КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место и роль диалога в речевой деятельности 3 страница
Недопустимыми в споре считаются также приемы демагогии. К числу крайне недопустимых приемов относятся те, которые противник, заинтересованный по каким-либо причинам в том, чтобы сорвать дискуссию, прибегает к грубым мерам: перебивает и оскорбляет противника, ведет себя вызывающе, не дает говорить, явно показывает свое нежелание слушать оппонента. Такому человеку доказывать что-либо бесполезно. Спор нужно немедленно прекратить. Подобные приемы получили название «обструкция» - намеренный срыв спора. Применение нечестных, непозволительных приемов так или иначе связано с преднамеренными нарушениями законов логики и отступлениями от норм нравственности и в практике спора должно находить немедленное осуждение и пресекаться.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое диалог? Какие виды диалога и спора вы знаете? 2. Дайте определение понятия «спор». 3. Что такое эристика? Каково происхождение и содержание этого понятия? 4. Охарактеризуйте содержание метода спора Сократа. 5. Сравните нравственные и научные основы спора в античной, средневековой и современной риториках, охарактеризуйте их. 6. Раскройте содержание основных требований культуры полемики. 7. Умение партнеров спора слышать и слушать друг друга. Что это означает? 8. Какие вам известны виды слушания, их достоинства и преимущества в процессе полемики? 9. Понятия «тезис спора», «аргументы спора» и основные правила риторики по отношению к ним. Какие возможны ошибки, связанные с ними? 10. Доказательство и убеждение в полемике. Каково соотношение этих понятий? 11. Что такое доказательство, опровержение, демонстрация?
Тема 8. Специфика риторической аргументации 1. Аргументация в логике и риторике. 2. Логический аспект риторической аргументации. 3. Психологический аспект риторической аргументации. 4. Демагогия как форма манипулирования сознанием. 1. Аргументация в логике и риторике Если структура, план, методы изложения материала определяют форму речи, то аргументация, по существу, составляет основу ее содержания. Риторической аргументацией называется речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора с целью принятия ее другим человеком (людьми) и формирования у него (у них) определенных убеждений. Как подчеркивают представители неориторики Ф. ван Еемерен, Р. Гроотендорст и Ф. С. Хенкеманс, «убедительность важна не только при анализе и оценке аргументации, но и при представлении аргументации. Доводы разума не содержат ничего, что, по определению, являлось бы препятствием для преодоления расхождения во мнениях. Выдвигая аргументы, человек должен иметь в виду, что его аргументация является частью дискуссии, даже когда это выражается только имплицитно. Аргументатор должен убедить читателя в своей правоте, при этом он должен либо устранить сомнения по поводу правильности своей позиции, либо дать адекватный ответ на высказанную критику. Аргументация - это попытка изменить мнение аудитории. Риторическая аргументация представляет собой единство избранного оратором метода рассуждения, доводов (аргументов) для обоснования выдвинутой идеи и средств вербального воздействия оратора, влияющих на восприятие речи аудиторией. Аргументация отличается от простого сообщения какой-либо информации. Если информатор стремится лишь пересказать содержание какого-либо текста или идеи и желает, чтобы его мысли были адекватно восприняты, то аргументатор преследует цель как передачи определенной информации и собственной точки зрения, так и убеждения реципиента (слушателя, читателя) в истинности и приемлемости своего суждения. Роль аудитории в убеждении трудно переоценить. «Как метко заметил бельгийский ученый X. Перельман, убеждение, или риторическая аргументация, являются таким блюдом, которое готовится не для поваров, а для гостей. Не только сам аргументатор, а и его аудитория рассматривают, оценивают, взвешивают предлагаемые аргументы, соглашаются или не соглашаются с ними. Адресуясь к какой-то конкретной аудитории, аргументатор иногда преодолевает узкие рамки собственного опыта, представления своего ближайшего и (или) отдаленного окружения. Порывая при этом с устоявшимися традициями, авторитетами, он совершает как бы прыжок из сферы личного в сферу над или сверхличного опыта, которая на языке философии называется сферой трансцендентного и трансцендентального разума, а на языке современной риторики универсальной аудитории. Следовательно, между конкретной и универсальной аудиторией убеждения непроходимой пропасти не существует». Но определенные отличия, которые необходимо знать, все-таки существуют. Конкретная аудитория включает совокупность каких-то индивидов. В состав универсальной аудитории входят разнообразные, многочисленные, сменяющие друг друга поколения людей. Между понятием «аргументация» в логике и риторике имеются определенные отличия. Так, логика рассматривает аргументацию как средство доказательства истины. Для логики положительным результатом аргументации считается достижение рационального понимания истины, а то, принял ли ее реципиент и повлияет ли она на его поведение, значения не имеет. Задача риторической аргументации сложнее. Для риторики важно, чтобы речь повлияла на мироощущение и миропонимание, убеждения человека, лежащие в основе его деятельности. Необходимо, чтобы реципиент не только понял, но и принял идеи оратора как свои собственные. Еще Платон в свое время в диалоге «Горгий» устами Сократа заметил, что убеждениями обладают «и узнавшие, и поверившие». Риторическая аргументация как процесс выполняет следующие основные функции: познавательную, коммуникативную, регулирующую, персуазивную (от англ. персуэйшн - убеждение), оценочную, проверочную, управленческую. Познавательная функция убеждения связана с расширением в процессе риторической аргументации сферы знания как аргументатора, так и аудитории. Коммуникативная - обозначает достижимость с помощью риторической аргументации взаимопонимания и контакта аудитории и аргументатора (оратора). Регулирующая функция раскрывает правила и нормы взаимоотношений аудитории и аргументатора. Персуазивная реализуется в процессе перестройки сознания аудитории и оратора под воздействием риторической аргументации. Оценочная и проверочная реализуются, соответственно, в отборе подходящих аргументов, их квалификации и испытании на убедительность. Упрааленче ская функция убеждения раскрывает пути превращения перестроенного с помощью аргументов сознания в конкретные дела и поступки людей. Под убеждениями наука понимает «устойчивую совокупность ценностных ориентаций личности». Убеждения предполагают единство знаний с особым отношением к ним, связанным с глубоким и искренним признанием и переживанием их приемлемости. Как утверждается, в частности, в педагогической энциклопедии, запас необходимых знаний еще не обеспечивает их автоматического перехода в убеждения - они могут быть чуждыми личности, не приниматься ею. Важна эмоциональная сторона, когда человек не просто знает и понимает что-то, а своеобразно переживает убедительность этих знаний и ощущает потребность руководствоваться ими в своей деятельности. Поэтому рационально-логическое доказательство решает лишь часть задачи формирования убеждений. Если, например, аргументатору удалось логически доказать, что курение вредно для здоровья, он считает свою задачу выполненной. Он доказал это, но еще не значит, что внушил и побудил своего курящего слушателя отказаться от вредной привычки. В риторике истина рационально-чувственна, нравственна, вероятностна, основана не только на знании, но и на внушении, доверии, отношении, переживании. Поэтому риторическая аргументация оперирует не только фактами, но и мнениями, эмоциями, чувствами, правдой и правдоподобием, а иногда и просто верой людей в какие-либо идеалы. Однако противопоставлять логику риторике неправомерно. Риторическая аргументация имеет две стороны 1) рационально-логическую (воздействие на разум, мышление человека) и 2) психологическую, рассчитанную на эффект внушения, воздействия на эмоционально-чувственную сферу психики человека. Эти две стороны тесно связаны и дополняют друг друга, причем в зависимости от предмета и цели речи одна из сторон может играть главную роль в убеждении, а вторая вспомогательную. Например, в судебных речах, целью которых является доказательство истины - виновности или невиновности подсудимого - главным средством риторического убеждения является основанное на фактах доказательство. Такие речи строятся в строгом соответствии с законами и правилами логики. Предмет судебного разбирательства составляют уже свершившиеся события и действия. Они устанавливаются посредством доказывания. В то же время есть много областей, где доказательство либо не является основной задачей оратора, либо истина носит относительный характер и доказать ее логически невозможно. Так бывает, например, когда необходимо убедить избирателей проголосовать за того или иного кандидата в депутаты представительного органа власти. Здесь убеждение будет в большей степени носить характер психологического внушения. Даже сугубо рациональные и истинные аргументы («он имеет высшее экономическое образование», «руководимое им предприятие является лучшим в отрасли» и т. п.) не столько служат доказательству, сколько рассчитаны на внушение доверия и уважения к человеку, который большинству избирателей, возможно, даже не знаком. В общественно-политической практике, где зачастую приходится оперировать понятиями «этично - неэтично», «лучше - хуже», «в большей степени - в меньшей степени» и т, п., иногда бывает достаточно просто дать понять, что позиция, в пользу которой выступает аргументатор, лежит в поле интересов аудитории, сыграть на эмоциях и настроениях, чувстве долга, моральных установках и интересах людей. Разумеется, что психологическая аргументация должна быть при этом логично выстроена в цепь рассуждений и служить обоснованию главного тезиса речи. Риторическая аргументация в сравнении с логической располагает более широкой базой оснований и доводов. Логика учит мыслить силлогизмами и убеждать только фактами. Она неохотно признает доводы, обращенные к человеческой личности и ее мироощущению, считает их софизмами. А в ораторском искусстве такие доводы играют очень важную роль. Риторика опирается на два основных вида аргументов: - доводы по существу, к очевидному. Это аргументы, основанные на фактах и логических доказательствах. Они связаны с установкой на мышление и аналитическое рассуждение, используются как средство доказательства и внушения; - доводы к человеку. Эти доводы связаны с эмоционально-чувственной сферой человеческой психики, воздействуют не только на сознание, но и на психику человека в целом. Специфически риторической формой аргументации являются топосы, которые с античных времен считались краеугольным камнем убеждающей речи, позволяющим риторике выполнять в обществе объединяющую роль. Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике», где они рассматривались как мысли и тактические приемы аргументации, схемы рассуждения, помогающие оратору склонить людей к своей точке зрения, добиться взаимопонимания, найти общий язык в отношении к чему-либо. Топика, таким образом, - древнейшая наука компетентного и убедительного рассуждения. Однако исторически сложилось так, что ее проблемы не привлекли к себе широкого внимания ученых в эпоху Возрождения, Нового и Новейшего времени, и сегодня, эту науку приходится либо «переоткрывать», либо восстанавливать, либо «извлекать» из предметных областей других наук. «Топикой (от греч. topos - место) называется совокупность таких общих знаний (или общих мест), которые позволяют аргументатору, даже не имея глубоких специальных знаний о некоторой предметной области, разобраться с ее содержанием. Топика является также и наукой об общих местах. В зависимости от того, описывается ли в этой науке содержание мира в целом или человека, как целого, выделяются, соответственно, диалектико-логическая и психологическая топика». Аристотель характеризовал топосы как суждения оратора, к которым заведомо испытывают благорасположение аудитория и общество в целом. Например, топос «благо», по Аристотелю, это «все то, что люди согласятся признать благом». Он выделял следующие категории, или общие места (топы): сущность, количество, качество, отношение, пространство, время, положение, действие, претерпевание, однако диалектико-логическую и психологическую топику еще не отделял друг от друга. Впервые такие попытки дифференциации на диалектико-логическую и психологическую были предприняты в Древнем Риме. Для пояснения сущности аристотелевских общих мест воспользуемся примером авторов пособия «Логика и риторика». «Занимаясь поиском того, что необходимо сказать, например, на пока не вполне определенную тему «В. И. Ленин как создатель советского белорусского государства», аргументатор, используя аристотелевскую топику, должен указать: ее сущность (а именно, что В. И. Ленин был создателем белорусского советского государства), количество (например: Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) была второй после БНР попыткой создания белорусскою государства в XX в.), качество (например, ССРБ была Республикой Советов), отношение (например, она стала одной из составных частей РСФСР), пространство (например, ССРБ занимала территорию Витебской, Гродненской, Могилевской и части Вилен-ской, Ковенской и Смоленской губерний), время (например, Советская Белоруссия была создана 1 января 1919 г.), положение (она находилась между воюющей Германией и Советской Россией), обладание (например, Советская Беларусь имела ограниченный суверенитет), действие (например, она принимала активное участие в утверждении советской власти на белорусских землях) и претерпевание (страдание), (например, БССР пыталась стать сильным советским государством). Существенный вклад в развитие топики внесли советские философы, которые разработали несколько ее стратегий - систем категорий диалектико-материалистической философии, в частности, версию диалектико-логической топики, раскрывающей последовательность шагов поиска содержания некоторой темы, начиная с ее оценки как явления и заканчивая прояснением сущности данного явления. Элементы психологической топики сформировались еще в Древнем мире. Многие древние риторы считали, что «слезы аудитории - лучшая похвала аргументатору». Цицерон, например, выделял такие общие места, как личность и ее дела, топы для возбуждения сочувствия, негодования, достижения аудиторией хорошего душевного состояния и т. п. В современной риторике наряду с диалектико-логической и психологической дифференциацией сохраняется подразделение топики, проведенное еще Аристотелем, на общую и частную. Если диалектико-логическую и психологическую следует, очевидно, относить к общей топике, то юридическую, экономическую, медицинскую и т. п. - к частной. Таким образом, в отличие от логической аргументации риторическая учитывает то обстоятельство, что воздействие речи адресуется аудитории (универсальной или конкретной), а поэтому оценивается с точки зрения уместности в той или иной речевой ситуации. Поэтому риторика, в отличие от беспристрастной логики, исследует вспомогательные средства аргументации и внушения. Например, такие, как языковую изобретательность оратора, его нравственные и коммуникативно-поведенческие качества и др. Риторику волнует не только уместность и убедительность аргументов, но и их философская, нравственная, педагогическая, эстетическая приемлемость, а также то, насколько средства вербальной и невербальной выразительности усиливают или, наоборот, ослабляют воздействие рациональных и психологических аргументов. Систему риторической аргументации можно представить в виде следующей схемы. Как и любая попытка схематизации речевой деятельности, данная схема носит условный и абстрактный характер, поскольку в действительности все компоненты аргументации выступают в единстве. Тем не менее, схема дает наглядное представление об арсенале риторических средств, доводов и приемов аргументации.
2. Логический аспект риторической аргументации Логика построения аргументированного риторического рассуждения и выбор необходимых аргументов и доводов зависят от целей речи и специфики речевой ситуации. Доказательство чаще всего обращено к прошлому, уже свершившимся фактам и событиям, а убеждение в основном к будущему, предполагаемому, желаемому и носит вероятностный, диалектический характер. «Доказательство имеется тогда, - писал Аристотель, - когда умозаключение строится из истинных и первых [положений] или из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных [положений]. Диалектическое же умозаключение - которое строится из правдоподобных». Областью диалектической (по Аристотелю) аргументации являются такие оценки доводов, как правдоподобие, возможность и вероятность, взятые в значении, не поддающемся формализации в виде строгих логических построений и вычислений. Рассмотрим сначала построение речей, имеющих целью доказательство истины. К такому виду относятся, например, речи судебных ораторов, использующих в качестве основных аргументов доказательства истинные, установленные в ходе судебного следствия факты. Речь-доказательство, как правило, строится по жесткой логической схеме. Ее обязательными элементами являются: тезис доказательства, который необходимо обосновать; аргументы доказательства - установленные факты, «основания, подтверждающие сомнительное несомненным» [Квинтилиан]; демонстрация, посредством которой осуществляется связь аргументов и тезиса, а также аргументов друг с другом. Демонстрация доказательства позволяет узнать ответ на вопрос «Как и почему нечто доказывается?» Построение доказательных высказываний и основные требования к аргументации обстоятельно изучаются в курсе формальной логики. Поэтому напомним лишь некоторые основные требования логики к построению доказательного высказывания. В качестве аргументов в таких речах выступают главным образом естественные доказательства - доводы к очевидному, истинность которых не вызывает сомнения и доказана заранее и независимо от тезиса речи. Таковыми обычно являются конкретные факты, улики, алиби, свидетельские показания, нормы права, аксиомы, научные факты, заключения экспертизы и т. п. Аргументами доказательства являются также умозаключения, полученные в ходе рассуждения, если они выведены с соблюдением правил и законов логики и из истинных доводов. Такие умозаключения носят характер промежуточных выводов и становятся посылками для общего умозаключения об истинности тезиса речи. Доказательства подразделяются на прямые и косвенные. Прямым доказательством называется рассуждение, построенное на непосредственном обращении к фактам и событиям, происшедшим в конкретное время и в конкретном месте, из которых тезис выводится непосредственно и с логической неизбежностью. В косвенном доказательстве истинность тезиса устанавливается путем рассмотрения каких-либо дополнительных предположений, несовместимых с тезисом. Используемые в косвенном доказательстве дополнительные предположения связаны с тезисом доказательства таким образом, что из установления их ложности с необходимостью вытекает истинность тезиса доказательства. Косвенное доказательство в зависимости от того, как тезис в нем относится к дополнительным предположениям, делится на - доказательство от противного (апогогическое) и - разделительное доказательство. Доказательство и аргументация бывают простыми и сложными. В сложном доказательстве имеется главный тезис речи и частные (рабочие) подтезисы микротем выступления. Логика оговаривает основные правила доказательного высказывания, предостерегает от ошибок относительно тезиса речи, аргументов и демонстрации. Правила аргументации требуют, чтобы доводы речи были достаточным основанием для вывода относительно истинности тезиса. То есть автор обязан приводить такие аргументы, которые с несомненностью подтверждают доказываемый тезис. Здесь имеет значение не столько количество аргументов, сколько их качество. Аргументы не считают, а взвешивают. Достаточным основанием иногда служит даже один, но очень веский довод. В то же время избыточность аргументации, стремление высказать все аргументы, даже косвенные, нередко ведет к рассеиванию внимания и затрудняет восприятие речи. Для речи-доказательства самыми сильными аргументами являются неопровержимые факты, фиксирующие эмпирическое знание. Например, тезис «Сидоров нанес материальный ущерб предприятию» можно считать доказанным лишь в том случае, если будут приведены установленные и подтвержденные документально или свидетельскими показаниями конкретные факты хищений, совершенных Сидоровым, указаны суммы ущерба и т. д. Факты служат надежным аргументом, когда они правильно подобраны и объективно отражают картину события. В этом отношении по-прежнему актуально звучит высказывание Ленина о том, что «в области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Факты, если взять их в целом, в их связи, - не только «упрямая», но и, безусловно, доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже». Всегда можно найти факты как «за», так и «против» того или иного решения. Значение имеет их объективность и весомость. Однобокое освещение общественных явлений, даже если оно подтверждается правдивыми, но тенденциозно подобранными фактами, мешает принятию объективных решений. Достоверность доводов речи усиливается, если при возможности они подкрепляются данными статистики или цифрами социологических исследований, проанализированными в их соотношении и динамике. Статистика в умеренном количестве полезна всегда, но требует ссылки на источник. Доказательную силу имеют лишь те цифры, которые получены с использованием научных методов исследования и соответствующими компетентными в своей области органами или лицами. Эффективным средством доказательства являются рассуждения, связанные с выяснением содержания наиболее существенных признаков какого-либо предмета или явления, уточнением юридических формулировок и понятий, о которых идет речь. Например, судебный оратор ставит перед собой задачу доказать, что имевший место пожар на производстве не связан с преступным умыслом подсудимого. Рассуждение в данном случае могло бы выглядеть следующим образом: «Вы полагаете, что любое действие, вызвавшее пожар, можно назвать поджогом? Но поджог - это только преднамеренное действие, вызвавшее пожар». В данном рассуждении сначала приводится ложное определение поджога, а затем оно уточняется. По-существу, в этом уточнении заключен весьма сильный аргумент обоснования отсутствия злого умысла, и этот аргумент способен существенно повлиять на решение судом судьбы человека. В судебной риторике в качестве аргументов доказательства широко используются ссылки на законы, документы и постановления, другие нормативные акты, обязательные для выполнения. Такие ссылки нормативно-оценочного характера являются одними из самых важных аргументов судебной речи, поскольку выполнение законов и решений власти является долгом каждого гражданина.
3. Психологический аспект аргументации Психологическая сторона аргументации - важный аспект речи. Средства психологического воздействия на аудиторию представляют собой внушение. Задача внушения - создать ощущение добровольности при восприятии чужого мнения, его привлекательности и актуальности для слушателей. Искусство психологической аргументации определяется способностью оратора вызывать в сознании слушателя ощущения и эмоции, созвучные выдвигаемым идеям, а не противоречащие им или навевающие безразличие и скуку. Принципиальная необходимость элементов внушения в публичной речи признается практически всеми направлениями и школами риторики, а также современной психологией. Внушение широко распространено в общественной жизни, особенно в сфере межличностного общения людей. Так или иначе человек в течение всей жизни подвергается определенному внушающему воздействию. Без опоры на чувства и эмоции практически невозможно решить проблему формирования убеждений личности, ибо, вооружая людей только знаниями, нельзя достичь эффекта в воспитании, так как полученные знания не будут подкреплены чувством. Обращение к чувствам и эмоциям аудитории - совершенно закономерный, естественный процесс. Всякий человек, убеждающий в чем-либо другого, так или иначе внушает ему какие-то мысли и чувства, а подготовленный слушатель вправе сам оценивать, не применяются ли против него недопустимые приемы убеждения и внушения и воспринимать только то, что сочтет нужным и правильным. Эффект внушения в значительной степени зависит от личности аргументатора. Далеко не всегда аудитория добровольно и покорно воспринимает внушаемые ей идеи и чувства. Оратор должен обладать не только высокими собственными морально-нравственными качествами, чтобы внушать что-то другим, но чувствовать психологию аудитории и уметь к ней подойти, владеть определенной речевой тактикой психологического внушения. Современная аудитория не приемлет книжности, голой дидактики, нравоучений, поучающего или менторского тона. Успешно общаться с людьми способен лишь тот оратор, который уважает людей и не подчеркивает своего превосходства в знаниях и опыте жизни, а наоборот, как бы советуется со слушателем и приглашает его к разговору на равных. Внушающим воздействием обладают все виды доводов, в том числе и рационально-логические. Что касается собственно психологических средств внушения, то их убеждающая роль реализуется во многом посредством доводов к этосу, топосов, доводов к пафосу, к доверию или недоверию слушателя. Психологические доводы к этосу требуют учитывать условия, предлагаемые оратору аудиторией. Они апеллируют к нравственным, морально-этическим нормам и чувствам оратора и слушителей. Это могут быть доводы к согласию, к сопереживанию или, напротив, к совместному эмоционально-нравственному отвержению чего-либо. К примеру, фраза «Мой подзащитный руководствовался вполне понятным чувством - чувством справедливости и, к тому же, действовал не в своих личных интересах» - может рассматриваться как этический аргумент. Это высказывание содержит две нравственные установки: стремление к справедливости и бескорыстие - мотивы, способные вызвать чувство сопереживания по отношению к подсудимому. Психологические аргументы строятся на оценках и нормах, опираются на мнение самого говорящего, но обращены к личности слушателя и ориентируются на его интересы и пристрастия. «Идея неизменно посрамляла себя, - писал в свое время К. Маркс, - как только она отделялась от интереса». Эта афористичная и уже ставшая хрестоматийной мысль актуальна по-прежнему. Разумеется, ориентация аргументатора на нравы и интересы слушателей не означает, что восприятие должно представлять собой абсолютно бесконфликтный процесс механического наложения информации на уже сформированные в сознании связи и отношения. Выступление может носить конфликтный характер. Но человек, убеждающий в чем-либо других людей, должен быть уверен, что аудитория вкладывает в его слова и фразы именно то значение и то отношение, которое он имеет в виду. В убеждающей речи неоценимую роль играют психологические топосы. Ю.В. Рождественский описывает психологические топосы как основные суждения, через которые ведется риторическое убеждение массовой аудитории и формируются новые общественная мораль и нравственность. Он классифицирует такие топосы по совокупности смысловыразительных возможностей языка и нравственных особенностей, выделяет частные, специальные и всеобщие топы. К частным топосам могут быть отнесены, по мнению автора, такие, как традиции семьи, прецеденты деятельности какой-либо фирмы и ее философия, традиции театра или научной школы и т. п. Специальные топосы распространяются на людей, принадлежащих к одной профессии. Это, например, может быть клятва Гиппократа у врачей, воинская присяга у военнослужащих, требование следовать закону у юристов и т. п. В основании всеобщих топосов лежат универсальные смысловыразительные возможности языка, распространяемые на общение в любых видах словесности, в любых коллективах и профессиях (т. е. в универсальной аудитории).
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |