9,1 9,4
2. Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток)                      
                     
3. Штрафной бросок (из 10 бросков)                      
                     
4. Броски со средней дистанции (баскетбольный гольф) 10 бросков                      
                     
5. Передачи мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 1 мин. (кол-во раз)                      
                     

 

Контрольные вопросы к теоретическому разделу учебного материала

Модуль «Особенности занятий избранным видом спорта» (на примере элективного курса «Баскетбол»)»

1. Дайте определение понятия «спорт».

2. Дайте определения понятий «массовый спорт», «спорт высших достижений».

3. Сформулируйте, на примере баскетбола, цели и задачи массового спорта и спорта высших достижений.

4. Приведите одну из классификаций физических упражнений и видов спорта.

5. На какую систему организма преимущественно влияют занятия циклическими и ациклическими видами спорта (плавание, спортивные игры, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика и др.)?

6. Какие физические качества развивают занятия баскетболом?

7. Назовите основные правила соблюдения техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом.

8. Изложите историю развития баскетбола.

9. Опишите специфические особенности баскетбола.

10. Изложите основные правила соревнований по баскетболу.

11. Изложите основы планирования учебно-тренировочного процесса по баскетболу.

12. Изложите основы организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу.

13. Назовите основные принципы спортивной тренировки.

14. Назовите этапы обучения двигательным действиям.

15. Назовите основные меры по оказанию доврачебной помощи при травмах во время занятий физической культурой и спортом.

Модуль «Оздоровительные системы»

1. Какие показатели состояния организма лиц, занимающихся физической культурой, являются объектом врачебного контроля?

2. Какие показатели состояния организма лиц, занимающихся физической культурой, являются объектом педагогического контроля?

3. Какие методы врачебного контроля применяются для оценки физического состояния (физического развития, функциональных возможностей, физической подготовленности) человека?

4. Какие показатели характеризуют деятельность сердечно-сосудистой системы?

5. Как проводятся и оцениваются результаты функциональных проб работоспособности сердца (проба Руффье, Гарвардский степ-тест, проба с 20 приседаниями за 30 секунд)?

6. По каким внешним признакам, показателям пульса и дыхания можно контролировать и регулировать интенсивность физической нагрузки?

7. Как классифицируются уровни интенсивности нагрузки по показателям ЧСС?

8. Назовите основные пункты (содержание) дневника самоконтроля за эффективностью занятий физическими упражнениями.

9. Назовите основные задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов специальной и основной медицинских групп.

10. Назовите формы самостоятельных занятий физической культурой.

11. Перечислите правила составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.

12. Занятия какими видами спорта предпочтительнее для женщин?

13. Какими анатомо-физиологическими особенностями женского организма обусловливают содержание и методику занятий физической культурой?

14. Раскройте структуру, содержание и методику самостоятельных занятий по физической культуре.

15. Какую частоту сердечных сокращений нужно задавать, чтобы целенаправленно воздействовать на совершенствование различных механизмов энергообеспечения?

16. Как определить величину оптимальной физической нагрузки в условиях самостоятельных занятий физической культурой?

17. Какая взаимосвязь существует между допустимой интенсивностью нагрузки и уровнем физической (функциональной) подготовленности?

18. Какие средства восстановления работоспособности используются при самостоятельных занятиях физической культурой?

Модуль «Общефизическая подготовка бакалавра»

1. Дайте определение понятия «физические качества» и приведите примеры.

2. Дайте определение понятия «координационные способности» и приведите примеры.

3. Дайте определение понятия «метод физического воспитания»?

4. Назовите формы занятий физическими упражнениями.

5. Какие тесты применяются для самоконтроля за уровнем развития физических качеств?

6. Назовите специфические отличительные особенности физического развития женщин и мужчин.

7. Что вы понимаете под физическим качеством «выносливость»? Дайте краткую характеристику типам, методам выносливости; средствам и методам развития различных видов выносливости.

8. Что вы понимаете под «скоростными способностями»? Дайте краткую характеристику структуры, средств и методов развития скоростных способностей.

9. Что вы понимаете под «силовыми способностями»? Дайте краткую характеристику видов, средств и методов развития силовых способностей.

10. Назовите последовательность действий составления индивидуального плана развития физических качеств на основе программно-целевого подхода.

Модуль «Физическая культура в подготовке бакалавра»

1. Дайте определение понятия «физическая культура».

2. Назовите основные функции физической культуры.

3. Дайте определение понятия «физическое воспитание».

4. Назовите основные цели и задачи физического воспитания студентов.

5. Опишите специфику организации физического воспитания в системе высшего профессионального образования.

6. Дайте определение понятия «физическое развитие».

7. Дайте определение понятия «физические упражнения».

8. Дайте определение понятия «техника физических упражнений».

9. Дайте определение понятия «физическое совершенство».

10. Дайте определение понятия «физическая подготовка».

Модуль «Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни»

1. Дайте определение понятия «организм человека».

2. Дайте определение понятий «гипокинезия», «гиподинамия».

3. Дайте краткую характеристику деятельности систем кровообращения, дыхания, энергообеспечения при мышечной работе.

4. Какое социальное значение имеют занятия физической культурой и спортом?

5. В чем проявляется экономизация сердечной деятельности, системы дыхания и энергообеспечения при занятиях физической культурой?

6. Дайте определение понятия «здоровье».

7. Приведите конкретные научные данные о соотношении различных факторов, влияющих на здоровье человека (состояние медицины; влияние экологических, генетических факторов; условия и образ жизни).

8. Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».

9. Дайте определение понятия «физическое здоровье».

10. Дайте определение понятия «психическое здоровье».

11. Дайте определение понятия «социальное здоровье».

12. Назовите основные компоненты здорового образа жизни.

13. Какой оптимальный недельный объем двигательной активности необходим для людей разного возраста?

14. Назовите отрицательные последствия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и др.) для организма человека?

15. Каковы основные причины возникновения пристрастия к вредным привычкам?

16. Почему занятия физической культурой являются активным средством профилактики вредных привычек?

17. Каковы роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни?

18. Дайте определение понятия «работоспособность».

19. Назовите группы факторов, определяющих работоспособность человека.

20. Дайте определения понятий «утомление», «усталость».

21. Дайте определения понятий «релаксация», «рекреация».

22. Назовите основные признаки состояния организма при переутомлении.

23. Назовите время сохранения высокой работоспособности учебной деятельности.

24. Назовите продолжительность времени врабатывания в учебную деятельность.

Модуль «Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра»

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка?

2. Какие задачи решаются средствами профессионально-прикладной физической подготовки?

3. С учетом каких основных требований профессиональной деятельности организуется профессионально-прикладная физическая подготовка?

4. Назовите основные группы средств профессионально-прикладной физической подготовки.

5. Сформулируйте цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.

6. Назовите основные формы занятий профессионально-прикладной физической подготовки в вузе.

7. По каким показателям оценивается эффективность решения задач профессионально-прикладной физической подготовки?

8. Дайте краткую характеристику основных форм производственной физической культуры.

9. Составьте комплекс упражнений физкультурной паузы для повышения умственной работоспособности с учетом заданных условий труда.

10. Чем определяются особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов различных специальностей?

11. Дайте краткую характеристику основных форм производственной гимнастики: физкультурная пауза, физкультминутка, вводная гимнастика.

Темы рефератов по дисциплине «Физическая культура»

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1. Социальные функции физической культуры и спорта.

2. Современное состояние физической культуры и спорта, их значение как действенного средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенства.

3. Ценности физической культуры.

4. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

5. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке человека.

6. Ценностные ориентации и отношения студентов к физической культуре и спорту.

7. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

4. Кардиореспираторная система и ее функции (кровь, сердце, сосуды, легкие).

5. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы, их связь с физической нагрузкой.

6. Утомление при физической и умственной работе.

7. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

8. Биологические ритмы и работоспособность.

9. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.

10. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.

11. Особенности функционирования центральной нервной системы.

12. Рефлекторная природа двигательной деятельности.

13. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.

2. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.

3. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

4. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

5. Здоровый образ жизни и его составляющие.

6. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

7. Основные требования к организации здорового образа жизни.

8. Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

9. Критерии эффективности здорового образа жизни.

10. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

11. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.

12. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.

2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.

3. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студента.

4. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

5. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

6. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменационной сессии.

7. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

1. Методы физического воспитания.

2. Методические принципы физического воспитания.

3. Воспитание физических качеств.

4. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

5. Специальная физическая подготовка ее цели и задачи.

6. Основные принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности.

7. Продолжительность и интенсивность занятий.

8. Значение мышечной релаксации.

9. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

10. Формы занятий физическими упражнениями.

11. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

12. Спортивная подготовка ее цели и задачи.

13. Структура подготовленности спортсмена.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.

2. Формы и содержание самостоятельных занятий.

3. Составление программ для различных возрастных групп и лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья.

4. Особенности занятий с людьми различных возрастных групп.

5. Нарушение опорно-двигательного аппарата и её коррекция средствами физической культуры.

6. Влияние патологических искривлений позвоночника на физическое состояние человека (нарушение процесса дыхания при физической нагрузке, быстрая утомляемость, нарушение мышечного баланса).

7. Роль физических упражнений для лечения и профилактики остеохондроза позвоночника и при нарушениях осанки.

8. Особенности физической нагрузки при искривлениях позвоночника, противопоказания.

9. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

10. Гигиенические требования к проведению самостоятельных занятий.

11. Контроль и управление процессом самостоятельных занятий.

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

1. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.

2. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.

3. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов.

4. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации.

5. Современные популярные системы физических упражнений.

6. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий.

7. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

8. Особенности организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивном отделениях.

9. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время студентов.

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

1. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

2. Возможные формы организации тренировки в вузе.

3. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки.

4. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся.

5. Контроль за эффективностью тренировочных занятий.

6. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

7. Спортивная классификация и правила соревнований по настольному теннису.

8. Спортивная классификация и правила соревнований по волейболу.

9. Спортивная классификация и правила соревнований по баскетболу.

10. Спортивная классификация и правила соревнований по футзалу.

11. Спортивная классификация и правила соревнований по дзюдо.

12. Спортивная классификация и правила соревнований по боксу.

13. Спортивная классификация и правила соревнований по тхеквондо.

14. Спортивная классификация и правила соревнований по плаванию.

15. Спортивная классификация и правила соревнований по аэробике.

16. Спортивная классификация и правила соревнований по спортивным танцам.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

1. Медицинские показания и противопоказания к занятиям оздоровительной физической культурой.

2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

3. Врачебный контроль, его содержание.

4. Педагогический контроль, его содержание.

5. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля.

6. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

7. Определение физического развития.

8. Методы оценки физической работоспособности.

9. Оценка функционального состояния занимающихся оздоровительной физической культурой.

10. Определение физической работоспособности.

11. Методы оценки уровня здоровья занимающихся.

12. Простейшие методики самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.

3. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства.

4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

5. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП.

6. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе.

7. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

8. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности

1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.

2. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.

3. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.

4. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

5. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности.

6. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве.

7. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.