Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античные врачи




Успехами античных врачей были укреплены естественнонаучные традиции в науке о душе, нашедшие продолжение в творчестве ученых-исследователей всех последующих эпох. Одним из первых приверженцев мозго-центрической теории - локализации мыслительной деятельности человека в головном мозгу, явился древнегреческий врач-пифагореец Алкмеон Кротонский. Ощущение, согласно его учению, является исходным пунктом всей познавательной деятельности человека: ”Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание”.

Примерно в этот же период (в VI веке до н.э.) врач Филопон описывает опыты с раздражением оболочек мозга, вызывавшим потерю чувствительности и двигательный паралич. Историки психологии нашли сведения, что опыты ставились и над живыми людьми - приговоренными к казни преступниками.

“Отцом медицины” по праву считается Гиппократ (ок. 460-ок.377 до н.э.) - один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Придерживаясь линии Демокрита и разделяя взгляды Алкмеона, он считал мозг (“большую железу”) органом мышления и ощущения, которым “мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем”.

Авторитет Гиппократу принесло созданное им учение о темпераментах, подход к классификации которых был заимствован современной наукой. Основу человеческого организма, по его оценке, составляют четыре сока, преобладание одного из которых определяет темперамент. Преобладание крови, вырабатываемой в сердце, - основа сангвинического (от лат. “кровь”) темперамента; слизи, вырабатываемой в мозгу, - флегматического (от греч. “слизь”); желтой желчи из печени - холерического (от греч. “желчь”); преобладание черной желчи из селезенки является основой меланхолического (от греч. “черная желчь”) темперамента. Гиппократ вывел классификацию человеческих типов на соматической основе.

Школа Гиппократа, известная нам по так называемому “Гиппократовскому сборнику”, рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Болезни человека объясняются преобладанием одной из сочетающихся в нем стихий, а здоровье - их “соразмерностью”. Изменить природу организма люди могут сами - при помощи обычаев, человеческих установлений. Тем самым предпринимается одна из первых попыток решения вопроса о соотношении биологического и социального в человеке.

Существенных результатов в исследовании физиологических основ психического добились александрийские врачи Герофил и Эразистрат (III в. до н.э.). Свои концепции ученые строили на основании вскрытия человеческих тел, что впоследствии категорически запрещалось. Им принадлежит приоритет в открытии нервов, которые до них не отличали от связок и сухожилий, в описании мозга и других органов, выделении их частей (к примеру, мозговых желудочков и полушарий головного мозга), дифференциации их функций (например, чувствительных и двигательных). Герофил, кроме того, дал описание устройства глаза, его хрусталика и оболочки. Эразистрат подробно исследовал разные части головного мозга, обратив внимание на многообразие извилин мозговых полушарий как причину умственного превосходства человека над животными.

Сравнение анатомических данных с экспериментальным изучением обусловленности функций различных органов от их повреждения или раздражения, выраженных в сформулированных закономерностях, определили успехи врачей-александрийцев в вопросах психофизиологии, поднятых лишь через два тысячелетия.

Синтезирующую роль в использовании опыта античных медиков, биологов и философов выполнил Гален (II в. до н.э.). Существенно расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Воспитанный на традициях стоицизма, утверждавшего наличие “растительной” и “психической” пневмы, ученый разграничил последнюю на периферическую и центральную. Гален стоял на позиции дифференциации и связи “психических” функций различных телесных органов, что было существенным шагом в формировании понятия о сознании. К этому вели достижения в исследовании регуляции движения и органов чувств.

Высший сорт “психической пневмы”, как главный признак принадлежности к человеческому роду, по его взгляду, находится в заднем желудочке мозга как носителе разума. Нервную систему античный исследователь представил в виде ветвистого дерева. Ему принадлежат открытия, связанные с выяснением структуры и функций головного и спинного мозга, их компонентов. Сами нервы выделяются в виды в соответствии со своим предназначением, но построены из того же вещества, что и мозг. Ученый пришел к выводу, что “без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства”.

Дальнейшее развитие в концепциях Галена получила теория о темпераментах, которая вводила понятия нормы и отклонения. Из этого учения обосновывалась смертность разума, как и остальных функций души после разложения элементов головного мозга. Характеризуя в целом теоретическое наследие Галена, следует подчеркнуть, что на его уровне эволюция психофизиологических представлений античности приостановилась, тем не менее они явились отправной точкой средневековых исследований арабских ученых.

Подводя итоги изложенному, отметим, что каждому историческому периоду развития психологии свойственны свои специфические предметные области, идеалы научного знания и методологические подходы к осмыслению психической реальности. В античной психологии объектом исследования впервые стал “человек как мера всех вещей”, а основными методологическими линиями отражения его психических процессов явились соответствующие времени рационализированная и систематизированная формы его мировоззрения.

Именно на этой теоретической основе античная наука первой выдвинула идею о бесконечности и неисчерпаемости процесса познания душевных явлений, ибо нет такого конкретно-научного понятия, которое имело бы неограниченную применимость в описании природы (или могло бы быть основой ее описания хотя бы в принципе). Это справедливо и в отношении понятийно-категориального аппарата современной психологии.

Выделяя главное в психологических взглядах этой тысячелетней эпохи, отметим первые рациональные попытки найти ответы на вопросы о сущности души, ее функциях и соотношении с телом. Тем самым сформировался исторически первый взгляд на предмет психологии - душу как признак, разделяющий живое и неживое, как потенцию движения, ощущения, чувств, мышления, проявления нравственных качеств. “Психология как наука должна была начаться с идеи души”, - писал Л.С.Выготский - эта идея явилась “первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки”.

Важным для развития психологических взглядов явилось определение души по принципу осознаваемости субъектом ее явлений методом “наблюдения за собой”. Хотя такой подход и наталкивался на неразрешимые для того времени трудности в объяснении динамики душевных процессов, тем не менее он начинал утверждаться и впоследствии был развит наукой Нового времени.

Рационализация знания в античной науке приводила к углублению и дифференциации психологической мысли, на основе которой сформировались целые направления развития античных представлений о душе:

- объяснение психики из законов движения и развития объективной реальности, породившее “психофизическую проблему” о месте психического в материальном мире как стержневой вопрос психологии;

- трактовка психического как способа организации живых организмов, ориентированная на исследование их свойств и нашедшая свое развитие в психобиологическом направлении науки;

- определение производности душевной деятельности людей от содержания и форм человеческой культуры и истории народов.

Поднятый античными мыслителями вопрос о субстанциональности души породил так называемую проблему ее “материальности” или “идеальности”, нашедшую свое воплощение в формировании одноименных научных направлений в психологии.

Апелляция к разуму вопреки свидетельству чувств, как позиция, принятая многими античными мыслителями, ставила греков на новый уровень психологических обобщений. Образы античной психологии трансформировались в четкие понятия. Осознавалась ведущая роль умственных компонентов (определений, категорий и т.д.) в противоположность чувственной образности. Тем самым максимальная резкость противопоставления рационального - ”чистого ума” - чувственной информации может быть признана закономерностью истории античной психологии. Вместе с тем абсолютизация умозрительного самоуглубления в отрыве от чувственности приводила к длительному “топтанию на месте” психологических идей на платформе давно сформированных концепций.

Данный “недостаток” с различной степенью адекватности компенсировался материалистическим направлением античной науки, которое заложило устойчивые традиции эмпирической психологии, развивающиеся вплоть до наших дней. Оно явилось методологической основой попытки естественнонаучного объяснения психических явлений: памяти, аффектов, сновидений, индивидуальных различий, познавательных процессов и др. Данные попытки, в свою очередь, разрушали мифологические представления о человеке и его психическом мире.

Ряд естественнонаучных гипотез, в том числе об “общем чувствилище”, локализации психических функций, внутреннем родстве физического и душевного миров, целые столетия направляли психофизиологические исследования. Трактовка психического как формы жизни позволяла на античном уровне объяснять его как способ организации поведения живых систем и, более того, деятельности человека. Все это послужило предпосылкой возникновения гениальной для древнего мира догадки о том, что душа и дух являются “избыточными” для науки понятиями. Это, в свою очередь, послужило мировоззренческой платформой формирования научного взгляда на сознание как предмет психологии.

В целом значение античной науки о душе трудно переоценить: здесь зарождалась научная психология, устанавливалась ее научная автономия, были сформулированы ее основные проблемы и подходы к их решению, послужившие исходным пунктом для последующей исследовательской работы будущих поколений ученых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.