Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные издания 1 страница




1. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. Изд. 2-е ─ М.: Проспект, 2006 – 492 с.

2. Новая философская: в четырех томах/ Институт философии РАН / М.: Мысль, 2010

3. Современная западная философия: энциклопедический словарь/ М.: Культурная революция – 2009

4. Современный философский словарь/ СПб.: Академический проект, 2004

5. Философская энциклопедия. В 5 томах. ─ М., 1960 ─1970.

6. Философский энциклопедический словарь. ─ М., 1989.

 

Содержание разделов дисциплины «Философия» в виде дидактических единиц для очной формы обучения (бакалавриат и специалитет)

 

 

1. Философия, основные этапы ее становления.

1.1. Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления.

1.2. Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.

1.3. Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.

1.4. Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения.

1.5. Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).

1.6. Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Толстого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева, экзистенциальный персонализм Н.Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.

2. Концепция бытия.

2.1. Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира.

2.2. Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Философия познания.

3.1. Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык.

3.2. Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.

4. Философия человека.

4.1. Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.

5. Философия общества.

5.1. Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей.

5.2. Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 часов)

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

Занятие 1. Мировоззрение и философия

1. Понятие мировоззрения. Общественно-историческая сущность мировоззрения и основные факторы его формирования.

2. Структура мировоззрения, его роль в жизни и деятельности человека.

3. Основные исторические типы мировоззрений, их взаимосвязь.

4. Особенности философии, ее место и роль в структуре духовного освоения мира.

5. Предмет философии в его историческом становлении. Основные разделы философского знания.

6. Основной вопрос философии, основные аспекты его постановки и пути решения.

7. Основные философские направления, их исторические формы.

8. Диалектическое и метафизическое видение мира.

 

Примерные темы докладов

1. Понятие мировоззрения, его структура, факторы и пути формирования.

2. Мифология как мировоззрение: исторические истоки и характерные черты.

3. Религиозное мировоззрение: сущность, характерные черты, функции в обществе.

4. Философы о предмете философии и ее роли в жизни человека и общества.

5. Философия и религия: грани взаимодействия.

6. Философия и наука, их взаимосвязь в истории человечества.

7. О понятиях научности и партийности применительно к философии.

8. Основные функции философии в обществе, их взаимосвязь.

9. Материализм, его корни и основные исторические формы.

10. Идеализм, его сущность, социальные и гносеологические корни, основные формы (разновидности).

11. Гносеологический аспект постановки и решения основного вопроса философии. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

12. Диалектика и метафизика как концепции развития и философские методы.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое мировоззрение, зачем оно человеку и как оно формируется?

2. Сводится ли мировоззрение к сумме знаний человека о мире?

3. Какова структура мировоззрения: его основные блоки и уровни.

4. Какие основные типы мировоззрения Вам известны, что в них общее и особенное?

5. Каково соотношение мировоззрения и философии?

6. Можно ли назвать философию наукой? В чем особенности философского знания?

7. Что изучает философия и почему меняется ее предмет? Есть ли прогресс в истории философии?

8. Как формулируется основной вопрос философии и почему он таковым является? Каковы основные аспекты его постановки и пути решения?

9. Что значит диалектическое и метафизическое видение мира?

10. Зачем нужна философия? Что она дает инженеру, юристу, экономисту и т. д.?

11. Как Вы понимаете слова великого немецкого философа Г. Гегеля, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях»?

Занятие 2: ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Исторические и культурные условия становления философской мысли.

2. Особенности, основные школы и понятия философии Древнего Востока.

3. Первые философские школы Древней Греции и их представители.

4. Сократ, его жизнь и учение.

5. Зарождение основных философских направлений. Учения Демокрита и Платона.

6. Аристотель – вершина философской мысли античности.

7. Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философии.

 

Примерные темы докладов

1. Древнегреческая натурфилософия, ее основные школы, представители, проблемы и способы их решения.

2. Пифагорейская и элейская школы древнегреческой философии: основные проблемы и характерные черты.

3. Античный атомизм и его значение для развития философии и науки.

4. Демокрит и его философия.

5. Жизнь и философское учение Сократа.

6. Философский смысл учения Платона об идеях и вещах.

7. Аристотель, его жизнь и учение.

8. Аристотель: Платон мне друг, но истина дороже.

9. Платон и Аристотель о государстве.

10. Античный неоплатонизм и его значение для становления теологической философии средних веков.

11. Философское учение Эпикура и его последователей.

12. Этические проблемы и их решение в античной философии.

13. Зарождение диалектики и метафизики в философии античности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы критерии (основания) вычленения в истории античной философии основных ее этапов? Назовите эти этапы.

2. В чем особенности древнегреческой натурфилософии и ее исторические заслуги?

3. Назовите основных представителей милетской школы философов. В чем общность и особенности их учений?

4. Кто сказал: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем»? Как Вы понимаете эти слова и какова суть учения этого философа?

5. В чем мистицизм пифагорейцев и каково их основное достижение?

6. Чьим детищем является атомарная гипотеза? Чем отличается древний атомизм от современного?

7. Как Вы понимаете слова софиста Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, в том, что они существуют, не существующих же, в том, что они не существуют»? Какая философская позиция в них выражена и согласны ли Вы с ней?

8. В чем заслуги Сократа перед философией?

9. В чем суть учения Платона об идеях и вещах и его значение для западной культуры и философии?

10. По мнению известного философа ХХ в. К. Поппера философия Платона вредна для демократического общества. Согласны ли Вы с такой оценкой, и если да, то в чем?

11. Аристотелю приписывают слова: «Платон мне друг, но истина дороже». В чем частный и общий смысл этого высказывания?

12. В чем сущность учения Аристотеля о «форме всех форм» и материи?

13. Каково значение Аристотеля для мировой культуры и философии?

14. В чем особенности этических учений стоиков, эпикурейцев и скептиков? Какое из них Вам ближе?

 

 

Занятие 3:СРЕДНЕВЕКОВАЯ И ВОЗРОЖДЕНЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Средневековье: характерные черты исторической эпохи и ее философии. Основные этапы становления и развития средневековой философии.

2. Патристика: основные проблемы, пути решения, представители. Августин Блаженный и его учение.

3. Схоластика в средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.

4. Философское учение Фомы Аквинского, решение им проблемы отношения веры и разума.

5. Возрождение как историческая эпоха и ее философии.

6. Пантеистическая натурфилософия Возрождения. Николай Кузанский и Джордано Бруно.

7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.

 

 

Примерные темы докладов «Средневековая философия»

1. Зарождение христианства, его идейные истоки и этические основы. Апологеты и их роль в становлении христианской философии.

2. Аврелий Августин, его жизнь и учение.

3. Проблема добра и зла в христианской средневековой философии.

4. Средневековая философия и проблема доказательства бытия Бога.

5. Проблема соотношения знания и веры: от Августина до Фомы Аквинского.

6. Жизнь и философское учение Пьера Абеляра.

7. Ибн-Сина (Авиценна) как ученый и философ.

8. Ибн-Рошд (Аверроэс) и его учение о двойственной истине.

9. Онтология Томаса Аквината: сущность и существование, форма и материя.

10. Фома Аквинский о познании человеческом и божественном.

11. Антропология Аквината как проблема души и тела.

12. Значение и историческая судьба средневековой философии.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Средневековая философия»

1. Каковы основополагающие принципы философских учений европейского средневековья и их исторические и идейные истоки?

2. Что означают термины «апологетика», «патристика» и «схоластика» применительно к истории средневековой европейской философии?

3. В чем состоит философский и этический смысл заповедей Христа?

4. «…Если /Бог/ отнимет от вещей свою… производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они созданы». Какой принцип религиозной философии выражен в данном тезисе Аврелия Августина?

5. Что называет Августин «градом земным» и «градом Божьим»? В чем видит он принципиальное различие между ними?

6. Что такое спор об «универсалиях»? Как он разделил философов-схоластов и почему?

7. Кто такой Фома Аквинский? Какую позицию он занимал в споре об «универсалиях»?

8. Что такое томизм, кем и когда он основан, каковы его принципы и в каком виде он существует в наше время?

9. Что такое теория «двойственной истины», кем и когда она выдвинута, какие философы следовали ей и почему?

 

Примерные темы докладов «Европейское Возрождение»

1. Социально-экономические и идейные предпосылки становления философии эпохи Возрождения.

2. Антропоцентризм и гуманизм – характерные черты культурного развития в эпоху Возрождения.

3. Искусство европейского Ренессанса и его великие творцы.

4. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения в Европе.

5. Николай Кузанский о единстве Бога и мира.

6. Николай Кузанский о человеке и его познавательной деятельности («Об ученом незнании»).

7. Джордано Бруно, его жизнь и учение.

8. Скептицизм Мишеля Монтеня и его значение для борьбы со схоластикой и догматикой.

9. Никколо Макиавелли и его социально-философский реализм.

10. Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма.

11. Реформация как выражение борьбы против абсолютизма римско-католической церкви.

 

Вопросы для самоконтроля«Европейское Возрождение»

1. В связи с чем эпоха Возрождения получила свое название? Как изменились в этот исторический период авторитет науки и авторитет церкви по сравнению со средневековьем?

2. Чем характеризовалась экономическая, политическая и духовная жизнь Европы в эпоху Возрождения? Назовите известных Вам деятелей политики, науки, литературы и искусства этого времени.

3. Каковы наиболее важные черты мировоззрения эпохи Возрождения и как они отразились в принципах возрожденческой философии?

4. Что такое церковная Реформация и чем она была вызвана?

5. Что такое пантеизм и почему он получает распространение в философии Возрождения?

6. В чем различие пантеистических учений Николая Кузанского и Джордано Бруно?

7. В чем сущность скептицизма Мишеля Монтеня и каково его значение для развития философской и научной мысли?

8. Кто такой Н. Макиавелли и в чем суть его учения?

9. Кого Вы знаете из социалистов-утопистов эпохи Возрождения и в чем сущность их учений?

 

 

Занятие 4: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XIX ВВ,)

 

1. Новое время: эпоха и ее мировоззрение. Взаимосвязь науки и философии

2. Эмпиризм в философии Нового времени: Ф. Бэкон и его последователи.

3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма как выражение кризиса эмпиризма XVII в.

4. Рационализм в философии Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

5. Особенности XVIII века как века Просвещения. Французские просветители о природе, человеке и обществе.

6. Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.

8. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля

9. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

 

Примерные темы докладов «Философия Нового времени и французское Просвещение»

 

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки становления философии Нового времени.

2. Френсис Бэкон, его жизнь и учение.

3. Ф. Бэкон – родоначальник новоевропейского эмпиризма.

4. Социально-философские взгляды Ф. Бэкона.

5. Томас Гоббс и его философия.

6. Т. Гоббс о государстве, его происхождении и сущности.

7. Джон Локк о познании.

8. Социальная философия Д. Локка.

9. Жизнь и творчество Рене Декарта.

10. Р. Декарт о науке и ее методе.

11. Дуализм в философии Рене Декарта.

12. Жизнь и философия Бенедикта Спинозы.

13. Готфрид Лейбниц и его «Монадология».

14. Джордж Беркли и его борьба с материализмом и атеизмом.

15. Философский скептицизм и агностицизм Дэвида Юма.

16. XVIII век как эпоха Просвещения: исторические и духовные предпосылки, сущность, значение.

17. Деизм в философии французского Просвещения: Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.

18. Французские материалисты XVIII в. о мире и его познании.

19. Поль Гольбах и его «Система природы».

20. Социально-философские учения французских просветителей.

Вопросы для самоконтроля «Философия Нового времени и французское Просвещение»

 

1. Каковы хронологические рамки и характерные черты Нового времени как исторической эпохи? Какие новые ориентиры появились в эту эпоху в европейской философии и почему?

2. Кому принадлежит известное изречение: «Знание – сила»? Какую философскую ориентацию оно выражает?

3. Что такое эмпиризм в философии Нового времени? Кто стоял у его истоков и кто был его последователем?

4. В чем сущность индуктивного метода познания и что нового в его разработку внес Ф. Бэкон?

5. Что за научный метод получил название «картезианское сомнение» и к какому выводу привел он своего автора?

6. Как называется позиция в гносеологии, которую занимали Р. Декарт и его последователи? В чем сущность этой позиции?

7. Что такое научная дедукция, в чем заключается ее существо и каковы необходимые условия достоверности ее выводов?

8. В чем сущность декартовской онтологии? Какое место занимает в ней Бог?

9. В чем сущность пантеизма Б. Спинозы? Реакцией на какое онтологическое учение он явился?

10. В чем новизна эмпиризма в гносеологии Д. Локка? Какое название получила его гносеологическая позиция?

11. В чем состоял субъективизм последователей Д. Локка – философов Дж. Беркли и Д. Юма? К каким выводам они пришли и как называется такая онтологическая позиция?

12. Кто явился основоположником теории «общественного договора»? В чем ее сущность и какую философско-онтологическую позицию она выражает?

13. В чем сущность монадологии Г. Лейбница и к какому философскому направлению (материализму или идеализму) ее можно отнести?

14. Какую онтологическую позицию занимали Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо? Как она называется?

15. В чем существо онтологических и гносеологических учений французских философов Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция и Ж. Ламетри?

16. Каковы их социологические и социально-политические взгляды?

 

Примерные темы докладов «немецкая классическая философия»

 

1. Докритический период в творчестве И. Канта: основные направления, проблемы, решения.

2. И. Кант и его «Критика чистого разума».

3. Этика И. Канта.

4. Социально-политические взгляды И. Канта.

5. Философские учения И. Фихте и Ф. Шеллинга.

6. Система философского идеализма Г. Гегеля.

7. Г. Гегель и его диалектика.

8. Философия природы Г. Гегеля.

9. Гегель и его философия права и истории.

10. Г. Гегель. «Кто мыслит абстрактно?»

11. Социально-философское учение Г. Гегеля.

12. Л. Фейербах о Боге и человеке.

13. Л. Фейербах о предмете философии и философии будущего.

14. Этические взгляды Л. Фейербаха.

Вопросы для самоконтроля «немецкая классическая философия»

 

1. Какие исторические и духовные предпосылки способствовали появлению немецкой классической философии?

2. Как можно охарактеризовать творчество И. Канта в докритический период? Почему он так называется? Каковы достижения мыслителя на этом этапе?

3. Что означают у И. Канта понятия «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» и какую роль они играют в его гносеологии? Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию И. Канта?

4. Что такое априорное знание, по И. Канту? Назовите основные априорные понятия рассудка и разума.

5. Что представляют собой «антиномии разума» И. Канта? Приведите примеры таких антиномий. Каков их философско-методологический смысл?

6. Что такое практический (условный) и категорический (безусловный) императивы нравственности, по Канту, в чем их различие? Какова природа категорического императива?

7. В чем существо объективно-идеалистической системы Г. Гегеля? Как он трактует тождество бытия и мышления?

8. Что такое абсолютная Идея у Гегеля и чем она отличается от традиционно-религиозного понимания Бога? Какие этапы она проходит в своем развитии?

9. В чем состоит сущность гегелевской диалектики как учения о развитии действительности и методе ее познания?

10. Каково основное противоречие между философской системой и методом у Гегеля?

11. Сравните принципы онтологии, гносеологии и методологии в философии Гегеля и Фейербаха. В чем их основные отличия?

12. Почему материализм Л. Фейербаха характеризуется как антропологический?

13. В чем сущность фейербаховской «религии любви»?

 

 

Занятие 5: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВВ.

 

1. Предпосылки, условия становления и развития философии марксизма, ее периодизация.

2. Основные проблемы марксистской философии и пути их решения..

3. Особенности развития философской мысли в России ХIХ века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники о месте России в мире и ее исторических перспективах..

4. Учение В. С. Соловьева о «положительном всеединстве».

5. Развитие русской философии в ХХ веке. Л. Н. Толстой и Н.А.Бердяев.

6. Исторические условия и характерные черты развития европейской философии в ХХ веке.

7. Европейская философия науки: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

8. Философский иррационализм: его истоки и основные направления. Экзистенциализм.

 

Примерные темы докладов «Философия марксизма»

 

1. Исторические условия становления и развития марксизма.

2. Естественнонаучные предпосылки зарождения марксистской философии.

3. Философские учения Г. Гегеля и Л. Фейербаха как теоретические источники философии марксизма.

4. Диалектика Гегеля и Маркса.

5. Революционная сущность марксизма и его философии.

6. Ф. Энгельс и его вклад в становление и развитие марксистской философии.

7. Философия марксизма в Западной Европе второй половины ХIХ века (П. Лафарг, Ф. Меринг, А. Лабриола).

8. Распространение и развитие философии марксизма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. (П. Лавров, Г. Плеханов).

9. Философское творчество В. И. Ленина.

10. Марксистская философия в СССР.

11. Историческая роль марксистской философии и ее судьба в ХХI в..

 

 

Вопросы для самоконтроля «Философия марксизма»

 

1. Что происходило в общественной жизни Европы в 40-х гг. ХIХ в. и как это сказалось на становлении марксизма и его философии?

2. Какие великие открытия в естествознании были сделаны к этому времени, какое значение они имели для развития философии?

3. Кто из философских предшественников оказал наибольшее влияние на формирование взглядов основоположников марксизма и почему?

4. В чем К. Маркс усматривал принципиальную разницу между своей диалектикой и диалектикой Гегеля?

5. Что отличает материализм К. Маркса и его последователей от предшествующих исторических форм материализма, включая фейербаховский антропологический материализм?

6. В чем сущность исторического материализма К. Маркса? Какое значение имело открытие материалистического понимания истории для развития философии?

7. Какие этапы прошла марксистская философия в своем развитии?

8. В чем исторические особенности и сущность ленинского этапа развития марксизма вообще и марксистской философии в частности?

9. В чем причины догматизации марксизма в СССР и какую роль она играла в развитии философии в нашей стране и в мире?

10. Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о «смерти» марксизма и есть ли перспективы у марксистской философии?

 

Примерные темы докладов «Русская философия ХIХ─ХХ вв.»

 

1. Исторические предпосылки становления отечественной философии, ее характерные черты.

2. Философские идеи в творчестве М. В. Ломоносова.

3. П. Я. Чаадаев и его «Философические письма».

4. И. В. Киреевский и А. С. Хомяков как представители славянофильства.

5. Философские взгляды А. И. Герцена.

6. Антропологическая философия Н. Г. Чернышевского.

7. Философско-этические взгляды Ф. М. Достоевского.

8. Учение Н. Ф. Федорова о победе над смертью и зарождение русского космизма.

9. Жизнь и философия Владимира Соловьева.

10. В. С. Соловьев и русское православие.

11. Персоналистская философия Н. А. Бердяева.

12. Русские философы о «русской идее».

13. Русская идея: нация, народ, государство.

14. Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.).

15. Жизнь, учение и судьба Павла Флоренского.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Русская философия ХIХ─ХХ вв.»

 

1. Каковы исторические и идейные корни (истоки) русской философии? Почему на первый план в ней постоянно выступает историософская и социальная проблематика?

2. Какова роль П. Я. Чаадаева в развитии философской мысли в России в ХIХ веке?

3. Кто такие славянофилы? Какие социально-политические и философские позиции они отстаивали?

4. Западники. Кто они такие? Каков их подход к историческому пути социально-экономического и духовного развития России?

5. Какой период в развитии отечественной философии является наиболее богатым с точки зрения своего идейного содержания? Назовите наиболее ярких его представителей.

6. В чем состоит смысл этического учения Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании?

7. Что значит «непротивление злу насилием», по Л. Толстому?

8. Кто такой В. С. Соловьев и в чем суть его учения о «положительном всеединстве»?

9. Что означают у Вл. Соловьева понятия Сверх-сущего, бытия и идеи? Какую роль они играют в учении о достижении «богочеловечества»?

10. Что значит, по Вл. Соловьеву, свободная теократия и как она может быть достигнута?

11. В чем сущность интуитивизма и «философии свободы» Н. А. Бердяева?

12. В чем философский смысл русского космизма? Кто его представители?

 

 

Примерные темы докладов «Зарубежная философия ХХ века»

 

1. ХХ век и его философия (философия в контексте истории).

2. Сущность, истоки и этапы развития неопозитивизма.

3. Аналитическая философия и проблема знания в нео- и постпозитивизме.

4. Философская герменевтика и проблема понимания.

5. Теоретические истоки философского иррационализма: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Э. Гуссерль.

6. Ф. Ницше и его «философия жизни».

7. Интуитивизм Анри Бергсона.

8. Экзистенциальная онтология М. Хайдеггера и К. Ясперса.

9. Проблема свободы человека в философии Ж.-П. Сартра.

10. Альбер Камю и проблема смысла жизни.

11. Зигмунд Фрейд и его учение о человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.