Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 12. Частные законы социальной организации




- Закон своеобразия: для каждой организации существует специфическая, наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

- Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счет повышения эмоционального уровня работников и акти­визации их трудовой деятельности.

- Закон социальной загрузки: для каждого работника суще­ствует объем оптимальной загрузки работой, при котором в полной мере могут раскрыться его способности и возможности).

- Закон эффективного восприятия и запоминания инфор­ ма ции: процессы восприятия и запоминания информации работ­ником реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.

- Закон эффективного осмысления: эффективное осмыс­ление нового возможно при наличии у работника большого объ­ема знаний или информации по данной теме.

- Закон установки: любой работник наиболее полно вос­принимает ту информацию, на которую он настроился и к кото­рой приготовился.

- Закон устойчивости информации: первая информация о событии, поступившая работнику, является наиболее устойчи­вой, чем повторная об этом же событии.

- Закон доходчивости информации: доходчивость сообщений для работника будет выше при одновременном использова­нии нескольких форм его подачи.

Вопрос 13. Понятие и классификация принципов организации

Из законов организации вытекают принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций.

Принцип - оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер.

Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.

Принци­пы организации изменялись в соответствии с изменениями экономической жизни. Например, в начале XX в. применялись прин­ципы, выработанные Ф. Тейлором и А. Файолем, в настоящее время уделяется внимание социальному аспекту.

В литературе приводится различная классификация принципов. А.А. Беляев и Э.М. Коротков подразделяют их на общие,| частные и ситуационные. Э.А. Смирнов выделяет принципы ста­тического и динамического состояния, а также общие принципы организации. Объединяя эти подходы, можно подразделить все принципы на:

- Общие - для всех организаций и ситуаций;

Частные и ситуационные - характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;

Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три группы (табл. 2).

Таблица 2

Принципы организации

Г руппа принципов Состав принципов Содержание принципов
1) структурные принципы Разделение труда, единство цели и руко­водства, соотношение централизации и де­централизации, власть и ответственность Обеспечивают четкое взаимодействие между общими целями и задачами, с одной стороны, и их разделение на более частные и мелкие, с другой, способствуя правильному подбору и назначению руководителей, закрепле­ние за ними соответствующих полно­мочий и ответственности, а также объединение подразделений цепью целевых команд
принципы процесса Справедливость, дис-циплина^ вознаграж­дение персонала, кор­поративный дух, единство команд, подчинение главному интересу Предопределяют характер и содержа­ние деятельности руководителей, их взаимоотношения с подчиненными. Эти принципы необходимо учитывать при проектировании организационных структур
1) принци­пы конеч­ного результата Порядок, стабиль­ность, инициатива Определяют оптимальные характери­стики организации.

Правильно сформированная организация должна отвечать всем признакам, представленным в таблице.


Вопрос 14. Общие принципы организации и их характеристика

Принцип обратной связи: социально-экономические системы - это открытые и неравновесные системы. Любая система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, между которыми имеются коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации. Обратная связь позволяет установить соотношение между информацией на входе и выходе управляемой системы, а также дать информацию о ее состоянии.

Принцип развития (необратимое направленное изменение системы): движение неравновесной системы к точке ус­тойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существует прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только ка­кой-либо ее компонент.

Принцип конкурентности: жизнеспособность организации зависит от ее способности выявлять наиболее эффективные пути развития.

Принцип дополнительности: амбивалентный подход к рас­крытию функционирования и развития организаций - это сочета­ние в организации, с одной стороны, объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых на­чал; а с другой стороны - случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольных, вероятностных, непрогнозируемых начал.

Три принципа соответствия:

1) целей и ресурсов: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами. Данному принципу соответствует программно-целевая технология процесса производства и разработки решений,

2) распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный (выполняет административную, технологическую или патронажную функцию) и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы;

3) эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат]

Принцип оптимального сочетания централизации и де­централизации производства и управления: необходимо, чтобы было найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение организаций или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является: снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий ап­парат, рост незапланированных увольнений персонала.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.

Принцип ритмичности и синхронизации: производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интер­валов для обеспечения согласованности производительности труда на различных участках единого технологического процесса. Необходимо выделить центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.