Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоицизм. История стоицизма как научной традиции начинается с IV в




История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли, перекрывающем по хронологическим рамкам все известные научные системы Древних Греции и Рима.

Основателем школы явился Зенон-стоик (ок. 336-264 до н.э.). Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.

В учении о стадиях эволюции мира они продолжили традиции античного атомизма. Жизнь, согласно их воззрениям, состоит из бесконечно повторяющихся циклов, над которыми властвуют два начала: закономерность, которой подчиняется возникновение и уничтожение мира, и рок (судьба) как их проявление в человеческой жизни.

Душа человека как часть мировой разумной души (теплого дыхания - пневмы), в соответствии со взглядами стоиков, телесна и пронизывает все тело, а со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в “главенствующей” части.

В учении об ощущении стоики говорили: “Когда человек рождается, его управляющая часть души подобна листу папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую свою мысль, и его первая запись производится чувствами”. Представления же, как критерии всякого предмета, являются продуктом каталепсии - процесса, предполагающего участие разума.

Аффекты, “психический” осадок воспринятых впечатлений, включают страсти и волнения, противоборствующие разуму. Аффект (по Зенону) есть противоестественное движение души или чрезмерное стремление. Предлагается классификация аффектов (переходящих в силу укоренившихся привычек в болезни души): удовольствие (радость, наслаждение, веселость), неудовольствие (печаль, страдание), желание, вожделение, скорбь, страх и т.д. - всего 26 видов, в зависимости от времени и объектов, к которым они применяются.

Различаются три стадии нарастания аффективного состояния: 1) физиологический компонент; 2) психический; 3) разумный. Хризипп называл аффекты ошибкой разума и призывал не к их смягчению, а к безусловному искоренению. Среди рекомендаций (рецептуры) по борьбе с аффектами выделялись следующие: не дать аффекту внешне выразиться; не преувеличивать аффект воображением; не спешить с одобрением аффекта, оттянуть его нарастание (например, сосчитать до 10); отвлечься воспоминанием другого рода; разоблачить действия, на которые толкает аффект, и др.

В учении стоиков мы находим одну из первых психологических моделей человека (мудреца), наделенного совокупностью качеств: освобожденность от аффектов, но не лишенность эмоций; испытывание радости, а не наслаждения; обладание твердой, направляемой разумом волей.

Представители стоицизма развили античные представления о поведении человека (его структуре и детерминантах), о видах мышления и его тесной связи с речью, о содержании мыслительных операций людей, их потребностях как естественных побуждениях - стремлении к самосохранению.

В связи с выделением речевого мышления стоики продолжили анализ слова как явления языка. Хризипп производил различение обозначаемого, обозначающего и объекта, тем самым поставив проблему значения слова и, положив начало учению о его происхождении - этимологии.

Интересными представляются мысли стоиков (по Сенеке) о естественной основе происхождения человека и общества: “Две вещи дала человеку природа. Они сделали его из слабого существа самым могущественным. Это - разум и общество. И вот тот, кто, взятый отдельно, уступает всем, становится властелином мира”. Из тезиса о существовании единого космоса выводилось важное для античной мысли утверждение о равенстве всех людей независимо от национальности, пола, социального положения (“рабы - такие же люди, как и свободные”).

Во всех научных концепциях стоиков звучит героический мотив презрения к страданию, опасности и смерти. Определением человека центральным звеном и смыслом своей деятельности стоики внесли неоценимый вклад в утверждение научности психологических взглядов Древней Греции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.