Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соблюдение и защита прав человека - V 2 страница





ности, ее свобода от посягательств со стороны других индивидов и их сообществ. Политические регуляторы способствуют становлению ста­бильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.

2. Содержание политики и права предопределяется единой систе­мой природных (географическая среда, климатические условия, демо­графические процессы и т.д.) и социальных (экономических, истори­ческих, идеологических, религиозных, национально-культурных и т.п.) факторов объективного и субъективного порядка.

J3 различных политических и правовых системах набор этих факто-
ррв^и степень их детерминации отличаются национальной специфи­
кой.,|Сроме тогр, мнргие из них не действуют непосредственно. Их
влияние может быть стихийным/ неуправляемым и осуществляться
через другие явления и процессы. Особенно это относится к природ­
ным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через соци­
альные факторы.!

'.На определяющее влияние экономики уже обращалось внимание, отмечалось, что даже незначительные изменения в отношениях собст­венности вызывают адекватное отражение в политико-правовых явле­ниях и процессах. В современной России разгосударствление собст­венности и приватизация вызвали невиданное по масштабам социаль­ное расслоение общества, изменение политической системы, пере­стройку государственного и правового механизмов.

Чтобы реально воздействовать на политические и правовые процес­
сы, ^потребности экономики проходят через сознание человека и выра­
жаются в системе философских, нравственных, религиозных, эстети­
ческих и иных взглядов, отражающих действительность в истинной
или ложной форме. Создается определенная идеология как представ­
ления различных социальных групп о должном развитии обществен-
ных'отношений. : ;|

;,Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится гос­
подствующей идеологии. В государственно организованном обществе
таковой является идеология класса или социальной группы, обладаю­
щей политической властью. Именно она предопределяет основное со­
держание политики и права, становится цементирующим социально-
психологическим началом, обеспечивающим единство организованно­
го и; целенаправленного функционирования политической и правовой
систем.... •. •'...,-.',.•,.,..

Выработанная на основе согласования наиболее существенных ин- I тересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населени-емсудовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.



Тема 9. Соотношение права, политики и экономики


Тема 9. Соотношение права, политики и экономики



 


Общность политики и права во многом предопределяется и особен­
ностями национальной культуры, которая отражает менталитет, харак­
тер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни
того или иного народа. Она определяет самобытность- национальных,
политических и правовых систем. :• \.

Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют в этой связи целые семьи. Однако главное в поли­тике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели любого толка при выработке общезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего на­рода, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные возможности будут минимальны.

В этом заключается недостаток многих политических и правовых актов, принятых в России в постперестроечный период. Стремление «обогатиться» передовым опытом Запада, без учета национальных осо­бенностей, привело к выработке таких политических и правовых кон­струкций, которые формально удовлетворительны, но не работоспо­собны.

С этим, как нам представляется, связано1 и одностороннее увлече­ние в юридической науке то классовым, то общечеловеческим подхо­дом к праву в ущерб национально-конкретному, самобытному. А ведь у каждого народа свой жизненный уклад, свое видение взаимоотноше­ний с властью, свои способы разрешения конфликтных ситуаций, ин­тенсивности использования нормативных регуляторов и т. д.

3. Политика и право являются -нормативными регуляторами, уста­
навливающими типичное поведение адресатов через их права и обязан­
ности..... •........ „

Упорядочение общественных отношений выражается в стимулиро­вании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также.в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества.:

Выполнение социального назначения и у политики, и у права свя­
зано с выработкой, принятием и реализацией.управленческих реше-
ний>^контролем за степенью осуществления зафиксированных в них
Положений....••••'•:-, <

Различие политики и права: >, : ;

: 1. Прежде всего они> отличаются целевой направленностью дейст­
вий их участников..;•••• ".-••,

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. В литературе в качестве основного объекта политики указыва­ется более узкое понятие — «государственная власть». Однако этот


тезис нуждается в некотором уточнении, ведь политические отноше­
ния возникают не только по поводу деятельности государства, но и по
доводу членства в политическом объединении, межпартийных отноше­
ниях! и т.д. В конечном же счете все политические связи сводятся к
борьбе за лидерство в формировании и использовании государствен­
ной власти как основного инструмента удовлетворения социально зна­
чимых интересов. | '

' Право же 'ориентировано на равноправное и справедливое обеспе­
чение Многообразных интересов различных субъектов в конкретных
социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-пра­
вовых,'уголовно-правовых и т.д.). У, них различное направление ин­
формационных потоков, определяющих содержание этих явлений. По­
литика делается массами, идет от общества к власти; право же создается
грсударством и адресуется обществу...,'', '

2.; Политика и право различаются по субъектам, формирующим их
содержание. ;

Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших
социально-организованных групп, как классы, нации, народности, пар­
тии, движения, союзы и иные политические объединения, способные
представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. На­
стоящая, действенная политика появляется там, где в движение приво-
дят.ся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы.
; * ;Личность выступает субъектом политики лишь постольку, посколь­
ку юна способна представить свой индивидуальный интерес в качестве
интереса определенной социальной группы.:Индивид должен обладать
способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия про­
блемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных
действий различных социальных групп, участия политически власт­
ных органов... i I

i.v Лраво же формируется государством, системой его представитель­ных hi исполнительных органов. И лишь незначительная его |Часть со­здается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоратив­ные организации) населением, но под контролем государства.

'У субъектов политики и права разное представительство, не иден­
тичны цели и задачи деятельности. В этой связи недопустимо их ото­
ждествление. Между тем это достаточно широко практиковалось в
недавнем прошлом, когда ЦК ВКП(б), а затем и ЦК КПСС подме­
няли государство, принимая общеобязательные акты, регулирующие
Деятельность [государственного аппарата.! Так, постановлениями
ЦК КПСС для усиления эффективности борьбы с преступностью не­
однократно перестраивалась работа судов, прокуратуры и милиции
без изменения уголовно-процессуального законодательства, '



Тема 9. Соотношение права, политики и экономики


Тема 9. Соотношение права, политики и экономики


 


Тем самым выхолащивается законодательство, теряется его эффек­тивность, возникают различного рода коллизии, усиливается нигилис­тическая оценка государства и его правотворческой деятельности. 3. Политика и право различаются также по своему содержанию. Состав политики более разнообразен. Причем перечень ее струк­турных элементов воспринимается в современной науке неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание политики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие — рассматривают политику как совокупность классовых отношений, политического со­знания, норм и даже политических организаций и учреждений, являю­щихся субъектами политики.

На наш взгляд, политика — неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практическое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими так и оппозиционными. Она объединяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти.

Каждый из компонентов может получить самостоятельное, авто­номное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отно­шения также могут возникать без политических норм.

Содержание права в отличие от политики абсолютное большинство ученых ограничивает правовыми нормами, поскольку через них реали­зуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юри­дическое содержание регулируемых отношений, соответствующее сба­лансированной воле общества.

4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политичес­кой деятельности.

Политика в той или иной степени затрагивает практически все
сферы общественной и государственной,жизни: экономику и мораль,
религию и идеологию, искусство и литературу. В этой связи принято
говорить об экономической, национальной, социальной, демографи­
ческой, кадровой и другой политике..

Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важный интерес для большинства членов общества и потому ' требующие вмешательства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помогающие определенной социальной группе ов­ладеть властью и использовать ее для урегулирования социально зна-'чимых связей. •:

Политика многообразна, противоречива, динамична. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно поли­тические процессы происходят в переходные периоды, когда меняется


социальный строй и идет ломка коренных устоев жизни. В движение приходит практически все население. Вольно или невольно все граж­дане принимают личное участие в политике. При стабилизации обще­ственно-политического строя стабилизируется и политика. Значитель­ная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.

Политическое пространство и степень политизации общества в су­щественной мере зависят от исторического этапа его развития, нацио­нальных 'традиций, а также от сложившегося политического режима. При тоталитарных режимах политизируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан. В *го же время с политической арены устраняются оппозиционные пар­тии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие партии,1 напротив, стремятся к ограничению вмешательства государст­ва^общественную жизнь. Но приветствуется идеологическое много­образие и политический плюрализм.

• -Сфера действия политики столь широка, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод нам представля­ется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализу­ется с помощью права. Но это не значит, что все правовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу поли­тической деятельности. Придание политической значимости отноше­ниям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как пра­вило, к негативным последствиям.

; Сферы действия политики и права всего лишь пересекаются. Мно­гие'Политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организационные, отношения членства и др.). А не­которые правовые нормы не имеют политической значимости (правила уличного движения, порядок оформления финансовых документов и,т.п.).

•Накопление правового материала в политических отношениях идет постепенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере до­стижения соглашений с позициями других социально-политических групп. Право в основном закрепляет долговременную политику и слу-житадсновой ее текущих направлений. С его помощью оформляются лишь те политические отношения, которым требуется придать обще­обязательное значение и использовать в виде ценностных ориентиров Для всех членов общества. Государственная власть привлекается в ка­честве независимого официального представителя общества, обеспечи­вающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.



Тема 9. Соотношение права, политики и экономики


Тема 9. Соотношение права, политики и экономики



 


.

5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в

разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на из­менения в общественных потребностях и интересах.

Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена прежде
всего тесной, непосредственной связью с экономикой, Культурой и дру­
гими сферами общественной жизни, выражающими социально значи­
мые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражает­
ся на тактике действий политических объединений, на содержании
возникающих между ними отношений. :

Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консер­ватизмом. Ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выражения. Для того чтобы получить законодательное за­крепление, потребности и интересы должны быть осознаны различны­ми социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогич­ными интересами иных социальных групп и только потом, пройдя со­ответствующие законодательные процедуры, выражены в правовых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы поведения в типичных ситуациях.

Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может угнать­ся за потребностями политики. В то же время высокий динамизм по­литики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут суще­ствовать при разных политических режимах.

6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего вы­
ражения.

Политические формы отличаются большим разнообразием: это и
различного рода идеологические концепции, и выступления полити­
ческих деятелей, и политически значимые действия (митинги, демон­
страции, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления,
декларации, программы, решения, уставы и т.д.), это и документы по­
литико-юридического свойства. i,

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих органов, непосредственной связью с государством.

В российской правовой системе получили распространение такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

7) Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений.


Политика обеспечивается в основном силой и возможностями оп­ределенных политических объединений, доверием народа, адекватнос­тью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значи­тельной мере зависит и политическая активность самого населения.

Если со стороны политических организаций допускаются искаже­ния и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин,-лежа­щих-в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, девальвация основных цен­ностей и идеалов, коррупция и другие негативные явления; если ис­пользуются такие приемы, как обман, вероломство, интриги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и!лозунги этих организаций обречены на политический бойкот и недо­верие со стороны народа.

;i: Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью
всего государственного аппарата, привлечением для этого всех много­
образных возможностей общества. Выделяются достаточные матери­
альные средства, осуществляются необходимые организационные ме­
роприятия (перестройка системы государственных органов, их компе­
тенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о
содержании принятых правовых предписаний, их социальной задан-
ности и т.д. Кроме того, все без исключения формы права обеспечива­
ются возможностью государственного принуждения, применяемого к
нарушителям правовых установлений. - i

При этом следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечиваю­
щих реализацию правовых предписаний, должен быть сбалансирован­
ным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимуществен­
ного использования материальных средств, другие —,организацион­
ных, третьи — информационных и т. д.,.,.

; Обеспеченность государственным принуждением является специ­
фической особенностью права, отличающей его от всех.иных социаль­
ных регуляторов. Его использование не только помогает восстановить
нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные
последствия, наказать виновного, но выполняет и профилактическое
назначение. .,..•..•,. ч

Таким образом) политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное обратное > влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддерж-, ки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.,."..,


2,-1934


1. Понятие и структура правовой системы



 


Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков)

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (Н.И. Матузов)

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согла-сованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на обще­ственные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и при­нуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответ­ственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю пра­вовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, право­вая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридичес­ких явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр яв­лений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным'.

Современную правовую действительность стало трудно отражать с помощью старых, подчас слишком узких конструкций. Требуются более широкие построения (комплексы), позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, дости­гать более высоких уровней обобщения, абстракции. Одна из таких категорий — правовая система, дающая возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. При этом нет необходимости в замене концепции права концепцией правовой системы. Просто концепция права должна стать составной частью концепции правовой системы как наиболее широкой и многоаспектной.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связую­щее и цементирующее звено. Она соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности

1 См.: Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. М., 1986. С. 276—277,197.


всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента пра­вовая система включает в себя множество других слагаемых: право­творчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, право­применительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъек­тивные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокурату­ра, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового ре­гулирования, правосознание и др.

•Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку пра­вовая, система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархичес­кое, и динамическое образование, в структуре которого есть свои систе­мы и:,подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирова­ния правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как норматив­ный, правообразующий, доктриналъный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

^Категория правовой системы относительно новая в нашей литера­туре,; она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше прак­тически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисцип­линам.

>,Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам, является книга известного французского юриста Рене Дави­да, 'выдержавшая у нас два издания1. В советское время был выпущен двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существо­вавшей тогда социалистической правовой системы2. Появилась работа Ф.М. Решетникова «Правовые системы стран мира» (М., 1993).

; Историко-культурные и генетические аспекты российской правовой системы обстоятельно исследованы В.Н. Синюковым3. Как видим, уче-

' j См.:ДовидР. Основные правовые системы современности/Пер. с фр.М., 1988; см.
также; Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент,
1988.'; ' ">

2 "См.: Правовая система социализма / Под'ред. A.M. Васильева. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М.1987.

! См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

12*. ' •.



Тема 10. Право и правовая система


1. Понятие и структура правовой системы



 


ные-правоведы все более активно начинают разрабатывать одно из ма­гистральных направлений юридической науки наших дней. При этом вся проблема совершенно справедливо увязывается с идеей прав чело­века, свободы личности, усилением социально-правовой защищеннос­ти граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно I дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой дей­ствительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения, Пре­имущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму пра­вового пространства — тот сложный юридический мир, в котором по-i стоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существен­
ные корреляционные, субординационные и другие связи ^отношения
между целым и его частями, а также последних между собой, точнее
определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего
правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэ­
тому интегративный подход к правовой системе — единственно воз­
можный...

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Перед нами не случайный конгломерат разнородных и не связан­ных друг с другом элементов, а сложное, динамическое, многоуровне­вое государственно-правовое образование. Естественно, что и функци­онирование такой системы — сложнейший процесс. Поэтому совре­менная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оце­нивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Во -первых, отдельные компоненты юридической среды уже до­
статочно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, за­
конность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты
и т.д.). Пришло время синтезировать все это в одном понятии — право­
вая система общества, чтобы
получить возможность лучше отразить и
представить общую картину, с учетом постоянно происходящих в ука­
занной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных про­
цессов...••:.•..•'!• • •..,


:Bjo -вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны
5ь1ть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не
разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на
общественные,отношения может дать желаемый социальный эффект,
привести к достижению поставленных целей...

Вг т р е т ь и х, рассматриваемое понятие дает возможность творчес­ки применить системно-структурный подход ^исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительный! метод. Сис­темное же видение любого явления —«залог его адекватного и глубоко-го'осмысления.

Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь жедаирокими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений.

ОДонятия правовой системы и правовой надстройки очень близки, но?не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи,.«капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как единство трех компонентов: взглядов, отношений, уч­реждений.

..Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, соци­альному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерми­нации; материальными и иными факторами, генезису. Правовая систе­ма — более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

; Если бы указанные понятия совпадали, то сама идея правовой сис­темы не возникла бы. Но суть как раз в том, что одной категории надстройки оказалось недостаточно, чтобы можно было адекватно от­разить усложнившуюся правовую жизнь. Для более сложного объекта понадобилась и более сложная, комплексная категория, она была вы­звана прежде всего потребностями практики. Наука получила в свое распоряжение эффективный инструмент системно-структурного ана­лиза. Предмет отражения один, но отражается он указанными понятия­ми неодинаково (по ракурсу видения, глубине, объему, целям и т.д.).

Категория надстройки «раскрывает местоположение правовых яв­лений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутрен­них связей, их организации, структуры»1. Иными словами, если право-

1 Кудрявцев В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия // Государство и
право, 1985. №7. С. 12.,,



Тема 10. Право и правовая система


1. Понятие и структура правовой системы



 


вая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических яв­лений материальными факторами, то правовая система фиксирует пра­вовую реальность в иной плоскости — со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состоя­ния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государ­ства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.