Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лава 34 всемирное хозяйство 2 страница




Забота об окружающей среде переросла в широкое общественное движение. Во
многих странах возникли крупные поштические партии «зеленых».

Рациональное природопользование заключается в поддержании среды обитания
в благоприятном для жизнедеятельности людей состоянии, смягчении отрицатель-
ных экологических последствий производственной деятельности, улучшении эко-
номических, оздоровительных и эстетических качеств природы. На этом пути есть
немало обнадеживающих возможностей.

Во-первых, большую роль играют природовосстановительные работы. К их
числу относится рекультивация земель после их промышленного использования. По
всей планете на каждом шагу встречаются шахтные терриконы, промышленные
отвалы, заброшенные карьеры. Их Выравнивание, засыпка плодородным слоем зем-
ли позволяют вновь включить в хозяйственный оборот обширные территории, оз-
доровить целые регионы.

Лесные пространства называют легкими планеты. К сожалению, они исчеза-
ют на глазах. В течение последних Ю-15 лет на 30-40% уничтожены тропические
леса в ряде стран Латинской Америки. Поредели леса Сибири. Их восстановление -
общемировая необходимость.

Во-вторых, рациональное природОПОЛЬЗование рассчитано на создание эколо-
гически чистых производств. Предприятие должно иметь такие очистные системы,
которые позволяли бы возвращать в первозданном виде взятые у природы воздух,
воду, землю и другие природные блат.

В-третьих, использование природоохранной технологии, которая включает по-
вторное применение сырья, материалов, водных ресурсов. Свое место в природо-
охранной практике занимает комплжсное использование полезных ископаемых.
Передовые технологии позволяют извлекать огромное количество ценных компо-
нентов из, казалось бы, абсолютно бесполезных отвалов. Большой эффект дает
применение заменителей естественнее ресурсов.

В-четвертых, рациональному природопользованию помогает разработка госу-
дарственных и общественных программ. Они могут иметь местный, региональный,
общегосударственный и международный характер. Принята всемирная программа
действий по охране окружающей среды. в нашей стране начала действовать про-
грамма «Чистая вода для России».

В-пятых, как показала мировая практика, мощным средством защиты и облаго-
раживания окружающей среды является гласность. Она не менее действенна, чем
крупные штрафы, административные меры и уголовная ответственность. Людям

нужна правда о том, что они едят, пьют, чем дышат. Только тогда можно по-
настоящему осознать остроту экологической проблемы.

Средства массовой информации воспитывают природоохранное мировоззрение,
рассказывая населению о том, как мала и уязвима наша планета, как ограничены ее
ресурсы. Впечатляют материалы о подвижничестве любителей природы. Так в Ис-
пании один из натуралистов потратил четверть века, чтобы собрать и сохранить 9
тыс. семян разных растений, из которых 3 тыс. видов по вине человека в природе
уже не встречаются.

Основное средство экологических преобразований научно-технический прогресс. Следует учитывать, что современная техника играет двойственную
роль. Она может быть причиной загрязнения, заражения и деградации окружающей
среды, порождая острое противоречие между обществом и природой. Вместе с тем
она создает возможности для ликвидации отрицательных последствий природо-
пользования. За счет научных и технических достижений удается расширить при-
менение благоприятных биологических факторов производственной деятельности,
рационализировать биологические приемы получения материальных благ. Большой
эффект приносят такие новые направления научно-технического прогресса, как
биотехнология, бионика, генная инженерия.

Создание и развитие

Агросистем

Биотехнологии

Экотехнологии

Биоэнергетики

Биоинформатики

Рис. 32.3. Основные пути экологизации производства

Для России экологизация производства имеет особый смысл. Природоохранная
обстановка в стране остается напряженной. Далеко не ликвидированы последствия
чернобыльской катастрофы. Ухудшается здоровье людей, живущих на экологиче-

ски неблагоприятных территориях. В большинстве регионов снижается качество
воды.

В последнее время стали предприниматься серьезные меры по охране природы.
Завершено составление Белых книг о здоровье населения и состоянии окружающей
среды. Подготовлена Белая книга о захоронении радиоактивных отходов в морях,
омывающих территорию России.

В стране насчитываются 84 территории с заповедным режимом, в том числе 16
биосферных, имеющих международный сертификат. Россия выступила за уничто-
жение химического и ядерного оружия.

Экологическое возрождение страны связано с последовательным проведением в
жизнь хозяйственных реформ. Здоровая, четко работающая экономика - основная
предпосылка для нормализации природопользования.

Проблема природосбережения в значительной мере связана с ростом населения.
Мир подходит к той черте, когда численность человечества становится главной
причиной давления на природу. Это требует пересмотра политики народонаселения
во многих странах.

32.5. Рыночная система природопользования

Рыночные отношения привносят изменения в процесс природопользования. В
условиях командной экономики преобладали административно-бюрократические
методы регулирования связей производства с окружающей средой. Они в основном
сводились к директивно-приказным приемам: заданиям, лимитам, запретам.

Рыночная экономика меняет отношения природопользования, создает ряд дей-
ственных стимулов для сбережения окружающей среды. Она построена в основном на экономических методах экологически устойчивого развития. Применение эконо-
мических рычагов придает большую гибкость в выборе средств для создания дина-
мического равновесия между экономическим ростом и природным окружением.
Вступают в действие «рыночные сигналы» об уровне природопотребления, истоще-
нии естественных ресурсов, экологических перегрузках.

На восстановление природного равновесия России требуются колоссальные
средства в объеме примерно 3-4 годовых ВВП. Если учесть, что эти средства надо
найти и использовать в весьма ограниченные сроки, то станет ясно, насколько
сложные задачи стоят перед основными хозяйствующими субъектами и прежде всего перед государством и предпринимателями. Очень важно найти наиболее эффективные формы мобилизации и использования этих средств.

Особое значение приобретают, во-первых, платность природопользования, вовторых, полное возмещение нанесенного ущерба.

В рыночных условиях действует система, которая подключает к заинтересован-
ному и ответственному природопользованию самих непосредственных товаропро-
изводителей. Во-первых, многие товаропроизводители становятся полноправными
собственниками средств производства и определенной доли естественных ресурсов
(земли, лесных и рыбных угодий); во-вторых, отношения по поводу природных ре-
сурсов строятся на товарно-денежной основе; в-третьих, компенсация потерь от
загрязнения и заражения окружающей среды возлагается на собственников и поль-
зователей природных ресурсов. Для этих целей за счет средств товаропроизводите-
лей создаются аварийно-страховые фонды предприятий и отчасти - государства.

Рыночные отношения делают ведущим субъектом природопользования пред-
принимателя. Получают развитие различные виды экологического предпринима-
тельства. В Англии, например, значительные капиталы сконцентрированы на про-
изводстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции (цены на такую
продукцию на 30-50% выше чем на обычную продукцию).

На рыночных отношениях основывает свою природоохранную деятельность и
государство. Используя товарно-рыночные рычаги, оно создает условия, при кото-
рых предпринимателю выгоднее беречь и приумножать природные ресурсы, нежели наносить ущерб природе. Государство поощряет инвестиции в экологическую сферу, делает выгодным замену устаревшей природоохранной технологии новой и бо-лее совершенной, помогает предпринимателям уменьшить размер вредных выбро-
гических программ.

Государство применяет стимулирующие, сдерживающие и ограничительные
экономические инструменты. В качестве стимулов устойчивого экологического
развития используются налоговые и кредитные льготы, целевые субсидии для пред-
принимателей, вкладывающих капиталы в оздоровление природной среды. Созда-
ются внебюджетные фонды для целевого финансирования экологических проектов,
а также фонды страхования экологического риска.

Ограничительными мерами служат нормативы сброса производственных сточ-
ных вод, вредных выбросов в атмосферу. В ряде стран ограничения выступают в
виде рынка экологических выбросов и квот. В границах определенного воздушного
или водного бассейнов устанавливается допустимый объем выбросов. Он делится
между предприятиями. У предпринимателя, собирающегося расширить дело, есть
два пути - либо сократить выбросы со своего предприятия, либо купить у соседей
разрешение на добавочные выбросы. В некоторых случаях часть разрешений на
выбросы распространяется на жителей региона. Они могут продать их промышлен-
никам, получая своеобразную компенсацию за загрязнение атмосферы или воды.
Разрешения на выбросы могут выкупаться государством или экологическими орга-
низациями с целью уменьшения загрязнений. В США в 80-е годы было совершено
более 10 тыс. сделок по торговле правами на выбросы.

Ограничительным методом считается торговля квотами. В Новой Зеландии
введена система квот на улов рыбы. Рыбаки могут продавать квоты друг другу или
государству В результате таких мер было достигнуто сохранение рыбных запасов.

Сдерживающим средством по чрезмерному и ущербному природопользованию
являются платежи и штрафы за загрязнение естественной среды и вредные выбро-
сы, сборы за пользование природными ресурсами. При этом плата за сверхнорма-
тивные выбросы вредных веществ взимается в повышенном размере. Система эко-
номических инструментов, воздействующая на рациональное природопользование,
расширяется, усложняется и совершенствуется.

Термины и понятия:

Агроэкосистема

Антропогенные факторы

Биотехнология

Биоэнергетика

Блага экологические

Гидропоника

Генная инженерия

Компоненты природопользования

Лимиты природоохранные

Норма экопотребления

Объекты природопользованияОбогащение природы
Природная среда
Природные ресурсы
Равновесие экосистемы
Рациональное природопотребление
Среда обитания
Техногенные факторы
Экосистема

Экологизация производства
Контрольные вопросы:

1.Из чего складывается природная среда производства?

2.Почему обострилась экологическая проблема?

3.Что представляют собой экологические блага?

4.Как проявляется экологический кризис?

5.Каковы основные направления природоохранной деятельности?

6.В чем заключается экологизация производства?

7.Что понимается под экотехнологией?

8.Какова роль природопользования?

9.Как воздействуют на окружающую природу рыночные отношения?

10.В чем заключается идея самоокупаемости природоохранной деятельности?

Глава 33. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Знания о национальном хозяйстве были бы неполными без осмысления эконо-
мической роли государства. Тем более, что сейчас без государства невозможно
представить хозяйственную жизнь общества.

Основные вопросы:

1. Необходимость вмешательства государства в экономику.

2.Хозяйственные функции государства.

3. Государственное регулирование экономики.

4. Государство и рыночные преобразования

33.1. Необходимость вмешательства государства в экономику

Государство представляет собой совокупность органов и лиц, обладающих вла-
стью и осуществляющих управление обществом. В основном это форма политиче-
ской организации общественной жизни. Вместе с тем государство занято решением
вопросов социального, культурно-воспитательного и оборонного характера. Оно
выступает также в качестве экономического субъекта, выполняет важные экономи-
ческие функции. Оно направляет развитие экономики, принимает экономические
решения в общенациональных интересах.

На протяжении веков государство так или иначе было связано с хозяйственной
жизнью общества. Правда, на первых порах оно занималось главным образом под-
держанием порядка в стране, военными делами, межгосударственными связями.
Однако ему приходилось решать хозяйственные вопросы. В его ведении издавна
находились строительство каналов и дорог, сбор налогов, организация денежного
обращения.

Раньше государство выполняло роль «ночного сторожа», направляя свои уси-
лия на сохранение существующих экономических отношений. Сейчас положение
иное: государство является главным регулятором и контролером экономических
отношений, организует и направляет экономическое развитие. Для этого оно сосре-
доточивает в своих руках огромные средства. Его с полным правом можно назвать
самым крупным собственником и финансистом.

Для руководства всем хозяйством государство вырабатывает экономическую
политику.
Под этим понимается линия поведения государства в решении хозяйст-
венных вопросов, осуществляемая с помощью тех или иных экономических меро-
приятий. Она включает: 1. Цели и задачи экономического развития; 2. Разработку
основных экономических мероприятий; 3. Поиск источников средств; 4. Определе-
ние хозяйственного механизма для реализации намеченного.

Экономическая политика формируется под влиянием назревших хозяйственных
задач, внутренней и международной обстановки. Она подразделяется на экономиче-
скую стратегию и экономическую тактику.
Первая представляет экономический

курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий реше-
ние крупномасштабных экономических проблем. В отличие от этого, экономиче-
ская тактика выражает действия, нацеленные на конкретизацию стратегических ус-
тановок к текущему периоду времени. Она концентрирует внимание на решении
неотложных задач, преодолении возникающих «узких» мест в экономике.

С хозяйственными и социальными проблемами может справиться лишь экономи-
чески сильное государство. Только оно способно концентрировать в своих руках дос-
таточные материальные и финансовые ресурсы, которые позволяют вести активную
экономическую политику, поднимают хозяйственный авторитет государства.

Для экономической политики важно правильно определить главную линию раз-
вития. Никакой цели нельзя достигнуть, если не известно как к ней приблизиться.
Поэтому большое значение имеет определение приоритетных направлений хозяй-
ственной деятельности.

Экономическая политика слагается из ряда составных частей. Она впитывает в
себя промышленную, аграрную, финансовую структурную, инвестиционную поли-
тику и другие виды.

В современных условиях экономика без вмешательства государства обойтись
не может. Необходимость такого вмешательства объясняется рядом объективных
причин. В основном они следующие.

1. Рост обобществления производства. Экономика значительно разрослась и
усложнилась. Сегодня она представляет собой огромный хозяйственный организм с
многочисленными составными частями и элементами. Резкое умножение крупных
предприятий и фирм, нарастание масштабов их деятельности сопровождаются рас-
ширением хозяйственных связей, нарушение которых грозит неприятными послед-
ствиями для многих. Строительство крупных заводов может оказаться выгодным

для одних и нанести ущерб другим. Конкуренция может привести к банкротству
предприятие, которое давало работу целому поселку. Координацию в состоянии
наладить лишь государство, потому что только оно способно подняться над разроз-
ненными интересами хозяйственных субъектов и привести их к общей пользе.

Неоценима роль государства в решении крупных экономических проблем.
Нужно, например, организовать слаженную систему подачи электроэнергии в мас-
штабах всей страны, согласованное движение транспорта на значительной террито-
рии. Это легче сделать государству с его крупными средствами и разветвленным
управленческим аппаратом.

2. Ускорение научно-технического прогресса. Поддержание дальнейшего раз-
вития науки и техники требует огромных затрат. Во многих случаях это не под силу даже самым крупным частным корпорациям. Как правило, наиболее значительныезатраты на развитие науки и техники несет государство.

Современная эпоха отмечается небывалым размахом технических преобразова-
ний. Инженерные открытия, реализация научных достижений опираются на широ-
кое взаимодействие предпринимателей. Отсюда вытекает потребность в проведении
общей технической политики, обеспечивающей наибольший экономический эф-
фект. Такой подход к делу возможен лишь при ведущей экономической роли госу-
дарства. Кроме того, необходим общественный надзор за развитием техники, осо-
бенно имея в виду негативные последствия научно-технического прогресса.

3. Изменения в социальной инфраструктуре. Раньше вопросы воспроизводства
рабочей силы были заботами либо предпринимателей, либо самих рабочих. Сейчас
это преимущественно сфера интересов государства. Оно уделяет первостепенное
внимание организации занятости населения, условиям труда работников, разреше-
нию споров между предпринимателями и наемными рабочими.

Государство обязано держать в поле зрения другие социальные явления, свя-
занные с экономикой. Некоторые из них появились на почве урбанизации. С одной
стороны, развитие промышленности в городах имеет привлекательные черты. С
другой стороны, урбанизация таит в себе опасности. Городское население не может
жить без милиции, коммунального транспорта, регулирования уличного движения,
уборки мусора. Все это требует вмешательства органов власти.

В наше время уход работников на пенсию, расходы на медицинское обслужи-
вание, пособие по безработице - дело не только тех, кого это касается, но и всего
общества в целом. Прежде всего - государства.

Государство призвано заниматься налаживанием производства в национальном
масштабе. От этого зависит работа всех составных частей народного хозяйства. При необходимости не исключено государственное вмешательство в дела отдельных предприятий и корпораций.

33.2. Хозяйственные функции государства

В экономической области государство выступает как организатор всей эконо-
мики страны и как один из хозяйствующих субъектов, осуществляющих производ-

ственную деятельность. С одной стороны, оно направляет всю хозяйственную
жизнь, а с другой - само участвует в хозяйственных операциях, действует как круп-
нейший предприниматель, направляя деятельность государственных предприятий.

Хозяйственные функции государства обширны. Если их сгруппировать, то они
могут выглядеть таким образом:

1. Обеспечение правовой основы развития экономики. Оно состоит в законода-
тельстве по вопросам хозяйственной деятельности. Это те «правила игры», те тре-
бования, которых должны придерживаться все экономические агенты — произво-
дители, потребители, посредники. В них закрепляются отношения собственности,
оговариваются условия предпринимательской деятельности, устанавливаются
принципы взаимоотношений между предприятиями и государством. Кроме того,
правовые нормы затрагивают вопросы качества продукции, доходов, охраны труда,
безработицы.

2. Достижение стабильного роста национальной экономики. Одна из главных
задач государства состоит в поддержании рыночного равновесия на уровне макро-
экономики. В его обязанности входит создание условий для устойчивого экономи-
ческого роста, полной занятости, предупреждения инфляции. Важное место отво-
дится разработке антикризисных мероприятий.

3. Антимонопольное регулирование. Оно заключается в насаждении конкурент-
ной среды и сдерживание негативных тенденций в деятельности монополий. Для
этого используются такие средства, как ограничение размеров монополий, под-
держка малых предприятий, разукрупнение монопольных корпораций, меры по за-
щите конкуренции.

4. Организация производства общественных благ. Было уже сказано: сущест-
вует понятие «фиаско рынка», означающее, что рынок не все может, что у него бы-
вают провалы, участники рынка не всегда заинтересованы в производстве некото-
рых товаров и оказании ряда услуг, нужных обществу. Такие товары и услуги назы-
ваются общественными благами. Их предоставляет государство.

В качестве примера обычно приводят маяк. Его сигналы служат ориентиром
для всех судов. Пользование им обеспечивается государством.

К разным видам общественных товаров принадлежат национальная оборона,
образование, здравоохранение, борьба с наводнениями, наркоманией, нашествиями
саранчи. Ресурсы для этого создаются государством.

5. Мобилизация средств на социальные цели, в том числе на социальное и ме-
дицинское страхование, выдачу пенсий, обеспечение занятости населения, преодо-
ление инфляции.

32.3. Государственное регулирование экономики

Важная роль государства состоит в регулировании экономики. Оно осуществ-
ляется главным образом по трем направлениям: 1) с помощью государственного
предпринимательства; 2) через использование государственного бюджета; 3) путем

 

В случаях, когда национализация не оправдывается, используется метод дена-
ционализации, т. е. возвращения предприятий в частную собственность. Вопрос
решается, исходя из общих интересов развития национальной экономики. За по-
следнее время денационализация проводилась в ФРГ, Франции, Великобритании.Государственные предприятия действуют либо на праве полного хозяйственно-
го ведения,
обладая хозяйственной самостоятельностью и выступая на рынке как
обычное коммерческое предприятие, либо на праве оперативного управления, когда
предприятие создается для производства особых видов изделий и работает при по-
стоянной поддержке государства. Предприятия, отнесенные к оперативному управ-
лению и имеющие федеральное значение, получили наименование казенных.

Регулирующая роль государственного предпринимательства состоит в том, что,
во-первых, государственные предприятия выпускают товары и услуги, необходи-
мые для развития всей национальной экономике; во-вторых, государственный сек-
тор экономики обеспечивает производство общественных благ и тем самым под-
держивает макроэкономическое равновесие; в-третьих, государство влияет на эко-
номику, создавая экспериментальные и венчурные (рисковые) предприятия, занятые
разработкой и освоением новой техники и технологии; в-четвертых, нередко в ру-
ках государства находится контрольный пакет акций негосударственных предпри-
ятий, что обеспечивает ведущую роль в этих компаниях. В ряде случаев государст-
во является владельцам так называемой «золотой акции», дающей право налагать
«вето» на решения собрания акционеров государственно-частной компаний.

Бюджетное регулирование экономики получило широкое применение. Оно со-
стоит в использовании государством бюджетных средств для целей поддержания и
развития национальной экономики.

К основным направлениям бюджетного регулирования относят:

1. Государственное потребление. Государство делает крупные заказы для ар-
мии, административных учреждений, для нужд здравоохранения, образования, соз-
дания резервов. Так, в США государственные закупки составляют до 40%, а в Гер-
мании - до 50% ВВП. Вместе с закупками значительная часть бюджетных средствпланирования и программирования; 4) посредством курирования оборонной промышленности Государственное предпринимательство осуществляется на базе государственной собственности. Характерной чертой развитых стран является наличие разнообразной государственной собственности на средства производства и предметы потребления. На этой основе действует государственный сектор экономики. Государ-
ство располагает промышленными предприятиями, железными дорогами, другими
транспортными артериями, средствами связи, значительной частью основных фон-
дов здравоохранения, образования. Оно распоряжается возрастающей долей на-
ционального дохода. Удельный вес государства в стоимости основных производст-
венных фондов колеблется от 10% в США до 20-30% в ФРГ и Японии, до 30-45% -
в Великобритании и Франции. Доля государства в производстве промышленной
продукции в ряде стран доходит до 25%. В некоторых отраслях государство зани-
мает доминирующее положение. Так, в ФРГ государственные предприятия произ-
водят более 70% электроэнергии, более 90% каменного угля, около 70% алюминия.
В Англии государство является почти полным собственником железных дорог,
электростанций, угольных шахт.

Государственная собственность образуется и расширяется разными путями. К
их числу можно отнести строительство предприятий за государственный счет, на-
ционализацию частных предприятий, покупку государственных акций у корпора-
ций.

Исторический опыт показал, что тенденция к огосударствлению» производства
не может быть самодовлеющей. Государственный сектор экономики оправдывает
себя в определенных пределах. Поэтому необходим поиск оптимального соотноше-
ния между развитием хозяйственных укладов.

перемещается на те предприятия и те отрасли, которые лучшим образом удовлетво-
ряют общественные потребности.

2.Государственные инвестиции. Государство направляет большие капитальные
вложения на развитие производства и инфраструктуры, научно-исследовательские
разработки, оборону, охрану окружающей среды. Тем самым создается дополни-
тельный спрос на те товары и услуги, в которых возникает потребность.

3.Государственную поддержку частного бизнеса за счет бюджетных сумм. Вы-
деляется финансовая помощь негосударственным предприятиям, попавшим в труд-
ное положение. Такой подход применяется по отношению к фирмам, корпорациям,
объединениям, в нормальной работе которых возникает общая заинтересованность.

4. Государственные трансферты. Они применяются в виде выплаты пенсий,
пособий, стипендий. На эти цели тоже расходуются значительные суммы.

Государственное планирование и программирование. Чтобы направлять эконо-
мическое развитие страны, государство должно «смотреть вперед», подсчитывать
будущее. С этой целью применяются планы, программы, прогнозы. Они бывают
двух видов - императивные (директивные) и индикативные (рекомендательные).
Первые из них применялись в социалистических странах, имели силу закона, были
обязательны к исполнению. Вторые имеют направляющий характер. Они действуют
в развитых странах и составляются в виде программ.

Планы и программы такого рода обладают достаточной мобилизирующей си-
лой, поскольку подкрепляются экономическими стимулами. Предприниматели за-
интересованы следовать рекомендациям программ, так как это дает возможность
получить выгодный государственный заказ, опередить конкурента в получении
нужной лицензии, рассчитывать на дешевый кредит или налоговые льготы.

В систему программирования входит экономический прогноз. Получить пусть
даже приблизительную картину завтрашней экономики - неотъемлемое свойство
государственного регулирования. Это ключ к составлению эффективных экономи-
ческих программ.

Прогнозирование - процесс довольно тонкий, сложный и даже рискованный.
Составить прогноз - значит наверняка предугадать, какой будет экономика страны
через 10-15 лет, выяснить, куда ведут закономерности хозяйственного развития.
Экономисты и эксперты прогнозного дела анализируют реальные факты, расчеты,
тенденции.

В большинстве стран созданы государственные плановые органы. Главы прави-
тельств периодически докладывают парламентам о разработанных и реализованных
программах. Программирование заняло прочное место в экономической деятельно-
сти многих государств. Так, в Японии с 1956 по 2006 г. выполнено более десятка
среднесрочных и долгосрочных национальных программ.

Формы и способы участия государства в хозяйственной жизни меняются. Одни
из них могут на какой-то период ослабевать, другие - усиливаться. Применяются
различные комбинации. Вводятся новые регулирующие элементы.

Государство использует экономические и административные рычаги управле-
ния экономикой: денежное обращение, кредиты, налоги, дотации, компенсации,

субсидии, субвенции, законодательство, разъяснительную работу. Все они приме-
няются во взаимодействии.

33.4. Государство и рыночные преобразования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.