Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи и принципы деятельности МОТ




 

Эпоха глобализации экономических, культурных, политических правовых и других отношений заставляет анализировать роль и значение международного трудового права. Следует согласиться с Е.А. Ершовой, которая отмечает, что существует множество сложнейших вопросов, требующих глубокого научного анализа. Среди них прежде всего можно выделить проблемы иерархии источников международного права, взаимодействия и соотношения международного и национального права, места и роли судов в процессе правообразования и применения международного права[292].

Г.И. Тункин отмечал, что в настоящее время «значительное развитие получила отрасль международного права, известная под названием “международное трудовое право”, нормы которой определяют права и обязанности государств в области регулирования условий труда»[293].

В научной литературе принято исследовать международное трудовое право с двух сторон: с частноправовой и с публично‑правовой[294]. Правильно отмечает Д.К. Бекяшев, что международное трудовое отношение свойственно исключительно международному частному трудовому праву, потому как в публично‑правовых отношениях не может быть трудовых отношений между субъектами международного права[295]. Но как в национальном трудовом праве, кроме собственно трудовых отношений, существуют «отношения, непосредственно связанные с трудовыми», так и в международном, на наш взгляд, следует рассматривать отношения непосредственно связанные с трудовыми, состав которых диктуется особой правовой природой трудового права.

Особое содержание правовой природы международных трудовых отношений показывает их двойственность, которая не позволяет четко сказать, какие вопросы относятся к публично – правовым (государственно‑правовым, административно‑правовым), а какие – к гражданско‑правовым элементам трудового права[296].

Например, никто не отрицает значимость международных конвенций, пактов, соглашений, межгосударственных договоров и других видов международных соглашений, принятых международно‑трудовыми регуляторами (наднациональными регуляторами – МОТ, ООН, Совет Европы и др.). Их особенность заключается в том, что, во‑первых, принятые ими правовые акты, являясь международными стандартами, становятся национальными регуляторами прямого действия внутри суверенного государства при наличии некоторых условий. Так, например, в ч. 4 ст. 8 ТК Республики Беларусь установлено, что если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции[297]. Приблизительно такие же нормы содержатся в ТК РФ и в других кодексах стран СНГ[298].

Во‑вторых, целый ряд международных организаций на основе международных пактов, конвенций, договоров и соглашений регламентируют трудовые отношения со своими сотрудниками внутренними правовыми актами, которые относятся к источникам международного трудового права.

В третьих, вышеуказанные публичные международно‑трудовые субъекты формируют международное трудовое право (как стандарт), анализируя национальные трудоправовые системы, иными словами, базируясь на этом материале, беря из них самое эффективное и прогрессивное.

Несмотря на существование ООН, Совета Европы и других регуляторов в области международного трудового права, основным «законодателем» для государств в этой области является Международная организация труда, которая является центральным координирующим субъектом международного трудового права.

Международная организация труда (МОТ) создавалась вместе с Лигой наций в 1918–1919 гг., и существует с момента утверждения устава Парижской мирной конференцией, который стал частью Версальского мирного договора (часть XIII), заключенного 28.06.1919 г.[299]

В то время правительства промышленно развитых стран пришли к выводу, что их индустриальная политика не учитывает общечеловеческих ценностей, ставя во главу угла производственные интересы работодателя. Одновременно усиливалось профсоюзное движение, и работники этих стран стали требовать предоставления демократических прав, свобод, достойных условий жизни во имя социальной справедливости. Такой вектор мирового экономического и политического развития и стал базовым принципом существования МОТ (далее Организация), который был зафиксирован в Преамбуле ее Устава[300]: всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Этот идеологический фундамент Организации прошел испытание Великой депрессией, Второй мировой войной, периодом холодной войны и другими мировыми трагедиями. Стремление к идеалу ради социальной справедливости путем оптимального согласования интересов работников, работодателей и правительств государств послужило путеводной нитью, которая провела Организацию через мировые катаклизмы и позволит в будущем продолжать координировать решение проблем в сфере труда на мировом уровне.

Для координации общих усилий по разрешению возникающих ситуаций в мире в сфере труда Организация готовит ежегодные доклады, например, доклад 2008 г. был посвящен «Глобальным тенденциям в сфере занятости 2008 г.»[301].

В настоящее время Международная организация труда – это международная неправительственная Организация, которая координирует деятельность правительств государств, объединений работников и работодателей по соблюдению прав человека в сфере труда на базе социального сотрудничества.

В Организацию входят 181 государство[302], что подчеркивает ее не региональный, а универсальный международный статус организации, которая вправе принимать акты, носящие универсальный характер. Ни один член Международной организации труда не может выйти из Организации без предварительного уведомления об этом Генерального директора Международного бюро труда. Такое уведомление входит в силу через 2 года после даты его получения Генеральным директором и при условии выполнения членом к тому времени всех финансовых обязательств, вытекающих из его членства.

В ст. 1 Устава предусмотрено, что Организация создается во имя следующих целей:

1. Достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости.

Поскольку МОТ имеет статус международной организации, то, безусловно, термин «всеобщий мир» необходим, поскольку, как указано в Преамбуле Устава, непредставление какой‑либо страной работникам человеческих условий труда (как основа социального мира) является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах.

Достижение «всеобщего мира» невозможно без учета проходящих мировых процессов, связанных с глобализацией экономики и унификацией права государств‑членов.

2. Всеобщий и прочный мир не возможен без стремления ко второй цели – улучшения условий труда. Достичь ее возможно посредством решения следующих задач, которые указаны в Преамбуле Устава МОТ: регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентации набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защиты интересов трудящихся, работающих за границей; признания принципа равной оплаты за равный труд; признания принципа свободы объединения; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий.

3. Социальная справедливость требует, чтобы при разрешении каких‑либо проблем в сфере труда были учтены интересы как работников, так и работодателей и государств. Всеобщего и прочного мира можно достичь только на основе социальной справедливости как социального мира между работниками, работодателями и правительствами государств.

Анализируя поставленные в Преамбуле Устава задачи, следует заметить следующее:

– перечень способов улучшения условий труда не закрыт и указанные задачи являются главными (основными). МОТ может разрешать и те, которые не указаны, т. е., те, которые могут появиться в будущем и будут отвечать заявленным в Уставе целям и международным стандартам прав человека. В этом случае они будут вторичными (не основными). Так, например, не основным способом улучшения условий труда являются трудовые споры (индивидуальные или коллективные), поскольку они упоминаются в Преамбуле и МОТ уделила этому вопросу только две рекомендации № 92 и 130[303].

– в перечень включены не только «трудоправовые» условия, но также и сопутствующие или вытекающие из них: собесные (пенсий по старости и инвалидности) профобразовательные (организации профессионального и технического обучения) и другие мероприятия – что показывает комплексный подход к формированию компетенции MOT. И.Я. Киселев отмечал, что нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию и т. д.[304]

 

Анализ целей и задач, указанных в Преамбуле Устава невозможно проводить без Декларации о целях и задачах Международной организации труда, принятой в Филадельфии 10 мая 1944 г. (далее Филадельфийская декларация)[305], которая стала неотъемлемой частью Устава МОТ. В Филадельфийской декларации нашли отражение самые важные международно‑трудовые принципы (статья II), которыми должны руководствоваться государства‑члены МОТ:

а) все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право осуществлять свое материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

б) достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики;

в) любая национальная и международная политика и меры, в особенности экономического и финансового характера, должны рассматриваться в этом свете и приниматься только в той степени, в какой они содействуют, а не мешают достижению этой основной задачи;

г) Организация труда обязана изучать и рассматривать все экономические и финансовые программы и меры международного масштаба в свете этой основной задачи;

д) при осуществлении задач, порученных ей, Организация труда, рассмотрев все относящиеся к этому экономические и финансовые факторы, может включать в свои решения и рекомендации любые положения, которые она считает целесообразными.

 

Эти принципы деятельности Организации указывают на ее юридическую самостоятельность, а также на взаимосвязь условий труда и условия жизни населения в целом, что, безусловно, не может рассматриваться отдельно, на что обратила внимание О.В. Еликман[306].

Исходя из этой предпосылки, МОТ ставит перед всеми государствами задачу принять программы, отвечающие следующим положениям, которые были закреплены в статье III Филадельфийской декларации:

а) полную занятость и повышение жизненного уровня;

б) занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением своего мастерства и навыков в полной мере и принести наибольший вклад в общее благосостояние;

в) обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;

г) предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы, для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;

д) эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;

е) расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;

ж) необходимая защита жизни и здоровья, рабочих на всех работах;

з) защита благосостояния детей и матерей;

и) обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;

к) обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

 

Кроме вышеуказанных принципов, соблюдение которых является обязательным для всех государств‑членов МОТ, на 86‑й сессии МОТ в июне 1998 г., была принята Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, в которой сформулировано четыре принципа: свобода объединения и действенное признание права на проведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Принципы, которыми руководствуется в своей деятельности МОТ, как организация, устанавливающая международные стандарты не только в сфере труда, становятся принципами существования государств‑членов и ориентирами для государств – не членов МОТ, но возможна и обратная связь, когда принцип деятельности государства‑члена принимается МОТ и становится ее принципом.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что:

– цели, задачи и принципы деятельности МОТ определяют сферу ее деятельности;

– главной целью МОТ является стремление к всеобщему и прочному миру на основе социальной справедливости через защиту прав человека в сфере труда, а второй целью является улучшения условий труда;

– задачи, определенные или не указанные в Уставе, являются способами для достижения вышеуказанных целей, и они классифицируются на основные и не основные;

– перечень принципов деятельности МОТ, в отличие от задач, закрыт и четко сформулирован, а сами принципы являются основными положениями (идеями, платформой), на основании которых происходит решение стоящих перед Организацией задач, которые в свою очередь позволяют двигаться к достижению целей, указанных в Уставе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.