КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I 1. Правотворчество: понятие, принципы, виды
Одно из важнейших направлений государственной деятельности — Несмотря на различие в подходах" к пониманию правотворчества, , Обе эти части неразрывйо связаны м|ежду собой|И в общем контекс-: те представляют целостную процедуру по подготовке, официальному. обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этОму в процессе правотворчества выделяют две! основные стадии. Первая — предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нбрмативного акта. Все действия настой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной 'воли в нормах права — вторая стадия, которая1 превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. •'•' ! • •' •• Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные one-, Правотворческий ^процесс основывается на определенных принци 1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа за 2. Профессионализм правотворчества! Этот принцип прямо и не Работа по совершенствованию пра!вотв6рческОго процесса должна °сУществляться постоянно и по нескольким направлениям. 4l'4 Тема 18. Правотворчество и законодательство 2. Стадии законотворческого процесса
В о - п е р в ы х; необходимо долгосрочное и краткосрочное плани 3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положе i' товке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов долж 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме : тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, Для выявления этих параметров используются различные социаль Существенное влияние на научный характер'правотворчества ока Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государст-, венных органов (как общефедеральных, так и республиканских); сан Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства., Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом* соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).;, I Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению. Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. 2J СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1). законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции. Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос1 об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обя-
Тема 18. Правотворчеством законодательство 2. Стадии законотворческого процесса
зан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации; Законопроекты вносятся в Государственную Думу. ': Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало' более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации па При несогласии Государственной Думы с решением Совета Феде Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами/федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, ' кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Рос- сийской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. ( Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб Принятие конституционных законов регламентировано статьей 108 Основного Закона РФ. Согласно этой норме, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный'конститу- > ционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ). Однако положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такое предложение j будет поддержано тремя пятыми; голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект- новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием Двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за нее проголосовалЬ более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей (ст. 135 Конституции РФ). Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде- j 27-1934 Тема 18. Правотворчество и законодательство ральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. •., : Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее деся Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступа ; Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация, их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». 3. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: соотношение и взаимосвязь v Система права и система законодательства есть тесно взаимосвя Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического 3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 419 единства с внешней формой права — системой законодательства. Зако Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. По Структура права для законодателя выступает как объективная за Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства н.е всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.1 В одних случаях мы можем констатировать факт, когда 'отрасль j права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 61, 27» Тема 18. Правотворчество и законодательство 4. Систематизация законодательства
отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации. Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законода Может быть и идеальный вариант/когда отрасль права совпадает с отраслью; законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен,1 ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма. Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, В о - в то р ы х, система законодательства по объему представленно I В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отраслиже ' законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль'законодательства не является столь однородной, как отрасль права. I,"••;>•, 1 В - ч е т в е р т ы х, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.1 Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: 1),акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права;Ц-* это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д. • В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права. В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия между системой права и сис Установление правильного соотношения между системой права и
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |