Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России




(1824 – 1870 г.г.)

Педагогическая деятельность, основные труды Основные теоретические положения
1846-1850 гг. – преподавательская деятельность в Ярославском, Демидовском лицее на кафедре энциклопедии законоведения и финансовой науки. «Лекции в Ярославском Лицее» (1846-1847 гг.), «О камеральном образовании» (1848 г.)     1850-1854 гг. помощник столоначальника в канцелярии департамента иностранных дел. 1852 г. – статья «Поездка за Волхов»   1854-1858 гг. Гатчинский сиротский институт – вначале преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов; С 1855 г. – инспектор классов. 1857 г. – статья «О пользе педагогической литературы» в первом номере «Журнала для воспитания»; в пятом номере статья «Три элемента школы».   В 1857 г. – статья «О народности в общественном воспитании» (в №7,8) – это был период (незадолго до падения крепостного права и проведения школьной реформы), когда общественно – педагогическое движение остро ставило вопрос о преобразовании системы школьного образования в России; В качестве образцов для подражания выдвигались системы западно-европейских стран, особенно Германии.   1859-1862 гг. – инспектор классов в Смольном институте благородных девиц в Санкт – Петербурге: изменил учебный план, расширил круг естественно-научных дисциплин, совершенствовал методы обучения; пригласил на работу известных педагогов – В.И. Водовозов, Д.Д. Семенова, Д.Н. Модзалевского и других. 1860-1861 гг. редактор «Журнала Министерства народного просвещения» («ЖМНП»). 1860 г. статья «Труд в его психическом и воспитательном значении». 1862-1867 гг. – жил за границей, изучал постановку воспитания и образования в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Бельгии. 1861 г. – хрестоматия по русскому языку «Детский мир». 1864 г. – вышла из печати книга «Родное слово» (вместе с книгой «Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»); 50 лет переиздавалась по три раза в год. 1863 г. – письма «Педагогическая поездка по Швейцарии». 1866 г. – Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежного советника К. Ушинского (Семейное воспитание. Детские сады. Элементарная школа. Первоначальное обучение отечественному языку. Высшие женские школы. Женские интернаты. Семинарии для учительниц). 1868-1869 гг. капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» – итог многолетних размышлений автора по кардинальным проблемам воспитания. Первый том – анализ психофизиологических основ познавательной деятельности, результаты которого необходимо применять в дидактике. Второй том – психофизиологические особенности эмоциональной и волевой сферы, что имеет значение для воспитания. Третий том – не завершен автором (намеревался изложить педагогические меры и правила, которые вытекают из анализа законов психофизиологической деятельности). * В лекциях представлены критический анализ камеральных наук; впервые автор выступал как исследователь науки: изложил собственные взгляды по ряду научных проблем. * В работе «О камеральном образовании» анализирует проблемы науковедения, классификации и методологии наук. Камеральное образование включало широкий круг наук: политическую экономию, историю права, отечественную историю, этнографию, естествознание, психологию, философию, и др. Автор утверждал, что критерием истинности знаний является соответствие их реальной действительности.   * «Поездка за Волхов» – это очерки педагогической направленности: критика школьных учебников, вопросы содержания образования, идея синтеза знаний по отдельным отраслям; поиск новых форм изложения знаний обеспечивающих наилучшее их усвоение. Идея народности воспитания, которая в дальнейшем будет разрабатываться более основательно. * В статье «О пользе педагогической литературы» затронуты общепедагогические проблемы: о связи педагогической теории с практикой, о задачах педагогики как науки, о цели воспитания, о значении личности учителя в практическом деле обучения и воспитания. «Педагогическая литература … знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов,... направляет нашу собственную мысль на предметы которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания». По мнению автора статьи, педагогика может развиваться только используя достижения смежных с ней наук. * В статье «Три элемента школы» – три стороны деятельности школы – административная, воспитательная, образовательная. Главная роль в деятельности школы принадлежит не администрации, а учителю: «… главное достоинство гимназического преподавателя … в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом». * В статье «О народности в общественном воспитании» – центральная идея педагогической концепции – идея народности воспитания. Общественное воспитание – продукт длительного исторического развития нации, его нельзя «придумать» в кабинете или заимствовать у других народов: «… Система общественного образования у каждого народа запечатлена его характером» и отражает достоинства и недостатки этого характера, невозможно перенести механически и заимствовать образовательные и воспитательные системы. Народ ненужно просвещать сверху, он сам должен быть хозяином своего образования. Предметом исследования в данной статье являлись проблемы взаимосвязи наследственности и целенаправленного воспитания, физических и психологических факторов развития человека; вопросы научных основ воспитательной деятельности, отношений учителя и ученика. * «Детский мир» – книга для классного чтения в младших классах Смольного института, гимназий, уездных училищ и в старших классах народных школ. Весь процесс обучения по «Детскому миру» строился в тесной связи с окружающей ребенка средой. Дидактическая система направлена на развитие мышления ребенка; в книге особый раздел «Первые уроки логики» с материалами для логических упражнений. Автор рекомендует с первого дня занятий в школе логические упражнения на основе непосредственных наблюдений окружающих предметов. Затем внимание детей за пределы школы (явления природы, домашние и дикие животные, растения). Часть материалов на религиозно – нравственные темы. Реализация идей наглядности, развивающего и воспитывающего обучения, принципа народности. * «Родное слово» – классическая учебная книга до 1917 года. Актуальной для сегодняшнего дня является проблема практического изучения грамматики, ее решение в учебнике обеспечивается методической системой, основанной на дидактических принципах посильности, последовательности, наглядности, осмысленности, основательности и прочности усвоения. По мнению автора, родной язык должен быть главным предметом в школе.

 

В педагогической системе К.Д.Ушинского значительное место занимало содержание дошкольного обучения и воспитания.

Статья «Родное слово»

Основные положения:

· Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…

· Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ.

· Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, в пять – шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на родном языке.

· Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – усваивает легко и скоро, в два – три раза, столько, и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков великий народный педагог – родное слово!

· …если язык, на котором начинает говорить дитя, противоречит врожденному национальному его характеру, то этот язык никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык; никогда не проникает так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких корней, обещающих богатое, обильное развитие.

· …язык народа…, являясь полнейшим отражением родины и духовной жизни народа, является в то же время для ребенка лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни.

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» глава XXX (т.1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.