КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура механизма государства 2 страница
Политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности. Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом. 4. Политическое сознание и политическая культура. Под полити Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, 1 См.: Михельс Р. Необходимость организации // Диалог. 1990. № 3. С. 58—59. интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга. . -, Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества,! закладываются в системы воспитания, политической социализации.
- Ценности — это выражение значимости объектов окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял,их как «желаемые события», или «события-желания»1. : Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей. Среди ценностных доминант, создававших исторический облик европейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет: до XV в. — справедливость, честность; в XV в. — власть, выгоду; в XIX в. — стабильность; : — в XIX—XX вв. — развитие. Автор отмечает невозможность определения современной политики в рамках единой ценности2, что, на наш взгляд, совершенно справедливо. Центральный элемент политической системы — государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике: i • выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы; ', • обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государ 1 Цит. по: Bachrach, Baratz M. Power and Poverty. Theory and Practice NY' L'1 Toronto, 1970. P. 24. ' 2 См.: DeutschK. Politicsand Government. How People deside Their Fate. Boston, 1976
P. 14...: Тема 7. Политическая система и государство 3. Место и роль государства в политической системе
Акцент на распределительную, а не на производительную или собственническую функции политической системы достаточно красноречиво показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Политическая же регламентация всех экономических отношений влечет за собой ограничение производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики. Контроль за сферой распределения ценностей — предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник — различия интересов, способов ориентации социальных групп), разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. Такая функция политической системы, как упорядочение политических процессов, определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Поэтому естественным является присутствие в политических процессах двух противоположных тенденций: к порядку и беспорядку, j Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить и развитие, и стабильность политической системы. Отсутствие этого сочетания служит причиной' многочисленных деструкции.
В литературе выделяют и другие функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выра-1!жающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляю-"щих поведение людей в политике1. 1 См.: ШабровО.В. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство.и право. 1995. №5. С. 123-124. , Неспособность реализации политической системой своих важней-;ших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его чле-дами в качестве авторитетнцх; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса,, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государст-.венных институтов создается вопреки, традициям и историческому опыту народа.! В зависимости от этих факторов, а также господствующего политического режима, формируются разнообразные типологии политических1 систем. Можно выделить базовые модели: командную — ориентированную на использование принудитель соревновательную —основной доминантой существования кото социопримирительную — нацеленную на поддержание социаль Как политика, так и все ее элементы, несомненно находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов. «Этничность — это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия»2. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства. 3. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные труппы, является государство с присущими ему специфическими признаками. 1 См.: Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 84. i 2 Ттиков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) //Вопросы философии. 1995. № 2. С. 8. Тема 7. Политическая система и государство
Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена. Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли. В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам1. В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми. В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства.'Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал — оно охватывает граждан — членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов. Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практическими поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавление одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства. 1 См.: Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233. /••.!••,'''Как политический принцип идея гражданского общества выражается в отказе государства от претензий на регулирование всего много- ' образия социальных связей, от его тотальной ответственности за решение любой социальной проблемы. Действительно, может ли государство брать на себя обязательство сделать каждого человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет. Оно может лишь способствовать созданию комплекса условий, реализация которых в жизненно значимые ценности — дело самого человека. Поэтому в условиях гражданского общества государство отказывается от мелочной регламентации поведения людей в пользу выработки у них ответственного отношения к своему предна- , значению, возможностям и ресурсам. Причем реальной базой такого отношения может быть только безусловно признаваемое государством : право индивида на распоряжение тем, что ему принадлежит. :' ' I 4. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, которые к тому же всегда используют силу организации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается: — в.осуществлении функций представительства,интересов различ —-^активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферущолитических отношений; — в снятии ее внутренних противоречий.; Партии имеют свою программу, систему целей, которые они актив Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей. Тема 7. Политическая система и государство 5. Политический режим
Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политичес — в XVI—XVII вв. в Европе партии — это аристократические груп • — в XVIII—XIX вв. — это уже политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;.... i — в XIX—XX вв. формируются современные массовые партии. Их Партии могут быть: классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, раз национальными, религиозными, выражающими на государст проблемными, вызванными и подчиняющими свою программа- государственно-патриотическими, ориентирующимися на моби !.. печение целостности и стабильности государства. Такие партии формирующимися вокруг популярной политической фигуры и так называемыми гротескными партиями, вроде «партии люби власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав. В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей. Доминирующая тенденция в развитии политической активности в современных условиях — предпочтение движениям перед партиями, где действует та или 'иная система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологическая проблема, борьба за мир, демократизация общества). Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных). ' ••• Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике тайные общества и организации. Типичным примером служат; масоны в Европе или «триады» на Востоке. Для политических организаций такого рода характерна строгая конспирация, выражающаяся в тщательном сокрытии целей от посторонних и низших категорий собственных участников, жесткая иерархичность построения, строгая дозировка информации о структуре и деятельности организа-цци для разных категорий ее членов. •",',! ' ':. • 5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ . - •. |,. • • : Политический режим — это совокупность приемов, методов, спо "!«ценности — жизненно важные, [желаемые цели|и события; • нормы — правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быт;ь обычными — формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опь!та, передаваться от поколения к поколению, и|легальными, т.е. специально Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 200. Тема 7. Политическая система и государство 5. Политический режим
установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.); • авторитет -- желание и способность граждан действовать в рам От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов: демократические — когда обеспечивается право на участие наро авторитарные — когда функции управления обществом сосре тоталитарные — когда отрицаются или значительно ограничи Если считать политику полем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования государственного организма. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. Постоянным спутником тоталитарных государственных систем Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, кргда: Дорога к рабству//Вопросы философии. 1990. № 12. С. 106. во- первых, изменяется истолкование источника права, им стано-вится.не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты; •:,.• во -вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» делается переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но..укрепляет и защищает их; в-третьих, эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Политические системы, действующие на основе принципов правового государства, имеют существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность1. Легитимность политической системы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает. .Одним из важных аспектов легитимности власти служит ее легальность,,'т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти в силу наличия только у него ряда характерных черт: '-••'• открытость, гласность используемых здесь норм, законов; 1 См.: Чиркин В.Е. Легализация и легитимизация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8. Тема 7. Политическая система и государство 5. Политический режим
право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и относительная стабильность правовых норм, малая степень их достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязан В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая — это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораздо больше. Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по Легитимная политическая система, использующая легальные механизмы осуществления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими же аспектами безопасности являются: военный, выражающийся в способности государства не только за правовой — наличие реальных гарантий личности в защите как экологический — охрана государством природной среды обита технологический — отсутствие радикального отставания опреде , науки и техники;: информационный — возможность получения адекватной и раз экономический — удовлетворение фундаментальных потребнос Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии, сущностные черты которой: •i правление большинства;,. f г» лояльность меньшинства политическому сообществу. г Если оценивать политические режимы в контексте соотношения основных агентов, действующих сил или, скорее, неразрывных, но и различных по главным принципам своего существования полюсов по-!литики — личности и государства, — то, конечно, оптимальным является демократический тип. , В его рамках сохраняется относительная независимость обеих сторон взаимодействия, человек обладает солидным набором средств влияния на государство-(участие в выборах, критика, самоуправление, влияние на принятие законов и многие другие формы, которые напрочь отсутствуют в тоталитарных и авторитарных режимах). ^Государство же опирается на реальную поддержку граждан, активно использует их предложения, действия, участие для обеспечения успешного функциог нирования и развития своих институтов.,. Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении, проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов. При этом целостность политической системы сохраняется, но человек занимает позицию несотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее запутывающей и омертвляющей их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный, нежелательный. Например, рекрутская служба, всякого рода повинности. В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ
•,! > Демократическая политическая система — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основелонятных и.принятых обществом принципов, имеет ясные вдли и способна содействовать реализации общих интересов, '•,.,
1. Основные направления учения о праве
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |