Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление рыночной экономики




Начало нынешних рыночных преобразований в РФ следует отнести ко второй половине 80-х годов. Они связаны, прежде всего, с изменениями в отношениях собственности. В 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», явившийся основой легализации частного предпринимательства, которым до этого, рамках теневого капитала, занималось уже около 20 млн. человек.

В 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешавший применение наемного труда в кооперативах и наделяющий их правами свободного ценообразования. Оказалось возможным путем организации псевдокооперативов перекачивать объекты государственной собственности в собственность кооперативов.

С принятием в 1989 г. «Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» в стране было разрешено заключение договоров аренды с правом выкупа трудовыми коллективами арендованного имущества.

Наконец, принятием законов: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР (3 июля 1991 г.) и «Об основах разгосударствления и приватизации в СССР (1 августа 1991 г.) была создана законодательная база для современного процесса приватизации и предпринимательства.

Приватизация

Приватизация в России явилась основной формой разгосударствления экономики. В ее ходе продавалась или безвозмездно передавалась государственная собственность в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.

С целью регулирования процесса приватизации был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (июнь 1991 г.).

В конце 1993 г. Правительство России подготовило «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Ее главными целями являлись:

- формирование широкого слоя частных собственников как основы экономических отношений;

- вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого го­сударственного и муниципального имущества за приватизационные чеки до июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;

- повышение эффективности деятельности предприятий;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет поступающих от приватизации средств;

- содействие процессу стабилизации финансового положения России;

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации в экономике;

- привлечение в производство инвестиций, в том числе и участие в этом процессе иностранцев.

Для проведения приватизации были созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом во главе с Госкомимуществом РФ и фонд имущества.

В функции комитетов по управлению имуществом входили подготовка планов приватизации (такие планы составляются на год) и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой самих предприятий к приватизации.

Фонды имущества осуществляли продажу подготовленных к приватизации на аукционах, продажу их акций, а также являлись держателями нереализованных акций.

Российский ваучер – это неименная ценная бумага номинальной стоимостью 10 тыс. руб., выданная всему населению страны и свидетельствующая о его доле в приватизируемом государственном и муниципальном имуществе. Всего было роздано 151,45 млн. ваучеров. Так как ваучер был неименной бумагой, то его можно было продать и купить. В октябре 1992 г. ваучер можно было продать за 9-10 тыс. руб. (тогда это равнялось примерно 40 долл.). К февралю 1993 г. его цена упала до 4 тыс. руб. (менее 6 долл.), и вновь поднялась до 50 тыс. руб. (25 долл.) к июню 1994 г.

Для вложения ваучеров были созданы чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Их можно было реализовать также на чековых аукционах по продаже акций государственных или муниципальных предприятий.

В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 млн. россиян стали акционерами.

Так как одновременно шел процесс продажи на аукционах и по конкурсу малых предприятий, то к июню 1994 г. в целом по стране перешли в частные руки свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта. Это составило около 70% всех малых предприятий.

После 1 июля 1994 г. начался второй, качественно новый, этап приватизации. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Основные положения этого этапа приватизации были определены Программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах». Она была конкретизирована Указом Президента РФ «Об основных направлениях Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 1 июля 1994 г.».

Целями этого этапа приватизации были: пополнение государственного бюджета и инвестиционная поддержка приватизированных компаний. Продажа акций перестала быть массовой и единовременной. Пакеты акций на продажу должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное поступление денежных средств в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, так как большая часть из них приватизирована, а на продажу имущественных долей государства.

Особенности приватизации в России

Во-первых, это ее директивность, как следствие командно-административной системы. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или их руководителями, исходя из знания конкретного экономического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям, как в свое время осуществлялась коллективизация в СССР.

Во-вторых, масштабность, массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности в стране, а с другой – стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества.

В-третьих, связанные с этим высокие темпы процесса приватизации, объясняемые, в частности, стремлением придать процессу социально-экономических преобразований в этой области необратимый характер.

В-четвертых, выбор в качестве приоритетного направления только одной, частной формы собственности. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности.

В-пятых, социально-экономические цели превалировали над экономическими. С целью ускорения процесса приватизации и по другим причинам к минимуму была сведена стоимость выкупаемого государственного имущества и стоимость уставного капитала акционируемых предприятий. Отсюда – высокий удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и т.п.) приватизируемых объектов.

В-шестых, провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников путем ваучерезации обернулась сосредоточением бывшей государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального бывшего государственного имущества основной массы населения.

Формы собственности

 

Главным итогом приватизации, которая продолжается в разных формах и в настоящее время, является коренное изменение отношений собственности. Еще в 1990 г. на долю государственной собственности приходилось 91 % всех основных фондов. В 1993-2000 г. было приватизировано 16463 объекта федеральной собственности; 18106 – предприятий субъектов Российской федерации; 54091 – объект муниципальной собственности.

На 1 января 2005 г. в России, по данным Госкомстата, сложилась следующая структура форм собственности:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.