Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гимназии




Школьные реформы 60-70-х годов XIX века в России

I. «Положение о начальных народных училищах» (19 июля 1864г.)

Цель: «Утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространить первоначальные полезные знания».

 

Народные училища ― элементарные школы всех ведомств, городские и

сельские, содержащиеся за счет казны, обществ и

 

частных лиц

 

Дети всех сословий, полов.

Обучение платное и бесплатное

 

Содержание: закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия. Преподавание на русском языке.

Учителя: духовные лица, от которых не требовалось никаких документов; светские люди, получившие особое разрешение и удостоверение в доброй нравственности и благонадежности. Руководство и контроль осуществляются уездными и губернскими училищными советами.

 

II. «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864г.).

Цель: давать общее образование и подготавливать в университет (классические гимназии) и другие высшие учебные заведения (реальные гимназии).

______________________________

 

классические реальные

преподавание древних языков преподавание двух новых языков в большем объеме преподавание

(латинского, греческого) математики, естествознания,

+ один новый – физики, черчения, космографии

французский или немецкий

 

Равное количество часов на русский язык, литературу, историю и географию. Длительность урока: 1 час 15 мин. Отмена физических наказаний.

 

III. «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения» (10 мая 1860г.).

Цель: подготовка женщины – матери, женщины – жены.

 

 

Женские училища двух разрядов:

1 разряд со сроком 2 разряд с 3-хлетним

обучения 6 лет сроком обучения

 

Обучение девочек всех сословий

Содержание:

Закон божий, русский, словесность, Закон божий, русский, география,

арифметика, начала геометрии, русская история, арифметика,

география, история, естествознание, чистописание, рукоделие

физика, чистописание, рукоделие

 

Необязательные предметы: французский, немецкий, рисование, музыка, пение, танцы.

 

IV. «Устав университетов» (18 июня 1863г.).

Права:

1. Выборы ученым советом ректора и проректора;

2. Избрание по конкурсу профессоров;

3. Выборы деканов;

4. Увеличение числа кафедр;

5. Предоставлена возможность вести научную работу.

 

V. «Положение о земских учреждениях» (1864г.).

Земствам – органам местного самоуправления – разрешалось:

1. открывать и содержать только начальные школы;

2. устанавливать стипендию учащимся средней школы;

3. выделять субсидии средним учебным заведениям;

4. проводить курсы и съезды учителей; организовывать подготовку учителей. Земства устраивали пришкольные библиотеки.

 

VI. 1871г. – «Устав гимназий и прогимназий» - ликвидация реальных гимназий; преобразование мужских гимназий в классические с 8-милетним сроком обучения.

 

VII. 1874г. «Положение о начальных народных училищах». Председатель дворянства назначался председателем уездного училищного совета.

Земства

__________________________________________________

оплата труда обеспечение подбор и срок организация

учителей учебной частично обучения библиотек

литературой подготовка в народных

учителей школах с

90-х годов

до 4 лет

 

усиление контроля

инспекторов

 

80 % начальных школ в России – церковно-приходские школы с 2-хлетним сроком обучения (с 90-х гг- 3-хлетние).

 

 

Общие задания и вопросы для самоконтроля по разделу:

Изучив материал учебника «История педагогики» А.И. Джуринского и дополнительную литературу «Антология педагогической мысли России первой и второй половины XIX века»; «История педагогики» Д.И. Латышиной (часть III) ответьте на вопросы:

1. Чем были вызваны реформы в российском образовании начала XIX века?

2. Опишите четыре ступени образования в России первой половины XIX века?

3. В чем состояла полемика славянофилов и западников о судьбах России в середине XIX века?

4. Охарактеризуйте педагогические взгляды и представления В.Г.Белинского и А.И.Герцена о воспитании детей?

5. Охарактеризуйте педагогические идеи, в том числе, вопросы эмансипации женщин Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

6. Как отразились общественные перемены в России середины XIX века на образовании? Как они выражены в педагогике Н.И.Пирогова?

7. Опишите педагогическую деятельность и идеи К.Д.Ушинского, особенно идеи народности образования, роли родного языка и личности педагога.

8. Перечислите основные периоды педагогической деятельности Л.Н.Толстого; расскажите о занятиях в Яснополянской школе; изложите дидактические взгляды Л.Н.Толстого.

9. Какие идеи дошкольного воспитания и кем высказывались во второй половине XIX века? Приведите наиболее характерные высказывания и воплощение их на практике.

10. Охарактеризуйте реформу образования 60-х гг и начала реакционных лет в России (70-е – 80-е гг).

11. Проанализируйте свои ответы, зафиксируйте для себя, какие знания добывали из дополнительных источников? Какие свои умения реализовали в ходе ответов на вопросы?

12. Выскажите замечания самому себе, которые помогут Вам в дальнейшем усвоении материала.

 

РАЗДЕЛ V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

Развитие образования и педагогической мысли периода 90-х гг XIX века и первой половины XX века – в исторической науке этот период включается в раздел «Новейшей истории»:

o Конец XIX века в странах Западной Европы и США научно-техническое перевооружение производства, совершенствование социальных институтов, пересмотр представлений о воспитании и образовании, о школе и обучении.

o Образование начала XX века характеризуется позитивистско-прагматическим подходом; в течение XX века резкий рост требований к приоритетам образования, объему знаний и навыков, к формам их приобретения и реализации.

o Для России этот период ознаменовался коренными социальными, политическими и экономическими преобразованиями.

Октябрьская революция 1917г. и строительство нового государства – СССР – привели к пересмотру многих педагогических представлений, реформированию школы и народного образования в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.