Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История воображения




Основные положения:

§ Воображение начинает развиваться в детях….очень рано, хотя мы в первое время и не можем видеть его скрытой формы….для ребенка не существует невозможного, потому что он не знает, что возможно и что нет.

§ …ребенок в сказке видит правду и хочет только правды; если же он заметит, как вы создаете или переделываете сказку, то она перестает его интересовать; художественная правда еще недоступна ребенку.

§ …дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменить по своей фантазии, ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения.

§ Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало.

§ …опасно играть детским воображением и детскою безграничной доверчивостью.

…действием страха можно сделать детей безумными, тупыми или подверженными ужасам, которые составят несчастье их жизни.

§ Если вы хотите узнать, какое направление принимают работы детского воображения, то наблюдайте внимательно за играми ребенка.

…В игре дитя живет, и слезы этой жизни глубже остаются в нем, чем слезы действительной жизни…

§ Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатами и лошадками….

…У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно…

§ Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого мешает ее действительной, образовывающей силы.

§ В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности…период в жизни человеческой от 16 до 22 – 23 лет самый решительный… В огне оживляющем юность, отливается характер человека.

 

Сторонники и последователи идеи К.Д.Ушинского о народности воспитания и образования: В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, М.М.Манашина.

Педагогическая деятельность Основные идеи
Василий Иванович Водовозов (1825-1886 гг.) Педагог, методист-словесник. С 1851 г. старший преподаватель русского языка и словесности в Первой гимназии Петербурга. В 1860 г. приглашен К.Д. Ушинским преподавать русскую словесность в Смольном институте. Статьи: «Русская народная педагогика»; «О воспитательном значении русской литературы» Книги: «Для первоначального чтения в народных школах»; «Книга для учителей», руководил народной школой до 1862 г.; являлся членом Санкт – Петербургского педагогического общества. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888 гг.) Теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания словесности. С 1852-1871 гг. старший учитель русского языка и словесности в Третьей гимназии Петербурга. Участвует в работе Комитета грамотности, руководит воскресной школой, преподает в Мариинском училище и Мариинском институте. Труды: «Руководство для теоретического изучения литературы» (1869 г.); «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869 г.) Статьи: «Мысли о наших гимназиях»; «Заметки о русской школе» и др.   Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923 гг.) Педагог, детская писательница. Образование получила в Смольном институте. Изучала фребельские сады в Германии и Швейцарии. Книга: «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871 г.) «Сборник детских песен и подвижных игр с русскими народными мелодиями». Статьи: «Учитель»; «Семья и школа»; «Народная школа» и др.   Аделанда Семеновна Симонович (1840-1933 гг.) В 1866 г. открыла детский сад (платный) в Петербурге. В 1866-1868 гг. основала и редактировала первый русский журнал «Детский сад». Статьи: «Что такое детский сад?», «Кто может быть воспитателем?», «Внутренняя организация детского сада», «Какою свободой должны дети пользоваться в детском саду?», «Связь детского сада со школою» и др. Книга «Детский сад» (1907 г.) * «… по педагогическим требованиям каждую науку необходимо проходить постепенно, начиная с более легкого и сообразуясь в объяснениях с понятиями и развитием учащихся. * В школе, конечно, не может быть учености; но превосходство совершенной науки и состоит в том, что она сходит со своих олимпийских высот в самую низменную среду жизни, и то, что добыто многотрудной ученостью, становится понятно детям». *… сущность научного метода состоит в том, чтобы переходить от известного к неизвестному, и в строгой последовательности науки лучший пример для педагогики … *… когда человеку нужно стоять твердо и еще действовать среди всеобщего колебания понятий, при дикой разноголосице мнений и при тяжелом грузе невежества, который оттягивает к непробудному сну всякого, кого вы ни пытаетесь поставить на ноги, – тогда вопрос о том, какими путями достигнуть лучшего успеха в образовании юношества, решается не так легко …     Статья: «Мысли о наших гимназиях» § Две вины приписывали гимназиям,… не умели готовить людей для жизни, сообщая им какие-то познания, которые в жизни не идут к делу и быстро забываются, не умели развивать гражданских доблестей, чтобы доставлять деятелей обществу добросовестных граждан и честных деятелей. ... присылали в университеты слушателей с ограниченными познаниями, так что университеты рисковали сделаться школами для недоучек. § Можно быть человеком развитым и образованным …, но без всякого направления своих душевных сил; можно даже казаться человеком с убеждениями, но без всякого стремления к деятельности: такими большинство развитых юношей и выходит из гимназий. § Мы должны дать предпочтение наукам словесным и историческим соединенным с основательным чтением книг; … они действуют и на умственную, и на нравственную, и на эстетическую сторону представляя в то же время богатый материал для мышления. Значит, основательное изучение языков, словесности и истории должно быть первостепенным занятием при гимнастическом воспитании.   Как и ее учитель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова считала, что основанием системы воспитания должен быть «чисто русский фундамент; т.е. народная речь, народные песни, загадки, пословицы, сказки, игры», образ русского народа, его исторические традиции, культура в целом. В течение первых шести лет ребенок должен усваивать только один – родной язык. * «Идеал воспитания – создать здорового человека с твердой волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого». * «Самое неотразимое влияние воспитание оказывает на развитие и направление привычек, обуславливающих весь склад характера человека …» * «Первое условие воспитания для умственного развития детей дошкольников – соответственные возрасту занятия, естественно вытекающие из потребностей детской природы и в то же время развивающие ум и сердце». * «Только укрепив волю ребенка, которая уже в самом раннем детстве обуздывает эгоистические склонности и подавляет животные инстинкты, можно воспитать человека, который будет действовать не по велениям своих прихотей, а во имя высших, нравственных идей и побуждений». * «… воспитатели должны обратить внимание на пробуждение в ребенке сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основою нравственности …». * «Какое бы поприще деятельности не избрал человек, умственное развитие всегда будет иметь для него огромное значение». * «При воспитании ума нужно всегда придерживаться следующих педагогических принципов: идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т.е. о конкретного, к отвлеченным понятиям, или к абстрактному …» А.С. Семонович, следуя идее народности К.Д. Ушинского, в содержании работы детского сада ввела подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. В младшей группе (3-4 года) в основном, как в семье, индивидуальные игры и занятия или группами в 2-3 человека – лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. Цель: приучить детей к трудолюбию, уступчивости. Занятия в старшей группе (5-6 лет) имели природоведческий уклон: экскурсии к реке, в парки, работа в саду, физические опыты и др. Работа в детском саду велась по ранее разработанному плану: вначале за основу была взята система Ф. Фребеля – занятия с шаром, кубом, другими «Дарами»; затем в основе занятий нашли отражение идеи народности; содержание и методика работы постоянно совершенствовалось. Статья «Что такое детский сад?» - основные положения: · Детский сад – это воспитательное заведение для маленьких детей от трех до семи лет. · Главные занятия детского сада таковы: подвижные игры; строение; выкалывание соединенное с вышиванием; плетение; складывание и сгибание бумажек; работы из гороха, глины; работы в саду; рассказы. · Дети детского сада находятся под руководством садовницы, которая играет с ними, научает их работать, разбирает их ссоры, беседует с ними. Садовницей должно быть образованное лицо, преданное воспитанию детей: она должна быть энергична, бодра, весела, тверда, но не строга, и ласкова. … Понимать душу ребенка и различное душевное проявление у различных детей.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какими Вы представляете принципы жизни, которые определил для себя К.Д. Ушинский?

2. Как Вы считаете, почему К.Д. Ушинский принадлежит к числу великих педагогов?

3. Как Вы понимаете К.Д.Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это актуально в наши дни?

4. Как, на Ваш взгляд, организовать современную школу, используя педагогические взгляды К.Д. Ушинского?

5. Какие возможности воспитания подрастающих поколений заложены в учебных книгах К.Д. Ушинского?

6. Какие идеи К.Д. Ушинского, по-вашему мнению, остались невостребованными?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.