КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы педагогической деятельности
Первый этап: 1742-1745 – адъюнкт (младшая ученая должность) Академии наук по физическому классу. Выступал за распространение элементарного образования, расширение, улучшение школьного дела. Второй этап: 1745-1749 гг. Первый русский ученый, избранный на должность профессора (академика) химии. В 1748 г. для него построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Занимается методической работой: создает учебные пособия и лекции на русском языке по физике с описанием физических опытов. Учебное пособие «Риторика». Третий этап: 1750-1755 гг. Программа организации просвещения в России, обосновывает необходимость открытия Университета в России.
1755 г. открыт Московский университет, носящий ныне имя великого ученого. Факультеты: юридический, философский, медицинский.
При университете:
учительская университетский семинария гимназия гимназия пансион для для дворян разночинцев В гимназии изучались предметы: российский, латинский языки, один из иностранных языков, словесность, математика, история.
v 1755 г. изложил правила школьной жизни гимназистов, организацию обучения и воспитания, управления и руководства гимназией в «Проекте Регламента Московских гимназий» Сторонник классно-урочной системы в 63 параграфах предложил целостную систему обучения, построенную на «экзерцициях» - упражнениях, выполняемых учащимися в школе и дома.
«Первая школьная экзерциция есть чтение наизусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского». В начале каждого дня ученик рассказывает упражнение старшему школьнику того же класса. Старший школьник оценивает его знания в специальной таблице и указывает «что кто исполнил или пропустил». Вторая школьная экзерциция – это решение коротких задач или устный перевод небольших сентенцей из прозы в стихи или наоборот. Эти упражнения выполнялись после лекций учителя. Домашние экзециции задаются трижды в неделю «…короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или переложения с прозы на стихи».
В конце каждого месяца экзерциции проходят в течение дня «при других классах», то есть учителя предлагают всем учащимся небольшие задания, выполняя которые, они не должны заглядывать в книгу. Результаты заносятся в общий табель и передаются ректору гимназии. По итогам учащихся делят на три статьи: лучшие, посредственные, последние. В гимназии три класса – низший, средний, старший (верхний). Перевод учеников в следующий класс, а из верхнего – в студенты университета происходит по результатам ежегодных экзаменов. Для демонстрации своих учебных результатов ученикам верхнего класса раз в полгода предлагались публичные упражнения перед всей гимназией.
Впервые в русской педагогике М.В.Ломоносов предлагает учебные планы, в которых синтезируется классическое, естественно-научное и реальное образование. Все предметы делятся на обыкновенные (обязательные для всех) – русский язык, латинский язык, «начатки философии и математики» и дополнительные – греческий, немецкий, французский языки. Значительное место отводилось практике, постановке опытов, важности практических знаний. Принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.
Предложил систему поощрений и наказаний, как публичных так и приватных. Приватные поощрения: «похвальное слово», «повышение места над другими», «давать гравированные картинки, тетради, книжки» и др. Четвертый этап. 1756-1765 г.г. Руководство университетом, академической гимназией, завершение программы развития среднего и высшего образования в России: · Образование должно быть светским, реальным. Связь теории с практическими, лабораторными работами; образование должно быть доступным всем слоям населения. · Образование и воспитание должны способствовать укреплению патриотизма, возвышению своей родины. Особая роль нравственного воспитания, полезность его взаимосвязи с физическим и умственным развитием: «…Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». В нравственности особо выделял такие качества как патриотизм, милосердие и трудолюбие. Выступая против таких пороков, как малодушие, упрямство, самохвальство, скупость и леность. Метод и условие воспитания – порядок и дисциплина «Проект регламента академической гимназии». v 1757 г. Впервые издана «Российская грамматика» М.В.Ломоносова – первая грамматика, написанная на русском языке – лучший учебник на десятилетие (50 лет) v 1760 г. М.В.Ломоносовым написан первый учебник отечественной истории «Краткий российский летописец с родословием». v Он ввел в научное употребление такие понятия, как «гимназия», «класс», «занятия», «лекции», «урок», «обучать», «знания», «учение», «познание».
Вопросы для самоконтроля: 1. Какова цель воспитания, по мнению М.В.Ломоносова? 2. В чем выражался демократизм педагогических взглядов М.В.Ломоносова? 3. Каковы педагогические заслуги М.В.Ломоносова? Выпишите основные его идеи и деятельность в области образования. Остановитесь на личности М.В.Ломоносова? (кн. «Антология педагогической мысли России XVIII в.» - М.: Педагогика, 1985, с.90-111). 4. Сможете ли Вы поддержать позицию М.В.Ломоносова в деле воспитания у молодежи патриотизма и его методы воспитания или Вы вступите в дискуссию с самим ученым, поскольку данной позиции не разделяете? 5. Проанализируйте свои ответы, зафиксируйте для себя, какие идеи М.В.Ломоносова вызвали Ваш интерес? Какие положения трудно понять? Почему?
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |