Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценивания




Оцениваются следующие показатели деятельности студентов:

1. Посещение лекций: все лекции посещены – 5 баллов;

посещено 75% лекций – 3 балла;

посещено менее 50% – 0 баллов.

2. Экспресс-контрольные на лекционных занятиях: оценивается по 4-хбалльной системе. Максимальное количество баллов к окончанию курса – 30.

3. Лабораторные и практические занятия. Формами контроля, реализуемыми в процессе выполнения практикума, являются опрос каждого студента по конкретной теме лабораторного занятия и индивидуальные собеседования, как по теоретическим вопросам, так и по выполняемой работе. Преподаватель контролирует ведение записей в тетради для лабораторного практикума, по результатам практической работы студентов и по его ответам выставляет оценки:

теоретическая подготовка к занятиям – по 4-хбалльной системе;

оформление протоколов лабораторных занятий – по 4-хбалльной системе.

5 баллов – студент даёт исчерпывающие ответы, правильно использует термины, знает точные определения, может привести примеры;

4 балла – студент даёт полный ответ, раскрывает основные радиобиологические закономерности, может привести примеры; допускается наличие двух – трёх неточностей, не изменяющих суть ответа;

3 балла – ответ неполный, основные положения изложены ограниченно, недостаточно чётко определены понятия, изложение непоследовательно, отсутствуют примеры;

2 балла – отсутствует ответ или ответ неполный, непоследовательный, нечётко сформулирован, нет примеров, студент не знает научных терминов, понятий, в ответе допускаются неточные формулировки.

Ответ или выполнение лабораторной работы, оцененные в 2 балла, подлежат пересдаче.

Пропущенное или незачтенное занятие подлежит отработке.

Студенты, пропустившие занятия, отрабатывают его практическую часть, отвечают на контрольные вопросы. Студенты, пропустившие занятия по уважительной причине, оцениваются по тем же критериям. Для студентов, пропустивших занятия по неуважительной причине, полученные на отработках оценки уменьшаются на 1 балл.

4. Решение задач – оценивается по 4-хбалльной системе.

За 90-100% правильно решенных задач студент получает 5 баллов (отлично), за 70-89% – 4 балла (хорошо); за 60-69% – 3 балла (удовлетворительно). Более низкие относительные показатели оценивается в 2 балла – (неудовлетворительно).

5. Тестовые задания – оцениваются по 4-хбалльной системе.

За 90-100% правильных ответов студент получает 5 баллов (отлично), за 70-89% – 4 балла (хорошо); за 60-69% – 3 балла (удовлетворительно). Более низкие относительные показатели оценивается в 2 балла – (неудовлетворительно).

Дополнительно начисляются баллы за следующие виды работ:

6. Подготовка реферата, изготовление наглядных пособий, самостоятельная работа – по 4-хбалльной системе.

 

Максимальное число баллов, получаемое к окончанию курса – 100. Критерии оценки зачета: 60 - 100 баллов, полученных к окончанию курса (см. табл.) – студент получает зачет автоматически, менее 60 суммарных баллов предусматривает сдачу зачета по вопросам, рекомендуемым к зачету.

Виды деятельности Баллы
Посещение лекций 3-5
Экспресс-контрольные на лекциях  
Лабораторные и практические занятия  
Решение задач 3-5
Тестовые задания 3-5
Самостоятельная работа (подготовка реферата, изготовление наглядных пособий и т.д.) 3-5
Зачет выставляется автоматически 60-100

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РАДИОБИОЛОГИЯ»

Радиобиология как предмет. Предмет и методы радиобиологии.Радиобиологический парадокс. Краткая история радиобиологии. Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности. Три этапа развития радиобиологии. Связь радиобиологии с другими предметами. Фундаментальные и прикладные аспекты. Проблемы, перспективы.

Характеристика ионизирующих излучений (ИИ). Типы ИИ и механизмы их взаимодействия с веществом. Коэффициенты поглощения ИИ. Ионизация и возбуждение молекул и атомов. Проникающая способность различных ионизирующих излучений и особенности их взаимодействия с веществом. Электромагнитные излучения. Корпускулярные излучения.

Физические параметры радиобиологических процессов. Меры радиобиологических эффектов. Величины, характеризующие ИИ. Дозиметрические величины и единицы. Единицы дозы излучения и радиоактивности. Линейная передача энергии (ЛПЭ). Дозовая зависимость радиобиологических эффектов. Экспозиционная и поглощенная дозы.

Относительная биологическая эффективность (ОБЭ) ионизирующих излучений. Методы оценки ОБЭ и ее связь с ЛПЭ. Зависимость ОБЭ от условий облучения и других факторов. Границы применения концепции ОБЭ.

Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений. Свободные радикалы. Эффект разведения как способ различия прямого от косвенного действия. Соотношение прямого и косвенного действия при облучении клеток животных.

Теоретические представления о механизме биологического действия ионизирующих излучений. Принцип попадания и мишеней. Стохастическая гипотеза. Вероятная модель радиационного поражения клетки. Гипотеза первичных радиотоксинов и цепных реакций. Структурно-метаболическая гипотеза.

Источники облучения человека и биоты ионизирующей радиацией. Природные источники облучения. Озоновые „дыры” в атмосфере как причина увеличения интенсивности ультрафиолетового излучения. Космические лучи. Антропогенные изменения радиоактивного фона. Чернобыльская катастрофа. Радиобиологические особенности Чернобыльской катастрофы. Радиобиологические основы лечебного использования ИИ.

Биологическое действие ИИ. Клеточная радиочувствительность. Понятие радиочувствительности. Радиочувствительность – синоним радиопоражаемости и альтернатива радиоустойчивости (радиорезистентности). Видырадиочувствительности. Действие ИИ на клетки. Преходящие лучевые реакции клеток. Задержка клеточного деления. Летальные реакции клеток. Формы клеточной гибели. Критерии клеточной радиочувствительности. Радиочувствительность клетки на разных стадиях цикла. Кривые выживания и их интерпретация. Определение выживаемости клеток в культуре тканей. Определе6ние выживаемости клеток. Интерпретация кривых доза-эффект. Хромосомные аберрации как критерий лучевого поражения клеток. Пострадиационное восстановление клетки. Восстановление от потенциально летальных повреждений. Восстановление от сублетальных повреждений. Молекулярные механизмы репарации. Зависимость репарации сублетальных повреждений от уровня клеточного метаболизма.

Радиочувствительность тканей, органов, организма. Радиационные синдромы. Критические органы и ткани при действии ИИ. Костный мозг как типичный пример системы клеточного обновления. Изменения в системе обновления желудочно-кишечного тракта. Характер радиационных изменений ЦНС. Радиочувствительность и лучевые реакции отдельных органов и тканей. Кожа и ее производные. Семенники. Яичники. Органы зрения. Органы пищеварения. Сердечно-сосудистая система. Органы дыхания. Головной мозг, спинной мозг и периферические нервы. Эндокринные железы. Органы выделения. Кости и сухожилия. Мышцы. Соединительная ткань. Относительность понятия тканевой радиочувствительности. Радиочувствительность организма.

Лучевая болезнь человека. Виды и формы лучевой болезни. Острая лучевая болезнь при относительно равномерном облучении. Фаза первичной общей реакции. Фаза кажущегося клинического благополучия. Фаза непосредственного восстановления. Острые лучевые поражения при непрерывном облучении. Хроническая лучевая болезнь. Классификация, диагноз и прогноз лучевой болезни.Терапия лучевой болезни. Замещение костного мозга. Замещение периферической крови. Функциональная теория.

Процессы восстановления в облученном организме. Кинетика восстановления организма после общего облучения. Репарация костного мозга и пострадиационное восстановление организма. Изменение радиорезистентности организма в раннем пострадиационном периоде. Степень восстановления некоторых функций организма после облучения. Особенности повреждения и репарации малообновляющихся тканей.

Отдаленные последствия облучения. Сокращение продолжительности жизни. Возникновение злокачественных новообразований. Радиационная катаракта. Механизм отдаленных последствий облучения.

Действие радиации на эмбрион и плод. Возрастно-специфические реакции на облучение в эмбриогенезе. Эффект облучения мышей на разных стадиях внутриутробного развития. Действие ионизирующих излучений на эмбрион человека. Механизмы радиоэмбриологического эффекта и оценка его последействий.

Биологческое действие инкорпорированных радиоактивных веществ. Пути поступления радиоактивных веществ в организм. Распределение радионуклидов в организме. Радиобиологическая оценка поражений инкорпорированными радионуклидами. Профилактика и лечение поражений инкорпорированными радионуклидами.

Модификация радиочувствительности. Кислородный эффект. Вопросы терминологии и количественные критерии радиомодифицирующего эффекта. Радиопротекторные и радиосенсибилизирующие эффекты.

Основные классы химических соединений радиозащитного действия. Индолилалкиламины. Маеркаптоалкиламины. Механизмы противолучевой защиты. Защита и инактивация радикалов. Защита и кислородный эффект. Кислородный эффект – универсальное явление радиобиологии.

Биологическая противолучевая защита организма. Защита путем физико-химического изменения биологических молекул. Гипотезы, постулирующие единый механизм защиты. Защита организма как следствие ослабления поражения критических систем. Защита от отдаленных последствий облучения. Практические аспекты противолучевой защиты.

Действие малых доз ИИ. Понятие малых доз. Эффекты облучения в малых дозах. Отдаленные последствия.

Научные основы гигиенического нормирования ионизирующих излучений. Организационная работа в области противолучевой защиты. Предельно допустимые дозы и концепция биологического риска. Соматические и генетические эффекты облучения и их зависимость от величины и мощности дозы. Оценка вероятных последствий облучения и степень риска, обусловленная нерадиационными факторами. Уровни риска для разных категорий людей и групп критических органов.

Радиобиологические аспекты радиоэкологии. Биологическое значение естественной радиоактивности окружающей среды. Естественные радиоактивные аномалии Земли. Миграция радионуклидов в биосфере. Проблема защиты от радиационного поражения в условиях радионуклидного загрязнения территорий. Нормы радиационной безопасности.

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «РАДИОБИОЛОГИЯ»

 

Целью самостоятельной работы является формирование у студентов осознанных, прочных знаний, умений и навыков, творческого мышления, познавательных способностей, ответственности за результаты своего труда.

Самостоятельная учебная работа студентов по курсу «Радиобиология» предполагает аудиторную и внеаудиторную работу, выполняемую по заданию преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа предполагает составление конспекта или развернутого плана лекций, выполнение лабораторных работ, решение задач, выступление с докладом по теме реферата.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя работу над конспектами лекций после их проведения, работу с рекомендованной учебной и учебно-методической литературой, подготовку к лабораторным и семинарским занятиям, написание реферата.

Студент самостоятельно выполняет следующее:

· конспектирует и изучает необходимые разделы, отдельные темы по рекомендуемой и дополнительной (специальной) литературе;

· закрепляет знания, полученные на лекциях при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям; С этой целью каждому студенту необходимо внимательно проработать все вопросы по каждой теме семинара или практического занятия, сформировать для себя четкие ответы по всем темам дисциплины.

· формирует единое информационное поле дисциплины посредством составления собственного семантического словаря;

· подготавливает выступления с докладом по теме реферата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.