§ Воображение начинает развиваться в детях….очень рано, хотя мы в первое время и не можем видеть его скрытой формы….для ребенка не существует невозможного, потому что он не знает, что возможно и что нет.
§ …ребенок в сказке видит правду и хочет только правды; если же он заметит, как вы создаете или переделываете сказку, то она перестает его интересовать; художественная правда еще недоступна ребенку.
§ …дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменить по своей фантазии, ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения.
§ Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало.
§ …опасно играть детским воображением и детскою безграничной доверчивостью.
…действием страха можно сделать детей безумными, тупыми или подверженными ужасам, которые составят несчастье их жизни.
§ Если вы хотите узнать, какое направление принимают работы детского воображения, то наблюдайте внимательно за играми ребенка.
…В игре дитя живет, и слезы этой жизни глубже остаются в нем, чем слезы действительной жизни…
§ Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатами и лошадками….
…У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно…
§ Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого мешает ее действительной, образовывающей силы.
§ В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности…период в жизни человеческой от 16 до 22 – 23 лет самый решительный… В огне оживляющем юность, отливается характер человека.
Сторонники и последователи идеи К.Д.Ушинского о народности воспитания и образования: В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, М.М.Манашина.
Педагогическая деятельность
Основные идеи
Василий Иванович Водовозов
(1825-1886 гг.)
Педагог, методист-словесник. С 1851 г. старший преподаватель русского языка и словесности в Первой гимназии Петербурга. В 1860 г. приглашен К.Д. Ушинским преподавать русскую словесность в Смольном институте.
Статьи: «Русская народная педагогика»; «О воспитательном значении русской литературы»
Книги: «Для первоначального чтения в народных школах»; «Книга для учителей», руководил народной школой до 1862 г.; являлся членом Санкт – Петербургского педагогического общества.
Владимир Яковлевич Стоюнин
(1826-1888 гг.)
Теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания словесности.
С 1852-1871 гг. старший учитель русского языка и словесности в Третьей гимназии Петербурга. Участвует в работе Комитета грамотности, руководит воскресной школой, преподает в Мариинском училище и Мариинском институте. Труды: «Руководство для теоретического изучения литературы» (1869 г.); «Руководство для исторического изучения русской литературы» (1869 г.) Статьи: «Мысли о наших гимназиях»; «Заметки о русской школе» и др.
Елизавета Николаевна Водовозова
(1844-1923 гг.)
Педагог, детская писательница. Образование получила в Смольном институте. Изучала фребельские сады в Германии и Швейцарии.
Книга: «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871 г.)
«Сборник детских песен и подвижных игр с русскими народными мелодиями».
Статьи: «Учитель»; «Семья и школа»; «Народная школа» и др.
Аделанда Семеновна Симонович
(1840-1933 гг.)
В 1866 г. открыла детский сад (платный) в Петербурге. В 1866-1868 гг. основала и редактировала первый русский журнал «Детский сад».
Статьи: «Что такое детский сад?», «Кто может быть воспитателем?», «Внутренняя организация детского сада», «Какою свободой должны дети пользоваться в детском саду?», «Связь детского сада со школою» и др. Книга «Детский сад» (1907 г.)
* «… по педагогическим требованиям каждую науку необходимо проходить постепенно, начиная с более легкого и сообразуясь в объяснениях с понятиями и развитием учащихся.
* В школе, конечно, не может быть учености; но превосходство совершенной науки и состоит в том, что она сходит со своих олимпийских высот в самую низменную среду жизни, и то, что добыто многотрудной ученостью, становится понятно детям».
*… сущность научного метода состоит в том, чтобы переходить от известного к неизвестному, и в строгой последовательности науки лучший пример для педагогики …
*… когда человеку нужно стоять твердо и еще действовать среди всеобщего колебания понятий, при дикой разноголосице мнений и при тяжелом грузе невежества, который оттягивает к непробудному сну всякого, кого вы ни пытаетесь поставить на ноги, – тогда вопрос о том, какими путями достигнуть лучшего успеха в образовании юношества, решается не так легко …
Статья: «Мысли о наших гимназиях»
§ Две вины приписывали гимназиям,… не умели готовить людей для жизни, сообщая им какие-то познания, которые в жизни не идут к делу и быстро забываются, не умели развивать гражданских доблестей, чтобы доставлять деятелей обществу добросовестных граждан и честных деятелей.
... присылали в университеты слушателей с ограниченными познаниями, так что университеты рисковали сделаться школами для недоучек.
§ Можно быть человеком развитым и образованным …, но без всякого направления своих душевных сил; можно даже казаться человеком с убеждениями, но без всякого стремления к деятельности: такими большинство развитых юношей и выходит из гимназий.
§ Мы должны дать предпочтение наукам словесным и историческим соединенным с основательным чтением книг; … они действуют и на умственную, и на нравственную, и на эстетическую сторону представляя в то же время богатый материал для мышления. Значит, основательное изучение языков, словесности и истории должно быть первостепенным занятием при гимнастическом воспитании.
Как и ее учитель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова считала, что основанием системы воспитания должен быть «чисто русский фундамент; т.е. народная речь, народные песни, загадки, пословицы, сказки, игры», образ русского народа, его исторические традиции, культура в целом. В течение первых шести лет ребенок должен усваивать только один – родной язык.
* «Идеал воспитания – создать здорового человека с твердой волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого».
* «Самое неотразимое влияние воспитание оказывает на развитие и направление привычек, обуславливающих весь склад характера человека …»
* «Первое условие воспитания для умственного развития детей дошкольников – соответственные возрасту занятия, естественно вытекающие из потребностей детской природы и в то же время развивающие ум и сердце».
* «Только укрепив волю ребенка, которая уже в самом раннем детстве обуздывает эгоистические склонности и подавляет животные инстинкты, можно воспитать человека, который будет действовать не по велениям своих прихотей, а во имя высших, нравственных идей и побуждений».
* «… воспитатели должны обратить внимание на пробуждение в ребенке сострадания, сочувствия, интереса и любви к ближним. Эти чувства служат основою нравственности …».
* «Какое бы поприще деятельности не избрал человек, умственное развитие всегда будет иметь для него огромное значение».
* «При воспитании ума нужно всегда придерживаться следующих педагогических принципов: идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т.е. о конкретного, к отвлеченным понятиям, или к абстрактному …»
А.С. Семонович, следуя идее народности К.Д. Ушинского, в содержании работы детского сада ввела подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. В младшей группе (3-4 года) в основном, как в семье, индивидуальные игры и занятия или группами в 2-3 человека – лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. Цель: приучить детей к трудолюбию, уступчивости.
Занятия в старшей группе (5-6 лет) имели природоведческий уклон: экскурсии к реке, в парки, работа в саду, физические опыты и др.
Работа в детском саду велась по ранее разработанному плану: вначале за основу была взята система Ф. Фребеля – занятия с шаром, кубом, другими «Дарами»; затем в основе занятий нашли отражение идеи народности; содержание и методика работы постоянно совершенствовалось.
Статья «Что такое детский сад?» - основные положения:
· Детский сад – это воспитательное заведение для маленьких детей от трех до семи лет.
· Главные занятия детского сада таковы: подвижные игры; строение; выкалывание соединенное с вышиванием; плетение; складывание и сгибание бумажек; работы из гороха, глины; работы в саду; рассказы.
· Дети детского сада находятся под руководством садовницы, которая играет с ними, научает их работать, разбирает их ссоры, беседует с ними. Садовницей должно быть образованное лицо, преданное воспитанию детей: она должна быть энергична, бодра, весела, тверда, но не строга, и ласкова. … Понимать душу ребенка и различное душевное проявление у различных детей.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какими Вы представляете принципы жизни, которые определил для себя К.Д. Ушинский?
2. Как Вы считаете, почему К.Д. Ушинский принадлежит к числу великих педагогов?
3. Как Вы понимаете К.Д.Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это актуально в наши дни?
4. Как, на Ваш взгляд, организовать современную школу, используя педагогические взгляды К.Д. Ушинского?
5. Какие возможности воспитания подрастающих поколений заложены в учебных книгах К.Д. Ушинского?
6. Какие идеи К.Д. Ушинского, по-вашему мнению, остались невостребованными?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление