Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Формы государства




(В.Л. Кулапов, О.О. Миронов)

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
: (В.Л. Кулапов)

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособлен­ности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также •те методы, которые используются ими для осуществления организую­щей и управленческой деятельности.

'•Однако исходной информации в то время было недостаточно и потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способству­ет установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного стро­ительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просче­ты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми полити­ческими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными по­терями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обра­щаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

, Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

Форма государственного устройства отражает территориальную.структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все



Тема 5. Формы государства


2. Формы правления



 


государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (фе­деративные и конфедеративные).

Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория политического режима больше ха­рактеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов по­литической системы, использующих богатую палитру средств власт­вования. Государство же для осуществления своей организующей де­ятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государ­ственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ (В.Л. Кулапов)

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности
возникновения и развития различных социальных явлений и процес­
сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст­
вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много­
образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш­
ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только
прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется
особенностями функционирования этих явлений во времени и про­
странстве, i : ',

Существенные черты той или иной формы государства нельзя по­
нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от­
ношений, которые сложились на данной ступени экономического раз­
вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше
родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес­
публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия
при рабовладельческом строе — лишь различные формы проявления
экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин­
струменты достижения единых задач и целей.;'


• Однако экономический строй общества, определяя всю,надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, 111 преломляясь через его сущность и; содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение;классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих, у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и Ц структуре всего государственного механизма, в'тоталитарных либо де-'мркратических методах его деятельности.

: На форму государства известное влияние оказывают также нацио­нальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате историческо-го развития страны (примером могут послужить монархические тради-! дни в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. 'г, При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономичес­ких, политических, культурных и иных зависимостей между странами: даже экономически мощные государства не могут полноценно разви­ваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и рес­публика.

1 Монархия — это форма правления, при которой вся полнота госу­
дарственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха
(царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет
функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол­
нительной власти.! ' :'i

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует госу­дарство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государ­ство — это я»); за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

•6-1934



Тема 5. Формы государства


2. Формы правления



 


Республика — форма правления, при которой:

—государственная власть передается (делегируется) народом опре­
деленному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парла­
менту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который
выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и про­
тивовесов» с другими ветвями власти;

—представительная власть сменяема, избирается на определенный
срок;

—законодательно закрепляется подотчетность и ответственность
(политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­
ности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­
вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­
вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно
решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность
(политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­
ности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым ис­торическим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность существовала в форме мо­нархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монар­хической формы к республиканской.

Среди монархий значительное распространение получили восточ­
ные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии,
представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота
власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично
управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократичес­
кий аппарат. |,

Особо следует сказать и:об империях, которые явились такой слож­ной формой государственного устройства, которая создавалась насиль­ственно при различной степени зависимости объединяемых террито­рий от верховной власти.

Республиканская форма правления существовала в виде аристокра­тической и демократической республик.


г • В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госу­дарственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V—II вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была'сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

, В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V—IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принад­лежала демократическим коллегиальным органам (Народному собра­нию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, адолжностные лица (магистратура) выполня­ли второстепенные функции.

;, При феодализме также существовали монархические и республи­канские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственни­ков. В результате разрушительных войн, при опоре на народное опол­чение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но нераз­витыми экономическими, политическими и иными связями между за­воеванными регионами.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала про­цесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономи­ческое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и
мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против
феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизо­
ванной сословно-представительной монархии, в которой формально
полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собра­
ние представителей господствующих сословий (Земской собор в Рос­
сии, Генеральные штаты во Франции).,..

Укрепление экономически и политически независимой централь­ной власти, создание единого, иерархически построенного государст-


Тема 5. Формы государства


2. Формы правления



 


венного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к
формированию абсолютной монархии, основным признаком которой
являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую
власть. '..:;. •.! j I

Республики при феодализме носили городской характер. Они со­здавались по мере роста могущества и независимости некоторых круп­ных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

Развитие буржуазной государственности шло на основе провозгла­шения демократических прав и свобод, разделения властей (на законом дательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парла­ментом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.

Монархия как форма буржуазного государства стала в значитель­ной степени лишь отражением национальных традиций государствен­ного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом,и парламентом. Он царствует, но не правит.

Республика стала наиболее распространенной формой государст­венности. Она представлена двумя ее основными разновидностями — парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).

В классической парламентской республике правительство форми­руется партиями, обладающими большинством или даже меньшинст­вом в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед пар­ламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.).

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и предста­вителей регионов. Формально он может обладать значительными пол­номочиями, но является лишь номинальным главой государства.

В классической президентской республике президент одновременно i является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэ­тому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить, их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не


несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюдже­та)^! В то же время он не может распустить парламент. Отношения ^между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и про­тивовесов (США, Сирия, Зимбабве).

'•.•',: Последние десятилетия показывают, что классические формы пар­ламентской и президентской республик не всегда способствуют согла­сованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к-снижению управляемости государством, к кризису всей политичес­кой системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то; страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же 'республика имеет тенденции к авторитаризму.

, / Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государствен­ности. Это выражается в том, что на основе демократизации политичес­ких режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не на­следует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко­торых современных республиках при тоталитарных режимах проявля­ется монархический признак — несменяемый глава государства.

: Достаточно широкое распространение и признание получила прак­тика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в пар­ламентской республике создаются полупрезидентские, полупарла­ментские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ир­ландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособ­ность правительства за счет его подконтрольности парламенту при ус­ложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту, при его лидирующей роли в структуре органов.вдасти.

' Социалистическая государственность по своей сути может сущест­вовать только в форме республики. Впервые социалистическая респуб­лика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просущест­вовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кото­рых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались постро­ить государство трудящихся. ]

Советская социалистическая республика как государственная; форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые



Тема 5. Формы государства


3. Формы государственного устройства



 


к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения, Однако тоталитарный режим коммунистической пар­тии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

Народно-демократическая республика, как форма социалистичес­кого государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х — начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ-I ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических пар­тий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догмати­ческую по содержанию политику марксистско-ленинского государст­венного строительства.

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (О. О. Миронов)

Территориальная организация государства — явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, вы­деление и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это нацио­нально-государственное и административно-территориальное устрой­ство, экономическое и специальное районирование.

Под государственным устройством понимается внутренняя нацио­нально-территориальная организация государства, соотношение цело­го и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимо­отношения центра и мест.

Государства современного мира по форме национально-государст­венного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное (от латинского — единство) — это государство, в составе. которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные едини­цы (области, округа, районы и др.)......

При этом унитарные государства могут иметь в своем составе авто­номные, т.е. самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении — Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по нацио­нальному признаку, созданы и территориальные автономии.

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют


единую систему права и государственных органов. Их законодатель­
ные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные пар­
ламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состо­
ит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сло­
жилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавер­
шенный компромиссный характер английской буржуазной революции
XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от феде­
раций не имеют специального представительства от тех или иных ре­
гионов страны.:

, Федеративное (от позднелатинского — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединив­шихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация со­здается, используя и первое, и второе начала.

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образо­ванные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие слож­ности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловле­на многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению нацио­нального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграни­чивая полномочия центра и регионов.

! Субъектами федерации являются государства или государственные
образования. Число их может быть различно, отличаются они и наиме­
нованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать
земель, Швейцарии — двадцать три кантона. В составе Российской Фе­
дерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей,
два города федерального значения, одна автономная область, десять
автономных округов. • • •. •

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на -Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конститу­ция первой в мире федерации — Соединенных Штатов Америки, воз­никли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве'компромисса было решено создать две палаты — Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами.


Тема 5. Формы государства


3. Формы государственного устройства



 


По такой схеме строятся парламенты всех федераций, мира. Феде­ральное Собрание (парламент) Российской Федерации состоит из Двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

Территории федераций состоят из территорий входящих в них го­сударств и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», — говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не призна­ется, что обеспечивает единство и целостность государства. Республи­ки, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьде­сят девять лет существования Союза.

Попытка южных штатов выйти из состава США привела к граждан­ской войне 1861—1865 гг. и к утверждению принципа неделимости федерации, получившего подтверждение в заявлении Верховного суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов1. На большой государственной печати США, отра­жая данное положение, начертаны слова: «Из множества — единство».

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с об­щефедеральной конституцией и законодательством конституции и за­коны имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и феде­ральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации. Конституция и законы США являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других госу­дарств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя дей­ствие общефедеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.

Признак федеративных государств — наличие общефедерального
гражданства и гражданства членов федерации.:

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внут­ригосударственной организаций. Конфедерации как объединения го­сударств создавались для достижения главным образом внешнеполи­тических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государству некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфе- i

1 См.: Государственный строй США. М., 1976. С. 57.


!деративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579—1795), США (1776—1787), Швейцарский союз (1815—1848), Германский союз (1815-1866) и др.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или не­сколькими общими органами при сохранении каждым государством '• своего*суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфе­дерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Рес­публика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объеди­нившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

;?,.;, Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные
•признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепля­
ется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфе­
дерации и не распространяется на все объединение в целом; конфеде­
рация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения
ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нул­
лификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей
территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой де­
нежной системы, единого гражданства1. '

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на осно­ве общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со сво­ими интересами.

Независимо от форм национально-государственного устройства
территории государств подразделяются на административно-террито-
"риальные единицы. Административно-территориальное устройство не
сводится к простому географическому делению территории. Оно необ­
ходимо для рациональной организации жизни людей, производства и
управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее
универсальными среди которых являются экономический, националь­
ный и политический. <
•»! Экономический принцип предполагает учет естественно-географи­
ческих и производственных особенностей страны, размеров ее терри­
тории, численности и плотности населения, его тяготение к определен­
ным экономическим центрам, направление и характер путей сообще­
ния, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен,в многонациональных госу­дарствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусст­венно, вопреки их желанию, разделены по различным административ-

h ( См.: Федерация в зарубежных странах. М., 1993. С-5—7.



Тема 5. Формы государства


3. Формы государственного устройства



 


но-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана — субъекта Российской Федерации. Отдельные районы этой республики — Лакский, Ногайский, Табаса­ранский — носят наименование тех народов, которые в них преоблада­ют и являются коренными.

Политический принцип предполагает так установить администра­тивно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуп­равления.

Комплексное применение экономического, национального и поли­тического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факто­ров, позволяет осуществить рациональное выделение административ­но-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очер­ченные границы, компактность, непрерывность и экономическая це­лостность территории, право населения формировать органы государ­ственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-тер­риториальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения — свои наименования. В фе­дерациях на административно-территориальные единицы делятся тер­ритории их субъектов, в унитарных государствах — вся территория страны.

Так, например, в США территории штатов, кроме Коннектикута и
Род-Айленда, делятся на;графства. В двадцати штатах графства под­
разделяются на низовые административно-территориальные единицы:
тауншипы и тауны. В штатах создаются специальные округа, в том
числе и школьные.:

Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зави­сят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

До Октября 1917г. Россия представляла собой унитарное государ­ство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губерний с рядом особенностей создавались войсковые области, где формирова-


лись специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонительные, но вместе с тем и хозяйственные функции.1 Ряд регионов (Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

I Все это с формирующейся культурно-национальной автономией
I обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организа-
!ции Российской империи.

^Революционные события 1917г. охватили все основные сферы рос­сийской действительности, всколыхнув мощное национальное движе­ние и активизировав стремление народов к национальной государст­венности. После установления советской власти создание федератив­ного. государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

i'::В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Деклара­цию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных рес­публик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье

II 'этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей,
отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объ­
единиться в автономные областные союзы, которые входят на началах
федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для созда­
ния федерации по национально-территориальному принципу.

;• Русский народ не имел своей собственной государственности, пред­
полагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах
которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде
Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республика-
ми'В Союз ССР. •

:'' Спрекращением в 1991т. существования.СССР в Российской Фе­дерации активизировались процессы суверенизации/Автономные рес­публики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобра­зовании их в республики.

• Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах — краях и областях. Стремление к самостоятельности национальных районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении 'Своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Мос­квы и Санкт-Петербурга субъектами Федерации.

: Таким|образом, Российская Федерация в настоящее время строится < по г национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, вто-



Тема 5. Формы государства


4. Государственно-правовой режим



 


рой — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.

Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметрич­
ность требуют четкого, в первую очередь правового,! механизма функ­
ционирования государственных структур различных уровней, отла-
женности системы федеральных связей. Российская Федерация фор­
мировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь
! одна автономная республика вступила с Россией в договорные отноше­
ния. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Совет­
ской власти > с Башкирским правительством о Советской Автономии
Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закрепле­
но договором. Г - • I
, Договорный характер регулирования федеративных1 отношений
был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами и органами власти субъ­
ектов Российской Федерации. Но этим договором Федерация не созда­
валась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее. Две республи­
ки (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали.
Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан До­
говор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграниче­
нии предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. С мо­
мента принятия действующей Конституции РФ такие договоры под­
писаны с 46 субъектами Федерации.

Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особен­ностей республик и регионов, наделение их равными социально-эконо­мическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собствен­ностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим на­правлениям, определяющим облик общества, благополучие его наро­дов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование террито-i риальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, напри-! мер), где это не ущемляет интересов других народов.

Вместе с национальной и территориальной автономией в Россий­ской Федерации широкое распространение может получить культур­но-национальная; автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать.интересы различных народов.

Все это призвано способствовать укреплению российской государ­ственности, объединившей в федерации многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы. < • •


, 4. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ! >

s;, | (В.Л. Кулапов) | I

•'•••'• i • '! '

Государственно-правовой режим выражает особенности функцио­
нирования государственного механизма. При выполнении своего
функционального назначения органы государства взаимодействуют
друг с, другом и населением, используя определенные наборы средств
и способов;управленческого воздействия.; \

: Это настолько важная для всей политической жизни общества ди­намичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще., ^Государственный режим отражает уровень и формы развития демо­кратии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой ^политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью. '

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую об­щность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений право­вые формы. Реализация управленческих решений проводится с помо­щью особого (в том числе карательного) государственного механизма..Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулиро-I вать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, ' организаций и движений.

В зависимости от характера используемых государственной влас­тью средств и способов управленческого воздействия различают авто­ритарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:!

' — народ при таких режимах фактически отстраняется от формиро­вания государственной власти и контроля за ее деятельностью;

— вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не
учитывающей коренных интересов населения; •!'

"— устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятель­
ность близких по духу, родственных политических партий и проф­
союзов); !
" • — решения центральной власти реализуются'при широкомасштаб­
ном использовании насилия, при опоре на шоенно-полицейский аппа­
рат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;
" • ' — личность лишена гарантий безопасности, человек не может реаль­
но пользоваться общедемократическими свободами, даже если они
формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет инте­
ресов государства над гражданином. : . <;



Тема 5. Формы государства


4. Государственно-правовой режим



 


i.C глубокой древности известны деспотические и тиранические раз­новидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жес­токости правителей. Их отличие выражается лишь в различных спосо­бах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран — с помощью захвата, госу­дарственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании — на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демо­кратии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничива­ется деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип раз­деления властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеоло­гия, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

—правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Аб­
солютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии неза­
висимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в
одном органе;

—крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль
над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

—бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к
населению;

—милитаризация экономики и люмпенизация населения, органи­
зуется общественно-политическое движение в поддержку правящего
режима. : , \

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его осно­ве тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от.другой.

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государствен­но-правовых режимах, которые, как правило, носят временный ха­рактер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикаль­
ных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отлича­
ются либо демократической, либо авторитарной направленностью.
Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанав­
ливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся
власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими
чиновникам. i


,, Чрезвычайные государственно-правовые режимы, устанавливаются [при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, <|стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожаю­щих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных, институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном поло-|!^сении»). Они могут распространяться как на всю территорию государ-ства^так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещени­ем митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельнос­ти некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого режима принимается высшими пред­ставительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представитель­ных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного поло­жения устанавливается законом и при необходимости может быть про­длена лишь по решению компетентных органов государства.

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные пред­ставительные органы власти, активно участвует в управлении общест­вом, контролирует деятельность исполнительного аппарата; •••«., — управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

— устанавливаются демократические методы властвования (огра-
, ничиваются различного рода императивные запреты, расширяется
практика использования рекомендаций, поощрений и других стимули­
рующих норм), примат права над государством.,
Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечива­
ет, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус
различных форм собственности, гибкую социальную политику (по­
мощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех
проявлений беззакония и т.д.

Как разновидности демократического режима можно выделить пре­зидентский и парламентский, либерально-демократический и гуманис­тический режимы.

В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономи­чески самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии этого явно недостаточно. Эффектив­ность участия граждан в управлении государственными делами пред-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.