Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура механизма государства 1 страница




; i

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обуслов­ливает необходимость структурно-функционального подхода к изуче­нию государственного механизма.

Структурно-функциональный подход — одно из направлений об­щего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В со­ответствии с этим структура механизма государства должна рассмат­риваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образу­ющих элементов — государственных органов и их системных образова­ний, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функ­циональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения
властей структурные подразделения государственного механизма и
учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. ис­
ходя из структурно-функционального анализа, можно классифициро­
вать следующие виды (группы, подсистемы) органов,
образующих меха­
низм современного Российского государства.;

Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредст­венно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом феде­ральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В уста­новленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государст­венной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.


Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружен-': ными (Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осущест-: вляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

i Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Феде­ральным1 Собранием России (например, назначение Председателя Правительства, и других высших должностных лиц государства).

• Президент избирается на четыре года гражданами России на основе
' всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо­
совании.

•.. Наряду с федеральным Президентом институт президентства суще­ствует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

Органы представительной и законодательной власти. Представи­
тельным и законодательным органом России является Федеральное
Собрание,
которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Госу­
дарственной Думы.
!

• В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­
екта Российской Федерации: по одному от представительного и испол­
нительного органов государственной власти.

-: Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в со­
ответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной
профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы —
принятие законов. i

i Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

f Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд­
жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную
палату, состав и порядок деятельности которой определяется феде­
ральным законом. '.,., •••>.,.

> Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и.утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ.между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введе­нии военного или чрезвычайного положения; принятие решения о воз­можности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на долж­ность судей Конституционного Суда,^Верховного Суда, Высшего Ар­битражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия.Пре­зиденту на назначение Председателя Правительства РФ; решение во^ проса о доверии Правительству; назначение на должность и освобож­дение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение



Тема 6. Механизм государства


4. Структура механизма государства



 


на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека, действующего в соответствии с федеральным конституг ционным законом; объявление амнистии и другие вопросы. i; 1

В процессе обсуждения проекта новой Конституции РФ! его про­тивники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Пре­зидента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Го­сударственной Думы. Но, во-первых, данное право закреплено в кон­ституциях многих демократичерких государств; во-вторых, право рос­пуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговари­ваются условия, при которых Государственная Дума не может быть» распущена. В то же время Федеральное Собрание наделяется правом в указанных в Конституции случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента от должности.

. Или другой пример. Президент наделен Конституцией правом вето на закон, принятый Федеральным Собранием. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении феде­рального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинст­вом не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Прези­дентом в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ пред­усматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктату­ры парламента.

Вместе с тем заслуживают внимания высказываемые в средствах
массовой информации и научной литературе соображения о целесооб­
разности внесения в Конституцию РФ отдельных изменений, связан-1
ных с некоторым перераспределением полномочий между Президен­
том, Федеральным Собранием и Правительством РФ в пользу двух
последних органов. i V >,:

Система представительных и законодательных органов государст­
венной власти как составная структурная часть;механизма Российско­
го государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя
также законодательные и представительные органы, образуемыехубъ-
ектами Российской Федерации. .•• • i;,,.••''.,!,

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполни-; 1 тельную власть Российской Федерации осуществляет Правительст­во России. Оно состоит:из Председателя Правительства и заместите­лей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государствен­ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; пред-


отделяет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;-б) обеспе-1 чивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и.денежной политики; в.) обеспечивает проведение единой го­сударственной политики в области культуры, науки, образования,!; здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет

s управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспе­чению обороны i страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) проводит меры по обес­печению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными зако-

' нами, указами Президента. I., '

-, Деятельность Правительства осуществляется посредством функци­онирования работающих под его руководством различных органов ис­полнительной власти. Их система включает в себя:

1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внутренних дел, 'государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед-

' ствий, по антимонопольной политике и поддержке предприниматель­
ства, по делам Содружества Независимых Государств, по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по налогам и
сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, обра­
зования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения,
сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торгов-
лц, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и др.
2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, по кинематогра­
фии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, тамо­
женный, по молодежной политике и др.). 3. Федеральные комиссии
России
(Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетичес­
кая). 4. Федеральные службы России (безопасности, внешней разведки,
воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному! кон­
тролю, пограничная и др.). 5. Российские агентства (до боеприпасам,
по обычным вооружениям, по патентным и товарным ^знакам, по судо­
строению, по государственным резервам, статистическое и др.). 6» Фе­
деральные надзоры России
(горный и промышленный, по ядерной и
радиационной безопасности). 7. Иные федеральные органы исполни­
тельной власти..
!

Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части меха­низма государства, имеете с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и ис­полнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.



Тема 6. Механизм государства


4. Структура механизма государства



 


Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законода­тельством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создавае­мых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государ­ственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппара­ты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъек­тов Федерации.

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно,Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»1, правосудие в Россий­ской Федерации осуществляется только судом посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства'. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разно­
видности органов судебной власти: Конституционный Суд России;
Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей
юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему ниже­
стоящие арбитражные суды.:

Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ т- высший судебный орган по раз­решению экономических споров и иных дед, рассматриваемых арбит­ражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики.

См.: Российская газета. 1997. 6 янв.


Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу 1 создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требова­ниям правового государства, способного обеспечить действенную за­щиту прав граждан.,

! г. Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конститу­ции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Рррсийской Федерации.

Г':' Принятые в соответствии с Конституцией новая редакция Феде­рального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 и Феде­ральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федераль-,!ный закон «О прокуратуре Российской Федерации»2 подтвердили ста­тус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этим документам в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за со­блюдением Конституции Российской Федерации и исполнением зако­нов, действующих на территории Российской Федерации, и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законода­тельством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутрен­них дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью3.

'"Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению — непосредственно стоять на страже законности и правопорядка — эти органы являются правоохранитель­ными.

1 См.: Российская газета. 1995. 25 нояб.

2 См.: Российская газета. 1999.17 февр.

Подробнее см.: Положение о координации деятельности правоохранительных ор­ганов по борьбе с преступностью // Российская газета. 1996,5 мая.



Тема 6. Механизм государства


4. Структура механизма государства



 


Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и
органы. Как установлено Федеральным законом «Об обороне»1, Во­
оруженные Силы Российской Федерации — государственная военная
организация, составляющая основу обороны страны. •

Вооруженные Силы государства предназначены для отражения воз­
можной агрессии, направленной против Российской Федерации, для
вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее террито­
рии, а также для выполнения задач в соответствии с ее международны­
ми договорами. • I •

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными за­конами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных Силах Российской Фе­дерации», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военно­го управления, объединений, соединений, воинских частей и организа­ций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государ­ства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осу­ществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, же­лезнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правитель­ственной связи и информации при Президенте РФ, войска граждан­ской обороны.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формиро­вания при федеральных органах исполнительной власти, служба внеш­ней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы по­граничной службы, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др.

Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональ­ное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдель-

1 См.: Российская газета. 1996. 6 июня.


ную подсистему (группу) органов в структуре государственного ме­ханизма.

В ежегодных президентских Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии, как условий прогрессивного развития общества прямо; связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственнос­ти» механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мера­ми являются дальнейшее улучшение структуры и повышение эффек­тивности механизма государства в целом и каждого из числа составля-

! ющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который осно­ван не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона»1, развитие и

: совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы.

1 См.: Российская газета. 1997. 7 марта. С. 4.

8-1934

1. Системный подход к анализу политической жизни



 


Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО

(А.И.Демидов)

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

I

Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, пси­хологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по­литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей де­тализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремле­нием выразить их в соответствующей системе понятий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким понима­нием сущности, структуры и механизма политической власти, накап­ливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и тради­ции, способы достижения политических целей, правовые и политичес­кие ориентации населения и т.д. Причем оказывается, что для обозна­чения всего комплекса данных феноменов понятие «политика*- слиш­ком неопределенно, а категория «государство» — явно узка и не охва­тывает всего многообразия данных жизненных реалий.

Государственно-правовые отношения людей — это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономер­ностями, внутренними взаимосвязями, источниками развития и кана­лами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способ­ного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несомненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важ­нейших принципов которого выделяют:


 

идею целостности системы — образования в результате сочета­
ния разнообразных факторов новых качеств, свойств, не прояв­
ляющих себя в разрозненном состоянии;

значение выявления всего многообразия отношений системы с
внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с
которой имеет большое значение для правильного понимания
связей внутри системы;

•, представление о том, что жизнь системы определяется взаимо-,. действием происходящих внутри нее процессов изменения и ста-' билизации, обновления и сохранения, что длительное нарушение их оборачивается разрушением всей целостности системы.

Особое значение для системного понимания политической жизни, формирования самого понятия политической системы имеют работы американского политолога Дэвида Истона, видевшего ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни'~- в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы — в растворении социальных разли­чий,'преодолении политических конфликтов и противоречий1.

В,.течение двадцати лет идея политической системы была не востре­бованной в советской государственно-правовой науке, ее использова­ние было здесь ограниченным: или как аналога политической органи­зации, т.е. институциональной ее стороны, или в качестве чисто пропа­гандистского клише, о смысле которого никто особенно и не задумы­вался; когда речь, например, шла о «политической системе развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г.

.При сопоставлении понятий «политическая система» и «полити­ческая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофактор­ной) детерминации политической жизни.

Категория «политическая организация» связана с идеей линейной материалистической детерминации, воплощающейся в такой извест­ной; системе отношений, как производительные силы — производстг венные отношения (базис) — классовая структура общества — соответ­ствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая организация с государством — аппаратом классового господства, поли­тическими партиями — выразителями интересов действующих в обще­стве классов, идеологий — теоретическим выражением этих интересов.

Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о

1 См.: Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y., 1957. P. 18-19,153.



Тема 7. Политическая система и государство


2. Понятие, структура и функции политической системы



 


том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуа­
циях и вопреки им политические события I? институты зависят и от
культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от
структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д. '

Системный анализ государственно-правовых явлений исходит из признания многообразия'зависимостей и функций политической сис­темы, отнюдь не сводимых к идее классового господства. В центре представлений о политической организации находится категория госу­дарства, в центре представлений о политической системе и ее функци­ях — понятие ценности.

•., • ••!

2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

: ' ' '!.

Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимо­связь граждан и государства1. Основным назначением этого многомер­ного образования является обеспечение целостности, единства дейст­вий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

институциональной (государство, политические партии, соци­
ально-экономические и другие организации, образующие в совокуп­
ности политическую организацию общества);

регулятивной (право, политические нормы и традиции, некото­
рые нормы морали и т.д.);,

функциональной (методы политической деятельности, состав­
ляющие основу политического режима);

идеологической (политическое сознание, прежде всего господ­
ствующая в данном обществе идеология)2.

Поддерживая такой подход к представлению о составе политичес­ки системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структу­ры, политической деятельности, политического сознания и политичес­кой культуры.

? Polin R. L'obligation politique. Paris, 1971. P. 61; 26 основных понятий политическо­го анализа // Полис. 1993. № 1; Гадокиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С. 112.

2 См.: Политика мира и развитие политических систем. М., 1979. С. 208—209; Бур­лацкий Ф.М., Галкин АЛ. Современный Левиафан. М., 1985. С. 32; ЧиркинВ.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.;

Г ';


; >,:';!. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установ­
ленные правила поведения, способы регуляции политических отношений,
^существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов,
программ партий, политических традиций и процедур. Политические
нормы и возникающие на их основе отношения называются политичес­
кими; институтами. | ';.•, I

; Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в.принципы существования политических организаций называется ин-ституционализацией, так происходит формированиечэлементов поли-! тической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс — деинституциона-лизацию, разрушение политической организации, нарастание дистан­ции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь по- j литики и институционализации органична и очевидна: все многообра­зие политической деятельности проходит в организованных формах, а их. распад негативно влияет на политику.

2. Политическая структура — совокупность политических, государ-, ственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отноше­ний, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организа­ции, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую i систему, а
только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических
функций1 в сообществе. Если учреждение осуществляет властные
функции, использует механизм принуждения, то это учреждение назы­
вается органом. Особенность государства именно в том и состоит, что.
оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осущест-!'
вляюп*их властные управленческие функции в обществе с четко выра­
женной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на
основе;правовых актов.,!.'!|',

'Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере
политики наделены некоторыми характерными чертами:.',., 1

. • общая цель для всех участников организации; '

,•, • иерархичность структуры отношений внутри организации;



Тема 7. Политическая система и государство


2. Понятие, структура и функции политической системы



 


• дифференцированность норм для руководителей и руководи­мых, что содержит в себе весьма'опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руково­дителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам после­дователей1.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий
людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразова­
ние и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно вы­делить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесооб­разно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражает­ся в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, полити­ческой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.