КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции развития современного российского законодательства 2 страница
I нолитность же указанной системы выступает юридической основой унификации законодательства, потребность в которой находится в зависимости от интенсивности накопления нормативного1 материала. Специфика общественных отношений не должна ограничивать сферу действия процесса унификаций законодательства, так как наличие у них общих свойств и граней, а также их системное единство, одновременно предполагают целостное урегулирование. Эффективность данного подхода усматривается в том, что унификация: во-первых, создает ряд выгод законодательного характера, например, уменьшает объем нормативного материала, исключает его дублирование, а во-вторых, облегчает применение правовых предписаний на практике и устраняет неоправданные случаи специализации1. Неупорядоченность правотворчества, наоборот, создает благоприятные условия для проявления разрозненных, малоэффективных, зачастую противоречащих друг другу предписаний, усложняющих процесс правоприменения. Особенно отчетливо это проявилось в период1 «борьбы» отдельных регионов России за свою «независимость», когда каждое административное образование в лице своих представительных органов власти считало непременным условием суверенности приня- I тие нормативных актов, которые с их точки зрения являлись наиболее (Правомерными, целесообразными и юридически всесильными. При этом игнорировался субординационный характер правотворчества, его регламентационная процедура и компетенция. Все это вносило хаос, вседозволенность и беззаконие в решение многих не только локальных, • но и общегосударственных вопросов. - ' Отказ от ^признания унифицированной структуры российского за- 1 конодательства привел к грубейшим нарушениям принципа единства законности многими субъектами Федерации, в результате чего прокатилась волна противоправных акций, связанных с вопросами нацио- i •' См.^ Садиков О.П. Дифференциация и унификация гражданского законодательст нально-государственного устройства, экономического статуса отдельных регионов. Произошел разрыв единой основы российского законодательства, создалась угроза появления калужской, рязанской, тамбовской и других местнических законностей. Очевидная бесперспективность и порочность подобных мероприятий все же побудили руководство регионов соблюдать единые правовые основы функционирования государственного механизма, что заметно ослабило напряженность в отношениях центральных и местных структур; позволило согласованно решать многие социально-экономические программы. Юридическим итогом такого согласия стало подписание Федеративного договора. Его принятие позволило снять многие противоречия в действующем законодательстве, создать единую платформу для согласованного функционирования как республиканских, так и федеральных структур. Не совсем понятна и позиция законодателя, выраженная в статье 5 Новеллой в соотношении общефедерального и республиканского законодательства является институт совместного ведения между органами власти Российской.Федерации и органами власти субъектов РФ. В области юриспруденции к их совместному ведению относится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство и т.д. По этим вопросам | федеральные органы издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное правовое регулирование, включая конкретизирующие кодексы, положения, уставы и иные правовые акты. Основы законодательства призваны выполнять двуединую роль: I быть базой республиканского правотворчества и одновременно актами прямого действия, а также затрагивать общие вопросы, принципы правового регулирования и координации правотворческой деятельности всех субъектов Федерации. Основы должны содержать конкретные решения,.которые республики смогут корректировать в рамках Федера- j тивного договора и Конституции РФ. Любая республика в составе ;. i i Тема 18. Правотворчество и законодательство 6. Специализация и унификация российского законодательства..
России, равно как и другие субъекты Федерации, должна признать для: Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их форми-г рование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и непланомерно. На уровне СНГ этот процесс идет более активно и плодотворно';; С позиций углубленной интеграции между членами содружества принимаются базовые нормативные документы, закрепляющие основные принципы, цели и задачи унифицированного регламентирования различных сторон жизнедеятельности содружества. Одной из разновидностей таких универсальных правовых актов являются модельные (рекомендательные) кодексы. В настоящее время идет разработка УПК. Создание модельных кодексов важно для всех государств СНГ, и в ни* найдут свое юридическое закрепление межгосударственные интеграционные процессы в области экономики, науки, культуры, права и т.д!" Остается трудноразрешимой и проблема унификации нормативно- Ведомственная унификация должна носить комплексный характер, и учитывать всю систему как отраслевых, так и межотраслевых актов; отражать их органическое единство в общем механизме управления: При этом необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к нор-, мативным актам при их подготовке, применении и исполнении. Подоб^, ного законодательного оформления, например, ждут гражданско-пра-; вовые отношения в сфере капитального строительства. Пестрота их ведомственной регламентации создает определенные трудности как, организационного, так и правового характера. Назрела необходимость | См.: Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева НА. Новое федеративное устройство России // Государство и право. 1992. № 9. С. 35. Полетаю С.В.,Силъчеико И.В. Научные основы типологии нормативно-правовых унифицировать действующий правовой материал и на его основе издать закон РФ о капитальном строительстве. Процессы и специализации, и унификации охватывают все структурные звенья системы законодательства, имеют непрерывный характер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных условий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законодательства; потребность в унификации правового материала в определенной области социальных отношений; повышенную «плотность» функциональных взаимосвязей между различными структурными элементами системы законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли. С учетом функционального разнообразия законодательства унификация может быть всеобщей, республиканской, локальной, ведомственной и проявляться в таких ее формах, как универсализация, интеграция, систематизация. Вместе с тем процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, ибо при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою очередь, вызовет обратную тенденцию — специализацию законодательства. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопригодный для практического применения1. Следовательно, унификация российского законодательства представляет собой детерминированный практикой общественного развития двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предпи1-саний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершенствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный баланс в отношениях между федеральным и региональным правотворчеством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований. 1 См.: Садиков О.Н. Унификация как средство совершенствования гражданского 1. Понятие и содержание юридического процесса
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, Для юридической деятельности характерен определенный порядок, Оптимальный порядок содержит программу юридической деятель Например, обращение гражданина в суд для защиты нарушенного Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть i простым или развернутым. Так, в'принципе не( вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фактов: порядок выдачи актов1 гражданского состояния ^рождения, усыновления, регистрации брака или развода,'смерти) органами загса, нотариальное удостоверение бесспорных обстоятельств. Значительно сложнее установленный законов порядок расследования преступлений или судебного разрешения споров о праве граждан- ском, где многие действия следователя, суда, заинтересованных лиц и Нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности и образуют юридический процесс. Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Гор-шенев и его научная школа1. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах — официальных документах2. Для характеристики юридического процесса первостепенное значение имеет категория формы деятельности. Форма — это правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов. Она представляет собой'совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение конкретного результата. Определенность данных требований обеспечивается соответствующими санкциями, среди которых наиболее типичны пресекательные, преследующие цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ в принятии заявления, отказ в совершении действий, прекращение соответствующего юридического производства). Правовая форма — в той или иной степени — присуща любой юридически значимой деятельности (законотворческой, осуществлению властных полномочий административными и судебными органами). Форма служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм. Юридическая форма регламентирует как правовую деятельность граждан, организаций, должностных лиц и компетентных органов, так и официальные документы, в которых закрепляются итоги этой деятельности. Включение в состав формы документов, имеющих юридическое значение, обязательно, коль скоро в современном российском делопроизводстве существует четко выраженная тенденция документирования всех юридических фактов: актов гражданского состояния, 1 См.: Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под ред. П.Е. Нед- 2 См.: Теория юридического процесса1. С. 8. ' i
Тема 19. Юридический процесс 2. Стадии юридического процесса
абсолютного большинства сделок, правонарушений, актов судебной Правовая форма документов обусловливает их содержание и юридическую действительность. Она выражается в требованиях относительно обязательных реквизитов документов; последовательности их расположения; времени составления документа; правовых последствий его вынесения, а также условий юридической ничтожности данного документа, оснований к его отмене и изменению. i:'' 2. СТАДИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ИМ. Зайцев) Юридический процесс — это всегда определенная совокупность В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, С.С. Алексеев основными этапами правотворческой процедуры считает подготовку проекта нормативного юридического акта, официальное возведение воли народа в закон1. По мнению других правоведов, например А.С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентном представительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта в 1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск,11973. Т.2. С. 14. ' '• •>/ правотворческий орган и принятие его на рассмотрение этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта. В судопроизводстве, как уголовном так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь, стадий: 1) возбуждение судопроизводства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное раз-' бирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции; 5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения. Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одном из разновидностей юридического процесса следует различать правоприменительные циклы (И.Я. Дюрягин), каждый из которых непосредственно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правоприменительных актов (решений, определений, постановлений). В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять таких циклов: производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; производство в суде при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений; исполнительное производство. Сходное положение имеет место ив уголовном процессе. Указан Значение стадий в характеристике юридического процесса связано Стадии не просто следуют одна за другой — в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности Деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства и проведенного расследования (дознания, подготовки дела). Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (например, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке,; Тема 19. Юридический процесс 3. Основные начала юридического процесса
далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном пройз^ В каждой из названных стадий юридического процесса1, обязатель- а) относительно самостоятельная задача, на решение которой 'на б) специфический состав действий, непременно включающий уста в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются ' ' •....'••.- '-'-,. ' • •!•.;.• 3, ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА • ". i i ': При всем разнообразии производств в составе юридического процесса им присущи некоторые общие начала принципиального характера, которые отражают 'их сущностное единство. Они либо указаны в действующих законах, либо их можно вывести из содержания право-вых актов. Они непременно проявляются в работе компетентных орга-, нов как руководящие идеи, образуя главные правила производства. Сам факт правового регулирования означает, что производства всегда заключают в себе более или менее развитую систему юридйчес-, ких гарантий достижения конечного результата, условий. Так, в Ос-1 i новах лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. нормативно закреплены порядок1 пользования лесным фондом, порядок 1 лесоустройства1 и лесной мониторинг. В самостоятельный раздел выделены правила о разрешении лесных споров и/привлечении к Г ответственности виновных! лиц за нарушения лесного законодательства. Такие нормативы и обеспечивают, законность; в лесохозяйствен-'• ной деятельности. '!;. :i. l • "'! ', •'•. ' ;,;;':' •' *. I' И / Большинство нормативных актов устанавливают; сроки совертяе-ния тех или иных юридических действий. Например/по Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и 'гарантиях прав: граждан при ее оказании» 1992 г. заявление о немедленнойтоспитали- ---------- '----- • ' • ' •'.' Г. | •. 1,, • ':, i •, ' tiM.:roj>uie>ieeB.M.,tUaxoeltfM. Указ. соч. с! 16^166. J, зации больного в!психиатрический стационар должно быть подано в суд в течение суток после проведения консилиума врачей (ctj 33) и судья должен санкционировать или не санкционировать, госпитализацию в пятидневный срок.,.,'! Такая срочность обусловлена тем, что больной может представлять Как правило, к работе компетентных органов привлекаются заинте Заинтересованным лицам, участвующим в юридическом процессе, Для юридического процесса характерно и ракое начало, как кон ..,•.•! i J.. - I.''.., |. -. •,.-| Контрольно-надзорная деятельность имеет свои особенности, она существенно отличается;от других видов юридического процесса: правотворчества, правоисполнения, правообеспечения) и т.д. Нормы, регламентирующие данную деятельность, оформляются в виде отдельного Правового акта либо выделяются в 'самостоятельный раздел кодекса
Тема 19. Юридический процесс 4. Правовые процедуры и судебные процессы
(ГПК, УПК, АПК). В нормативных актах устанавливаются сроки и •I.- _ •....•: |.... • < •, • ', 4. ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ • Юридический процесс включает в себя как различные правовые Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической, деятельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при этом,;про-цессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанавливая порядок отправления правосудия по гражданским, административным, уголовным делам. В процессуальных режимах судопроизводства имеются и некоторые общие черты, определенное сходство1.... Процедурный режим в разных органах может быть существенно Для ряда процедур характерна фрагментарность (частичность)Гпра- 1 На этом основании в юридической науке даже разрабатывается концепция «судеб Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность — в той или иной степени — правовыми санкциями. Типичной является юридическая деятельность, совершенная с нарушениями установленного порядка, которая не приводит к желаемым результатам: компетентный орган отказывает в признании результатов такой деятельности, а сама деятельность признается юридически недействительной, ничтожной.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |