Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура механизма государства 2 страница




Политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социаль­ная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политичес­кой самостоятельности.

Критерием активной деятельности служит стремление и возмож­ность, воздействуя на политическую власть или непосредственно ис­пользуя ее, реализовать свои интересы. Становление политической ак­тивности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной груп­пы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под полити­
ческим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности,
отражающих деятельность механизмов политической власти и на­
правляющих поведение людей в сфере политических отношений. В поли­
тическом сознании выделяются два уровня организации: концептуаль­
ный — политические теории, доктрины, программы, учения; обыден­
ный — несистематизированные представления о политике, традициях,
нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство,

1 См.: Михельс Р. Необходимость организации // Диалог. 1990. № 3. С. 58—59.


интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

. -, Исторический опыт доказывает, что политические системы, способ­ные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непре­менно присутствуют и разделяются большинством членов общества,! закладываются в системы воспитания, политической социализации.

- Ценности — это выражение значимости объектов окружающего мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял,их как «желаемые со­бытия», или «события-желания»1.

: Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности поли­тических действий и процессов, в значительной степени они определя­ют тип политических систем, приоритеты государственных механиз­мов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в поли­тической системе ценностей.

Среди ценностных доминант, создававших исторический облик ев­ропейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:

до XV в. — справедливость, честность;

в XV в. — власть, выгоду;

в XIX в. — стабильность;

: — в XIX—XX вв. — развитие.

Автор отмечает невозможность определения современной полити­ки в рамках единой ценности2, что, на наш взгляд, совершенно справед­ливо.

Центральный элемент политической системы — государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике: i • выступает главным инструментарием реализации важнейших

задач политической системы; ',

• обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государ­
ство выполняет такую политическую функцию, как авторитар­
ное распределение ценностей, в качестве которых могут высту-
\ пать материальные блага, социальные преимущества, культур­
ные достижения и даже формы досуга. j

1 Цит. по: Bachrach, Baratz M. Power and Poverty. Theory and Practice NY' L'1 Toronto, 1970. P. 24. ' 2 См.: DeutschK. Politicsand Government. How People deside Their Fate. Boston, 1976

P. 14...:



Тема 7. Политическая система и государство


3. Место и роль государства в политической системе



 


Акцент на распределительную, а не на производительную или соб­ственническую функции политической системы достаточно красноре­чиво показывает пределы и смысл политического вмешательства в об­щественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются инте­ресы как социальных групп, так и социальной целостности.

Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизне­способность социальной системы, грозит ее кризисом. Политическая же регламентация всех экономических отношений влечет за собой ог­раничение производственной инициативы, сковывает предпринима­тельскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики.

Контроль за сферой распределения ценностей — предпосылка реа­лизации и такой функции политической системы, как интеграция об­щества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных ком­понентов его структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглажи­вать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякае­мый источник — различия интересов, способов ориентации социаль­ных групп), разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.

Такая функция политической системы, как упорядочение полити­ческих процессов, определяется самой природой политики, направлен­ной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимо­связанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Поэтому естественным является присутствие в политических процессах двух противополож­ных тенденций: к порядку и беспорядку, j Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить и развитие, и стабильность политической системы. Отсутствие этого сочетания служит причиной' многочисленных деструкции.

В литературе выделяют и другие функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выра-1!жающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляю-"щих поведение людей в политике1.

1 См.: ШабровО.В. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство.и право. 1995. №5. С. 123-124.


, Неспособность реализации политической системой своих важней-;ших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его чле-дами в качестве авторитетнцх; деятельность государственного аппара­та, замкнутая рамками его специфического интереса,, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государст-.венных институтов создается вопреки, традициям и историческому опыту народа.!

В зависимости от этих факторов, а также господствующего полити­ческого режима, формируются разнообразные типологии политичес­ких1 систем. Можно выделить базовые модели:

командную — ориентированную на использование принудитель­
ных, силовых методов в управлении;

соревновательную —основной доминантой существования кото­
рой служит противостояние, противоборство различных полити­
ческих и социальных сил;

социопримирительную — нацеленную на поддержание социаль­
ного консенсуса и преодоление конфликтов1.

Как политика, так и все ее элементы, несомненно находятся под мощ­ным воздействием национальных особенностей участвующих в ней на­родов. «Этничность — это наиболее доступная и понимаемая граждана­ми основа для массовой мобилизации и коллективного действия»2.

Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций наро­дов, основных участников политической жизни и государственного строительства.

3. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Поскольку ткань политических отношений образует взаимодейст­вие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникнове­ния, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя раз­личия для укрепления, а не для разрушения общества.

Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные труппы, является го­сударство с присущими ему специфическими признаками.

1 См.: Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5. С. 84.

i 2 Ттиков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) //Вопросы философии. 1995. № 2. С. 8.



Тема 7. Политическая система и государство


 


Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный поря­док и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуж­дения, активно использующий санкции поощрения и наказания за со­блюдение или нарушение установленных им норм, правил организа­ции общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить после­довательную реализацию его задач и воли.

В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламента­ция собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам1.

В-четвертых, публичность государственной власти, професси­онализация управления общими делами, добровольная или принуди­тельная передача государственным органам и их служащим полномо­чий на управление другими людьми.

В-пятых, специфичность и четкость границ политического про­странства.'Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал — оно ох­ватывает граждан — членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих нало­ги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существова­ние и деятельность государственных органов.

Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практи­ческими поисками такого состояния политической системы, когда че­ловек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавле­ние одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самосто­ятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принци­пов гражданского общества и правового государства.

1 См.: Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233.


/••.!••,'''Как политический принцип идея гражданского общества выража­ется в отказе государства от претензий на регулирование всего много-

' образия социальных связей, от его тотальной ответственности за реше­ние любой социальной проблемы. Действительно, может ли государст­во брать на себя обязательство сделать каждого человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет. Оно может лишь способствовать созданию ком­плекса условий, реализация которых в жизненно значимые ценности — дело самого человека. Поэтому в условиях гражданского общества го­сударство отказывается от мелочной регламентации поведения людей в пользу выработки у них ответственного отношения к своему предна-

, значению, возможностям и ресурсам. Причем реальной базой такого отношения может быть только безусловно признаваемое государством

: право индивида на распоряжение тем, что ему принадлежит.

:' ' I

4. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В рамках политической системы основным инструментом воздей­ствия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние, которые к тому же всегда используют силу ор­ганизации. В качестве такой силы могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов.

Назначение политической партии, делающее ее необходимым ком­понентом политической жизни в любой модификации, заключается:

— в.осуществлении функций представительства,интересов различ­
ных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей
социальной целостности; •

—-^активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферущолитических отношений;

— в снятии ее внутренних противоречий.;

Партии имеют свою программу, систему целей, которые они актив­
но пропагандируют и, защищают, более или менее разветвленную орга­
низационную структуру, накладывают на своих членов определенные
обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат
мощным фактором повышения уровня организованности политичес­
кой жизни, ее рационализации, i,

Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей.



Тема 7. Политическая система и государство


5. Политический режим



 


Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политичес­
кой деятельности три.периода:!.

— в XVI—XVII вв. в Европе партии — это аристократические груп­
пировки, объединяющие немногочисленных представителей полити­
ческой элиты;."•',!

• — в XVIII—XIX вв. — это уже политические клубы, ориентирован­ные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;.... i

— в XIX—XX вв. формируются современные массовые партии. Их
типы зависят от характера основной ориентации, способа выражения и
представления частного интереса той или иной социальной группы на
уровне всеобщего интереса, проблем социальной целостности.

Партии могут быть:

классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, раз­
личающихся по своему месту в структуре производственных от­
ношений {крестьянские, рабочие, предпринимательские);

национальными, религиозными, выражающими на государст­
венном уровне специфические интересы той или иной этничес­
кой группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обес­
печения их приоритета в государстве (партии исламского воз­
рождения, Союз русского народа и т.д.);

проблемными, вызванными и подчиняющими свою программа-
тику и деятельность решению какой-либо социальной задачи,
наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагатель­
ного ответа, Определяющего характер всех других проблем, суще­
ствующих в обществе (экологическая партия, партия мира или
разоружения, земельной реформы и т.д.);,:' • • '

государственно-патриотическими, ориентирующимися на моби­
лизацию представителей всех социальных слоев и групп на обес-

!.. печение целостности и стабильности государства. Такие партии
! • обычно появляются в исторические моменты, когда возникает
реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и
государства, сохраняют свое влияние в пределах существования
этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в
сторону выражения или защиты более остро переживаемых и
глубинных групповых интересов; ••:.,•..\.

формирующимися вокруг популярной политической фигуры и
действующими как группы его поддержки; i

так называемыми гротескными партиями, вроде «партии люби­
телей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстра­
ции самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на


власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

В движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину за­меняет цель или система политических целей.

Участник движения не имеет строгих обязательств перед организа­цией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей. Доминирующая тенденция в развитии политической активнос­ти в современных условиях — предпочтение движениям перед партия­ми, где действует та или 'иная система отбора, обязательств и дисцип­лины. Многие важные политические проблемы решаются за счет ак­тивных усилий именно движений (экологическая проблема, борьба за мир, демократизация общества).

Господство в деятельности организации частных интересов, нарас­тающий их разрыв с интересами социальной целостности или противо­поставление им ведут к возникновению групп давления. Это различ­ные лоббистские группы и организации, представляющие в государст­венных, правительственных органах интересы определенных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных). ' ••• Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике тайные общества и организации. Типичным примером слу­жат; масоны в Европе или «триады» на Востоке. Для политических организаций такого рода характерна строгая конспирация, выражаю­щаяся в тщательном сокрытии целей от посторонних и низших катего­рий собственных участников, жесткая иерархичность построения, строгая дозировка информации о структуре и деятельности организа-цци для разных категорий ее членов.

•",',! ' ':. •

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

. - •. |,. • •

: Политический режим — это совокупность приемов, методов, спо­
собов, средств осуществления политической власти. Как писал Д.
Истон,; «это правила и цели политического взаимодействия»1. К ним
относятся:!

"!«ценности — жизненно важные, [желаемые цели|и события; • нормы — правила, на основе которых организуется жизнь госу­дарства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быт;ь обычными — формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опь!та, переда­ваться от поколения к поколению, и|легальными, т.е. специально

Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 200.



Тема 7. Политическая система и государство


5. Политический режим



 


установленными государством и зафиксированными в офици­альных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

• авторитет -- желание и способность граждан действовать в рам­
ках принятых правил и ценностей, подчиняться системе дейст­
вующей государственной власти.

От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зави­сят типы политических режимов:

демократические — когда обеспечивается право на участие наро­
да в решении государственных дел, уважаются и Ъхраняются
права человека;

авторитарные — когда функции управления обществом сосре­
доточиваются в одном лице или узком социальном слое;

тоталитарные — когда отрицаются или значительно ограничи­
ваются права и свободы личности, жестко контролируются авто­
ритарным государством все стороны жизни общества.

Если считать политику полем взаимодействия человека и государ­ства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно, распространяющих­ся в истории политической жизни.

Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначитель­ная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования государственного организма. Такой тип отношений че­ловека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы.

Постоянным спутником тоталитарных государственных систем
служат такие черты, как стирание различий между личным и общест­
венным, индивидуальным и публичным, подчинение человека органи­
зации, смешение свободы с властью1, унификация информации, слом
всесильным политическим механизмом автономии всех общественных
отношений и наступающее вследствие этого возведение любой пробле­
мы на политический уровень, стремление и печальная необходимость
любую социальную задачу решать только политическими, а не какими-
либо другими средствами. Это можно сравнить с лечением разных бо­
лезней одним способом и одним лекарством. •,

Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отноше­ний между человеком и государством, кргда:

Дорога к рабству//Вопросы философии. 1990. № 12. С. 106.


во- первых, изменяется истолкование источника права, им стано-вится.не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты; •:,.• во -вторых, меняется представление о соотношении между госу­дарством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» делается переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но..укрепляет и защищает их;

в-третьих, эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего факто­ра упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета пос­ледствий того или иного акта, и широкого предварительного обсужде­ния юридических и политических нововведений, и стабильности пра­вовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремя­щихся действовать в рамках закона.

Политические системы, действующие на основе принципов право­вого государства, имеют существенные признаки, к которым следует отнести легитимность, легальность и безопасность1.

Легитимность политической системы выражается в принятии го­сударственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее встроенности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает.

.Одним из важных аспектов легитимности власти служит ее легаль­ность,,'т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти в силу наличия толь­ко у него ряда характерных черт:

'-••'• открытость, гласность используемых здесь норм, законов;
: • многообразие применяемых в рамках права санкций, что позво­
ляет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации
общественной жизни;
, ||..

1 См.: Чиркин В.Е. Легализация и легитимизация государственной власти // Госу­дарство и право. 1995. № 8.



Тема 7. Политическая система и государство


5. Политический режим



 


право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и
обязанности участников правоотношений;

относительная стабильность правовых норм, малая степень их
зависимости от произвола и личностных особенностей носите­
лей власти; '•'•. •'.'•• | ': I

достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязан­
ностей участников общественных отношений, вносящая в их де­
ятельность необходимые для власти качества четкости и опреде­
ленности. •..'

В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая — это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораздо больше.

Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по
крайней мере нескрываемые) законы, то власть преступная, нелегаль­
ная — на неписаные, известные лишь ограниченному кругу людей пра­
вила поведения. i

Легитимная политическая система, использующая легальные меха­низмы осуществления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими же аспектами безопасности яв­ляются:

военный, выражающийся в способности государства не только за­
щитить общество от внешней угрозы, но и не создавать ее самому;

правовой — наличие реальных гарантий личности в защите как
от преступных посягательств, так и от насилия со стороны госу­
дарства;

экологический — охрана государством природной среды обита­
ния человека; • • '•:

технологический — отсутствие радикального отставания опреде­
ленного общества от других стран и народов по уровню развития

, науки и техники;:

информационный — возможность получения адекватной и раз­
нообразной информации, свобода от химерических и мифологи­
ческих идеологических систем;.. •.'

экономический — удовлетворение фундаментальных потребнос­
тей личности, возможность применения ею своих трудовых, на­
выков и способностей.!!,, •

Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии, сущностные черты которой:

•i правление большинства;,.
i • свобода критики и оппозиции правительству; ' '<• <
; * -защита меньшинства;:

f г» лояльность меньшинства политическому сообществу. г

Если оценивать политические режимы в контексте соотношения основных агентов, действующих сил или, скорее, неразрывных, но и различных по главным принципам своего существования полюсов по-!литики — личности и государства, — то, конечно, оптимальным явля­ется демократический тип.

, В его рамках сохраняется относительная независимость обеих сто­рон взаимодействия, человек обладает солидным набором средств вли­яния на государство-(участие в выборах, критика, самоуправление, влияние на принятие законов и многие другие формы, которые напрочь отсутствуют в тоталитарных и авторитарных режимах). ^Государство же опирается на реальную поддержку граждан, активно использует их предложения, действия, участие для обеспечения успешного функциог нирования и развития своих институтов.,.

Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты раз­рывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении, проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социаль­ной, регулируемой действием властных механизмов.

При этом целостность политической системы сохраняется, но чело­век занимает позицию несотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее запутывающей и омертвляющей их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный, нежелательный. Например, рекрутская служба, всякого рода повинности.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ
наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не
в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а
как итог убежденности людей в способности социальной системы удов­
летворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказыва­
ются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им историчес­
кой практикой.,

 

 

•,! > Демократическая политическая система — это организация легаль­ной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основелонятных и.принятых обществом принципов, имеет ясные вдли и способна содействовать реализации общих интересов, '•,.,

 

1. Основные направления учения о праве


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.