КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место и роль диалога в речевой деятельности 4 страница
Психологические топосы выступают обычно этически организованными. Этически организованными топами являются суждения, которые включают нравственные категории и понятия. Например, топы типа: благо, зло, враг, друг формируясь на основе лексических значений общего характера, в конкретных высказываниях будут считаться этически организованными. «Этически организованные всеобщие топы есть ценностные суждения по своему происхождению. Эти этически организованные всеобщие топы являются смысловыми носителями морали. Мораль, по своей природе, есть, с одной стороны, знание, а с другой - опыт. Характерная особенность такого опыта и знания заключается в том, что в отличие от всех других норм мораль действует неотвратимо и анонимно. Если нормы права предполагают деяние, суд, учет конкретных интересов в данном деле и имеют прямое действие через суд, то нормы морали касаются любого деяния. Всякое деяние имеет результат, который получает оценку в последующем, которая на практике проявляется отношением и действием других людей. Вор может получить наказание по закону, но с точки зрения морали вор получает неодобрение других людей, выпадение из сферы общественных отношений и потому ему нет защиты от общества. Это нередко более страшная кара, чем наказание по судебному решению. Таким образом, мораль есть правила, сохраняющие людей от риска лишиться защиты со стороны общества, и потому другие члены общества могут этим воспользоваться. В этом состоит полная неотвратимость наказания за аморальный поступок... В этом качестве мораль есть всеобщие топы, опирающиеся на лексику». Общие места как ценностные суждения часто употребляются в качестве отправных или заключительных пунктов психологической аргументации. Например, сформулировав топос во вступительной части речи как главный тезис высказывания, автор тем самым как бы получает аванс доверия аудитории по отношению к тому, что будет говориться далее. А разделяемое обществом суждение, употребленное в конце выступления или в конце микротемы речи, становится нравственным итогом, приводя к единству мыслей и чувств. Удачно употребленный психологический топос в конце промежуточного высказывания всегда является эффективным психологическим аргументом в поддержку главного тезиса речи.
Топосы отбираются в соответствии с темой и целью речи и строятся с учетом ценностных ориентации аудитории. Чтобы подобрать наиболее подходящий топос, оратор должен подумать: - что данная аудитория считает правильным? (Рациональный топос); - что данная аудитория считает полезным и выгодным? (Прагматический топос); - что данная аудитория считает приятным? (Эмоциональный топос); - что считает нравственным аудитория и как ее мнение соотносится с общими представлениями о нравственности? (Морально-этический топос); - что аудитория считает прекрасным? (Эстетический топос). Таким образом, приискание нужных топосов представляет собой поиск общих тем, точек соприкосновения мнений и нравственных позиций, идей, которые приемлет слушатель. Отношение к психологическим топосам как мыслям, помогающим объединению оратора и аудитории, широко распространено в современной риторике. Большинством авторов общие места рассматриваются как основа психологического убеждения в публичной речи, так как открытие уместного довода и его построение невозможны без учета общих мест. Когда мы говорим об общих местах как источниках открытия аргументов, то мы имеем в виду в первую очередь средства объединения, взаимопонимания оратора и аудитории, ту совокупность знаний и представлений, которыми обладают и которые разделяют говорящий и слушающий. Общие места составляют норму понимания и оценки речи.
Доводы к пафосу (греч. - к страстям) представляют собой умело подобранные аргументы к чувствам и переживаниям аудитории и самого оратора. Обращение к чувствам и переживаниям служит одним из основных средств психологического убеждения и внушени я, поскольку именно мироощущение человека является главным побудительным мотивом мышления. Неверно считать, что сферой логических приемов влияния является исключительно разум слушателя, а сферой психологического внушения - его ощущения и эмоции. Доводы к пафосу (страстям) включают как смысловую, логическую, так и чувственную составляющие речи, но аргументация к пафосу требует от оратора современных психологических знаний, которыми не располагали в античности. Рассматривая сущность доводов к пафосу, полезно обратиться к информационной теории потребностей, предложенной российским академиком П. В. Симоновым. Вот как характеризуют ее значение для психологической аргументации Г. Г. Хазагеров и Е. Е. Корнилова: «По Симонову, эмоции возникают не как непосредственная реакция на ситуацию, а как оценка человеком своей вооруженности для удовлетворения потребности. Если человек, например, не имеет информации о том, как найти жилье, у него возникают отрицательные эмоции. Положительные эмоции, напротив, появляются от ощущения «вооруженности» и непосредственно от удовлетворения потребностей. При этом потребности корректируются волей, которая рассматривается как развитие того, что И. П. Павлов называл «рефлексом свободы», - желанием преодолеть препятствия, внешние или внутренние. Отсутствие препятствия, как и его непреодолимость, снижает волевые потенции». Такое положение проливает свет не только на аргументацию к пафосу, но и на саму основу риторической стратегии - установку на ясность. Говорящий привлекает слушающего, в первую очередь, тем, что он обещает прояснить для него рассматриваемую ситуацию. Говорящий, прежде всего, обещает информационно обеспечить потребности слушателя. Рекламодатель обещает, что он поможет разобраться в стратегии покупок, психотерапевт - что он научит, как избавляться от болезненных переживаний, политик - что он объяснит, как гармонично выстраивать наши отношения с обществом и т. д.
Характер эмоций, которые желательно вызвать у слушателей, определяется содержанием и целями речи. Поэтому доводы к пафосу содержат две побуждающие стороны: смысловую, заключенную в языковом выражении мыслей и семантике слов, и патетическую (страстную, взволнованную), находящую свое выражение в способности оратора передать слушателю свои личные переживания и чувства. Используя доводы к пафосу, необходимо не только правильно выбрать аргументацию к какому-либо чувству, но и точно определить доминирующие потребности и неудовлетворенные желания аудитории - биологические, социальные или информационные. Доводы к доверию обычно служат как дополнительные и могут наслаиваться на естественные, логические, этические и пафосные аргументы. Суть их в том, что они содержат обычно информацию от некой третьей стороны, мнение которой является авторитетным для слушателя. Наряду с доводами к доверию применяются и доводы к недоверию, когда информация от третьей стороны является для аудитории заведомо некомпетентной либо источник информации - ущербным. В судебной практике, например, при естественных доказательствах это может быть ссылка на сомнительность свидетельских показаний: «Иванов очевидец преступления? Но он был пьян, и разве можно верить его показаниям?» Разновидностями доводов, рассчитанных на доверие или недоверие, могут являться: «довод к авторитету» (лат. argumentiim ipse dixit -Сам сказал) - обоснование ссылками на чей-либо авторитет; «довод к жалости» - аргументация с расчетом на жалость или сочувствие к оппонирующей стороне; «довод к личности» - средство убеждения, когда оппонент наделяется какими-то качествами с целью его поддержки или компроментации (в зависимости намерений создателя речи); «довод к публике» - средство убеждения, когда вместо обоснования тезиса с помощью объективных истинных аргументов ставится задача только воздействовать на чувства, волю, настроения людей; «довод палкой» - убеждение с помощью насилия, устрашения.
Раскрывая сущность психологических и рациональных доводов, выступающих в публичной речи в органической взаимосвязи, важно сказать о вспомогательной роли, которую играют в убеждении фигуры мысли, рассматриваемые в риторике как важные средства коммуникации аргументатора и аудитории. Среди таковых можно выделить: - фигура предупреждения (пример: «Приступая к исследованию данной проблемы, я хотел бы предупредить вас, что...»); - фигура предвосхищения (пример: «Предвидя возражения некоторых товарищей, сразу хочу заявить, что...»); - фигура уточнения (пример: «Позвольте уточнить: что конкретно вы имеете в виду?...» и т. п.; - фигура умолчания, когда аргументатор как бы не обращает внимания на какой-то аспект проблемы, как несущественный и, подчеркунув, например: «Это не столь уж важно...», переводит обсуждение в выгодное ему русло; - фигуры эмоциональной значимости какого-либо обстоятельства и т. п. (пример: «Я не могу скрывать от вас чувство глубокого разочарования, охватившее меня...») и т. п.; - фигуры отношения к чему-либо или к кому-либо. В них может, например, выражаться тонкий и «едкий» намек на несостоятельность или неуместность позиции оппонента, скажем, такой: «Я бы не стал с таким упорством искать веские «научные» аргументы для доказательства столь очевидного для всех явления...» и т. п. Арсенал фигур мысли фактически неисчерпаем. Они являются важным вспомогательным средством повышения убедительности аргументации. Искусству их применения надо постоянно учиться, стремиться подмечать их в практике повседневного общения и творчески применять. В риторической практике наряду с доброкачественным убеждением иногда применяются нечестные приемы воздействия на чувства, инстинкты, сознание людей, разжигания страстей в целях достижения каких-либо, чаще, политических целей. Они получили название демагогия. 4. Демагогия как форма манипулирования сознанием Что такое демагогия и кого называют демагогом? Термин «демагог» греческого происхождения, буквально - «вождь народа». Так в рабовладельческих государствах Древней Греции первоначально называли людей, возглавлявших народную партию, а позже - выдающихся политических деятелей Афин, которые руководили народным собранием. Позднее слово «демагог» получило иной смысл и стало обозначать политикана, старающегося создать себе популярность с помощью обмана, лживых обещаний, лести и т. п. Термин «демагогия» (с греч., буквально, «вести народ»), соответственно, стал пониматься как способ обмана, умышленного воздействия на мысли, чувства и инстинкты людей лживыми обещаниями, извращением фактов, лицемерным подлаживанием под вкусы, лестью и тому подобными приемами с целью достижения каких-либо личных или ложно понятых интересов и выгод. К термину «демагогия» близко по значению понятие манипулирование сознанием с целью ввести слушателей в заблуждение. Публичное манипулирование общественным сознанием - явление, несовместимое с нормами нравственности и доброкачественным убеждением, но, к сожалению, часто встречающееся в общественной практике. Его очень трудно распознать. Слушатели всегда добровольно принимают выводы как убеждающей, так и демагогической речи. Тем не менее, манипулирование общественным сознанием представляет собой форму преднамеренно скрытого интеллектуального принуждения слушателей с применением для этого недоброкачественных приемов и методов аргументации. Оно провоцирует ложные выводы из формально истинных или правдоподобных посылок, спекулирует на противоречиях чувственного и рационального отражения окружающей действительности психикой человека. Демагогия, как и убеждение, использует арсенал рациональных и психологических доводов, но ее доводы и методы аргументации существенно отличаются от доброкачественного убеждения и внушения. Демагогия играет на доверчивости, неподготовленности, нравственных ожиданиях, настроениях и чувствах аудитории, маскирует одни потребности и намерения под другие. Манипулирование сознанием чаще всего возникает там, где: 1) слушатели оказываются отрезанными от источников объективной информации об обсуждаемых явлениях или имеет место некоторая невежественность людей. С. И. Поварнин, в частности, подчеркивал, что если «мы имеем дело со слушателями невежественными, темными, не умеющими тщательно вникать в вопрос и обсуждать его, то на них ловкий довод «от выгоды», живо и понятно рисующий, какую ближайшую пользу или вред человек может получить от мероприятия и т. д. и т. д., действует часто совершенно гипнотизирующе. Они "зачарованы" предвкушением будущей выгоды»; 2) имеют место ярко выраженная эмоциональная оценка слушателями (положительная или отрицательная) окружающей действительности и стремление людей к изменению положения дел при неясности целей и, главное, путей их достижения; 3) существует высокий аванс доверия аудитории к оратору ввиду его авторитета, положениям обществе, должности, высокой осведомленности и т. п. Если методы познания при убеждении основаны на диалектическом анализе объективной действительности, то демагогические - имеют лишь наукообразную форму, всецело подстраиваются оратором под задуманный эффект воздействия. В целях навязывания ложных оценок и выводов демагогия всегда решает две взаимосвязанные задачи: а) сформировать в сознании слушателя не адекватное реальности миропонимание и б) вызвать иллюзорное, не отвечающее действительности мироощущение, или, иначе, нереальное чувственное восприятие происходящего. Добившись этого, демагог может относительно легко направить затем мышление и волю слушателей в нужном ему направлении, побудить к ошибочным поступкам и действиям. Для формирования неверного идеального образа действительности демагогия прибегает к разнообразным методам. 1. Преднамеренная ложь. Она проявляется в подаче в качестве аргументов заведомо недостоверных, вымышленных фактов. Разновидностями лжи также являются: тенденциозный отбор выгодных аргументов и замалчивание остальных, невыгодных демагогу; сознательное искажение в угоду намеченной цели фактов, данных социологических, научных и иных исследований, других объективных данных; приведение в качестве истинных доводов различных предварительно не проверенных мнений, суждений, слухов, вымыслов и сплетен. 2. Необъективная интерпретация действительности. Подмена объективной оценки явлений субъективным опорочиванием часто осуществляется в рамках произвольного манипулирования определениями. А. Шопенгауэр удачно описал сущность такой «морали»: «То, что человек совершенно непреднамеренный и беспристрастный назовет «культом» или «государственной религией», желающий говорить в пользу этой религии назовет «благочестием», «набожностью», а противник ее - «ханжеством, суеверием»... Часто оратор уже заранее выдает свои намерения теми названиями, которые он дает вещам. Один говорит «духовенство», другой - «попы»... Религиозное рвение = фанатизм. Расстройство дел = банкротство. Путем влияния и связей = с помощью подкупа и кумовства». 3. «Кто виноват?» К этому методу демагогии обычно прибегают, когда ораторы не желают или не способны заниматься глубоким анализом возникших проблем и трудностей реальной действительности или хотят скрыть от общественности истинные причины происходящего. Указание на виновных, которыми часто становятся обыкновенный «стрелочник» или влиятельные «внешние силы», «подковерные интриги» и т.п., снимает накал страстей легковерных слушателей. Удовлетворив таким образом извечную «потребность в возмездии», оратор переходит к решению второго вопроса: что конкретно необходимо делать для решения той или иной проблемы, навязывает субъективную программу, которая обычно принимается спокойно. 4. Спекуляция на проблемах и трудностях общественного бытия. Окружающая человека действительность чрезвычайно сложна и противоречива. Демагоги нередко пользуются этим для достижения своих прагматичных целей. Метод демагога обычно состоит в том, чтобы создать у слушателя ощущение безвыходности ситуации, запутать в противоречиях, запугать нежелательными последствиями каких-либо мер, а затем предложить собственное решение проблемы как единственно правильное в сложившейся ситуации. Разновидностью такого рода спекуляций является «заговаривание проблемы» без предложения каких-либо путей ее решения, с тем чтобы оставить все как есть. 5. Спекуляция на нравственных ожиданиях и настроениях аудитории. Демагоги обычно стремятся извлечь для себя пользу, играя на чувствах и настроениях, которые владеют массовой аудиторией в данный момент. Чем сильнее накал страстей в коллективе (например, проявление недовольства чем-нибудь), тем благоприятнее «атмосфера» для демагога. В острых психологических ситуациях люди эмоционально восприимчивы, легче поддаются внушению, не расположены к глубокому анализу и рассуждениям, склонны к поспешным решениям и действиям. Демагоги обычно «подогревают» эмоции и предлагают «самое простое» решение. Демагог всегда стремится сформировать неадекватный чувственный образ внешнего мира, чтобы направить мышление слушателя по ложному пути. Он обращается к чувствам слушателей, даже когда целесообразно взывать к разуму. Эмоциональным оценкам демагога свойственны крайности, односторонность, чаще всего - негативизм. Разновидностью психологических спекуляций является популизм -стремление подстроиться в реализации личных целей к общественному мнению (обыденному сознанию) и одновременно «подкорректировать» общественное сознание в нужном демагогу направлении. При этом оратор-популист никогда не утруждает себя глубоким объективным анализом реальной обстановки, а трактует ее, как нравится или должно понравиться слушателям. 6. Прожектерство. Демагог-прожектер - не обычный мечтатель о светлом будущем, а плутоватый прагматик, следующий своей цели. Он увлекает людей «светлыми» идеями и образами будущего, строя красивые замки на песке, не считаясь с реальными возможностями. Такой оратор видит свою задачу в том, чтобы направить творческую энергию легковерных слушателей в выгодное ему русло. Сами красивые замки его не интересуют. У него могут быть совершенно иные цели. Разновидностью прожектерства является спекуляция внешне привлекательными лозунгами расплывчатого характера, которые возможно трактовать по-разному: «Борьба за демократию», «Вперед к победе коммунизма», «За нашу и вашу свободу», «Разрешено все, что не запрещено законом» и т. п. В данных лозунгах демагог видит нужные именно ему «демократию», «свободу», «коммунизм» и собственное «разрешенное» правовое поле. 7. Ложная дилемма. Демагог часто излагает дело таким образом, чтобы у слушателей создалось впечатление, будто необходимо выбирать решение из двух крайностей: либо - либо. Например, о человеке судить: «умный - глупый», «хороший - плохой», словно на шкале ценностей нет других характеристик. Демагог умышленно строит выступление по принципу: «Есть две точки зрения, одна моя, другая - ошибочная». Он стремится доказать несостоятельность любой позиции, противоположной его собственной, чтобы по формальному признаку (закон противоречия в формальной логике) его точка зрения была одобрена. При этом демагог заинтересован, чтобы его собственная позиция глубокому анализу не подвергалась, оставалась как бы «в тени» критикуемой. 8. Перевод обсуждения из плоскости истинности в плоскость полезности. Демагог обычно внешне безразличен к сущности проблемы, он обращает внимание, главным образом, на ее внешние проявления, следствия и последствия, поэтому часто переводит разговор от сущности к явлению. Такие люди, писал русский теоретик спора С. И. Поварнин, если «надо сказать, что мысль истинна или ложна, доказывают, что она полезна для нас или вредна. Надо сказать, что поступок нравственен или безнравственен, доказывают, что он выгоден или невыгоден для нас и т. д.». Перечисленными методами не исчерпывается арсенал демагогии, для которой в достижении ложно понятых интересов и целей бывают хороши многие другие неэтичные средства аргументации: софизмы (умозаключения формально правильные, но ложные по существу, мнимое доказательство), различные логические и словесные ухищрения, как, например, проведение ложных аналогий, введение в заблуждение, поспешность обобщений, запугивание, лесть, перевод обсуждения с предмета разговора на обсуждение личных качеств собеседников, навешивание ярлыков (инсинуации), подмена тезиса обсуждения и т. п. Как видно, риторическую аргументацию и демагогию разделяет стена нравственности. Демагогические приемы манипулирования сознанием нужно учиться распознавать и противостоять им.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |