КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности эмоционально-волевой сферы подростков
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется: · легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события; · непосредственностью и откровенность выражения эмоций; · эмоциональной неустойчивостью, часто сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным реакциям (аффектам); · эмоциональными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учёбе и оценка этих успехов взрослыми и одноклассниками; · эмоции и чувства свои и других людей слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям. У третьеклассников появляется восторженное отношение к героям. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости. Школьники младших классов чаще всего отмечают реальные опасности, затем мнимые. Имеют место и опасности с потерей престижа. Из реальных страхов преобладают боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасения за здоровье родных и близки. Среди мнимых страхов выделяется боязнь темноты и недовольства взрослых. Из престижных страхов – боязнь получения плохой отметки, боязнь выступать перед всем классом. Школьники 1-го-2-го классов совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, Они хорошие исполнители воли других, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Однако уже в 3-ем классе они приобретают способность совершать волевые акты и в соответствии с собственными возбуждениями. Школьник может проявлять настойчивость в учебной деятельности. Постепенно формируется выдержка – способность сдерживать свои эмоции. Ослабляется импульсивность как черта личности. Младшие школьники обладают достаточно высокой решительностью, однако такие качества как смелость, терпеливость и упорство, еще не достигают своего максимального развития. Низкий уровень терпеливости свидетельствует о том, что школьник действительно не может долго продолжать работу на фоне усталости, поэтому принуждение учителя может причинить ему вред.
Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Для эмоциональной сферы подростков характерны: · очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлении ем свои чувств, страстностью; · большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; подросток долго не забывает обиды, нанесенные ему учителем; · для подростка характерны перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно, причем достаточно значимых причин для такого перехода может и не быть; · противоречивость чувств (часто подросток с жаром защищает своего товарища, хотя понимает, что тот достоин осуждения; обладая высоким чувством собственного достоинства, он может заплакать от обиды, хотя и понимает, что плакать стыдно; у подростка часто сочетается болезненная застенчивость с развязностью); · переживания у подростков возникают не по поводу оценки дргух, но и по поводу самооценки, которая появляется у него в результате роста его самосознания; · у подростка сильно развито чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее реагируют на неодобрение товарищей, чем на неодобрение учителя; · подростки предъявляют высокие требования к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяется и подросток, правда не всегда в положительную сторону; · у подростков сильно проявляется чувство патриотизма, о чем свидетельствуют их подвиги во время Великой Отечественной войны. Весьма противоречива волевая сфера подростков. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самостимуляции, подросток стремится к самостоятельному поведению. Он хочет сталь волевым, однако этот механизм еще недостаточно сформирован, поэтому подросток часто страдает от того, что у него нет силы воли. Приходящейся на этот период процесс полового созревания существенно изменяет волевую сферу, причем не всегда в лучшую сторону. Возрастает смелость, которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления. Однако наблюдается установка на отказ от усилия, поэтому упорство проявляется только к интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливаются проявления упрямства, отчасти в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются критически как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 7585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |