КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция и ее виды
Тема 7. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МОДЕЛИ РЫНКОВ В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли, а значит и расширению масштабов хозяйственной деятельности, они выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимают соперничество, состязательность, соревнование между экономическими субъектами на рынке в целях получения наибольшей прибыли и других выгод. Конкуренция – один из важнейших законов рыночной экономики, содержание которого состоит в соперничестве за достижение наилучших результатов, выражающихся в прибыли.
При производстве товаров конкуренция подразделяется на 2 вида – внутриотраслевую и межотраслевую. Первая из них ведется между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и сбыта товаров. Предпосылками такого вида конкуренции является различие индивидуальных издержек производства, а результатом – рыночная цена на однородные товары. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция предприятий различных отраслей за сферы более прибыльного вложения капитала. Предпосылками такого вида конкуренции являются различные нормы прибыли в разных отраслях, а результатом – образование средней прибыли.
В зависимости от способов ведения различают два основных метода конкуренции: ценовую, когда борьба между товаропроизводителями за более высокую прибыль ведется путем уменьшения издержек, а значит и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества, а также неценовую. Неценовая конкуренция осуществляется посредством: 1/ технической новизны и качества товаров; 2/ создания товаров-субститутов; 3/ послепродажного обслуживания потребителей.
Существуют две формы конкуренции и соответствующих им рыночных ситуаций. 1. Самая старая форма конкуренции это свободная /совершенная/ конкуренция. Ее называют совершенной потому, что она развивается без всяких ограничений, когда рынок состоит из большого числа продавцов и покупателей, предлагающих однородную стандартную продукцию. Ее признаками являются: 1/ множество продавцов и покупателей, ни один из которых не может существенно влиять на положение на рынке; 2/ для продажи предлагаются одинаковые товары или услуги; 3/ ни один из продавцов или покупателей не обладает монополией на информацию о положении дел на рынке; 4/ покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и выходить из него. Под несовершенной конкуренцией имеется в виду рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из этих условий. Рынок несовершенной конкуренций характеризуется тем, что: 1/ фирмы могут воздействовать на условия реализаций товара и, соответственно этому, ведут конкурентную борьбу; 2/ выход на рынок ограничен. Эта форма конкуренции распространена в современных моделях рынка.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три типа: монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары. Конкуренция является монополистической в том случае, если на долю 4-х фирм приходится не более 25% внутренних поставок данного товара и на 8 фирм не более 50%, хотя количество таких фирм может быть довольно значительным. Поскольку в рамках этого вида конкуренции имеется в виду производство близких, но различающихся товаров, каждый из выпускающих данную разновидность товаров является монополистом. В ходе этой конкуренции каждый старается делать свой товар более привлекательным, чем у конкурента. Вход и выход в рынок, хотя и затруднен, но возможен.
Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. /Обратная ситуация носит название олигопсонии /. Она возникает в условиях, когда несколько фирм утверждают свое господство на рынке какого-либо товара за счет более низких издержек и цен, позволяющих вытеснить других конкурентов. Например, три фирмы на автомобильном рынке США. Проникновению на рынок других фирм мешает ряд препятствий: величина капитала, необходимого для основания новой фирмы, контроль уже сложившихся фирм за ценами, рынком сбыта, техникой и технологией в данной отрасли. Олигополистическая ситуация наиболее характерна для современного рынка. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии выпускают идентичную, стандартную продукцию: цемент, бензин, сталь и т.д. Олигополия, в условиях которой фирмы производят разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Олигополия в еще большей степени, чем монополистическая конкуренция, ограничивает возможности потребителя влиять на рыночные процессы. Вместо ценовой конкуренции на олигополистическом рынке используется лидерство в ценах, которое означает практику, когда ведущая фирма назначает цену, а другие следуют ей.
Следующим видом несовершенной конкуренции является чистая монополия. Это рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. (Частный случай – монопсония – монополия покупателя). Практически часто чистая монополия означает предложение товаров только одной фирмой. На таком рынке возможности покупателя крайне малы, т.к. у него нет возможности найти нужный товар у альтернативного изготовителя. Чистую монополию отличают следующие черты: 1/ единственный продавец; 2/ нет близких заменителей данного товара. Поэтому потребитель вынужден платить назначенную цену; 3/ конкуренты не могут выйти на рынок, где господствует монополия. Примером чистой монополии могут быть коммунальные услуги, услуги связи, энергоснабжение и др. Каковы барьеры для проникновения в отрасль с рынком чистой монополии? К ним относятся: 1/ эффект масштаба, который позволяет иметь низкие издержки производства; 2/ исключительные права – привилегии, даваемые фирме-монополисту государством, которое взамен оставляет за собой право регулировать действия монополии, защищая потребителей; 3/ патенты и лицензии – правительство гарантирует патентную защиту новым технологиям и товарам, что обеспечивает производителям позиции монополистов; 4/ собственность на важнейшие виды сырья. Монополии можно классифицировать следующим образом: естественная монополия – формируется естественным путем на основе технологических потребностей развития производства при высоком уровне его концентрации /обеспечение газом, электроэнергией и др./; искусственная монополия – возникает на основе сговора и подавления конкурента; случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Монополию можно понимать как тип фирмы и как тип рыночного поведения. В обоих этих качествах монополия возникает в результате конкуренции и концентрации производства, которая служит главной причиной возникновения монополии. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства /производители сельскохозяйственной продукции под эгидой крупных фирм/; вертикальная интеграция – комбинация разнонаправленных компаний, производство в которых связано единой технологической цепью. Таким образом, формы конкуренции определяют особенности рыночных ситуаций, которые можно проследить в приводимой таблице:
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |