Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности переходной экономики




Преобразование отношений собственности

В теме 3 «Типы экономических систем» отмечалась системообразующая роль собственности на средства производства как наиболее глубокая основа общественных отношений.

В экономике социалистических стран до начала реформ доминировала государственная собственность. Для рыночной экономики характерным является многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности. Преобразование отношений собственности является магистральным направлением экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Основным содержанием этого преобразования является преодоление имевшего место в социалистических странах огосударствления собственности.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. И проявляется оно прежде всего в устранении монополии государственной собственности, допуске плюрализма форм собственности.

В обеих группах стран, осуществляющих рыночные преобразования, главным направлением разгосударствления является приватизация государственной собственности. Она в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционных или по конкурсу. Крупные предприятия акционировались. Ожидалось, что к приватизации удастся быстро привлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Иностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако эти расчеты не оправдались. Также, как не оправдались надежды и на то, что передача средств производства в частные руки решит все проблемы, связанные с повышением эффективности производства и его развитием. Напротив, имело место падение производства. Во многом это связано с тем, что преобразование форм собственности и хозяйствования, юридически закрепленное в документах, часто оказывалось формальным. По оценкам экспертов, около двух третей приватизированных, то есть формально частных предприятий находятся под контролем государства и трудовых коллективов, что на практике означает концентрацию большей части прав собственности в руках администрации предприятий и государственных чиновников среднего ранга.

Поскольку приватизация не принесла ожидаемых результатов и сопровождалась многими отрицательными явлениями (отчуждение работников от средств производства, разворовывание бывшей государственной собственности и ее криминальный передел), стало очевидным, что главное – не приватизация, а создание новых частных предприятий. Это более эффективно, так как сразу исключается инерция прежних методов директивной экономики, предприятия сразу начинают действовать по рыночным правилам.

Изменение роли государства

В период административно-командной системы государство было собственником примерно 90 % производственных фондов государства и всесильным распорядителем абсолютного большинства материальных богатств общества. Теперь большая часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на распоряжение материальными богатствами общества. Экономическая деятельность теперь осуществляется не только государством, но и другими хозяйствующими субъектами – гражданами и юридическими лицами, которые руководствуются стремлением к получению прибыли и действуют на основе законов рынка. Государство становится одним из субъектов рыночной экономики и в качестве такового оно должно подчиниться рыночным нормам хозяйствования.

Отличительной особенностью роли государства в переходный период является выполнение им как ряда специфических функций, так и обычных для современной рыночной экономики функций по регулированию экономики.

К специфическим функциям, связанным с формированием рыночных отношений относятся:

- создание правовой базы хозяйствования в условиях рынка;

- демонополизация и поощрение конкуренции;

- приватизация государственной собственности и создание условии для развития малого и среднего бизнеса.

В переходный период сохраняется ряд прежних перераспределительных функций, призванных корректиро­вать несовершенство зарождающихся рыночных механизмов в деле распределения материальных, финансовых ресурсов, доходов населения. Приходится принимать меры по обеспечению экономической стабильности и стимулированию экономического роста.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на эти процессы уменьшаются (в силу коммерциализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса и др.).

В течение определенного периода государство вынуждено также брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Названные выше функции государство выполняет наряду с теми, которые обычно свойственны современной рыночной экономике и о которых речь шла в темах 4 и 11.

Как было отмечено, в переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, где традиции социалистического хозяйствования являются длительными. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию. Наконец, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Непосредственным следствием изменения роли государства в переходной экономике является ее либерализация.

Либерализация экономики

Либерализация экономики проявляется:

- в освобождении цен от государственного контроля;

- во введении свободы торговли для юридических и физических лиц, в том числе в разрешении выхода на внешний рынок;

- в подчинении деятельности хозяйствующих субъектов требованиям рынка.

Либерализация цен возможна или как одномоментная (одна из главных черт «шоковой терапии») или как постепенная («градуалистская»). Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. они на 90% товаров были отпущены на свободу.

В России в январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении).

Отпуск цен сразу же привел к их существенному повышению. В России уже в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г. Цены на большинство товаров производственного назначения подскочили в 5 раз. С целью предотвращения социального взрыва в странах Восточной Европы и в России государство вынуждено было взять под контроль цены на социально значимые товары и услуги: хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы. Это цены примерно на 10-20% производимых товаров и услуг.

Либерализация экономики породила ряд острых противоречий в производственной сфере, которые требуют довольно длительного времени для их разрешения. Они проявляются в том, что приватизированные и коммерциализированные предприятия, поставленные в рыночные условия, часто оказываются неконкурентноспособными на рынке, особенно в соревновании с импортной продукцией. Не изучив потребностей покупателей, а часто и пренебрегая по инерции изучением этих потребностей, они терпят финансовый крах. К тому же предприятия военно-промышленного комплекса сразу теряют сферу сбыта своей продукции. Ликвидация системы материально-технического снабжения порождает трудности закупки оборудования, сырья и материалов. Взлет цен ведет к сокращению спроса как на потребительские, так и на товары производственного назначения.

В особо тяжелые условия попадают предприятия, ранее получавшие государственные субсидии. Это предприятия того же военно-промышленного комплекса, сельскохозяйственные производители и др.

Результатом названных противоречий, а также неустоявшихся хозяйственных связей, слабого государственного регулирования во многом, является трансформационный спад в экономике.

Трансформационный спад

Этот термин введен в научный оборот венгерским, а ныне американским ученым Я. Корнаи. Я. Корнай утверждает (и практика это подтверждает), что в переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или еще не созданы.

Глубина падения в экономике зависит от того, насколько высок был уровень экономического развития и макроэкономического равновесия к началу преобразований, имелся ли в стране частный сектор, какой была структура экономики, как тесно страна была связана с мировым рынком.

Относительно благоприятные исходные условия ослабляют глубину кризисного спада в экономике. Но сама переходная экономика добавляет к ранее имеющимся противоречиям свои, специфические. Это выражается в искажении цен, которые перестают на определенный период быть критериями конкурентоспособности; в связи с падением производства сокращается спрос на продукцию обрабатывающей промышленности и сырье; падение жизненного уровня населения ведет к упадку легкой и пищевой промышленности; угрожающе растет импорт, с которым не может конкурировать отечественный производитель.

В первой, ранее названной группе стран, где имелись благоприятные предпосылки для проведения рыночных реформ, трансформационный спад был наименьшим по глубине сокращения производства и его продолжительности. В 1991-1993 гг. он составил: в Польше, Чехии, Словакии всего 2-9 процентов; в Словении, Венгрии – 14-16 процентов. С 1994 г. в этих странах начался рост ВВП.

Во второй группе стран, в которых не было устойчивых традиций рыночного хозяйствования, было нарушено макроэкономическое равновесие, трансформационный спад был более глубоким и продолжительным. В странах СНГ, а также Балтии на экономике сказалось и разрушение единого экономического пространства, характерного для СССР. Наибольшим падение объема ВВП, рассчитанного по паритетам покупательной способности валют 1993 г., было в Грузии, где в 1995 г. было произведено всего 23,8 % ВВП к уровню 1990 г.; наименьшим – в Узбекистане (93,3 %), Казахстане (61,4 %) и Белоруссии (60,9 %). Примерно столько же – 64-68 % к уровню 1990 г. производилось в 1993-1994 гг. ВВП в Латвии, Литве, Эстонии. С 1995 г. в этих государствах начался подъем экономики.

Трансформационный спад в экономике сопровождается резким падением жизненного уровня населения и требует специальных мер по достижению макроэкономической (финансовой) стабильности и социального согласия. В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис.

 

Финансовая стабилизация

Финансовая или макроэкономическая стабилизация в переходной экономике заключается в осуществлении мер по подавлению инфляции, укреплению денежной единицы, приданию устойчивости валютному курсу и другим макроэкономическим финансовым параметрам экономики.

Стабилизационные программы, в зависимости от содержания применяемых мер подразделяются на ортодоксальные и гетеродоксальные. В каждом из этих случаев центральное место отводится осуществлению антиинфляционных мер, однако методы этого достижения различны.

Ортодоксальная стабилизация осуществляется путем сжатия денежной массы и спроса через сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитно-денежной эмиссии.

Ортодоксальный подход имеет две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов. В первом случае в основу кладутся монетаристские методы, основанные на жесткой бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политике при «плавающем» обменном валютном курсе, когда в качестве основы антиинфляционных мер выдвигается сокращение совокупного спроса и ограничение денежной массы. Во втором случае больший акцент делается на стабилизации валютного курса (путем управляемых девальваций, установления валютного «коридора», фиксированного курса), что способствует снижению инфляционных ожиданий, повышению степени предсказуемости действий экономических субъектов, привязывает внутренние цены к объявленному курсу и тем самым имеет антиинфляционные последствия.

Гетеродоксальная стабилизация может включать все вышеназванные меры по ограничению дефицита и кредитно-денежной эмиссии, но она сопровождается также мерами по замораживанию цен, заработной платы, обменного курса валюты.

Резкое и всеобщее замораживание, также, как и полный отпуск цен на свободу, может вызвать «шок» в экономике. В данном случае это будет гетеродоксальный «шок». Он может дать быстрый антиинфляционный эффект, но при этом будут утрачены стимулы производства продукции с «замороженными» ценами, что углубит товарный дефицит. Может быть подорвано доверие к государству, если будут «заморожены» его обязательства по внутреннему долгу и не приняты компенсационные меры в связи с «замораживанием» заработной платы.

Мировая практика накопила достаточный опыт финансовой стабилизации, ибо к ней прибегали не только страны с переходной экономикой. В Чили в 1973-1977 гг. приступили к реализации ортодоксального варианта финансовой стабилизации с использованием обоих видов экономических стабилизаторов. Но только к 1984 г. были достигнуты относительные успехи, выразившиеся в снижении среднегодовой инфляции в 1984-1990 гг. до 20 % и ежегодном экономическом росте порядка 5% (в 1989 г. – 10%). В Бразилии с переменным успехом, начиная с 70-х годов, использовались как ортодоксальный, так и гетеродоксальный тип финансовой стабилизации. С переменным успехом потому, что в 70-е годы инфляция сократилась до 30-40% в год, а ежегодные темпы роста ВВП достигли 8%. Но в 1990 г. инфляция поднялась до 3000%, спад производства составил более 4%.

Вывод, который следует из этих примеров: нет универсальных рецептов финансовой стабилизации и нельзя следовать прямолинейно по пути одного из них.

В странах Центральной и Восточной Европы, в России, других странах СНГ, как правило, использовались оба типа финансовой стабилизации. Под воздействием стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы снизилась, но она остается еще высокой по сравнению с экономически развитыми государствами.

В странах, избравших градуалистскую модель, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда до настоящего времени не достигала таких размеров, которые потребовали бы принятие специальных мер по финансовой стабилизации.

Интеграция в мировое хозяйство

В современных условиях, как отмечалось в разделе IV «Международные проблемы рыночной экономики» проходит интернационализация мирового хозяйства. Активное вхождение в мировое хозяйство через участие в международном разделении труда – необходимое условие роста эффективности экономики. Международная конкуренция является мощным побудительным фактором технического прогресса, обновления выпускаемой продукции, повышения ее качества и снижения издержек производства. Все большая открытость экономики – одна из задач, решаемых в переходный период, ибо эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рыночными отношениями.

Основные формы либерализации внешнеэкономических связей включают в себя:

- расширение доступа в страну зарубежных инвестиций;

- устранение огосударствления (централизации) внешнеэкономических связей;

- снятие протекционистских ограничений для импорта;

- либерализацию экспорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот);

- обеспечение конвертируемости национальной валюты.

Названные направления либерализации внешнеэкономических связей, имеющие целью повышение эффективности действующего рыночного механизма через интеграцию в мировое хозяйство, однако, как и в случае с методами финансовой стабилизации, не должны абсолютизироваться. Они применяются в неполной мере и в государствах с развитой рыночной экономикой.

В целях защиты национального производства государство может устанавливать известные ограничения, использовать таможенные тарифы, вводить различного рода запреты и т.д. Это тем более необходимо в переходной экономике, где рыночный механизм проходит стадию становления, а существующее производство еще не адекватно рыночным условиям.

Политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой – не допускать ущерба развитию отечественного производства.

В России, в силу особенностей исторического развития и длительных традиций командно-административных форм хозяйствования переход к рыночной экономике осуществляется с целым рядом особенностей и поэтому требует отдельного рассмотрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.