Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные издания 2 страница




12. Эволюция фрейдизма в учениях К. Юнга и Э. Фромма.

13. Неотомизм в ХХ веке: Э. Жильсон, Ж. Маритэн и др.

14. П. Тейяр де Шарден как теолог-революционер.

15. Глобальные проблемы человечества, их постановка и решение в западной философии ХХ века.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Зарубежная философия ХХ века»

 

1. В контексте каких социальных процессов и проблем формировалась и развивалась европейская философская мысль новейшего времени?

2. Какие традиции она впитала в себя и что принципиально нового внесли в философию мыслители ХХ века?

3. Как отразились на развитии философии революционные открытия в науке и технике ХХ века? Какие основные философские направления и школы сложились в связи с этим?

4. Что такое неопозитивизм, каковы его идейные и гносеологические корни? Почему он получил в ХХ в. наибольшее распространение в среде ученых?

5. Назовите и охарактеризуйте основные этапы становления и развития позитивистской философии и ее ведущих представителей на каждом из них.

6. В чем смысл введенного неопозитивистами в гносеологию принципа верификации и в чем его ограниченность?

7. Какие исторические обстоятельства и события питали и питают иррационалистические умонастроения в философии?

8. Что представляет собой экзистенциализм? Кто его предшественники и основные представители? Каковы причины его широкого распространения в среде художественной интеллигенции?

9. Что называют экзистенциалисты «пограничной ситуацией» и в чем смысл введения этой категории в философскую антропологию?

10. Если экзистенциализм, по выражению Ж.-П. Сартра, есть гуманизм, то в чем это проявляется?

11. Как решают экзистенциалисты проблему соотношения свободы, необходимости и ответственности в жизни человека?

12. Что такое неотомизм, каковы его идейные истоки и исходные принципы?

13. Как решает неотомизм проблему соотнесенности современного научного знания с христианской догматикой?

 

Раздел 2. Концепция бытия

Занятие 6: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ.

 

1. Проблема бытия в истории философии. Бытие как всеобъемлющая реальность, основные его роды и виды

2. Понятие субстанции, его мировоззренческое значение. Монизм, дуализм и плюрализм в философской онтологии.

3. Понятие материи в истории философии и науки. Современное философское понимание материи и его мировоззренческое и методологической значение.

4. Современная философия и наука о структуре материального мира.

5. Движение, пространство и время как атрибуты материи и их взаимосвязь.

6. Идея развития в философии: Диалектика и метафизика как концепции развития.

7. Основные принципы и законы диалектики. Диалектика и синергетика.

 

Примерные темы докладов «Бытие как центральная проблема философии»

 

1. Проблема бытия, ее философский и жизненный смысл.

2. Исторические и теоретические предпосылки постановки проблемы бытия в античности: от мифологии к философии.

3. Парменид о бытии.

4. Проблема бытия в философии Демокрита и Платона: сравнительный анализ.

5. Вопросы онтологии в философии Аристотеля.

6. Проблема бытия в христианской теологии Средневековья.

7. Пантеистические учения о бытии в философии Возрождения.

8. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия.

9. Р. Декарт и Б. Спиноза о субстанции.

10. Проблема тождества бытия и мышления в онтологии Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ.

11. Проблема бытия в русской религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ веков.

12. Судьба проблемы бытия в западной философии ХХ века.

13. Проблема бытия в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер и др.).

14. Современный материализм о единстве и структуре бытия.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Бытие как центральная проблема философии»

 

1. Кто, когда и почему ввел в философию проблему бытия?

2. В чем сущность парменидовского понимания бытия?

3. Кто из античных философов и как оппонировал Пармениду в понимании бытия?

4. В чем суть понимания бытия в средневековой философии? С чем оно связано?

5. С какими изменениями в общественной жизни и в мировоззрении связано появление и распространение пантеистических концепций бытия в эпоху Возрождения? Назовите и сравните наиболее известные из таких концепций.

6. Какие изменения в понимании проблемы бытия и в связи с чем произошли в Новое время?

7. Что означает понятие субстанции? Какую роль она играет в решении проблемы бытия?

8. Чем различаются онтологические учения Декарта и Спинозы? Как они могут быть охарактеризованы с точки зрения понимания субстанции бытия?

9. Что выражает принцип тождества бытия и мышления в учениях Гегеля и Фейербаха? В чем различие у них понимания этого принципа?

10. Что, на Ваш взгляд, обострило проблему бытия в философии ХХ века?

11. Какие пути решения проблемы бытия предложены в философии ХХ века?

 

Примерные темы докладов «Материя и ее атрибуты»

 

1. О взаимосвязи понятий бытия, субстанции и материи.

2. Становление категории материи в античной философии.

3. Атомизм как принцип объяснения мира и его эволюция от античности до наших дней.

4. Понятие материи в европейской философии ХVII – XIX вв.

5. Революция в физике конца ХIХ – начала ХХ вв. и становление диалектико-материалистического понятия материи.

6. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материального мира и их значение для развития философии.

7. Естественнонаучное обоснование единства материи и движения.

8. Современное естествознание и проблема классификации форм движения материи.

9. Современное естествознание о единстве движения, пространства и времени.

10. Синергетика о единстве материального мира, самоорганизации и саморазвитии в нем.

11. Проблема бесконечности в философии и естествознании.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Материя и ее атрибуты»

 

1. Какие этапы прошла в истории философии категория материи, в чем своеобразие каждого из них?

2. Как ставилась и решалась проблема первоначала мира в раннегреческой натурфилософии?

3. В чем единство и различие атомистических концепций бытия у Демокрита и Эпикура?

4. Какие принципы были положены в основу понимания материи в материализме ХVII – XVIII вв.?

5. Какие новые идеи были высказаны в рамках вещественно-субстратного понимания материи философами XVIII – XVII вв.?

6. Благодаря каким открытиям в физике и как проявилась ограниченность вещественно-субстратного понимания материи?

7. В чем состоит принципиальная новизна и сущность диалектико-материалистического понятия материи?

8. Чем отличается философское понятие материи от естественнонаучных представлений о структуре и свойствах материальных объектов и как они связаны друг с другом?

9. Как понимались и понимаются в различных философских концепциях движение и его связь с материей?

10. Существует ли в объективном мире покой и как он связан с движением материи?

11. Какие методологические принципы положены Ф. Энгельсом в основу классификации форм движения материи и как они связаны с достижениями наук и их дальнейшим развитием?

12. В чем сущность и отличие субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени? Чем обусловлено господство той или другой в определенные исторические эпохи?

13. В чем философский смысл теории относительности и релятивистской механики?

 

Примерные темы докладов «Диалектика и ее альтернативы»

 

1. Термины «диалектика» и «метафизика» в их становлении и развитии в истории философской мысли.

2. Становление диалектического видения мира в античной философии.

3. Элементы диалектики в философских учениях Возрождения и Нового времени.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля.

5. К. Маркс о противоположности своей диалектики диалектике Гегеля.

6. Диалектика объективного мира и его познания, их особенности и единство.

7. Логика формальная и диалектическая, их единство и различие.

8. Структура материалистической диалектики: взаимосвязь ее основных принципов, законов и категорий.

9. Принципы всеобщей связи и развития в диалектике и метафизике.

10. Системность как принцип диалектического мышления.

11. Принцип историзма в диалектике.

12. Диалектика и синергетика (принципы самоорганизации и развития в современной науке).

13. Особенности догматизма и релятивизма как проявлений метафизического мышления.

14. Софистика и эклектика как альтернативы диалектического мышления.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Диалектика и ее альтернативы»

 

1. Как и в связи с чем менялись смыслы терминов «диалектика» и «метафизика» в истории философии?

2. В чем состоит принципиальное различие диалектики как теории развития у Гегеля и у Маркса?

3. В чем противоположность диалектики и метафизики в их значении концепций развития и методологий мышления и познания?

4. Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?

5. Чем отличается понятие развития в диалектике и метафизике?

6. Какие принципы лежат в основании материалистической диалектики как теории развития и методологии познания?

7. Что общего и в чем различие догматизма и релятивизма как стилей мышления?

8. Что стоит за понятиями софистики и эклектики? В чем их отличие от диалектического мышления?

9. Что означает понятие закона в философии? Назовите и объясните его основные характеристики.

10. Что такое категории в науке? Как соотносятся между собой уровень развития науки с количественными и качественными характеристиками ее категориального аппарата?

11. В чем состоят особенности философских законов и категорий вообще и законов и категорий диалектики в частности?

 

Примерные темы докладов «Основные законы и категории диалектики»

 

1. Понятия противоположности и противоречия в диалектике и формальной логике.

2. Проблема классификации диалектических противоречий.

3. Динамика развития диалектических противоречий.

4. Роль противоречий в развитии природы.

5. Противоречия как движущая сила общественного развития.

6. Диалектическое противоречие в развитии познания.

7. Диалектика количественных и качественных отношений в физическом мире.

8. Диалектика качественных и количественных изменений как методологический принцип научного познания.

9. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии.

10. Категории формы и содержания в диалектике, их структурный анализ.

11. Диалектика причины и следствия.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Основные законы и категории диалектики»

 

1. В чем отличие понимания тождества и различия в метафизике и диалектике?

2. Что такое диалектические противоположности и чем они отличаются от формально-логических?

3. Какие этапы проходит диалектическое противоречие в процессе саморазвития и что такое «разрешение противоречия»?

4. Какова роль противоречий в развитии с метафизической и диалектической точек зрения?

5. Что означают понятия качества, количества и меры в диалектике? В чем их отличие от обыденного понимания этих терминов?

6. Что выражает понятие скачка в диалектике? В каких основных формах осуществляется скачок в развитии природы, общества и в процессе их познания? Приведите соответствующие примеры.

7. По каким показателям различается трактовка понятия отрицания в метафизике и диалектике?

8. Что означает понятие «отрицание отрицания» и почему закон диалектики называется не просто законом отрицания, а законом отрицания отрицания?

9. Какие характеристики саморазвития выражает этот закон?

10. В чем состоит общеметодологическая роль категорий материалистической диалектики для развития научного знания?

 

Раздел 3. Философия сознания и познания

Занятие 7: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ

 

1. Понятие сознания в истории философии. Материализм и идеализм о природе сознания.

2. Понятие отражения и его значение для понимания природы сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Общественно-историческая сущность сознания.

4. Познание как философская проблема. Гносеологический оптимизм и агностицизм.

5. Субъект и объект познания, их взаимосвязь. Познание и практика.

6. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.

7. Проблема истины и ее критериев в философии.

8. Особенности научного познания, его уровни, формы и методы.

 

Примерные темы докладов «Философское учение о сознании»

 

1. Проблема души и тела в философских учениях античности.

2. Средневековая философия о природе и сущности человеческого сознания.

3. Английские философы ХVII в. о сознании.

4. Р.Декарт о противоположности и связи между душой и телом.

5. К.Гельвеций об уме.

6. Учение о сознании (философия духа) Г. Гегеля.

7. Марксизм о социально-исторической сущности сознания.

8. Проблема сознания в русской религиозной философии.

9. Проблема идеального в советской философии (дискуссия 60-70 гг. ХХ в.).

10. Сознание и деятельность.

11. Отражение и информация.

12. Психика и мозг (психофизиологическая проблема в философии).

13. Моделирование мышления: пути, трудности и перспективы.

Маркс и Фрейд о сознании и бессознательном (сравнительный анализ).

 

Вопросы для самоконтроля «Философское учение о сознании»

 

1. В чем смысл проблемы сознания и трудности ее решения?

2. Как представлялось сознание в мифологическом мировоззрении и в философских учениях античности

3. В чем особенности решения проблемы сознания в средневековой философии?

4. Как решалась проблема сознания в философских учениях ХVII – XVIII вв.?

5. Что нового внесли в ее решение немецкие философы-классики?

6. Каковы социальные предпосылки и сущность Марксовой концепции сознания?

7. Что выражает в философии понятие отражения и в чем суть понимания сознания как отражения?

8. Как связаны между собой формы отражения как атрибута материи?

9. В чем особенности отражения в живой природе и как связаны между собой его основные формы?

10. Чем принципиально отличаются психика человека и психика высших животных?

11. Каковы основные факторы появления сознания в фило- и онтогенезе?

12. Чем определяется содержание индивидуального сознания с позиций марксистской, религиозной и фрейдистской философий?

13. В чем проявляется активность сознания по отношению к материи? Может ли сознание «творить мир»?

14. Опасна ли для общества «стихия бессознательного»? Приведите примеры ее проявления.

 

Примерные темы докладов «Философское учение о познании»

 

1. Проблема познаваемости мира в истории философии. Агностицизм, его истоки, формы, пути преодоления.

2. Проблема субъекта и объекта познания в истории европейской философской мысли.

3. Философы античности о возможностях и роли чувств и разума в познании.

4. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм и иррационализм в гносеологии: есть ли выход из крайностей?

5. Познание и практика.

6. Взаимосвязь теории и практики в научном познании.

7. Что есть истина? Проблема критерия достоверности знания в истории философии.

8. Знания, вера, убеждения. Связаны ли они?

9. Как соотносятся теория и метод в науке?

10. Эмпирическое познание, его формы, методы, место и роль в науке.

11. Методы и формы теоретического познания, их место и роль в науке.

12. Моделирование как метод науки: сущность, формы, возможности.

13. Эксперимент, его типы, формы и роль в научном познании.

 

Вопросы для самоконтроля «Философское учение о познании»

 

1. Что такое гносеология? Какие вопросы она решает?

2. Как решался вопрос о познаваемости мира в истории философии? В чем особенности агностицизма Д. Юма и И. Канта?

3. В чем состоит созерцательность гносеологии до Гегеля и Маркса?

4. Что представляет собой объект и субъект познания, по Гегелю?

5. Чем принципиально отличается гносеология Маркса от гносеологии Гегеля?

6. Что представляют собой субъект и объект познания в диалектико-материалистической гносеологии? Как они взаимосвязаны?

7. Что такое практика, каковы ее формы (виды) и какие функции она выполняет в процессе познания?

8. Что представляют собой субъект и объект познания в диалектико-материалистической гносеологии? Как они взаимосвязаны?

9. Что такое чувственное познание и в каких формах оно осуществляется?

10. Что такое рациональное познание? Каковы его основные формы?

11. Как взаимосвязаны между собой чувства и разум в процессе познания?

12. В чем ограниченность сенсуализма и рационализма в гносеологии? Каким образом она преодолевается в диалектико-материалистической теории познания?

13. Каковы основные характеристики (атрибуты) истины с позиции диалектико-материалистической ее концепции?

14. Что значит объективность и конкретность истины?

15. В каком смысле можно говорить об абсолютности и относительности как характеристиках истины? Как они связаны между собой?

16. Какие критерии истинности знания предлагались в истории философии и в чем их основные недостатки?

17. Что делает практику надежным критерием истины? В каком смысле можно говорить об абсолютности и относительности этого критерия?

18. Чем отличается научное познание от ненаучного?

19. В чем специфика эмпирического и теоретического познания в науке? Как они взаимосвязаны?

20. Какие методы познания и формы знания наиболее характерны для эмпирического и для теоретического познания?

 

Раздел 4,5. Философия человека и общества

Занятие 8:ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

 

1. Особенности социального познания и его методология. Идеализм и материализм в понимании общества и его истории.

2. Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические проблемы современности.

3. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы его жизни, их взаимосвязь. Гражданское общество и государство.

4. Проблема периодизации исторического развития: формационный и цивилизационные подходы. Взаимодействие цивилизации и место России в мировой истории.

5. Общественный прогресс и его критерии. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии общества. Глобальные проблемы современности и сценарии будущего

6. Проблема человека в философии. Диалектика природного и социального в человеке.

7. Общественная природа человеческих ценностей. Проблема смысла жизни.

8. Личность и ее самореализация. Свобода и ответственность.

 

Примерные темы докладов «Основные проблемы социальной философии»

 

1. Теоретические модели общества в истории философии.

2. Материальное и идеальное в обществе. Понятия общественного бытия и общественного сознания, их взаимосвязь.

3. Движущие силы развития общества. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе.

4. Существуют ли законы истории?

5. Есть ли цель и смысл в истории человечества?

6. Природа как фактор общественного развития. Географический детерминизм и его критика.

7. Экологические проблемы современности: сущность, причины, пути решения.

8. Демографические проблемы в современном мире: истоки и пути решения.

9. Материальное производство, его структура и роль в историческом процессе.

10. Понятие способа производства и экономический детерминизм.

11. Общественные отношения и общественное сознание: грани взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля «Основные проблемы социальной философии»

 

1. В чем заключается отличие социальной формы движения материи от процессов живой и неживой природы?

2. В чем состоит единство и отличие законов общества от законов природы?

3. Какие основные теоретические модели общества предлагались мыслителями в истории философии?

4. В чем коренное отличие материализма и идеализма в понимании истории?

5. Всякие ли материальные явления общественной жизни относятся к сфере общественного бытия?

6. Почему Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал, что в обществе экономическое развитие является определяющим лишь в конечном счете?

7. Какую роль играет природная (в том числе географическая) среда в жизни и развитии общества?

8. В чем сущность и основной недостаток географического детерминизма?

9. Каковы структура общественного производства и роль его в жизни общества?

10. Что такое «способ производства материальных благ»» и какую методологическую нагрузку несет это понятие в материалистическом понимании истории?

11. Что представляет собой структура способа производства как движущей силы общественного развития?

12. Назовите основные экологические проблемы общества. Каковы их корни и возможные последствия?

13. Что мешает решению этих проблем в современном мире?

14. Чем обусловлено различие демографических проблем в различных регионах и возможно ли, на Ваш взгляд, их решение в будущем?

 

Примерные темы докладов «Общество как саморазвивающаяся система»

1. Человечество как объект философского познания.

2. Человечество как субъект истории.

3. Социальный детерминизм, его единство и многообразие.

4. Эволюция и революция в историческом развитии общества.

5. Общественные противоречия: сущность, виды роль в истории.

6. Глобальные проблемы современности: происхождение, сущность, пути решения.

7. Понятия культуры и цивилизации: общее и особенное в них.

8. Культура как форма самореализации человека.

14. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

15. Современный мир: единство и многообразие культур и цивилизаций.

16. Россия в диалоге культур Востока и Запада.

17. Глобальные проблемы современности: сущность и пути решения.

 

 

Вопросы для самоконтроля «Общество как саморазвивающаяся система»

 

1. Есть ли закономерность в историческом развитии общества?

2. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом?

3. Назовите основные исторические субъекты и их характеристики.

4. Какова роль выдающихся личностей в историческом процессе?

5. Существует ли прогресс в человеческой истории? Как решался этот вопрос в истории философии?

6. В чем отличие диалектико-материалистического и идеалистического пониманий истории?

7. Что такое «общественно-экономическая формация» и какова роль этого понятия в марксистской концепции общественного прогресса?

8. Что означают понятия прогресса и регресса в развитии общества? Какова их взаимосвязь?

9. Возможен ли объективный критерий общественного прогресса? Если возможен, то в чем он?

 

Примерные темы докладов «Проблемы философской антропологии»

 

1. Человек как проблема философии.

2. Проблема антропогенеза в естествознании и философии.

3. Современное естествознание об эволюции человека.

4. Человек в мире и мир человека.

5. Человек в системе общественных связей: свобода и необходимость.

6. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха.

7. А. Шопенгауэр о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

8. Ф. Ницше и его миф о сверхчеловеке.

9. Человеческая деятельность: сущность и структура.

10. Проблема человека в философии марксизма.

11. З. Фрейд и неофрейдизм о детерминантах поведения человека.

12. Экзистенциализм о свободе, ответственности и предназначении человека.

13. Теоретические модели личности в философии, социологии и психологии.

14. Личность и стратегии ее развития.

15. «Философская антропология» М. Шелера в поисках единой идеи человека.

 

Вопросы для самоконтроля «Проблемы философской антропологии»

 

1. Почему первооткрывателем проблемы человека в западной философии считается Сократ? В чем особенности решения этой проблемы в античном идеализме и материализме?

2. Каков характер взглядов на природу и сущность человека в учениях средневековых философов?

3. Чем было вызвано обращение к проблеме личности в эпоху Возрождения?

4. Что принесло Новое время в понимание человека и его возможностей?

5. В чем суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха? в чем он видит сущность человека?

6. Каковы основные положения марксистского понимания сущности человека и его отличие от предшествующих философско-антропологических учений?

7. В чем сущность трудовой концепции антропогенеза и чем она отличается от дарвиновской?

8. Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов в становлении человека?

9. Какова природа человеческих ценностей и чем определяется их иерархия?

10. Что представляет собой понятие смысла жизни и какова его роль в развитии человека?

11. Как соотносятся понятия «индивид», «человек», «индивидуальность» и «личность»?

12. В чем состоит суть социально-ролевой концепции личности?

13. Как соотносятся в деятельности личности ее свобода и ответственность?

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (32 часа)

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

Занятие 1.Философия, круг ее проблем и роль в культуре (2 часа)

1. Мировоззрение и философия, структура, основные исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания.

3. Научные, философские и религиозные картины мира,

4. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.

 

 

Занятие 2. Зарождение философии. Античная философия (2 часа)

1. Философские идеи народов древнего Востока.

2. Социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли.

3. Досократовская философия, первые философские школы Древней Греции и их представители.

4. Антропологические идеи софистов и Сократа.

5. Зарождение основных философских направлений. Учения Демокрита и Платона.

6. Аристотель – вершина философской мысли античности.

7. Философские школы эллинистического периода.

 

Занятие 3:Философия средних веков и эпохи Возрождения (4 часа)

 

1. Средневековье: характерные черты исторической эпохи и ее философии. Основные этапы становления и развития средневековой философии.

2. Патристика: основные проблемы, пути решения, представители. Августин Блаженный и его учение.

3. Схоластика в средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.

4. Философское учение Фомы Аквинского, решение им проблемы отношения веры и разума.

5. Возрождение как историческая эпоха и ее философии.

6. Пантеистическая натурфилософия Возрождения. Николай Кузанский и Джордано Бруно.

7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения. Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.

 

 

Занятие 4. Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.) (2 час).

1. Новое время: эпоха и ее мировоззрение. Взаимосвязь науки и философии

2. Эмпиризм в философии Нового времени: Ф. Бэкон и его последователи.

3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма как выражение кризиса эмпиризма XVII в.

4. Рационализм в философии Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

5. Особенности XVIII века как века Просвещения. Французские просветители о природе, человеке и обществе.

 

 

Занятие 5. Немецкая классическая философия (2 часа)

 

1. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы.

2. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта).

3. Феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа).

4. Философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).

 

Занятие 6. Западноевропейская философия 19-20 столетий. (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.