КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа и педагогика в странах западной Европы и США в XIX веке
XIX век – век социальных потрясений: европейские войны и революции, гражданская война в США. Образование развивалось при нарастающем развитии экономики, интенсивном росте промышленности и неизбежном обострении классовых противоречий. Соответственно социокультурным особенностям образования и педагогику XIX века делят на два периода: 1) Школа и педагогика первой половины XIX века. Начало столетия знаменуется всплеском романтизма в искусстве. В этой ситуации более реалистично выступали задачи и содержание образования. Педагогика XIX века шла по пути, проложенному И.Г.Песталоцци. Выдающиеся немецкие педагоги: XIX века И.Ф.Гербарт, Ф.В.Фребель, Ф.В.А.Дистервег; английский философ, социалист-утопист Р.Оуэн. Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841гг), философ, педагог, психолог, математик. Труды: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806г.); «Учебник психологии» (1816г.); «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831г.); «Очерк лекций по педагогике» (1835г.). И.Ф. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог поступает в соответствии с тем, что «представил ему практический опыт». Педагогику не отделяет от философии, психологии и этики. Из философии выводит цели воспитания: Цель воспитания – формирование добродетельного человека, следующего в своем поведении вечным нравственным принципам, уважающего установленный правопорядок. Задачи воспитания: 1. Развитие у детей многосторонних интересов. 2. Дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка». 3. Достижение целей возможных и необходимых. Главное – гармоническое развитие всех способностей ребенка. Пути достижения – три вида деятельности педагога: управление, нравственное воспитание и обучение.
И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». В соответствии с требованиями многостороннего интереса воспитывающее обучение должно стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и чувство общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес). На основе «многосторонности интересов» Гербарт создал теорию ступеней обучения:
В современной науке противоположные точки зрения на педагогическое наследие Гербарта: Г.Б.Корнетов утверждает, что система И.Ф.Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики (Корнетов Г.Б. «Всемирная история педагогики: Учебное пособие - М.: 1994, с.88). Л.А.Степашко пишет, что И.Ф.Гербарт как бы переоткрыл идею пансофического образования Коменского, восстановил в педагогике культ знания. Теория классической гимназии Гербарта - это теория «школы культуры». Процесс усвоения знаний по Гербарту – это процесс развития познавательных сил и способностей ученика (Степашко Л.А. «Философия и история образования» - Учеб.пособие – М.: 1999, с.80-82). Определите, какую позицию Вы поддерживаете или вступите в дискуссию с одним из ученых. Каково, на Ваш взгляд, значение педагогического наследия И.Ф.Гербарта?
Педагогические идеи Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866) – немецкого педагога-демократа, последователя И.Г.Песталоцци. Труды: «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.); Учебник «элементарная геометрия» (1862г. на русском языке); «О природосообразности в воспитании» (более 20 учебников и более 200 работ по педагогике). Ф.В.А.Дистервег – основоположник педагогического образования в Германии. С 1851г. издавал «Педагогические ежегодники»; основал и редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе».
Дистервег учителю: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образование». Дистервег ученику: «Мужество необходимо не только для отважных поступков, но и для плодотворных занятий и мышления».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци; создатель оригинальной системы дошкольного воспитания и общественных дошкольных учреждений в Германии. · 1805 -1810г.г.- учился и работал у Песталоцци в Ивердоне. · 1816г.- в одном из сел в княжестве Швацбург – Рудольштадт, создал первое воспитательное учреждение. Обучал детей, следуя принципам И.Г.Песталоцци. На их основе разрабатывал свою теорию дошкольного воспитания. · 1826г. – издает главный труд «Воспитание человека». · 1833г.- уже известный педагог вновь работает в Швейцарии, руководит приютом, где проводит эксперимент с дошкольниками. · 1837г.- на родине, в Тюрингии, открывает первую школу для маленьких детей, которую назвал «детским садом». Здесь создает оригинальную систему дошкольного воспитания и становится его признанным теоретиком. · 1840г.- впервые ввел понятие «детский сад».
Роберт Оуэн – английский философ, социалист-утопист, педагог (1771-1858г.г.). Разделял взгляды К.А.Гельвеция и Д.Дидро о зависимости характера людей от среды, полагал, изменив условия жизни и правильно организовав среду и воспитание можно создать «рациональный характер», искоренить нищету и общественные беды. Выходец из бедной семьи, много занимался самообразованием, преуспел в предпринимательстве, став владельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Лэнарке (Шотландия). Здесь и проводил социально-педагогический эксперимент: - сократил рабочий день, повысил зарплату, привлекая рабочих к управлению производством; - реализовал идею соединения обучения с производительным трудом; - впервые создал для своих рабочих и их детей систему воспитательно-образовательных учреждений - «Новый институт для образования характера».
1825г. Р.Оуэн создает колонию «Новая гармония» в Америке, используя свой прежний опыт «Нового института....» - развитие умственных сил детей, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание в духе идеалов социализма. Труды Р.Оуэна: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера»; «Лекции о рациональной системе устройства общества»; «Книга нового нравственного мира»; «Автобиография».
Главные направления развития зарубежной школы в XIX веке: v На протяжении XIX столетия на Западе шло становление национальных школьных систем – складывалась система начального образования; в среднем образовании два пути: классическое образование (гуманитарное, общекультурное, историко-литературное) и реальное (практикоориентированное, прикладное, естественнонаучное). Тип школы классическая гимназия, реальное училище, школа смешанного типа; лицей, колледж; грамматическая школа. v Большое влияние на развитие массовой школы, особенно средней, оказали идеи И.Ф.Гербарта: ученик-объект воспитания и обучения; учитель-субъект; урок жестко регламентирован – модель «школы учебы»: дисциплина, классическое образование, прагматическая ориентация. v Усилилась роль государства в развитии школьного дела: § Государственное школьное законодательство получило разработку в начале XIX века во Франции, Англии, Пруссии, США; § Организация управления школьным делом происходила при взаимодействии двух тенденций – централизации и децентрализации; § Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения под государственным контролем; § Средняя школа – ступень, доступ к которой имели дети имущих классов и небольшое число наиболее способных выходцев из низов; § Процесс отделения школы от церкви носил неоднозначный, противоречивый характер (так, в Англии – преподавание религии в школе не являлось обязательным). v Национальные особенности организации дошкольных учреждений в европейских государствах: · В Англии, Франции, Швейцарии, Германии открывались различные учреждения по воспитанию детей дошкольного возраста и раннего школьного: «женские школы», «игральные школы», «убежища», «школы для плетения из соломы; вязание кружев» и т.п.; · Цель дошкольного воспитания: религиозное воспитание детей и воспитание добродетелей; · Фребелевские детские сады к концу XIX века заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах; · В 70-80 е годы XIX века актуальными стали проблемы содержания и методов дошкольного обучения и воспитания. Детский сад стал частью государственных образовательных систем во всех странах Европы и США.
Задания и вопросы для самоконтроля: 1.Самостоятельно ознакомьтесь с книгой «Педагогика народов мира» К.Салимовой, Н.Додде. – М., 2001, - главы «Англия»; «Германия», «Франция» (19 век). 2. Составьте свой список литературы на данную тему. 3. Напишите реферативную работу на тему: «Особенности развития школы в XIX веке (страна по выбору студента). 4. Какое педагогическое наследие оставил Ф.А.В. Дистерверг? Почему его называют «учителем немецких учителей»? 5. В чем заключается идея развивающего обучения И.Ф. Гербарта? 6. Прочитайте внимательно «Воспитание человека» и ответьте на вопросы: · Какое значение придавал Ф.Фребель детским играм? · Какое символическое значение Ф.Фребель придавал шару и кубу? Для чего предназначены шар и куб? · Какими инстинктами, по мнению Ф.Фребеля, наделен ребенок от рождения? · Какую роль отводил Ф.Фребель дошкольному воспитанию в развитии личности ребенка? · Какие идеи Ф.Фребеля вызвали Ваш интерес? С чем Вы согласны? С чем не согласны? Почему? · Какие положения теории Ф.Фребеля принять трудно? Почему? 7. Разработайте проект работы детского сада Ф.Фребеля (опираясь на его сочинение «Детский сад») 8. В чем уникальность педагогического опыта Р.Оуэна? 9. Какова общечеловеческая цель и педагогическая функция воспитания, по мнению Р.Оуэна? 10. Какие новшества ввел Р.Оуэн при формировании характера детей из семей рабочих? 11. Опишите опыт Р.Оуэна. В чем состояла утопичность этого опыта? 12. Проанализируйте свои ответы, зафиксируйте для себя, какие дополнительно вопросы возникли у Вас при знакомстве с биографией и педагогическими идеями Р.Оуэна?
Развитие педагогики и школы в России (XIX век) I. Школа и педагогика России первой половины XIX века. 1802 г. – образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завадовским. 1803 г. – «Предварительные правила народного просвещения». 1804 г. – «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Эти документы определили государственную систему образования в первой четверти XIX века, они были разработаны при участии государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839г.г.). - Вся Россия поделена на 6 учебных округов с университетом во главе: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту). - Введена четырехступенчатая единая общеобразовательная школа; формально доступ открыт всем детям без различия вероисповедания, сословия; начальная школа общая для мальчиков и девочек. Образование по Уставу – бесплатное. 1 ступень. Приходское училище – 1 год. Подготовить к уездным училищам; дать навыки чтения, счета; письмо и объяснение книги «Краткое наставление в сельском домоводстве»; религиозное воспитание.
Обучение 3 дня в неделю по 3 часа. Содержались городскими управлениями и помещиками 2 ступень – Уездные училища – 2 года. Цель: подготовить к поступлению в гимназию; дать непривелигированным сословиям «необходимые познания сообразно состоянию их и промышленности. Преподаватели: 2 учителя с учебной нагрузкой 28 часов в неделю
Содержание: 14-15 учебных предметов, среди которых российская грамматика, местный язык, география, история, арифметика, начала геометрии, физики, естествознание, рисование, начальные правила технологии.
Содержались за счет пожертвований, сборов с местного населения, за счет государственного бюджета.
4 ступень - Университет Цель: подготовка чиновников для всех родов службы. Обладали автономией, выбирали ректора, декана, создавали научные общества и имели типографию, издавали газеты, журналы, научную и учебную литературу; создавали научные общества и кружки; устраивали сходки. Система управления: приходские училища смотрителю уездного училища; уездное училище директору гимназии; гимназия ректору университета; университет попечителю учебного округа. Университет управлял всеми учебными заведениями своего округа. v Учреждение лицеев – государственных закрытых учебных заведений для дворянства. 1810 – Царскосельский лицей – принимались наиболее талантливые воспитанники от 10 до 12 лет, дворянского происхождения, по 20-50 человек ежегодно. Учебный год с 1 августа по 1 июня; общий срок обучения 6 лет. В правах лицей приравнивался к университетам.
На начальном курсе преподавались – гимназические дисциплины; на окончательном (основном) – университетские. День основания Лицея – 19 октября – остался праздником для лицеистов. v Значительный вклад в российское образование начала XIX века внесли декабристы: - Предполагали создать единую школьную систему доступную для всех; - Цель воспитания – воспитание гражданина, обладающего всеми добродетелями, любящего свой народ, отдающего все силы процветанию России. Новое воспитание должно быть патриотическим, народным, доступным всем гражданам; - Создали школы взаимного обучения (в основе ланкастерская система взаимного обучения) в разных губерниях (более 60 школ). В сибирский период декабристы вновь обратились к просвещению народа. v Частные учебные заведения конкурировали с государственными: - Ришельевский лицей в Одессе; - Ярославский лицей; - Лазаревский институт восточных языков в Москве; - Школа А.А.Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Архангельском, Смоленской губернии; частные пансионы и др. v Домашнее воспитание было популярным в дворянской среде: гувернеры – французы; по большей части – эмигранты. А.С.Пушкин писал: «….. В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видить одни грустные примеры,….. не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести……..»
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |